Амстердам, Рейксмузеум, выставка Вермеерa

Акламэна: литературный дневник


10 February - 4 June 2023


Амстердам: самая грандиозная выставка Вермеера в истории искусства


Какой же Вермеер без «Девушки с жемчужной сережкой»? И она конечно будет на крупнейшей в истории выставке самого загадочного художника XVII века, гения света и деталей Яна Вермеера Делфтского. Будет и «Молочница», и «Женщина, читающая письмо»… и Амстердам с его каналами, готикой и модерном, с соблазнами и невыразимой красотой… Но все же главная новость это Вермеер Амстердам. С 10 февраля по 4 июня государственный художественный музей Рейксмузеум соберет на одной выставке самое большое количество шедевров мастера, которые когда либо экспонировались одновременно. Картины будут доставлены в Амстердам со всего мира.


Заставляя публику сгорать от нетерпения, устроители пока не раскрывают до конца весь список шедевров. Но и от предварительного перечня захватывает дух:


«Девушка с жемчужной сережкой»,
«Молочница»,
«Географ»,
«Женщина, читающая письмо»,
«Дама, пишущая письмо со своей служанкой»,
«Маленькая улица»,
«Женщина, держащая в руках весы»,
«Вид Вермеера на Делфт»,
«Диана и ее нимфы»,
«Девушка, читающая письмо у открытого окна»,
«Женщина в голубом, читающая письмо» и другие…


Нам обещают показать 27 шедевров из 35, написанных гениальным художником за всю жизнь, и известных миру.


Успейте до 30 марта на «Девушку с жемчужной сережкой»


Больше трех столетий и творчество, и личность Вермеера остаются загадкой. Легенды о подделках и подменах его работ стали сюжетами детективных романов. Великий художник оставил удивительно небольшое творческое наследие, всего около 35 картин. Музеи, где находятся полотна великого голландца, можно сосчитать по пальцам. Хранители шедевров «дрожат» над картинами, подвергая их особому режиму хранения, консервации и, конечно, безопасности. Музеи мира в исключительных случаях соглашаются экспонировать работы Яна Вермеера вне своих стен и выдают их «напрокат», а уж тем более на вывоз зарубеж, соблюдая все меры предосторожности, бюрократические процедуры и международные соглашения.


Так «Девушка с жемчужной сережкой» пробудет в Амстердаме лишь до 30 марта. Потом она вернется домой, в Гаагу, в музей Маурицхёйс.


С особой тщательностью готовится первый в истории «визит» в Нидерланды недавно отреставрированной «Девушки, читающей письмо у открытого окна» из «Галереи старых мастеров» Дрездена. А из Нью-Йорка ожидается прибытие трех картин Вермеера из коллекции Фрика. Впервые за более чем полвека, они будут экспонироваться за пределами Нью-Йорка.


Амстердам: Вермеер «Делфтский сфинкс»


Тайна, окружающая жизнь Яна Вермеера, анонимность его работ принесла ему прозвище «Делфтский сфинкс». Долгое время некоторые шедевры Вермеера, приписывались другим авторам. На протяжении столетий художники ему подражали и завидовали, крупнейшие коллекции и музеи мира боролись за право экспонировать его шедевры, исследователи пытались разгадать загадку его творчества. Что скрывается за складками почти осязаемой ткани, за светом, падающим из открытого окна. От кого эти письма, и о чем задумалась девушка, переливающая из кувшина молоко? Почему у мастера не было учеников? Как отцу 11 детей, удавалось создавать на холстах, атмосферу полного покоя и гармонии? Каким волшебством обладал он, делая заурядные бытовые сцены необычайно прекрасными?


Ведь не так часто вам доводилось увидеть внутренний свет, исходящий от человека. Как же удавалось это Вермееру?


В коллекции Рейксмузеум находятся четыре шедевра Вермеера: «Молочница», «Маленькая улица», «Женщина в голубом, читающая письмо», «Девушка, читающая письмо». На каждом полотне, размером чуть больше формата А4, запечатлены мгновения прошлой жизни. Женщины, изображенные на них в глубокой задумчивости, полностью поглощеннысм тем, что они делают. Вермеер создавал эти сцены так, как будто строил театральные декорации. В них он помещал героиню и окружал ее тщательно подобранными предметами. Все вместе необъяснимо притягивает, хочется узнать больше о том, что происходит там, в глубине, вне поля нашего зрения. Испытать на себе эту магию гения и увидеть шедевры Вермеера воочию, мечта многих любителей искусства. Те, кто успел между ковидных карантинов вырваться в Дрезден, считали себя счастливчиками. Но предстоящая выставка в Рейксмузеуме превзойдёт самые смелые ожидания.


Вермеер в лучах славы и рентгена


Если «Девушка с жемчужной сережкой», покинет выставку раньше, то другая работа Вермеера, одна из самых известных – «Молочница» станет безусловным объектом паломничества до конца выставки. Недавние сенсационные открытия заставили весь мир вновь говорить о шедевре, написанном 350 лет назад. Все ожидали чуда от Вермеера и оно случилось. Казалось «Молочница», исследованная в каждом миллиметре, уже ничем не может удивить. Но под слоем краски были обнаружены предметы, написанные рукой мастера, а потом им закрашенные.
Когда на скане, полученном методом Macro-XRF и RIS, появились очертания вешалки для кувшинов на стене, корзины для углей на полу, это стало мировой сенсацией. Смотрите, ведь 300 лет назад такие корзины из ивовых прутьев были в каждом доме, и вешалка для кувшинов точно висела на кухне, в доме художника. Но не бытовые подробности поразили ученых. Они заглянули в святая святых, приоткрыли «ящик пандоры» – волнующую тайну творца.


Всегда считалось, что Вермеер работал очень медленно и с предельной точностью, выписывая детали. Но когда под слоем краски исследователи обнаружили первоначальный подмалевок, закрашенные предметы и наспех нанесенную толстую полоску черной краски под левой рукой «Молочницы», стало очевидным, что Вермеер сначала быстро раскрашивал подмалевок светлыми и темными тонами, а затем принимался за детали. Задумав написать корзину и вешалку, впоследствии художник внес коррективы и отказался от них. Видимо, счел, что они отвлекают внимание от главного сюжета и нарушают атмосферу глубины и покоя.


Свет души и женщина в голубом


На скане видно как Вермеер создавал иллюзию бликующего света, ставя десятки белых и ярких точек. Эта техника похожа на ту, что использовали экспрессионисты в XX веке – пуантилизм. Художник сам изготавливал краски. Например, с помощью пигмента из молотого лазурита — очень дорогого полудрагоценного камня, который в 17 веке приходилось доставлять из Афганистана в Нидерланды, он получал потрясающую краску сине-голубого оттенка. Насыщенные цвета по-прежнему ярко сияют, когда мы смотрим на них сегодня, спустя сотни лет. Взгляните, на синее платье «Женщины в голубом».


По «Маленькой улице» с Вермеером


Почти на всех картинах Вермеера изображены сцены из обычной жизни его родного Делфта. Провинциальный городок всего в часе езды от Амстердама. Вы поразитесь совпадению деталей, лиц и предметов. Художник изобразил реальность, которая сохранилась до наших дней. Картину “Маленькая улица”, на которой изображен дом тети художника, вы увидите в Рейксмузеум, на эту улицу можно прийти. И вот вам еще один повод съездить в Делфт: с 10 февраля по 4 июня 2023 года, одновременно с грандиозной экспозицией в Амстердаме, в Делфтском Музее Принзенхоф будет проходить выставка «Делфт Веремеера», с работами старых мастеров, тончайшим делфтским фарфором, старинными коврами и гобеленами, с пожелтевшими страницами писем и другими деталями жизни мастера. Вы убедитесь, что время Вермеера и не умирало. Дух старой Европы, его подлинность создаст особое настроение. Не пожалейте времени, поезжайте в Делфт. Пройдитесь по Маленькой улице.


Амстердам: Вермеер и не только


Рейксмузеум, конечно, великолепен. 80 галерей, 8000 экспонатов, переставляющих 800-летнюю энциклопедию голландского искусства от средневековья до наших дней. Здесь не только Вермеер – самое большое собрание голландцев, Ван Гог и его знаменитый «Автопортет», «Веселая компания» Яна Стена, «Девушка в белом кимоно» Брейтнера.… А чего стоит один только «Ночной дозор» Рембранта. Сегодня зал, где висит картина, превращен в буквальном смысле лабораторию, куда открыт вход для посетителей. В реальном времени вы сможете наблюдать за работой реставраторов и исследователей.


А кстати, вам когда-нибудь доводилось спать в музее рядом с любимой картиной? В 2017 году Рейксмузеум принял своего 10-миллионного посетителя. Им оказался голландский учитель, которому в честь такого события сервировали ужин в зале «Ночного дозора» и предоставили кровать для сна напротив шедевра. Так что надо чаще ходить в музеи. И приобщаясь к прекрасному, получать еще больше удовольствия от повседневности. А в Амстердаме это обеспечено на сто процентов.
Ведь Рейксмузеум находится в самом центре города, неподалеку от живописных каналов и магазинов. Отсюда и начнем. Можно заказать экскурсию по городу или просто болтаться по старинным, узким улочкам, заходя в кафешки и закусочные. Можно кататься на лодке по каналам, дегустируя пиво, вино, знаменитые голландские сыры. Выбор развлечений огромен! Но все же главный повод сорваться в феврале в Амстердам – грандиозная выставка, какая бывает раз в сто лет. Великий Ян Вермеер, его самая полная экспозиция за всю историю искусства.




Другие статьи в литературном дневнике: