Спасибо, не надо!
19.08.1990 г 15 заключённых изолятора временного содержания г.Нерюнгри совершили самый успешный массовый побег в истории СССР.
Команда беглецов подобралась сборная.
Все они находились в ИВС за разные преступления,
и большинство ранее друг друга не знали.
Шестеро из них были подследственными, а девять уже осужденными.
Как во всяком деле,для коллективного побега требовалась
инициативная группа.
В данном случае вырваться на волю решили четверо:
Сергей Молошников,Андрей Исаков,Владимир Петров и Владимир Евдокимов.
Главным организатором побега стал Молошников,авторитетный урка.
уже совершивший два побега из заключения.
Причём для первого он намеренно пробил себе лёгкое,чтобы
оказаться в "больничке"...
Но наибольшую известность обрёл Евдокимов - у него не было одной ноги.
В Нерюнгри он оказался после эпического побега,как в "Джентльменах удачи",
только в цистерне с соляркой.
Потом разными способами с одной ногой смог преодолеть порядка 800 км...
В ИВС Нерюнгри Евдокимов выменял у одного из охранников обрез ружья
на спортивный костюм...За деньги от охраны сидельцы получали всё,
что пожелают ,вплоть до гашиша и конопли.
Однако жизнь в неволе их всё одно тяготила.
И в ночь перед этапом они смастерили муляж взрывного устройства,
скрутив в тонкие трубочки три глянцевых журнала,склеив их белой бумагой -
приделали нечто похожее на АКБ с проводками...
Когда их повезли в аэропорт,для этапирования в Якутск,
Евдокимов спрятал обрез и муляж в/у в свой протез....
Заключённых подвезли прямо к самолёту, и без досмотра подняли на борт.
У трёх конвоиров на 15 з/к было три пары наручников.
Ещё при наборе высоты Евдокимов,подозвав стюардессу Шарфагалиеву,
тихо попросил передать экипажу,что самолёт захвачен...
Стюардесса вернулась через пару минут и сказала,
что шутка экипажем оценена, но лучше бы его поздравили с Днем авиации,
пришедшемся как раз на тот день.
Евдокимов остался спокоен.Но прорвало другого зека,Исакова,который
вскочив с обрезом заорал о захвате... Один из конвоиров,сержант С.Борщ,
тоже вскочил и наставил автомат на Исакова. Они стояли друг против друга,
требуя бросить оружие... Между ними поднялся Евдокимов с муляжом,
держа в руках оголённые провода,грозя дёрнувшимся...
Так продолжалось минут пять.Пока в салон не вышел бортинженер Камошин,
который оценив ситуацию,начал убеждать конвоиров разоружиться и
выполнить требования зеков,дабы спасти жизни семерых членов экипажа
и ещё 85 пассажиров на борту.
У женщины на руках заплакал ребёнок... Бортинженер пытался уже забрать
автомат у конвоира. Прозвучал выстрел. Пассажиров охватила паника.
Но зеки сохранили самообладание - все они знали,что по инструкции
у конвойных первые три патрона холостые.
Один из них,Иг.Суслов, завладел автоматом Борща.
Другие разоружили остальных конвоиров.
Таким образом,к обрезу у заключённых добавились два автомата,
четыре магазина к ним и пистолет Макарова.
Исаков и Евдокимов отправились в кабину экипажа и приказали
возвращаться в Нерюнгри.
...В Нерюнгри находившиеся на борту женщины и дети были обменяны
на оружие,бронежилеты,парашюты.
Они вынудили власти доставить на борт двух членов инициативной группы -
С.Молошникова и В.Петрова. Однако общее количество з/к на борту
уменьшилось,шесть человек по разным причинам решили выйти "из игры".
Власти,конечно,не хотели выпускать уголовников за границу и даже
организовали силами московского спецназа штурм самолёта в Красноярске,
куда он приземлился для дозапрвки, но зеки обнаружив бойцов
стали стрелять в воздух...
И на них махнули рукой,отпуская.
На борту оставалось три десятка пассажиров-заложников.
Вместо еды им доставили сласти.
В результате зеки достали свои припасы на этап: хлеб,сало,колбасу,консервы.
Сложили на тележку и угощали пассажиров.
Утром 20 августа самолёт с 36 заложниками и 11 террористами
вылетел в Пакистан.
В Пешаваре советскому самолёту сесть не позволили. Угрожали сбить.
Только после полутора часов уговоров разрешили приземлиться в г.Карачи.
Вырвавшимся из тюрьмы в холодной Якутии и оказавшимся в тёплом Карачи,
уголовникам показалось,что судьба им улыбается. Они ошиблись.
Судьба коварно усмехалась.
Всех их арестовали прямо в аэропорту и отвезли на гауптвахту
полицейской академии Карачи.
Там,в более или менее комфортных условиях они пробыли 12 дней.
Потом бывшие советские зеки оказались в центральной тюрьме Карачи,
где условия были уже намного хуже.
В российских СМИ писали,что в Пакистане вскоре после прибытия
все 11 воздушных пиратов были приговорены к повешению.
И якобы спасло их лишь приближение мусульманского праздника,
в честь которого казнь им заменили пожизненным заключением.
Но это оказалось преувеличением,к казни их не приговаривали.
Тем не менее вся "футбольная команда" была определена в местные тюрьмы.
И они однозначно оказались для них гораздо суровее,чем те,
в которых они "чалились" на родине.
Вспомнить хотя бы водку от охранников...
Пакистанские застенки,где у советских урок не было ни авторитета,
ни передач от родни, показплись им адом.
Жара в перенаселённых камерах доходила до 60°, не хватало еды и воды...
Когда двое из беглецов покончили жизнь самоубийством,
а один умер от болезни, остальные обратились в Генеральную прокуратуру РФ
с просьбой, чтобы их забрали на родину,с которой они бежали.
Один из организаторов побега Андрей Исаков в письме в Генпрокуратуру писал:
"Каждый день,проведённый здесь,кажется нам сплошной жутью и кошмаром.
Только смерть и надежда когда-нибудь вырваться на родину
могут быть избавлением..."
Когда в 1998 году оставшихся в живых рецидивистов местные власти
помиловали и предложили остаться в Пакистане,только двое,
принявших ислам, согласились.
Остальные предпочли вернуться в Россию,
несмотря на светившие им там сроки.
Олег Логинов/"Тайны СССР"/ N°24.Декабрь 2020.
Другие статьи в литературном дневнике: