Макс, Маргарита, Вячеслав Иванов, Лидия...Маргарита Волошина: оставила мужа ради поэта Вячеслава Иванова и его жены Лидии Она носила строгие английские блузы с высоким воротничком и длинные юбки, а в ее миндалевидных бурятских глазах, оттененных золотыми ресницами, плескались дерзкое озорство. Маргарита Сабашникова родилась в московской богатой купеческой семье, писала стихи и мечтала стать художницей. Три года юная барышня прожила за границей, совершенствуясь в языках и посещая европейские музеи и театры, блестяще окончила московскую гимназию. "Она была живая, грациозная и очень кокетливая. Она всем нравилась, имела всегда большой успех на балах" - пишет ее тетка Екатерина Бальмонт. Маргарита училась живописи в Петербургской академии у Константина Коровина, увлекалась идеями философа и социолога Рудольфа Штейнера. Максимилиан Волошин познакомился с Маргаритой в Париже, где они оба слушали лекции.
Очарованный поэт сразу же ввернул комплимент: "Ваше лицо совершенно. Вы напоминаете мне египетскую царицу Таиах". Маргарита улыбнулась краешками губ: "И где можно увидеть вашу таинственную царицу?" Они отправились в музей Гимэ. И правда: Сабашникова с удивлением рассматривала Таиах - похожа! Лицо Таиах было настолько прекрасным, что Волошин приобрел его слепок и заказал скульптуру для своего дома в Коктебеле. Макс готов был преклоняться перед Маргаритой, как перед божеством, и даже мысль о любом прикосновении к ней вызывала у него трепет.
В своем дневнике от 1905 года Волошин пишет: "Все, что я написал за последние два года, - все было обращением к Маргарите Васильевне и часто ее словами". Я вся — тона жемчужной акварели, Я бледный стебель ландыша лесного, Я лёгкость стройная обвисшей мягкой ели, Я изморозь зари, мерцанье дна морского.
Скованы в зори ударами молота, В старых церквах, где полёт тишины Полон сухим ароматом сосны, —
Я шелест старины, скользящей мимо, Я струйки белые угаснувшей метели, Я бледные тона жемчужной акварели...
12 апреля 1906 года 24-летняя Маргарита и 29-летний Макс обвенчались в Москве в церкви Святого Власия. "Я выхожу замуж за Макса, об этом нужно сказать родителям. Но я боюсь матери, она, разумеется, будет сердиться! Внутренне я все еще завишу от нее и, может быть, именно поэтому часто поступаю наперекор ей в своем безудержном стремлении к самоутверждению. Впечатляют меня слова Минцловой, она внушает мне, что Макс и я созданы друг для друга. Однако странно: я не чувствую себя счастливой. И все же о своем решении сообщаю родителям с такой твердостью, что даже мама не противится..." Родственники Сабашниковой были против этого брака, но своевольная Маргарита всегда поступала как ей заблагорассудится. Ее сестра предупреждала Макса: "Вы не подумайте, что она вас может полюбить. Она странная". Но Макс сам был странным: он умел предсказывать будущее, лечить наложением рук, зажигать взглядом сухую траву и усмирять взглядом бродячих собак. Волошин построил в Коктебеле дом-корабль и принимал в нем по шестьсот гостей в год, а плату брал "веселыми розыгрышами и радостным кипением".
Марина Цветаева вспоминала, как дочка одного из гостей за общим столом в доме Макса воскликнула: "Почему эта царевна вышла замуж за этого дворника?" Макс рассмеялся. Детское определение его позабавило. Он был косматым, шумным, бородатым, крупным, а его жена - изящной, элегантной, загадочной и тоненькой. Точно: дворник и царевна. Влюбленный Макс звал Маргариту - Аморя и Маргоря. В этих необычных ласковых именах - и аморе, любовь. И - синее коктебельское море. И, к сожалению, - горе… Что же принесла Максимилиану Волошину короткая, но страстная любовь? По вечерам молодежь, гостившая у Волошиных, дурачилась, "обормотничала", устраивала розыгрыши. Маргарите кто-то шепнул, что у Максимилиана есть право первой ночи с каждой приехавшей к нему в дом женщиной. Это поразило ее воображение, но оказалось неправдой и она разочарованно пожала плечами: не похож ее Макс на героя-любовника. В Коктебеле Маргарита заскучала, ей надоел переполненный гостями дом и она стала просить мужа вернуться в Петербург.
Вечерами богема собиралась у Иванова. Тут бывали Комиссаржевская, Ахматова, Мейерхольд, Бердяев… Маргарита слышала разговоры, что символисты строят новую человеческую общину, где божественный Эрос войдет в плоть и кровь.
Маргарита подружилась как с самим Ивановым, так и с его необыкновенной очаровательной женой, писательницей Лидией Зиновьевой-Аннибал. Эта дружба переросла в нечто большее - Маргарита влюбилась в Иванова, и он ответил ей тем же. При этом Сабашниковой-Волошиной нравилась и его супруга. Лидия была старше Маргариты на шестнадцать лет, их симпатия стала взаимной. "Дивная у меня появилась подруга: Сабашникова, художница, талантливая портретистка. Она жена Волошина; странное, поэтическое, таинственное существо пленительной наружности. Она пришла писать мой портрет, и тоже в красном и оранжевом…" - сообщала своей приятельнице Лидия. Маргарита Сабашникова написала портрет Зиновьевой-Аннибал, в котором "странно-розовый отлив белокурых волос" подчеркивал "яркие белки серых глаз на фоне смуглой кожи" и преподнесла Лидии. "Скоро мне стало ясно, что Вячеслав меня любит, - вспоминала Сабашникова. - Я сказала об этом Лидии, прибавив: "Я должна уехать". Зиновьева-Аннибал ответила ей: "Ты вошла в нашу с Вячеславом жизнь. Уедешь - образуется пустота". Макс страдал безмерно и мучился, но уехал в Коктебель, который всегда лечил его от душевных ран, оставив Маргарите право самой разобраться в своих чувствах, а она переселилась в "Башню". Жили втроем, в "духовно-душевно-телесном слитке из трех живых людей". Маргарита надеялась, что создана семья "нового типа". "С Маргаритой у нас особенно-близкие, любовно-влюбленные отношения. Странный дух нашей башни. Стены расширяются и виден свет в небе", - писала Лидия Зиновьева-Аннибал. Она твердо была убеждена, что ее долг - отдавать Вячеслава людям, что счастье только для себя - немыслимо, недостойно. Свой жизненный и любовный опыт Лидия Зиновьева-Аннибал использовала в своей книге, ставшей первым в России литературным произведением на лесбийскую тематику. Книга "Тридцать три урода" получилась настолько скандальной, что ее тираж был полностью уничтожен, а публикация запрещена. Волошин из Коктебеля писал Иванову: "Я знаю, что ты мне друг и брат; и то, что мы оба любим Аморю, нас радостно связало и сроднило, и разъединить никогда не может... Я зову тебя не в гости, а в твой собственный дом, потому что он там, где Амори". Отношения в союзе Иванов-Лидия-Маргарита становились все более запутанными. Лидия плохо себя чувствовала, начала физически сдавать, мучилась от ревности и мысли, что такая любовь ведет к гибели. А Иванов все писал сонеты Маргарите и свято верил в свои теории. Маргарите не суждено было соединить свою судьбу с Ивановым даже после смерти его жены. Более того, он разорвал отношения с Маргаритой и не отвечал на ее письма. Падчерица Иванова и дочь Лидии от первого брака Вера Шварсалон вскоре заняла место Сабашниковой, а 41-летняя Лидия внезапно умерла от скарлатины в октябре 1907 года. Иванов впал в депрессию, его посещали галлюцинации с Лидией. После смерти жены Вячеслав женился на Вере, которую считал мистическим перевоплощением умершей Лидии. У них родился сын Дмитрий. Во всех скитаниях Вячеслава Иванова с ним был портрет Лидии, написанный Маргаритой Сабашниковой. Маргарита переживет тяжелейший нервный срыв, будет создавать бесконечные этюды к задуманной картине, в которой Иванов изображал Диониса, а она - Скорбь. Картина так и не была закончена. Хозяева "Башни": Лидия Зиновьева-Аннибал, ее дочь Вера Шварсалон и муж, поэт-символист Вячеслав Иванов Через год, обращаясь к Маргарите, Макс напишет: "Как Млечный Путь любовь твоя Во мне мерцает влагой звездной, В зеркальных снах над водной бездной Алмазность пытки затая. Ты — слезный свет во тьме железной. Ты — горький звездный сок. А я — Я — помутневшие края Зари слепой и бесполезной..." В душе Волошина останется незаживающая рана. "Объясните же мне, в чем мое уродство? Всюду, и особенно в литературной среде, я чувствую себя зверем среди людей - чем-то неуместным. А женщины? Моя сущность надоедает им очень скоро, и остается только раздражение...", - спрашивал Волошин в письме у близкого друга. "Портрет Нюши" (кузины Анны Ивановой), художник М.В. Сабашникова-Волошина "Я как-то не верю ни в твой приезд в Коктебель, ни в то, что ты захочешь снова жить со мной, и, строя планы на будущее, я думаю только о себе. Когда же приходит пронзительная мысль: а если бы ты захотела, если б ты вспомнила меня… то я ее прогоняю..." - пишет Волошин. Маргарита уехала в Мюнхен - работать со Штейнером, посвятив жизнь антропософии и живописи. До конца своих дней Маргарита Сабашникова подписывалась фамилией Макса - Волошина. Замуж она более не выходила, прожила долгую жизнь - 91 год. Цикл, посвященный Маргарите Сабашниковой, Максимилиан Волошин назвал "Amori amara sacrum", что переводится как "Святая горечь любви". Жалела ли она о своем безрассудном поступке, когда вычеркнула Макса из своей жизни и переселилась в "Башню" став третьей с семейном союзе? А может, она жалела о том, что Макс Волошин, безмерно любивший ее, отдал без боя другому/другой? Любил настолько, что ушел в сторону лишь бы она была счастлива. Тихо, грустно и безгневно * Галина, и не надо нам её понимать. Мы уж по старинке.
Кареглазая, Это да. но досадно что в своих произведениях они нам внушали совершенно другое * Галина, эту грязь и не надо понимать. Все это называется - б..во. 59
50
6
30
14
15
5 Татьяна М., И их тараканы в голове нам не нужны. Дульсинея Тамбовская * 36
Неординарные и талантливые люди исследовали грани и глубины всего, куда доставал их пытливый ум. И в искусстве и в окружающей жизни. Так же исследовали и грани себя самих. Нет осуждения их поступкам, есть понимание что на жизнь и предназначение они смотрели под другим углом, не по канону, оттуда черпая вдохновение и способность творить
2
14
2
18
5
70
© Copyright: Сан-Торас, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|