Музыка - это то, что одаряет

Акламэна: литературный дневник

Музыка - древнейшее из искусств - занимала в китайском мире исключительное место. Прежде всего, она осознавалась как явление космического порядка, проявляющееся на всех трех уровнях бытия: в небе, на земле и среди людей. Чжуан-цзы называл это "флейтой земли", "флейтой человека" и "флейтой неба".


Китайцы считали, что музыка имеет самое непосредственное отношение к нравственности. О состоянии общества и государства можно было судить по характеру исполняемых мелодий: "В хорошо управляемом обществе музыкальные звуки мирные и тем доставляют людям радость, а управление там гармонично; в неупорядоченном обществе музыкальные звуки злобны и тем вызывают гнев людей, а управление там извращенное; в гибнущем государстве музыкальные звуки печальны и тем вызывают тоску, а его народ в трудном положении. Пути музыки имеют много общего с управлением страной." ("Ли цзи", гл.37 - "Записки о музыке")


Но музыка не только отражала состояние социума, она сама являлась действенным инструментом управления этим состоянием, способствуя установлению социальной гармонии в обществе. Глава государства, а тем более основатель династии, жаловал своему народу музыку, творцом которой он был сам и через которую излагал свои наставления. Му- зыка была государственным делом! Ко времени династии Хань уже существовало специальное "министерство музыки" - Юэфу, призванное собирать народные песни, обрабатывать их и приспосабливать к нуждам государственной власти.



Исключительно высокий социальный статус музыки ставил ее в один ряд с ритуалом - этим столпом китайской идеологии и государственности. Музыка и ритуал мыслились как парные понятия и, прежде всего, опять-таки как универсальные космологические принципы.



"Небо высоко, Земля низко, а вся тьма вещей рассеяна по земле в своем разнообразии, и в этих условиях осуществляется нужная система обрядов; в мире, где все течет, как поток, не останавливаясь, где все существует согласно и сообща и изменяется к лучшему, расцветает и музыка. Весной все зарождается, летом растет, и в этом проявляется "жэнь" - человечность; осенью все собирается, зимой закладывается на хранение, и в этом проявляется "и" - долг. Человечность ("жэнь") близка к музыке, долг ("и") близок к обрядам. Музыка щедра и гармонична, сообразуется с небесными духами и следует за Небом; обряды различают все должное, полагаются на духов людей и следуют Земле. Поэтому мудрецы создавали музыку, чтобы откликнуться на предначертания Неба, создавали обряды, чтобы быть достойными Земли. Когда обряды и музыка совершенны, то воля Неба и Земли исполняется." ("Ши цзи")


Таким образом, музыка, соотносимая с Небом и Великим началом мира, занимала место даже выше ритуала, соотносимого с Землей и "миром сотворенных вещей". Правда, следует заметить, что для китайцев было нехарактерно антагонистическое противопоставление этих двух сфер бытия. Между музыкой и ритуалом существовало своеобразное "разделение труда":



"Музыка создает общность чувств, обряды создают различия в положении. Общность чувств рождает взаимную близость; различие в положении рождает взаимное уважение. Когда преобладает одна музыка, то люди несдержанны; когда преобладают одни обряды, то люди отдаляются друг от друга. Объединить чувства людей и приукрасить их манеры - вот призвание обрядов и музыки." "Музыка - это то, что одаряет; обряды - это то, что воздает должное." "Проникновение в основы и понимание изменений человеческой натуры - в этом характерные черты музыки; прославление искренности и изгнание фальши из отношений - таковы основы обрядов." ("Ши цзи") .



Вот почему не должно вызывать удивления и такое категорическое утверждение: "Кто понял истинную суть обрядов и музыки, выдвинул и осуществил их, для того не существует более трудных дел в Поднебесной."



Другие статьи в литературном дневнике: