***
Светлана, я пишу кратко, как тезисы. это привычка, основанное на принципах, меньше воды, больше дела, 45 минут, надо проверить дз, разобрать новую тему и закрепить. Вы сами предложили - забыть прошлое. я не напоминаю прошлое, я предложила вам поговорить о путях современного искусства, без обывательского понимания. Вы используете в своей копилке многое, у вас наработано многое, но я предлагаю двигаться в сторону мультикультурности, термин, прямо сказать, не очень понятен. Но его предложил литературовед Сергей Чупринин, он наравне с Михаилом Эпштейном предложил свой взгляд на современное поэтическое искусство. Я могу для вас выставить сокращенный доклад к научно-практической школьной конференции...
Так смешно, что из-за моей болезни,ученица ходила без меня на конференцию, никто не поверил, что нескаченная работа, а просто в свете прошлого года, я под колпаком у самой И.В. Порох, зам главы города, меня просто тупо гнобят. для меня было шоком, что читают мои рецы. Я такой элемент, который может их порох взорвать.
Первое, что увидел Чупринин - это несколько стартов... одним из которого, является досуговая поэзия. Чем вы и занимаетесь. Есть женская... но лучше самой прочитать, сейчас подготовлю и выставлю...Примите конструктивно. Одно, когда ориентируешься, красиво- некрасиво, правильно - неправильно, а другое - я понимаю, какое место занимаю в современном поэтическом поле.
Голь Хитрая 02.05.2013 15:10 Заявить о нарушении правил / Удалить
Если возможно, дайте ссылку... Я обязательно прочитаю! Или как проще найти.)))))))))) СПАСИБО!))))))))
СВ.
/разумеется, о Теме. это и есть самое интересное.../
Светлана Водолей 02.05.2013 15:16 Заявить о нарушении правил / Удалить
я решила выставить в этих рецах..
Обзор современной русской поэзии
Конец перестройки - ироническое, концептуальное, неоавангардное, неоклассическое. Доминировали - концептуализм и метареализм. Концептуальная поэзия включала в себе три направления: соц-арт, концептуализм, минимализм. . Уже в 2002 г. Вл. Губайловский отметил «выравнивание» поэтического пространства, концептуализм сдал свои позиции. ( не нужно было никого критиковать).
Первая система. С. Чупринин об автономных «стартах »
• филологическая поэзия,
• женская поэзия,
• досуговая литература,
о мультикультурности: (параллельного существования культур в целях их взаимного проникновения, обогащения и развития в общечеловеческом русле массовой культуры, что мы считаем и близко в понимании современной действительности).
• необарокко (Е. Шварц),
• метафизической поэзии (О. Седакова),
• неосентиментализму (В. Кучерявкин),
• минимализму (И. Ахметьев),
• лингвопоэтике (А. Левин и В. Строчков),
• мистическому авангарду (Е. Головин),
• панк-поэзии (Т. Трофимов) и т.д.
Интересно мнение лидера молодых поэтов Д. Кузьмина:. в поэзию пришло новое «поколение Интернет». Оно представлено проектом «Вавилон»), клубом «Дебют»,, премиями «Дебют», «Молодежный триумф», конкурсом «ЛитератуРРентген» и т.д.
Старое поколение (Чупринин С,) определяет особенность поэтики молодых:
Спонтанность опыта,
ненормативная лексика,
рефлЕксия текста,
дилетантизм, беспамятство (забвение традиции),
отстраненность от мира, безликость, псевдоэпичность. отсутствие прямого лиризма («душевности») и твердых («общечеловеческих») критериев, а также отказ от доминирования силлабо-тоники и предпочтение интонационно-фразового стиха.
«Старшие» ощущают себя стоящими на вершине пирамиды человеческих существований, отсюда - чувство рода, народа, культурной традиции.
*Итак, в современном поэтическом творчестве продолжается поиск, что спасает поэзию от неподвижности, пусть даже непривычность форм и отпугивает поначалу читателя.
