О Фермопилах.

Сергей Лебедев 3: литературный дневник

4806 Фермопилы 4


Решил вынести сюда отклик на рецензию Людмилы Тихоновой-Лэм - с благодарностью к ней.


"Спасибо Вам, Людмила! Вот, получается, напросился на рецензию... :)


Очень хорошо, если это стихотворение воспринимается так, как у Вас. Да, шестистишия здесь сделаны намеренно - из нескольких вариантов "выбрался" именно этот, как самый "аутентичный". И пятая строка в каждой строфе, которая рифмуется с пятыми строками других строф - тоже наитие, я раньше никогда не пробовал такой техники. Первоначально все и писалось по шестистишиям, но впечатление стих производит более мощное, если подается на одном дыхании, монолитом.
"Внутреннее ликование" сквозь трагедию, страшное сверхнапряжение битвы и смерть - я думаю, так все и было. Иначе не совершаются подвиги, подобные свершенному защитниками Фермопил. Они взяли, в конце концов, силой духа.


Для меня это стихотворение - важный рубеж. И я вышел на него именно под влиянием Геннадия Жукова и его школы. "Техника стиха" - это не желательное приложение к его содержанию. Нет, это - как считал в свое время и Гумилев, говоря о "цехе поэтов" - важнейшая его составляющая, наряду с вдохновением. Только так можно писать стОящие вещи, когда относишься предельно серьезно к их выражению. И Жуков говорил, что надо искать ЕДИНСТВЕННОЕ слово, которое нельзя будет заменить на его месте в строке. Только тогда это будет - поэзия. Форма должна "сплавиться" с содержанием.


Думаю, после "Фермопил" и начиная с них, я уже не могу писать, как раньше. Я стал серьезнее к этому относиться."



Другие статьи в литературном дневнике: