Для тех, кому нужно - о стихосложении***Эссе о глагольных рифмах и не только...*** Отмечу сразу: нет стихотворений с нежелательной или предпочтительной рифмой, есть слабые и сильные произведения вне зависимости от виртуозного владения искусством строительства окончания строк. Меж нами речь не так игриво льётся, Кое-как удалось разлучиться Могла ли Биче словно Дант творить, А вот стихи поэта, который всячески избегал глагольных рифм, хотя это и не всегда даже ему удавалось. Легко ли ему рифмовалось? Только он мог бы ответить на этот вопрос. Но я предполагаю, что он был образцовым поэтом-конструктором, рождающим мёртвых детей, которых народ не может полюбить до сих пор. Извёсткой скреплённая скорлупа, Замечу, что только один из ста грамотных читателей Бродского способен не потерять нить его рассуждений при лавинообразном натиске непривычных рифм и словообразований вообще. Я уже не говорю об образности. ВЫВОД. Избегать глагольной рифмы вряд ли целесообразно преднамеренно. Мастерам слова это удаётся только в некоторых произведениях и то непроизвольно, в силу большого словарного запаса и широкого кругозора. И это – не предмет подражания, а только грань таланта – для большинства недостижимая. Чтобы не утруждать себя поиском из классики, приведу отрывок из своего стихотворения. Читателю нескромно подскажу, что об уровне мастерства говорит не столь отсутствие глагольных рифм, сколь присутствие рифм редко встречающихся, а то и не встречающихся ранее вообще. И при большом словарном запасе это происходит автоматически на уровне подсознания, то есть без всяких временных или умственных затрат. С долей юмора можно утверждать: гению даётся легко то, на что талант затрачивает огромный труд. Летаем близко или вдаль - Или вот это моё стихотворение. ДУША ДАВНО - ЛЕГКА, СВЕТЛА, КРЫЛАТА Ветра зовут неведомо куда, А сердце рвётся в прерванный полёт, 2011 С рифмой "кровь - любовь" дело обстоит ещё интереснее. В мои молодые годы такая рифма если и не приравнивалась к преступлению, то крест на стихотворении ставила несомненно. И в этом "конструкторы" сильно преуспели. Фактически многие рифмы и даже словосочетания в целом незаслуженно попадали в разряд литературных штампов. Обратимся опять к классике. И грусть ледяная Пусть халат мой залит свежей кровью, У Ахматовой даже при беглом просмотре обнаружил шесть (!) Ты поверь, не змеиное острое жало, Смятение, 1913. Столь частое применение упомянутой рифмы - ничуть не ухудшило качество и поэтическую ценность этих её произведений. ВЫВОД. Можно рифмовать "любовь" и "кровь". Важно, чтобы при наличии первой не проливалась вторая. Бродскому, как и многим его сверстникам, не удалось избежать сильного влияния поэтов-конструкторов, он даже во многом превзошёл их. У Нобелевского лауреата вы не найдёте рифмы "кровь - любовь", но как истинный конструктор (он часто составлял стихи из блочных заготовок, то есть готовых словосочетаний) неоднократно применил рифму "кровь - бровь". Никто мне не докажет, что "бровь" лучше "любви". Уже не ссылаясь на свою персону, приведу три примера мастерского владения рифмой. По волнам блуждаю и прячусь в лесу, Не придумать разлуку бездонней, Ольга, Ольга! - вопили древляне Успел получить отзыв на эту статью, намекающий на моё уничижительное отношение к Иосифу Бродскому. Это не так, а потому у меня о нём - несколько эссе и очерков. Вся его книга пестрит моими положительными пометками, но при большом количестве поэтических находок в виде отдельных стихов, цельных стихотворений такого уровня у него очень мало. А рифмовать он тоже был большой мастер, да к тому же ещё и со своим, неподражаемым почерком. Как бессчётным жёнам гарема всесильный Шах С шестой стороны - у него преобладает длинная строка, рифмовать которую проще пареной репы. Так он (как американский гражданин) облегчал себе творческую жизнь, более и более отходя от родных корней. Традиция в русском языке не только неисчерпаема, но и необычайно богата поэтическими находками, которые с полным правом можно отнести к мировым шедеврам литературы. И всё же - захотелось закончить статью своим стихотворением, которое тепло встречено читателем. В нём рифма специально не подбиралась. О МОЕЙ ЕДИНСТВЕННОЙ ПОДРУГЕ Я не знаю... Продолжаю жить - О тебе - я вижу только сны, 2009 Л И Т Е Р А Т У Р А 1. Владимир Юденко. Эссе о содержательности стиха. --------------- Немного про Оккама Бритва Оккама – методологический принцип, применяемый в разных сферах науки, философии, литературе. По-другому – это принцип лезвия, который отсекая все лишнее, оставляет самые простые, оказывающиеся верными решения, предположения, гипотезы. Принцип бритвы Оккама. Монах-францисканец и по совместительству философ Уильям из Оккама, живший в XIV в. славился среди своих соотечественников своей способностью побеждать в философских диспутах. © Copyright: Велисевич Надежда, 2017.
Другие статьи в литературном дневнике:
|