Художественно-стилевые особенности в современной русской поэзии
Современная русская поэзия мыслится искусствоведом Е.И. Беловой «как постмодернистская, выросшая на основе постмодернизма и преодолевающая его».
*Это, как мы уже отмечали, с одной стороны, реализм и романтизм, а с другой - особенно активизировавшиеся в последнее время авангард и постмодернизм.
Доказательство можно увидеть на этой таблице, где сравнивается два направления в избрании форм (авангардные и традиционные формы)
И.П. Ильин, определи постмодернизм, как "многозначный, динамически подвижный в зависимости от исторического, социального и национального контекста комплекс философских, научно-теоретических и эмоционально-этических представлений".
В постмодернизме можно выделить два категориальных доминантных качества, пишет Я.В. Погребная: «Во-первых, "принцип айсберга", то есть уход текста корнями вглубь истории и культуры; во-вторых, ориентация культуры не на действительность, а на культуру». Что отражается в системе М. Эпштейна., в которой представлены все направления постмодернизма. (показ – называешь )
Говоря о роли школ, групп, течений для развития поэзии, нельзя не признать, что при определенных условиях они стимулируют поэтическую активность, сама их атмосфера способствует творческому общению, интенсивности художнического поиска. И все же настоящая поэзия - дело сугубо индивидуальное. На первом плане в ней всегда уникальная творческая личность художника, свежесть его восприятия, особый строй переживаний, неповторимый и цельный поэтический мир.
и сейчас ещё найду систему Эпштейна - скопируйте, я потом уберу...
Голь Хитрая 02.05.2013 15:28 Заявить о нарушении правил / Удалить
вот немного прочла тезисы, это само основное, решила добавить примеры для пояснения...о старших и поколении интернет...
«Старшие» поэты, напротив, тяготеют к прямому лирическому высказыванию. Их поколенческий опыт - развал Советского Союза, бурные 90-е - провоцирует чувства боли, стыда, жалости. Наталья Ахпашева проводит параллель между раздробленностью Киевской Руси и развалом Союза - и таких примеров читатель найдет много в альманахе «Наше время». В стихах «молодых» как раз заметно усиление социальности и даже политизированности, как, например, в дебютной книжке Антона Очирова «Ластики» (лирический герой не хочет ни денег, ни секса, ни наркотиков, ни путешествий, а хочет, чтобы в нашей стране образовалось гражданское общество). Жесткий экспрессионизм отличает книгу Елены Фанайловой «Черные костюмы» (что свидетельствует о том, что «поколение» определяется не только паспортными данными, но и жизненной позицией): ее героиня выбирает позицию контркультуры в мире, который ей хочется взорвать.
Для «старших», для Инны Кабыш и для Елены Исаевой, характерно непререкаемый долг матери и жены, позволяющий с достоинством жить «при том царе и том народе, каких даст Бог», «держать свою душу в порядке», даже если поезд ушел, и приходится «жить на вокзале, в туалете, в буфете, под фикусом пыльным у касс». Обратим внимание на замечательное стихотворение И. Кабыш, в котором каждая строфа начинается анафорой: «Кто варит варенье в июле, / тот жить собирается с мужем...», «Кто варит варенье в июле, тот жить собирается долго...», «Кто варит варенье в июле, уж тот не уедет на Запад и в Штаты не купит билет», а заканчивается текст парадоксальным утверждением: «Кто варит варенье в России, тот знает, что выхода нет».
Одна из важнейших проблем в поэзии «тридцатилетних» - проблема личностной самоидентификации. «Старшие» ощущают себя стоящими на вершине пирамиды человеческих существований, отсюда -чувство рода, народа, культурной традиции.
Если «старшие» готовы выключить телевизор, чтобы не слышать повергающих в тоску новостей (Н. Ахпашева: «Я убью телевизор собственной рукой / Вырву с мясом жесткие усы антенн»; Т. Кибиров: «Не смотри телевизор. Не ходи в магазин.»), то «младшие» даже в телевизоре готовы увидеть собеседника - то ли Бога, то ли свое внутреннее «я».
дальше таблицы...
я все кратко...
не получилось - перемешалось...
хорошо, я по частям
возьмем двух постмоденистов
(Сравнительно-контекстуальный анализ)
1. Тимур Кибиров. (мне показалось, что Вы к нему близко находитесь)
Для Кибирова характерно насмешка, пародия, установка на скрытое и открытое цитирование как классической литературы, так и советских, идеологических или рекламных штампов. Практически все жанры, которые использует Кибиров в своем творчестве, пародийно обыгрываются, отсюда возникает видимый эффект внутреннего разрушения жанра. Однако,Кибиров пародирует не жанры, но сам тип лирического сознания, который в этих жанрах воплощался. Особенно часто им деконструкции подвергается романтический тип сознания. Классицистическая традиция, воплощенная в некоторых стихотворениях, связанных с жанром песни, также осмысляется поэтом иронически.Приведем пример подобного ироничного вложения нового содержания в старый традиционный стиль сонета. Кибиров использует для этого принципы тавтологий, игры, рефлексии, иронии, пародийности, двойного кодирования. В сонетах Тимура Кибирова из цикла «Двадцать сонетов к Саше Запоевой» текст и метатекст сосуществуют на совершенно равных правах:
Чтоб как-то структурировать любовь,
избрал я форму строгую сонета.
Катрена два и следом два терцета.
abba. Поэтому морковь
я тру тебе опять. Не прекословь! -
как Брюсов бы сказал. Морковка эта
полезнее котлеты и конфеты.
abba. И вот уже свекровькакая-то (твоя, наверно) прется
в злосчастный стих. ccdc. Бороться
нет сил уж боле. Зря суровый Дант
не презирал сонета. Остается
dd, Сашура. Фант? Сервант? Сержант?
А может, бант? Нет, лучше бриллиант.
С точки зрения современного стиховедения, введение в текст латинских буквенных обозначений, рассыпанных по структурным уровням формы, не только создает метатекстовую игру, но и трансформирует метро-ритмический строй стиха, заставляя учитывать при декламации иррациональные гласные: «abэbэa... сэсэdэсэ». И использованная игра созвучиями напоминает задание Незнайки найти рифму к слову «пакля» в книге Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».Все 20 текстов цикла Кибирова, каждый по-своему, репродуцируют концептуалистский принцип раскрепощения сознания и языка, виртуозно рассыпая перед читателем стилевые противоречия, комбинируя парафразы: «Ну что, читать?.. У лукоморья дуб / зеленый... Да, как в Шильково... златая... / ну золотая значит, вот такая, / как у меня кольцо...» Причем связь между всеми текстами никоим образом не напоминает пресловутый венок сонетов: в каждом из них, как в стансах, представлена определенная тематическая вариация, намечающая общее движение лирического сюжета. В таком виде сонет уже как бы и не совсем сонет, а скорее - лирическая поэма, предметом описания которой является чадолюбие, а не любовная интенция, чему свидетельством начало последнего сонета цикла:
Я лиру посвятил сюсюканью. Оно
мне кажется единственно возможной
и адекватной (хоть безумно сложной)
методой творческой...
Тимур Кибиров (настоящее имя - Тимур Юрьевич Запоев) родился 15 февраля 1955 года. Дебютировал в печати в конце 1980-х годов. Его поэзию относят к постмодернизму, соц-арту и концептуализму.
второй Лев Лосев. Он мне ближе... Лев Владимирович Лосев (настоящая фамилия -Лившиц) (15 июня 1937 г. - 6 мая 2009 г.) - известный русский поэт, литературовед и эссеист. По словам Б. Парамонова, Лосев сделал из русской поэзии то, что Чехов из русской прозы: превратил её из набора гениальных безумств в хорошо организованный текст. Лосев - один из оригинальных поэтов современности, причем оригинальность его не в модернистских изысках, а, как ни странно, в смелой традиционности. В его стихах, как в тигле, переплавляется вся русская литература последних двух веков. В них есть место всему.
Один из любимых приемов Лосева - стилизовать свои тексты под фрагменты, представлять их как бы отрывками старой и новонайденной рукописи. В его книге "Как я сказал", это так называемые "17 агностических фрагментов". Нынешняя жизнь в них представлена как давно прошедшая, от которой только и остались, что клочки каких-то документов. Например:
Говорит радиостанция "Соотечественники".
Московское особое время - сорок часов.
Тассо уполномочен заявить,
что Иерусалим освобожден.
"Я иранскому лидеру бороду выдеру",-
сообщил нашему корреспонденту СалманРашди.
Погода: солнечно, облачно, с переменными грозами, проливные дожди
Философичность, ироничность, логичность, его стирание границ прозы и поэзии, сознательное снижение тем, образов, словаря способствовали тому, что в его стихах, стихах нет ни лирического героя, ни адресата. "Что касается лирического субъекта, существует романтическая традиция представления себя на некоторых котурнах ... В поэтическом мире Лосева лирический субъект утверждается лишь лингвистически, само его порождение и существование определяется и поддерживается речью, иными словами, вне языка человека быть не может.
Это концептуалисты, то есть постмодернисты...
дальше из системы Эпштейна возьму Метареализм, что свойственно нам ( у Эпштейна больше 10 направлений - все перечислять долго)
Поэзия высших слоев реальности, образных универсалий, пронизывающих всю европейскую классику. Система приемлющих и освящающих жестов, обращенная от современности к высокой культуре и культовой поэзии минувших эпох - от античности до барокко, от Библии до символистов. Архетипы "ветра", "воды", зеркала", "книги" - образы, тяготеющие к безусловности. Обилие вариаций на вечные темы, перекличек с классиками всех эпох и народов.
Дальше известные имена. Ольга Седакова, Виктор Кривулин, Иван Жданов, Елена Шварц, Ольга Денисова
Голь Хитрая 02.05.2013 15:49 Заявить о нарушении правил / Удалить
немного о Викторе Кривулине...
Неоклассическая поэзия – это интеллектуальная поэзия, «тёмная» и «трудная». По мнению критика Михаила Эпштейна: «… это не отрицание реализма, а… усложнение самого понятия реальности». Представители этого направления – это О.Седакова, И.Жданов, В.Кривулин, Е.Шварц.
Виктор Кривулин – профессиональный знаток серебряного века, культура которого стала главным объектом его творчества и мерилом подлинной жизни – в своём стихотворении «Объект эксперимента» волшебному, красочному времени Сезанна противопоставляется пустота современного токсикомана, жертвы эксперимента.
Обратите внимание на знаки препинания и прописные буквы – они отсутствуют почти во всём тексте, это создает ощущение наркотического бреда, а появляются лишь в одной строке.
В своих стихах он бежит от мёртвой реальности в живую, духовную сферу искусства.
И последнее, это отношение к языку...сокращенное, только тезисы...
Кризис языка в новейшей русской поэзии
Теория Эпштейна состоит в том, что русский язык утратил свою творящую функцию. Деградация языка проявляетсяв оскудении его лексического состава, в неспособности образовывать новые необходимые ему слова от родных корней, следствием чего является его активная латинизация. Для того чтобы реанимировать творческие силы языка, по мысли Эпштейна, следует разрешить к существованию все возможные грамматические варианты, в принципе допускаемые его системой, но запрещенные современной нормой (это касается словообразования, сочетаемости слов и даже орфографии). Для Эпштейна языковая норма представляется началом, чуждым языку, навязанным ему репрессивными методами извне. Что проявляется в современной поэзии, когда авторы намеренно отказываются от знаков препинания и за погоней звукописи отказываются от грамматических норм.
*Можно по-разному оценивать центральный тезис Эпштейна с лингвистической точки зрения. Бесспорно то, что его идея — парадоксально заострённое выражение ощущения глубинного неблагополучия культурной и языковой ситуации, следствием которой является недоверие носителя языка к самому себе.
Отторжение от языка объясняется политическими и социальными причинами, этому способствуют вынужденная или добровольная эмиграция, репрессивная языковая политика в странах ближнего зарубежья. Восприятие родного языка как чужеродного явления — одна из характерных примет культуры XX века, являющаяся следствием общего духовного кризиса, отчуждения человека от самого себя. Ярче всего эта поэтическая интуиция явлена в творчестве И. Бродского, в его философии взгляда со стороны:
Что-то внутри, похоже,
Сорвалось, раскололось.
Произнося «о, боже»,
Слышу собственный голос.
. Региональные поэтические школы в русской провинции, если и возникают, то существуют из-за тяжелой социальной и культурной обстановки недолго: ключевые фигуры либо быстро замолкают, либо разъезжаются в столицы или за пределы России, и связь между участниками школы слабеет и исчезает.
Значение поэтики современных направлений в создании современного русского литературного языка
• современная поэзия фиксирует драматичность текущей языковой ситуации. Низшее — чисто негативное — отображение этого явления в поэзии принимает форму самоуничтожения языка, обессмысливания или осквернения слова - элементарный способ «актуального» самовыражения. На более высоком художественном уровне наблюдается попытка преобразить (или преобразовать) природу языка, найти такую точку, где слово выходило бы в иное измерение, в некую альтернативную систему существования. Как отмечает Л. Зубова: «Нарушение нормы в ряде текстов показывает альтернативный путь развития фонетики, семантики, грамматики» .
Например, у Лосева (как и у Бродского) язык, грамматика может становиться "лирическим героем" стихотворения, онтологическим фактором, через который осуществляется сознание вселенной: «Грамматика есть бог ума./Решает всё за нас сама:/что проорём, а что прошепчем». Язык здесь возводится в ранг онтологического Абсолюта, всевластной играющей стихии, не знающей зависимости от своего творца и носителя.
• Одной из функций современных поэтических направлений является создание современного русского литературного языка. Информационные и коммуникационные технологии в мировосприятии и поведенческих моделях. Например, в одном из стихотворений Станислава Львовского. Раньше говорили: «Я что-то почувствовала и приехала». Теперь говорят: «Получила твою СМСку»"). Необходимо отметить новые формы социализации молодого автора. Например, разнообразные литературные интернет-сайты со свободной публикацией, образующих своеобразную коммуникативную среду, в которой изначально оказываются почти все дебютанты 2000-х гг. Значительные поэтические достижения возникают там, где плодотворная литературная традиция пересекается с вызовом времени, социально-психологическими особенностями эпохи. Раньше, как правило, молодой поэт вначале включался (хотя бы и через подражание) в традиционные течения, а потом постепенно выходил на уровень запросов эпохи. Теперь же многие талантливые молодые авторы практически сразу начинают работать в пласте современности, беря за основу остросовременные речевые модели (рекламные тексты, глянцевую журналистику, рок тексты и др.), а подключение к традиции, обогащение культурного багажа происходит уже потом.
• Некоторые открытия русской поэзии последних десятилетий с самого начала оказываются достоянием младшего поколения и требуют только дальнейшего соотнесения с уже наработанным старшими авторами опытом. Например, конкретность, открытость к самородной поэтичности речи; постконцептуалистское стремление добиваться искренности и аутентичности (подлинности) высказывания, несмотря ни на что; объективистский пафос фиксации деталей окружающего мира во всей подлинности и подробности; интерес к гендерным проблемам (связанные с проблемой роли в обществе лиц мужского и женского пола).
Итак, я метареализм свойственно ВАМ и мне, элементы концептуализма.
Но факт остается фактом, главное индивидуальность в развитии тем, сюжетов и образов. Особенно в этом городе потерянных. Пусть кто-то называет его храм, но пишут стихи всегда сирые и сумасшедшие. Не от мира сего!
Голь Хитрая 02.05.2013 15:59 Заявить о нарушении правил / Удалить
Другие статьи в литературном дневнике:
- 08.05.2013. ***
- 02.05.2013. ***
- 01.05.2013. ***