Постфактум

Вадим Забабашкин: литературный дневник

Подведем предварительные итоги, Моя затея ежедневного вернисажа одного стихотворения – разных и хороших отечественных поэтов – явно не привлекла особого внимания. 5-7 читателей. Впрочем, я и не рассчитывал на что-то большее, всегда подозревая, что стихира не столько литературный, сколько коммуникационный сайт. Точнее: сайт общений с использование поэтического материала.
Что ж, добавим личностного. Тем более мне и самому захотелось комментария. Пусть даже постфактум.
С чего все началось? С «Вишни» Башлачева. Я уже говорил на стихире о своей любимой теории, насчет того, что три века русской поэзии истекли. Поэтому Башлачев для меня последний (вот пусть и станет первым согласно известной сентенции!) – в ряду других блистательных авторов этого 300-летия. Спросите: отчего не Бродский? Но Бродский настолько мощный предтеча новых времен, что уже сам – их начало. Поэтому – пусть будет Башлачев – вечно молодой, со своей гитарой, бубенцами и несколькими десятками песен. Не все – но какая-то часть из них – на весь золота. Откуда он такой взялся? Говорят: из рок-музыки. Да, пусть из музыки. Только лучшие его вещи к року никакого отношения не имеют: «Грибоедовский вальс», «Хозяйка», «Верка, Надька и Любка». Скажите, кто и когда еще создал такой пронзительный русский образ – как он в «Ванюше»?! Говорят, Башлачев – продолжатель Высоцкого. Отчасти. Сам он с громадным уважением относился к этому поэту. Тому подтверждением и «Таганский концерт». Да и отдельные высоцкие нотки у СашБаша встречаются, скажем, в «Подвиге разведчика». Но Высоцкий прежде всего поэт-актер: он мог петь за фронтовика, за Гамлета, за прыгуна в длину… Башлачев и его лир. герой нераздельны. Тут всё подлинное. И еще – его творчество очень русское. Я это подчеркиваю вовсе не потому, что русское – лучше, чем польское или татарское. А потому что – корневая система – которая, если развита, дает и крону богатую и плоды сочные.
Мне особенно близки сюжетные стихи Башлачева. Может, оттого, что в последнее время они в особенном загоне. А ведь тут нужно особое мастерство: чуть-чуть вправо и – уже проза, чуть-чуть влево – невнятица. «Грибоедовский вальс» - один раз услышав – не забудешь. Казалось, так всё просто – а аналогов не припомнить.
Наконец, «Вишня». Я ее у Башлачева разглядел позже других вещей. Признаюсь, как песня она мне в душу не запала. Это стихотворение – со своей собственной музыкой. Одновременно и простое и непростое. Нерукотворное, как снежинка. Чистое, как Божий мир после летнего дождя.



Другие статьи в литературном дневнике: