Парадокс Христа

Велисевич Надежда: литературный дневник


«Блаженны плачущие, ибо они утешатся». Матфея 5:4


Гимн «Когда я поднимаю взор» принадлежит перу Исаака Уоттса, одного из величайших авторов духовных песнопений. При написании текста Уоттс использовал поэтический прием, который называется парадокс. Он основан на ярких контрастах и противопоставлениях. Глядя на крест, автор признается: «Я сознаю греха позор, стыжусь того, что почитал». А затем высказывает пожелание, чтобы позорная смерть Христа «была венцом моих похвал». В контексте библейского учения этот прием обретает особый смысл.


Иисус часто высказывал парадоксальные идеи. «Блаженны нищие духом» (Мф. 5:3), – учил Он, подразумевая, что те, кто потерял надежду, получат больше, чем могли надеяться. Плачущим Иисус пообещал, что они утешатся (ст. 4). Всем этим Он показывал, что в Божьем Царстве обычные правила жизни не действуют.


Эти парадоксы говорят о том, что жизнь во Христе бросает вызов всем ожиданиям. Те, кого мир считает никем, обретают высочайшую ценность. На кресте Иисус понес на Себе зримый символ парадокса – терновый венец. Предмет, сделанный для издевательств и унижений, придал страдающему Господу особую красоту. Склонимся перед Ним и вспомним последний куплет гимна:


Когда б я целый мир отдал,
То дар мой был бы слишком мал.
Что ж за любовь Твою я дам?
Ничто, я Твой всецело сам!


Кеннет Петерсен




Взгляд на Христа


«Исследуйте Писания, ибо вы думаете через них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют обо Мне». Иоанна 5:39


Джун не сводила глаз с серой машины, ехавшей рядом. Ей нужно было сменить полосу, чтобы съехать с автострады, но каждый раз, когда она пыталась обогнать серую машину, та тоже ускорялась. Наконец ей удалось вырваться вперед. Празднуя победу, Джун посмотрела в зеркало заднего вида и самодовольно ухмыльнулась. И в этот самый момент увидела, как проезжает мимо нужного съезда.


«Я была так зациклена на опережении, что пропустила съезд», – с печальной улыбкой вспоминает она.


Подобная ошибка может произойти и в нашем желании ходить Божьими путями. Религиозные вожди Израиля преследовали Иисуса за несоблюдение иудейского закона (Ин. 5:16). В ответ Он сказал, что они настолько увлеклись изучением и исполнением закона, что не узнали Того, на Кого этот закон указывает. «Писания... свидетельствуют обо Мне. Но вы не хотите прийти ко Мне, чтобы иметь жизнь», – сказал Иисус (ст. 39-40).


Стараясь угодить Богу, иудеи сосредоточились на соблюдении Моисеева закона и на том, чтобы все остальные тоже его исполняли. Подобно им, и мы можем ревновать о правильных делах: посещении церкви, изучении Библии, благотворительности и тому подобном. Но при этом мы можем настолько сосредоточиться на этих делах, что упустим из виду Того, ради Кого их делаем, – Иисуса Христа!


Будем просить Бога помочь нам в любом деле не сводить глаз с «Начальника и Совершителя веры» (Евр. 12:2). Только Он – «путь, и истина, и жизнь» (Ин. 14:6).


Jasmine Goh



Другие статьи в литературном дневнике: