Царствование Якова - охота на ведьм
Царствование Якова I Стюарта, занимавшего английский трон с 1603 года до своей смерти в 1625 году, историки живописуют самыми черными красками. Причина тому — ОХОТА НА ВЕДЬМ. Якова изображают нервным, истеричным, до крайности суеверным правителем, одержимым единственно стремлением истребить дочиста весь ведьмовской род. Гонения на колдунов и ведьм в годы его правления принимают невероятный размах. В 1604 году он добивается утверждения закона, предусматривавшего чрезвычайно суровые наказания за чародейство. Однако, по некоторым свидетельствам, такой мрачный портрет Якова I не совсем соответствует истине. Вера короля в колдунов и ведьм была вполне в духе того жестокого времени. Яков в самом деле позволял проводить процессы над ведьмами, однако сам никогда не выступал обвиняющей стороной. Стоило кипению страстей приблизиться к опасной черте, король тут же принимал меры, чтобы охладить наиболее горячие головы. "Яков не был, подобно яростному Одину, возницей в колеснице бури, — замечает Джордж Лайман Киттеридж в книге "Колдовство в Старой и Новой Англии" (1929). — Как всякого смертного, его подхватил водоворот событий". Яков родился в Шотландии в 1566 году от брака Марии, королевы Шотландской, с ее вторым мужем лордом Генри Стюартом Дарнли — порочным и распутным вельможей. В 1567 году Дарнли был задушен заговорщиками. Молва приписала его смерть руке Графа Ботуэльского, который вскоре стал мужем королевы Марии. Возмущенные шотландцы подняли восстание, и Марии пришлось отречься от престола в пользу сына. До 1583 года она оставалась регентшей при малолетнем Якове, затем юный король занял шотландский трон и принял имя Якова IV. В том же году шотландское духовенство, умело играя на суеверном страхе народа перед колдунами, потребовало ужесточить закон против колдовства, действовавший в Шотландии с 1563 года. Яков, который сам верил во всякого рода чертовщину, считал не лишним приструнить всевозможную нечисть, донимающую христианский люд, и поэтому смотрел сквозь пальцы на прокатившуюся по стране волну судилищ. Тем не менее он с большим сомнением отнесся к признаниям обвиняемых в колдовстве на процессах в Норт Бервике в 1590—1592 годах, хотя речь шла о покушении на его жизнь и жизнь его невесты. В 1589 году Яков дал заочное согласие на брак с пятнадцатилетней Анной, принцессой Датской, которую прежде никогда не видел. В том же году будущая супруга отплыла из Норвегии к берегам Шотландии, однако ее корабль дважды попал в жестокий шторм, и капитан был вынужден бросить якорь в порту Осло, где они простояли несколько месяцев. Снедаемый нетерпением Яков поспешил сам приплыть в Осло, но привезти домой невесту ему удалось не скоро — из-за штормовой погоды молодые люди оставались в Скандинавии вплоть до весны 1590 года. На обратном пути их корабль снова попал в бурю, однако на сей раз они благополучно достигли шотландского берега. Ведьмы из Норт Бер-вика признались в том, что насылали ураганы на корабли Якова и Анны, желая их погубить. Яков, однако, называл их утверждения "детскими сказками". Он изменил свое мнение лишь после того, как одна из обвиняемых, стараясь убедить его в своем колдовском искусстве, поведала ему, о чем он говорил с Анной в брачную ночь. Король повелел пытать и казнить осужденных. После дела о Бервикских ведьмах Яков, стремясь больше узнать о колдовстве, отправился в Европу, где взялся за изучение трудов самых маститых демонологов того времени. Изумленный противоречивостью, с которой определялись "ведьмовские козни" Иоганом А.Вийром в трактате "О происках дьявола" (1563) и Реджинальдом Скотом в "Обнаружении ведьмовства" (1584), Яков в 1597 году издал собственное исследование на эту тему — знаменитую "Демонологию". Короля часто упрекали в том, что своей книгой он подлил масла в огонь безудержной травли всякого заподозренного в колдовстве, однако Киттридж справедливо замечает, что труд Якова не прибавил ничего нового к общепринятым воззрениям того варварского века. Как бы то ни было, "Демонология", безусловно, сыграла свою роль в нагнетании атмосферы насилия и страха. В ней Яков признавал, что ведьмам по силам накликать бурю, наслать на человека болезнь и смерть, для чего они сжигают его восковую фигурку; что ведьмы поклоняются "Диане с ее странствующим двором". Он утверждал, что дьявол способен обернуться собакой, кошкой, обезьяной и "тому подобным существом" и пускаться на всевозможные уловки, дабы обмануть простодушных христиан. Яков выступал за испытание ведьм водой и соглашался с распространенным убеждением, что женщины предрасположены к колдовству более мужчин из-за присущей склонности к дурному и природной слабости. Он подтверждал, что казнь ведьмы помогает излечить ее жертвы, и допускал применение смертной казни к тем, кто продал душу дьяволу. Колдовство он считал "общением со злыми духами". К 1597 году кровавая вакханалия судилищ в Шотландии приняла угрожающий размах. Появились свидетельства того, что наиболее рьяные охотники за ведьмами прибегают к подтасовке улик, стремясь усадить на скамью подсудимых как можно большее количество людей. Узнав об этом, Яков тут же приказал снять обвинения со всех подозреваемых. В последующие годы его пребывания на шотландском троне казни за колдовство пошли на убыль. После смерти Елизаветы I в 1603 году Яков получил английский престол именем Яков I. В Лондоне переиздали его "Демонологию", все же копии "Обнаружения ведьмовства" Реджинальда Скота он приказал сжечь. В 1604 году парламент принял новый Закон о ведьмах, ужесточавший наказания за колдовство. Толчок этому дали события многолетней давности. Яков не был ни вдохновителем, ни создателем этого закона, поборником которого выступило мелкопоместное английское дворянство. Закон 1604 года довольно близко повторял Закон о колдовстве Елизаветы I. Согласно последнему, ворожба, наговоры, ЧАРЫ и ВОЛШЕБСТВО, причинившие ущерб людям, а также их движимому или недвижимому имуществу, наказывались в первый раз годом тюрьмы с пригвождением на три месяца к позорному столбу, а во второй раз смертью. Кладоискательство, приворот чужого супруга и умышленный вред здоровью с помощью колдовства карались пожизненным заключением и тремя месяцами позорного столба. За гибель потерпевшего полагалась смертная казнь. По закону 1604 года, первое же преступление, совершенное с применением колдовства, каралось смертью вместо годичного или пожизненного тюремного заключения. К тяжким преступлениям было причислено вызывание или заклинание злых духов, с какими бы целями оно ни совершалось. Киттридж, однако, утверждал, что этот закон был не более жесток, чем прочие статьи тогдашнего головного кодекса, предусматривавшие смертную казнь за похищение овцы, кошелька или, допустим, за проникновение в чужое жилище. К слову сказать, смертный приговор был гораздо милосерднее тюремного заключения тех времен. Провести даже год в отвратительной, зловонной сырой яме, кишмя кишевшей крысами и Паразитами — а именно такими были тогдашние английские тюрьмы, — порой было куда хуже смерти. Нелишне отметить, что за принятием этого закона новой волны охоты за ведьмами не последовало: первый приговор по нему был вынесен лишь в 1612 году. За все 22 года правления Якова за колдовство было казнено всего сорок человек. Яков не раз миловал обвиняемых за недостатком доказательств, разоблачал случаи лжесвидетельства, в числе которых было нашумевшее дело "одержимого" мальчика из Лечестера, отправившего на виселицу девять человек (к несчастью, обман вскрылся лишь после казни приговоренных). Король был крайне рассержен на судью и полицейского пристава, хотя и не стал их наказывать. Закон о ведьмах 1604 года действовал больше столетия. Еще в 1692 году по нему судили ведьм в Салеме и Массачусетсе. Один из самых страшных всплесков охоты за ведьмами наблюдался спустя несколько десятилетий после смерти Якова 1, когда МЭТЬЮ ХОПКИНС стал рыскать в поисках своих жертв, наводя ужас на округу. Лишь в 1736 году Закон о ведьмах упразднили, заменив новым кодексом короля Георга II. http://magikk.ru/inkviziciya/carstvovanie-yakova/ © Copyright: Акламэна, 2015.
Другие статьи в литературном дневнике:
|