Сироты Дюплесси
В 1940-50-х г. тихая Канада стала местом,где развернулась трагедия.
Под прикрытием борьбы за "традиционные ценности" и религиозную мораль
премьер-министр провинции Квебек Морис Дюплесси превратил сеть
детских приютов в коррупционную систему для зарабатывания денег,
где дети терпели издевательства и унижения.
Пациентем этих "клиник для умственно неполноценных" было меньше 18 лет.
Людей туда помещали против их воли и совсем не для лечения.
Пациентов гоняли на принудительные работы,испытывали на них
медикаменты,подвергали физическим и сексуальным издевательствам.
Человека,ответственного за сломанные судьбы десятков тысяч
малолетних канадцев,звали Морис Ле Нобле Дюплесси.
Он был обычным квебекским адвокатом консервативных взглядов.
Подчёркивал свою религиозность и приверженность строгой морали.
Завершив адвокатскую карьеру,стал столь же обычным провинциальным
политиком,не помышлявшим о федеральном уровне. Благо по канадским
законам регионы имеют очень большую самостоятельность.
Политическая биография его началась в местной Консервативной партии.
В 1935г. 45-летний экс-адвокат стал создателем и лидером
Национального союза.
В 1936г. новая партия выиграла региональные выборы,и Дюплесси
занял пост премьер-министра провинции Квебек.Правда,
на следующих выборах Нац.союз проиграл Либеральной партии.
Но в 1944 взял реванш. Тогда Дюплесси вернулся в кресло
премьера,пробыв в нём до своей смерти в 1959 году.
Его приход к власти поначалу не сулил потрясений.
Но вскоре выяснилось,что консерватизм в понимании Мориса Дюплесси -
это максимальное ограничение гражданских прав и наделение
гигантскими полномочиями католической церкви.
По сути премьер начал строить в Квебеке мини-гос-во религиозных
фанатиков,для коих каждое слово любого католического священника
было истиной в последней инстанции и руководством к действию.
Неудивительно,что главными врагами Дюплесси считал коммунистов.
При нём в Квебеке была запрещена деятельность Компартии,
ограничены права профсоюзов и начались преследования любых "леваков".
"Небеса голубого цвета,а ад - красного!" - гласил один
из официальных лозунгов Национального союза.
Газету "Комба",пытавшуюся критиковать его методы,премьер закрыл,
а любое вольнодумие решительно подавлял.Удивительно,при этом
обходилось без массовых репрессий или казней недовольных. Дело в том,
что политика пользовалась поддержкой малограмотных слоёв населения.
Им нравилось то,что им говорилось о "традиционном обществе",
о "национальной гордости франкоканадцев" и "долге добрых католиков".
Вскоре это принесло свои зловещие плоды.
Чем больше власти сосредотачивал лидер правящей партии,тем более
нетерпимым он становился к чужим взглядам.В Национальном союзе за
авторитарный стиль управления его прозвали Шефом.
Пока дело касалось вопросов сугубо политических,его категоричность
и несгибаемость ещё не могли причинить откровенного зла.
Но вскоре Шеф решил "привести в порядок" общественную мораль.
В Квебеке были максимально ужесточены законы,касающиеся
семейных отношений. Отныне любой ребёнок, рождённый вне брака,
подлежал помещению в сиротский приют.
Законным,разумеется,признавался лишь брак,освящённый католической
церковью (напомним,дело происходило в середине ХХ века!)
А приюты,в которые поступали "сироты",были полностью
переданы в управление католическим монашеским орденам.
Стоит заметить,что ситуация не была уникальна -
такая же практика существовала в 1940-е гг. и во Франции,
"наследником" которой считался Квебек.
В сиротские приюты отправлялись так же дети слишком бедных родителей.
Внешне всё выглядело как забота о маленьких канадцах.
Но реально в "чёрные списки" попадали прежде всего семьи
активистов профсоюзного движения,коммунистов или людей,
потерявших рвботу по политическим причинам.
Католическая церковь,всячески поддерживающая начинания Дюплесси,
своевременно идеологически обосновывала подобные меры,
лицемерно выражая готовность позаботиться о несчастных "сиротах".
При этом Дюплесси вовсе не был фанатиком или безсребренником.
Вскоре он смекнул,что при помощи армии "сирот" можно делать деньги.
Ведь правительство Канады регулярно выделяло Квебеку субсидии
на содержание учреждений социальной защиты. Сумма для сиротских
приютов расчитывалась из нормы 1.25 доллара США в сутки на человека.
А вот для псих.клиник - 2,75 в день на пациента.
Детей, отнятых у родителей, стали массово признавать умственно
неполноценными.
А иногда просто росчерком пера меняли статус всего приюта на
статус психиатрической клиники.
Надо ли говорить,что от бюджетных денег до детей доходили
жалкие крохи ?
Приличные суммы оседали на счетах Нац.союза и церковных структур.
Остальное разворовывалось уже непосредственно на местах.
Концлагерь по-квебекски
Дети,попавшие в приюты и объявленные умственно неполноценными,
оказывались лишены любых прав. Их безпощадно использовали для
работ наравне со взрослыми.
На них без всяких мер предосторожности испытывали
"новые методы лечения" - сильнодействующие психотропные
препараты, пропускание через тело электроразрядов, или
многочасовая фиксация в смирительной рубашке.
А некоторых,кто пытался проявить непослушание или поднять бунт,
ждала лоботомия.
Но и это было не самым страшным. Персонал приютов относился
к детям как к своей собственности. Использовал их для
удовлетворения самых низменных страстей, не говоря уже
о привычных побоях и издевательствах.
Те,кто умирал не вынеся истязаний,хоронили в групповых
безымянных могилах.
Творилось это всё в тихой Канаде,и после разгрома
Третьего рейха.
Сколько человек прошли через эти приюты до сих пор точно
не подсчитано. Называются цифры от 20 до 50 тыс.детей.
После достижения ими 18 лет,их просто вышвыривали на улицу
- совершенно не приспособленных к жизни,не знающих и
не умеющих ничего,привыкших считать себя людьми
второго сорта,"детьми греха",и готовых покорно терпеть
любые унижения.
Понятно,что никто из них и не думал бороться за свои права
или предавать огласке страшную правду.
Не в силах справиться с жуткими воспоминаниями многие
покончили с собой.
В 1959 году умер М.Дюплесси,и Нац.союз тут же утратил
своё влияние. Представители пришедшей к власти Либеральной
партии Квебека пришли в ужас от доставшегося им наследства.
Однако,решили сор из избы не выносить.
Выстроенная усопшим людоедская система "лечебниц" была
ликвидированна,а католические ордена отстранены от
бюджетной кормушки. Этим всё ограничилось,и Канада
спокойно прожила ещё 30 лет.
В 1989 году в эфире "Радио Канада" вышла передача,
в которой приняли участие несколько человек,в детстве
содержащихся в "клиниках".
Тогда-то законопослушные канадцы узнали какой кошмар
творился рядом с ними более десятка лет.
Жертвы насилия объединились в организацию,
которую назвали "Сироты Дюплесси".
И с тех пор добиваются справедливости,
хотя бы постфактум.
К началу 90-х их насчитывалось около 3000 человек.
Хотя и очень неохотно,но правительство Квебека всё же
признало правоту пострадавших.
Им были назначены денежные компенсации. Но и здесь не обошлось
без проблем.
Власти обставили выплаты таким количеством бюрократических
процедур, что получить деньги смогли далеко не все.
Католическая церковь же до сей поры отрицает свою причастность
к случившемуся и отказывается приносить официальные извинения.
Тайны ХХ века.
Виктор Банев
Другие статьи в литературном дневнике: