Христианская этика
*** «Не обманывайтесь:
худые сообщества развращают
добрые нравы».
1-е Коринфянам 15, 33
Этика — греч. Ethos — обычай, характер, нравы.
1) Учение о морали как одной из форм общественного сознания, ее сущность, законах ее исторического развития и роли в общественной жизни.
2) Система норм нравственного поведения человека, какого-то класса, общественной или профессиональной группы.
3) Учение о нравственности (морали), ее происхождении и развитии, о правилах и нормах поведения людей, об их обязанностях друг к другу и обществу.
Слово «мораль» происходит от латинского «mores», что в переводе на русский означает «нравы», «нравственный».
Этикет — фр. Etiguette — установленный порядок поведения где-либо.
Этикет — порядок, светский обычай внешних обрядов и приличия, принятая условная вежливость. Этикетный — к сему относящийся. Этикетничать — с важностью и настойчивостью блюсти этикет, будто дело. (Сл. Вл. Даля)
«Мораль» — русский аналог «нравственность».
Моральный — относящийся к нраву, характеру.
Этика = мораль = нравственность, но «мораль» — это реальные явления (нравы общества, нормы поведения и т.д.) и = «нравственность».
Нравами называют реально практикуемые формы поведения.
Этика — наука, изучающая мораль (нравственность).
Мораль (нравственность)
Мораль (нравственность) — имеет классовую природу, или по-другому природу определенного круга людей. Выделяют этику предпринимателей, послов и т.д., а также этику группировок людей (закрытых обществ). Из этого следует, что христиане имеют определенную этику — христианскую этику, т.е. то учение, которое берет начало и основывается на Слове Божьем. Поэтому в Слове Божьем и освящается конкретные моральные (нравственные) нормы поведения.
Но мораль любого сообщества имеет и общечеловеческие требования, необходимые любому классу (обществу, группе) — это, так называемые, «элементарные» нормы и правила человеческого общежития (вежливость, уважение к старшим, гостеприимство и т.д.).
Сущность морали
Общество в целом (коллективы, христианские сообщества, братства и т.д.) выработало социальный (внутри сообщества) инструмент, с помощью которого оно может регулировать и направлять поведение каждого отдельного человека таким образом, чтобы оно не только не разрушало, но даже укрепляло общественный организм (сообщество христиан в частности).
Инструменты морали
Моральные принципы — это наиболее общие требования к поведению человека в его отношении к среде и к себе, определяющие основную линию его деятельности.
Моральные нормы (границы, т.е. это от и до) — это требования к поведению человека, охватывающие содержание определенного нравственного принципа. Для установления норм морали используют категории нравственной оценки — понятия (от) добра и (до) зла, (от) чести и (до) бесчестия и т.д.
Правила поведения — это наиболее элементарные, конкретные требования к поведению человека в конкретных условиях.
Функции морали.
— Оценочная: нравственно-оценочное отношение в понятиях добра и зла, честь-бесчестие, благородство-низость и т.д.) — дает возможность во всем обществе установить единые подходы к пониманию категорий
— Регуляторная: необходимость согласования поведения индивидов в коллективной жизни — дает возможность во всем обществе установить границы и меры дисциплинарного воздействия.
— Воспитательная: нравственный опыт делает достояние каждого поколения людей — дает возможность передавать опыт последующим поколениям.
Этика делится на две части: на практическую и теоретическую.
Практическая этика рассматривает вопросы, касающиеся непосредственно практической жизни, она занимается рассмотрением того, как известные нравственные принципы применяются в практической жизни. В вопросы практической этики входят также вопросы дисциплины и воспитания.
Теоретическая этика – учение о смысле жизни и духовных моральных ценностях.
Теоретическая этика
Теоретическая этика – учение о смысле жизни и духовных моральных ценностях.
Нравственный мир человека – его составляют мысли, чувства и поступки человека, мечты и планы, надежды и разочарования, радости и печали. Они тесно связаны между собой и образуют систему мировоззрения. На высшем уровне этой системы (т.е. внутри человека) располагаются мировоззренческие понятия идеала (кумира), смысла жизни. Уяснив их (и забота родителей тут не мала) личность ставит и решает важные жизненные задачи. К этим понятием примыкают нравственные позиции личности: долг, ответственность, совесть и др., которые обеспечивают связь между мировоззрением личности и её поступками.
Нравственный идеал
Нравственный идеал – это все лучшие, что выработано моралью (христианской) на данном этапе её развития (понимания, осмысления) и соединено в одну личность.
Христианский нравственный идеал – Матф. 5; 48 «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный»
Идеал – Отец Небесный
Функции идеала
1) позволяет оценивать поведение других людей;
2) устанавливает ориентир для совершенствования, т.е. дает движущую силу для совершенствования.
Наличие нравственного идеала указывает на то, что:
1) личность (и ребенок - подросток) сознательно относит себя к нравственной личности;
2) личность планирует своё поведение, т.е. на всем лежит печать сознательного действия.
Человек (ребенок, подросток) не имеющий идеала – нравственно развивается стихийно.
Задачи учителя и родителей
Формировать устойчивую позицию к достижению идеала.
Душепопечителю
Изучая сущность идеала души (человека), т.е. чем и в чём живет человек (также это относиться и к внутренним мыслям, стремлениям), можно видеть идеал этой души.
Люди живут по формуле.
Я живу. Достигаю идеала. Что имею, это и есть идеал или его часть (а остальную часть ищу достигнуть).
Например
Жизнь души (человека) проходит практически в постоянном устроении быта, обстановки, приобретениях материальных благ и вещей и т.п. — идеал БЛАГОСОСТОЯНИЕ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ - не христианский идеал — христианин ли такой человек?
Смысл жизни
Смысл жизни – явно и естественно вытекает из осмысленного идеала и стремления его достичь, что делает смысл и цель жизни взаимосвязанными и нераздельными явлениями.
Смысл жизни – это то, что придает ей ценность.
Смысл жизни – это то, чем живет человек ежедневно.
Фил. 1, 21 «Ибо для меня жизнь — Христос…» — смысл жизни.
Цель жизни
Цель жизни вытекает из смысла жизни и, естественно, из осмысления идеала и стремления его достигнуть. Цель, которую человек ставит перед собой, определяет и смысл его жизнедеятельности.
Цель жизни и смысл — Фил. 3; 8 – 15.
Человек, не имеющий цели, превращает свою жизнь в набор, не связанных друг с другом, бесцельных поступков.
Под смыслом жизни следует понимать осознание человеком основного содержания всей своей деятельности (прошлой, настоящей и будущей), которое определяет его место и значение в жизни общества (сообщества).
Правильное понимание человеком цели и смысла жизни придает ему такую нравственную силу, которая помогает в преодолении жизненных трудностей.
Не соблюдение этого ведет к позиционному астено-депрессивному синдрому, т.е. потери жизненного тонуса (смысла жизни).
Для христиан необходимо согласовывать земные цели с высшей целью, а иначе возникает диссонанс, разлад, соблазн чем-то другим.
Задачи учителя и родителей
Учителям и родителям необходимо побуждать детей и подростков к избранию цели. Но это не произойдет, если не рассказывать им об Идеале – т.е. кто был и есть Иисус Христос, чтобы они были увлечены Им; чтобы они хотели избрать Идеалом жизни только Его.
Если мир стремится рассказать о своих «идеалах» всеми доступными средствами, то как важно христианским учителям рассказать о своём Идеале, а рассказать можно только тогда, когда сам Его знаешь.
Счастье
Жизнь, насыщенная целью и смыслом дает человеку счастье.
Счастье – это длительное и глубокая удовлетворение человека своей жизнью в целом; награда за верно выбранный путь. Стремление к счастью – свойство человеческой натуры.
Движущей силой всякой человеческой деятельности является осознанная потребность, в том числе к достижению счастья.
Поэтому счастье… мечта, цель, задача - стремление к изменению изменяющегося состояния.
Пример: Д.Ап. 26; 2. «…почитаю себя счастливым…»
Мечта Павла – достичь Христа, цель – Христос, задача – не…, но стремлюсь;
стремление - …
Человек – выполняет в обществе (сообществе, церкви) определенную роль (роли). А так же обязанности, которые он принял на себя добровольно.
Долг – совокупность требований предъявляемых человеку обществом (кооперативом), которые становятся его внутренней моралью, потребностью.
Совесть – это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение перед самим собой и внутренняя потребность поступать справедливо.
Главная функция совести – осуществлять моральный само - контроль (тем более христианину, ибо он обещал Богу добрую совесть).
Практическая этика
Практическая этика рассматривает вопросы, касающиеся непосредственно практической жизни; она занимается рассмотрением того, как известные нравственные принципы применяются в практической жизни. В вопросы практической этики входят также вопросы дисциплины и воспитания.
Мораль (этика) — это система требований, норм и правил поведения человека, верность которым носит добровольный характер, в этом смысле она уже носит название — этикет.
Этикет — это раздел морали (этики); — это свод правил, которые определяют формы поведения людей – это своего рода соглашение между людьми о том, что принято, и что не принято в обществе.
Задача этикета
Задача этикета направлена на то, чтобы общение доставляло людям радость.
Этапы формирование этикета
Моральные принципы — это наиболее общие требования к поведению человека в его отношении к среде и к себе, определяющие основную линию его деятельности.
Моральные нормы (границы, т.е. это от и до) — это требования к поведению человека, охватывающие содержание определенного нравственного принципа.
Правила поведения — это наиболее элементарные, конкретные требования к поведению человека в конкретных условиях.
Правила этикета
Внимательность - Евр. 10; 24 «Будем внимательны друг ко другу…» - повеление, указ
Уважительность - 1-е Фес. 5; 12 «Просим … уважать трудящихся у вас, и предстоятелей »
Фил. 2; 29 «таких имейте в уважении» ср. 1 Кор. 16; 16.
Здесь…. отметки, за что-либо.
Близкое слово к уважению Почтительность - ……
1-е Пет. 2; 17 «Всех почитайте…»
1-е Кор. 16; 16 «будьте и вы почтительны к таковым» ср. Фил. 2; 29 – уважения…… почтительность
1-е Тим. 5; 4 «…пусть учатся почитать свою семью» - ….!
1-е Тим .6; 1 «Рабы должны почитать господ своих…»
Д. Ап. 10; 28 «…но мне Бог открыл, чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым»
М…15, 4; 19,19; Еф. 6; 2 «…почитай отца твоего и мать»
Лев. 19; 32 «…почитай лице старца»
1-е Тим. 5; 3 «…вдовиц почитай…»
Рим. 12; 10 «в почтительности друг друга предупреждайте.»
Готовность оказать поддержку
Каждому.
Лев. 25; 35 «Если брат твой обеднеет, поддержи его…»
Д. Ап. 20; 35 «…надобно поддерживать слабых»
1-е Фес. 5; 14
Ис. 41, 6 «говорит своему брату: `крепись!'»
Лук 10; 33 «Самарянин же… сжалился»
Христианская этика в одежде
1)Христианские моральные принципы – 1) разделение на женскую и мужскую -
Вт. 22; 5 «На женщине не должно быть мужской одежды»
2) По отношению к наготе: Бог одел. Быт. 3,21; Мих. 1,11;
2-е Кор. 5, 3 «только бы нам и одетым не оказаться нагими».
2) Моральные нормы:
- Приличие…
- Стыдливость – 1-е Тим 2,9; 1-е Пет. 3,3.
- Целомудрие -1-е Тим 2,9
Гостеприимство - Рим. 12, 13 «; ревнуйте о странноприимстве»
1-е Пет. 4, 9 «Будьте страннолюбивы друг ко другу»
Ев.13, 2 «Страннолюбия не забывайте»
Гостям необходимо предоставить… все необходимое
Поведение в гостях
- Кушать всё что предложено.
- Не переходить из дома в дом.
3) А правила поведения? Т.е. конкретно как поступить в данном случаи – это уже водительство Духа Святого; в этом и есть основа рассуждений…
Бог даёт незыблемые принципы и нормы, а христианин (возрожденный) при водительстве Духа Святого имеет правила поведения по чистой совести.
Если у христианина нет веры; …. Нет принятия Божьих принципов морали и норм морали, то его поведение будет приспособительским, спекулятивным – мол «И я имею Духа Святого, что вы мне тут говорите и т.д.».
Христианская этика… нужно изучение принципов, норм, а Господь даёт нам право только на поступки т.е. правила поведения.
Общепринятые элементарные нормы
Христос придерживался всех норм морали и этикета?
- Почитай отца и мать (был в послушании).
- Гостеприимство – Нафанаилу «идти и посмотри» - где живу. Приезжающих - не изгони.
- Уважал всех, хотя и обличал (фарисеев, саддукеев…)
- Омывал ноги - Сам омывал, и фарисея выговаривал: «Ты Мне воды на ноги не дал
- Омытие чаш, лавок не говорил, что не надо делать, но обличал в духовном.
- «Помажь голову маслом» - прилично мужьям в посте.
- Этикет Павла – 1) учтивое отношение с римскими наместниками и воинами.
- Этикет при обращении с первосвященником (просит прощение)
- Выговар Павла Петру за нарушения этикета при кушании с язычниками
Христианский этикет в прическе (длине волос)
Христианские моральные принципы.
Христианские моральные нормы.
Христианские моральные правила.
Ссылки для рассуждение
Иоанн. 12, 3 «отерла волосами своими ноги Его».
К.м.н Юрий Кравчук, г. Гродно
Другие статьи в литературном дневнике: