***
Это не то, что вы думаете! Это то, что думаю я
Сан-Торас
Так вот ты какой "Северный олень" https://stihi.ru/2017/03/11/2710
Первая иллюстрация Нотбека «Татьяна пишет письмо Онегину».
_____И снова о Пушкине, Онегине, Татьяне, о декабристах...
но это вовсе не то, что вы думаете - это то, что думаю я - вне общепринятого.
Вообще-т говорить о лит. персонажах проще чем о живых биографиях,
поскольку в этом случае критическое мышление никого не обидит,
ну разве что Белинского, с которым я решительно разногласен.
И несмотря на то, что люблю его, все же не могу не видеть, как далёк он от понимания и Онегина, и самого Пушкина.
ОНЕГИН И ПОШЛОСТЬ
В своей критической статье о «Евгении Онегине» Белинский доказывает,
что Онегин не был «ни холоден, ни сух, ни черств, что в душе его жила поэзия», что он вообще был не из числа обыкновенных людей.
Где у Пушкина он это вычитал?! Изумлялся я.
Что за человек был Онегин?
- Прежде всего, скучающий бездельник.
Мизантроп, презирающий свет, при этом сам являясь - ничем и никем.
Умен ли он?
«С ученым видом знатока
Хранил молчанье в важном споре»
То есть позер, пытающийся произвести впечатление,
несоответствующее действительности.
Выдает себя за знатока, то есть за того, кем,на самом деле не являлся.
– А ведь это просто пошлость!
Ибн пошлость – это подделка.
нечто поддельное, выдающая себя за что-то настоящее.
В душе Онегина, по словам Белинского, жила поэзия.
- Да с чего он взял?!!! Когда по словам Пушкина:
"Не мог он ямба от хорея
как мы не бились отличить."
А какие по факту выдающиеся качества в Онегине?
Что он из себя представляет?
Ему наскучил свет, он его презирал.
А чем он лучше, достойней, высшего света?
Разве он стал бороться с нравами, которые его не устраивали, или чем-то жертвовать на пути улучшения общества?
Ведь его скука не протест, не поиск высшей справедливости
это, прежде всего, безделие, ибо Онегин:
"Всевышней волею Зевеса
Наследник всех своих родных"
Само Онегинское презрение к свету мне отвратительно тем, что никакого внутреннего содержания, никаких превосходств над этим, презираемым обществом
у Онегина нет.
А я не терплю, когда человек пытается повысить свою самооценку
за счет принижения других.
Онегине слишком явно желание поставить себя выше других.
А в пушкинской этике, которая заложила основу всей русской этической морали – презрение к людям есть неблагодарность – это такая же страшная вещь, как отсутствие в человеке благородства.
Пушкин, и ни кто иной, нарисовал Онегина, как образец светского бездельника, человека, позволяющего себе с высоты сомнительного превосходства смотреть на мир
и плевать в него.
Многие находят в Онегине Пушкинский портрет, что на мой взгляд, одна из любимых ересей пушкиноведенья.
Как можно отождествлять Поэта с обладателем
«души ХОЛОДНОЙ и ЛЕНИВОЙ»?
- каковым был Онегин, согласно пушкинской характеристике.
«Писать поэмы о другом,
Как только о себе самом»
А.С.Пушкин
Как можно не увидеть блестящей иронии Пушкина и в этих строках:
Кого ж любить? Кому же верить?
Кто не изменит нам один?
Кто все дела, все речи мерит
Услужливо на наш аршин?
Кто клеветы про нас не сеет?
Кто нас заботливо лелеет?
Кому порок наш не беда?
Кто не наскучит никогда?
Призрака суетный искатель,
Трудов напрасно не губя,
Любите самого себя,
Достопочтенный мой читатель!
И, все же, что такого особенного Белинский разглядел в нем?
Думаю, среди читателей и критиков авторитет Онегина вырос на том,
что Онегин, как бы само-собой, был интересен, ( читай)
симпатичен Пушкину и многие в нем видели протопит поэта.
- Но с моей точки прОзрения - ничего подобного!
Гений и трудяга Пушкин, рисует Онегина не только пустым прожигателем жизни,
но и бездарным человеком, Онегин пробовал писать:
«Но труд упорный, ничего
Не вышло из пера его.»
Так же циничность Онегина, по своей сути враждебна характеру Пушкина,
ибо Пушкин был увлекающийся человек и благословляющий поэт!
А Онегин:
«И ничего во всей природе
Благословить он не хотел»
Наивное предположение многих критиков, что Онегин мог бы стать
декабристом – мне думается - нет, никогда!
Во первых, такой человек не способен загореться ИДЕЕЙ
При всех разговорах от него исходит:
"Чего мне ждать? – тоска, тоска!"
Онегин ни капли не борец - это человек, для которого его желания
прежде всего!
Ради этого, он не боится разрушить жизнь Татьяны, не смотря на то,
что знает о себе:
«Я сколько не любил бы Вас,
Привыкнув разлюблю тот час»
Но, справедливости ради, надо сказать, что задним умом Онегин себя корил:
"Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно".
Но как сознание собственной неправоты не заставило его
возвыситься над мнениями света и над собой,
так и любовь не сделала его лучше, чем он есть:
Дни мчались в воздухе нагретом
Уж разрешалася зима;
И он не сделался поэтом,
Не умер, не сошел с ума.
В этой, нахлынувшей любви, Онегин плывет по течению чувств,
он готов увлечь за собой Татьяну, как взалкавший Тамару Демон.
"Могучий взор смотрел ей в очи!"
- М.Лермонтов "Демон".
Мне видится, что для Татьяны ответить на страсть Онегина –
значит выбрать судьбу Анны Карениной.
Впечатление, что Пушкин надел Онегина, как боксерские перчатки, что бы нокаутировать им своих внутренних демонов, начиная с Байрона, омрачавшего его жизнь.
Ибо главная тема Пушкина – это защита творца, над которым глумится модный и циничный Байронизм его времени.
Пушкину - гению и труженику, безусловно претит - эта пошлость, выдающая
себя за нечто, - эта отвратительная фальшь, стремление
презирать людей НИЧЕМ НЕ ПРЕВОСХОДЯ их - весь этот несносный
"байроновский снобизм", заносчивость, наполеоновское высокомерие и позерство.
В Онегине Пушкин избыл свою духовную травмированость байронизмом.
И эта тема находит отражение не только в образе Онегина,
но даже в "интерьере романа".
«Татьяна взором умиленным
вокруг себя на всё глядит....
и лорда Байрона портрет,
и столбик с куклою чугунной»
Вот и Байрон, и статуэтка Наполеона! - предметы, которые увидела Татьяна в деревенском доме Онегина, посетив после отъезда дом дорогого ей человека.
Портрет лорда Байрона и статуэтка Наполеона - знаковые атрибуты пушкинского времени - иллюстрация того мировоззрения, против которого восстал поэт.
Здесь речь о статусе творческого человека и о его главном предназначении.
Цитатами из романа и своими аргументами я хочу показать,
что Онегин НЕ ПУШКИН, вернее - анти Пушкин и анти поэт!
Что Пушкин, по умолчанию, не мог любить этого "выкормыша Байрона"!
Любовь Онегина - это огромное душное облако эгоизма,
и БУРЯ в стакане души!
Незабываемо восклицание Татьяны:
"Как с Вашим сердцем и умом
Быть «чувства мелкого рабом?"
Она понимает, что вспышка его страсти
и есть то самое "волнение в крови":
"О люди! все похожи вы
На прародительницу Эву:
Что вам дано, то не влечет;
Вас непрестанно змий зовет
К себе, к таинственному древу:
Запретный плод вам подавай,
А без того вам рай не рай".
Ай да,Пушкин)
ТАТЬЯНА И ВЕРНОСТЬ_________________
Что же получается, что Татьяна влюбилась в ничтожество?!
Выходит, да! - и ничего удивительного!
«Тому в истории мы тьму примером слышим».
«И он ей сердце волновал!
Об нем она во мраке ночи,
Пока Морфей не прилетит,
Бывало, девственно грустит,
К луне подъемлет томны очи,
Мечтая с ним когда-нибудь
Свершить смиренный жизни путь!»
Русскому человеку, вообще, свойственно любить не за что, а вопреки.
Возможно, этот нравственный казус и сбил критический прицел Белинского.
Однако, сама Татьяна, в отличии от Белинского, раскусила Онегина:
Ведь после его отъезда она смотрит книги, которые он читал,
находит его заметки на полях, желая проникнуть в его мысли, оценить их.
И с недоумение отмечает:
«Слов модных полный лексикон
Уж не пародия ли в он?
- Да-да! Безусловно пародия, при чем ПАРОДИЯ С ПРЕТЕНЗИЕЙ на собственное превосходство, самый пошлый вариант пародий.
Но, загадочность русской души кроется и в том, что понимание таких вещей
не освобождает от любви, ибо:
"любовь это все дары - в костер
и всегда задаром!"
М.Ц.
Благороден ли Онегин?
В отповеди юной Татьяне, несколько коробит его менторский тон:
«Учитесь властвовать собой»,
а сам-то влюбившись в нее, спустя годы, не хотел ВЛАСТВОВАТЬ СОБОЙ!
И хотя Татьяна, позднее благодарит его зато, что он отверг ее любовь:
«Вы были правы предо мной
Я благодарна всей душой»
Но, на самом деле, со стороны Онегина не было ни жертвы, ни усилий.
Он просто не вожделел деревенской Таней,
ибо в деревне ее «позор никем бы не был бы замечен».
А что же для него:
« что было для него из млада
и труд и мука и отрада?»
Охотиться, заманивать в свои сети. Его Страсть, его эротизм,
удовлетворение своего ЭГО.
Его не привлекала игра с юной Татьяной, поскольку она
( в фигуральном смысле) тот заяц, который не убегает, а сам прыгает в руки:
«Я вас люблю чего же боле?»
Но Онегин не дед Мазай, ему не нужны "ручные зайцы"!
- такой трофей – не льстит
Сдача крепости без боя не та победа, что вдохновляет к завоеваниям.
Спустя 10 лет Татьяна дала ему отповедь, видя его сущность:
"Что ж ныне меня преследуете Вы?
Зачем у Вас я на примете?
Ведь Онегин, сколь не рвется к любви, но впереди него самого
плывет огромное облако его эгоизма, сотканное из неустанных забот
о себе любимом.
Уж, он бы за Татьяной в Сибирь не пошел! Он никогда никаким лишениям себя не подвергал!
Единственное лишение, которое Онегин испытал за всю жизнь – это
отказ Татьяны, из которого, собственно и вызрела эта любовь.
Ибо, увидев ее на балу в малиновом берете, Онегин было разогнался
получить свое – ведь это та самая Таня, что давно влюблена!
Но получив отказ он пишет ей:
«Когда б вы знали как ужасно
томиться жаждою любви
Взывать и разумом всечасно
смирять волнения в крови»
«ОНЕГИН СЧИТАЕТ ЧТО Татьяна ЭТОГО НЕ ЗНАЕТ?!!!"
«Желать обнять у Вас колени
и зарыдав у ваших ног
просить мольбы, признанья пени…
А между тем притворным хладом
вооружив и речь и взор
вести спокойный разговор,
глядеть на Вас веселым взглядом...
Вот его кайф! – его лукавство - обладать ею и дурачить
"притворным хладом" окружающих, вместе с мужем генералом!
– Какая пошлость даже в мечтах его!
Из этого вытекает, что не столько любви жаждет Онегин,
сколько остроты ощущений!
Нового шанса взбодрить, угасающий пыл и подзарядить Татьяной
свои подсевшие аккумуляторы.
Ибо
Его слова: - «притворным хладом»
и
Ее слова: «к чему лукавить» ________ пролагают непреодолимую
духовную пропасть между ними.
Но более всего меня изумляет великий русский парадокс!
И заключается он в том, что главный русский роман в стихах о любви,
до самой любви так и НЕ ДОБРАЛСЯ.
И фишка в том, что страсть главных героев оказалась ПЛАМЕННОЙ, но ПЛАТОНИЧЕСКИЙ!
(от имени Платон) то есть бестелесная любовь, без постели.
По сути роман Онегина и Татьяны при полной взаимности, причем
ПРОВЕРЕННОЙ ГОДАМИ, абсолютно платонический, то есть це-ло-муд-ре-нный.
И хотя Онегин ее не коснулся, Татьяне понятны и его муки,
и «затеи хитрости презренной»
(равно как и то, что в этой любви для него на первом плане ЕГО жар, ЕГО интересы).
Да, она укоряет его словом:
«Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?» (с)
Но если бы она действительно считала Онегина столь недостойным,
то не призналась бы ему в любви:
«Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Я вас люблю (к чему лукавить?)»
Мелкая подозрительность чужда благородству ее натуры.
Хотя, Татьяна утверждает, что им движет не любовь,
а желание красоваться своей победой,
она не драпирует адюльтер в романтический прикид,
а развинчивает его и этим унижает Онегина.
Все же, сам Пушкин отразился не в Онегина, а именно, в Татьяне,
как Леонардо отразился в Джоконде.
И как истинный поэт Пушкин сохранил свои черты в прекрасном женском портрете.
Ведь, поэзия это женщина – мир трепета, восторга, слез:
«Февраль – достать чернил и плакать!»,
Б.П.
Это обостренная восприимчивость к красоте,
печаль и благородство, глубина чувств ко всему - от звезды до букашки
и сама Муза, призванная «ласкать и карябать»
"Дар поэта — ласкать и карябать,
Роковая на нем печать."
С.Е.
- все это, весьма женские атрибуты души.
И подтверждение того, что Пушкин свою душу запечатлел
именно в образе главной героини, я нахожу даже в том, что
не случайно лучшее стихотворение в романе отдано ей - героине,
- письмо Татьяны - выдающееся достояние лирики – текст,
который бесспорно превосходит и стишки Ленского, и письмо Онегина.
Татьяна, тот самый образец нравственности и долга,
в котором Пушкин видел то, кем он хотел быть.
Ибо мужчина любит ту женщину, которая возвращает ему
ЛУЧШУЮ ВЕРСИЮ ЕГО САМОГО.
__________________ИЛЛЮСТРАЦИЯ И ЭПИГРАММА_____________
И чем сильнее я склоняюсь к тому, что именно Татьяна, а не Онегин духовный автопортрет Пушкина, тем чаще нахожу этому подтверждение
в романе, строки о Татьяне:
«Что от небес одарена
Воображением мятежным,
Умом и волею живой,
И своенравной головой,
И сердцем пламенным и нежным»
Кто это, как не Пушкин? Татьяна, явно его душа!
И чем больше убеждаюсь в этом, тем больше меня смешит иллюстрация
Нотбека «Татьяна пишет письмо Онегину»
которая относится к первой публикации романа в Петербургском
«Невском альманахе».
.
Не мудрено, что Пушкин был так разъярён этим виденьем его лит.героини.
что ответил на иллюстрацию одной из своих неукротимых эпиграмм:
Пупок чернеет сквозь рубашку,
Наружу титька - милый вид!
Татьяна мнёт в руке бумажку,
Зане живот у ней болит.
Она затем поутру встала
При бледных месяца лучах
И на подтирку изорвала
Конечно «Невский альманах».
Кстати, художник был молодым - 27 лет, младше Пушкина на год,
а манера изображения стариковская, ибо разве что старику,
такая фигура может показаться юной.
Можно попытаться понять, как в глазах Пушкина выглядели сестры
Татьяна и Ольга?
В третьей главе Онегин говорит с Ленским:
Скажи: которая Татьяна?»
— Да та, которая, грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна. —
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
— А что? — «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
То есть Ольга похожа на "Вандикову мадонну".
Имеется мадонны Антониса ван Дейка
– весьма дородные.
А Онегин считает, что в них "нет жизни",
потому что среди людей его вкусов
полные дамы были не в моде.
Ведь он -
"как dandy лондонский одет"
А в ту пору, как раз "дендизм" диктовал "тренд" на мрачность, скептическую неудовлетворённость жизнью, а также на болезненность и "страдание".
Поэтому внимание Онегина привлекает другая сестра, Татьяна,
которая, по словам Ленского, "грустна и молчалива…".
В то время, Ольга, по определению Онегина:
"как эта глупая луна на этом глупом небосклоне".
Возможно он так беспощаден к луне, потому что
немецкие романтики, английские дэнди, их русские последователи,
т.д. считали мир "обычных людей" пошлым и глупым
- построенным на низменных инстинктах.
А "Настоящий" мир - красоты и справедливости доступен только философам, музыкантам, художникам и поэтам - людям искусства...
________________ЛЕНСКИЙ - ЮНОСТЬ ПУШКИНА_____________
При этом - ужасна жестокость, с которой Онегин убил Ленского!
- (наступил каблуком на подснежник)
Ведь, по сути Ленский олицетворяет юность Пушкина!
Какие черты в основном присущи юности?
НАДЕЖДА и ДОВЕРИЕ, романтизм, легкость.
Ленский - ПОЭТ, он молод и доверяет,
с абсолютной наивностью все свои чувства Онегину, совершенно не понимая,
что для Онегина его откровения - повод для насмешки и это убийство
восторженности - эта пуля, пущенная в распахнутую душу, приносит смерть,
каких-то лучших человеческих качеств - умирает не тело, а умирает СОСТОЯНИЕ.
В моих глазах, Онегин - человек без ЕДИНИЦЫ, как в той притче:
Однажды профессор написал на доске цифру 1.
И объяснил:
- "Это ваша человечность,- самое необходимое в жизни качество."
Затем, рядом 1 написал 0 и сказал:
- "А это ваши достижения, которые с цифрой один увеличили вас в 10 раз".
- Еще один 0 - это опыт, с которым вы стали "100".
- 0 за 0 - осторожность, любовь, успех...
- "Каждый новый 0 в 10 раз возвышает".
И вдруг он стёр цифру 1, стоящую в начале ряда цифр.
На доске остались никчемные, ничего не значащие нули...
И он сказал:
-"Если у вас не будет человечности, остальное ничего не стоит".
Мне в романе недостает самой Татьяны, объема ее личности, хотя
она человек с единицей. Но недостает ее, возможно потому, что
Пушкин не дописал роман.
Однако, можно просмотреть куда он ее вел, что задумывал?
Роман заканчивается 24- тым годом ( на пороге появления декабристов)
в этой логике нетрудно предположить развитие дальнейших событий.
Для этого я бы навел лорнет на самого Пушкина:
Переболев в молодости европейским вольнодумством,
к зрелости Пушкин усмиряет себя, подчиняет свою вольность,
свой темперамент восточному пониманию нравственности.
Ибо восток не дает ни выбора, ни свобод,
возводя главенство долга над чувством, что и выражено в образе Татьяны:
«Но я другому отдана
И буду век ему верна»
Этот тихий пафос долга, против громкого пафоса чувств –
и есть смысл романа и духовная биография самого Пушкина,
изжившего в нём свой Байронизм.
Став на путь принятия долга, веры, ответственности и внутреннего совершенствования, против Западных ценностей: количества потребления и
ничем неограниченной воли, Пушкин окончательно сложил эстетику своего мировоззрения.
ЗАПАДНЫЕ И ВОСТОЧНЫЕ ЦЕННОСТИ____________
Он писал роман семь лет, на пути его духовной эволюции
за этот период произошел сдвиг в сторону востока - восточная мудрость.
- Какие моральные ценности провозглашал Запад?
- Да, собственно, те же, что и теперь:
Свобода, карьера, успех выраженный в материальном благополучии,
не нацеленный на внутренние духовные достижения.
Космополитизм - выбор станы для жизни не связан с понятием патриотизма.
Никто не видел катастрофы в покидание мест своего рождение, при переезде туда,
где больше нравится жить.
- А эстетика Востока провозглашала совсем другие ценности –
и прежде всего – это ИДЕЯ ДОЛГА, идея патриотизма –
Восток признает только сам себя!
И Пушкин склоняется, именно, к восточному идеалу, – то есть
любить не то, что выбрал, а то что дано, например любовь к родине,
как данность, предопределённость – любить, защищать имя,
честь – вот высшая добродетель для Пушкина.
ПРОТОТИП ПУШКИНА___________________
Если б Пушкин не бросил Роман на 10 главе?
Что происходило в эти годы?
Заговор военных, заговор участников войны 1812 года.
А Онегин не был военным – а кто в романе им был?
- Муж Татьяны – генерал войны 12 года.
И НАМЕК НА СУДЬБУ ТАТЬЯНЫ В РОМАНЕ присутствует:
«Служанки со всего двора
На барышень своих гадали
И им сулили каждый год
Мужей военных и поход.»
А Пушкин верил в гадания и сбылось: вот у Татьяны муж военный,
а вот и поход….
в Сибирь, в качестве жены декабриста.
Ведь, именно, Татьяна РЕАЛИЗУЕТ пушкинскую
идею долга:
«и буду век ему верна»
В этом смысле, Татьяна - прототип самого Пушкина, его духовный автопортрет.
И если предположить, что Татьяна поедет за мужем в Сибирь и этим закончится роман,
то этот путь, выводит Татьяну на первый план, делая ее главной героиней романа, а не Онегина.
И тот факт, что роман назван его именем, укладывается в соответствие восточной поэтике Пушкина, который никогда не называл свои произведения именами главных героев.
«Медный всадник» - не главный герой, «Пиковая дама», тем более, вообще, появляется
в самом конце и Онегин не главный герой, а "Дубровского" - списываем со счетов,
потому что не Пушкин дал это название, а издатель.
Пушкин не закончил «Евгения Онегина» - это роман без окончания, как Поэма без героя.
Но, явно видно, что выстраивая в романе судьбу Татьяны, выдав ее замуж за генерала и вложив в ее моральный облик идеалы верности и благородства, Пушкин готовил свою героиню для той миссии, которую взяли на себя жены декабристов.
Потому что не только основные черты личности Татьяны, присущи этим женщинам, но и ее судьба, имеет с ними схожие черты.
Ведь, большинство жен декабристов, поехали в Сибирь не из-за любви, а из-за чувства долга. Ими владел, тот же восточный, нравственный идеал, который принял Пушкин.
А удел жены, на востоке - покончить собой, если умер муж, или разделить с ним ссылку – любую его участь.
Их мужьями, как раз наоборот владели идеалы Запада – борьбы и вольнодумств.
Многие жены не испытывали любви в браке, потому что их, так же как Татьяну, выдавали замуж не по любви, они живя семьями, по сути и не знали своих мужей, не знали чем они живут, что они за люди, жены и понятия не имели о заговоре, который строили их мужья.
Жены вышивали крестиком и болтали на балах, крепко усвоив моральные ценности востока, ими руководила не любовь, а понятие о чести.
Та же Мария Волконская правнучка писателя Ломоносова, по желанию родителей в 1825 году была выдана замуж за Сергея Волконского, князь был богат, но после восстания, оказался государственным преступником и Волконская, несмотря на угрозы отцовского проклятия, покидает свой дом в Петербурге и уезжает к мужу.
ЖЕНЫ ДЕКАБРИСТОВ_________________
Мария, ослушавшись отца, поехала на каторгу, фраза из поэмы Некрасова:
«И прежде чем мужа обнять -
Оковы к губам приложила»
«Волконская вдруг закричал Трубецкий»
И после этого: «оковы к губам». - Не мужа - к губам, а его кандалы – это жест выполненного долга!
И сама Волконская пишет об этой сцене в дневнике.
Добровольное заточение себя на в каторге - ярчайшая иллюстрация преимущества долга над чувством и чести над любовью.
Но жизнь диктует свои права, торжествуя над предрассудком - любить что дано, выбором любить, что предпочитаешь!
И, не смотря на то, что Пушкин любуется благородством идеалов,
в силу которых жены пошли за мужьями, - в реальной жизни в Сибири начались романы жен декабристов. Волконская в Сибири имела любовника,
родила от него двоих детей.
Разлюбила мужа и Трубецкая - у нее там был свой роман с другим!
И я выскажу ужасную вещь, парадоксально ослепительную в своем чисто-русском неологизме:
Но, как это не парадоксально, я вижу, что именно, на каторге жены декабристов обрели истинную свободу!
Ведь, обладая умом и талантами они были зависимы и бесправны, как дети. Они находились в своих дворцах под неусыпным надзором, не имея возможности для самореализации.
За них решали все, как за несмышленых или слабоумных – они никогда не имели той свободы, ради которой их собственные мужья попрали свои судьбы.
Удивительным образом, эти женщины, вырвавшись из под гнета и чуткого "ока" высшего света, и там, на каторге, они оказались свободными не только от светского суждения, условностей требований, но и свободными вершить наравне с мужчинами свои судьбы.
Но в жизни все неоднозначно.
Кому они были нужнее - своим малолетним детям, которых бросили, уехав в Сибирь, или мужчинам, которые сами выбрали путь, обрекая детей на сиротство и жен на физические и нравственные страдания?
К примеру, Александра Давыдова оставила шестерых детей. Между ею и ними пролегло шесть тысяч верст. Чтобы поздравить их с днем рождения. ей приходилось писать за полгода вперед. О том, как они взрослели, она могла судить, только по редким письмам.
ДЕКАБРИСТКИ ПЕРВЫЕ ФЕМИНИСТКИ
Но, позволю себе высказать еще одну совершенно ужасну мысль, однако, имеющую веские основания быть озвученной:
Именно, жены декабристов, по факту их помыслов и поступков, явились первыми феминистками в России.
Если взглянуть на то, как они организовали и обустроили, жизнь в Сибири - станет абсолютно очевидным, что своим примером они первыми доказали право женщины на самоопределение и на самостоятельный выбор.
Они помогали организовывать мастерские, в которых ссыльные мужчины обучали местных детей ремеслу.
Жены декабристов давали уроки шитья, вышивания и даже обучали местное население музыке.
Без преувеличений скажу - все, чем славится нынче Сибирь, в плане образования,
так или иначе, берет свои истоки от тех первых шагов, которые совершили жены декабристов.
И в подтверждения моих слов о феминизме – смысл которого до сих пор трактуют
извращенно, приведу историю Марии Трубниковой, дочери Ивашева и Камиллы Ле Дантю, которая наглядно стала одной из первых в России, бороться за права женщин.
В чем на деле это проявлялось?
Мария открыла у себя салон, который посещала профессура питерского университета, и молодые дворянки, обчитавшиеся Чернышевского,
а так же состоятельные дамы, бросившие вызов обществу тем, что ходили
по улицам без лакеев, тем, что вместо сложных причесок коротко стригли волосы,
и впервые в России они осмелились носить брюки!
Мария воспитывала своих дочерей не так, как было принято в обществе.
Она с детства прививала им прогрессивные взгляды, убеждая, что женщине необходимо иметь профессию, уметь самостоятельно зарабатывать на жизнь и определять свою судьбу.
В ту пору, такое воспитание казалось диким вызовом и перед возвращением отца семейства, девочки переодевались в «приличные платья» барышень.
Эти женщины состояли в кружке помощи ссыльным и заключенным,
входили в "Народную волю", участвовали в "Марше пустых кастрюль",
послужившим началу февральской революции 1917-го года.
Это была нормальная, человеческая жизнь со страстями, порывами, грехами, раскаяниями, поисками себя, своего места и права на самоопределение.
Жены декабристов вернулись в Петербург, совершенно другими людьми, и другим должен был стать финал и романа.
Отношение Пушкина к декабризму, так же неоднозначно, раскол этот диктуется и
русским этносом, географически расположенным между востоком и западом – и этнической принадлежностью самого Пушкина к разным историческим корням,
которые соединились в нем мощным темпераментов духовных противоречий.
Разность этих культур, определяющая некую загадочность русской души,
объединяла в себе Восточное смирение и Западное бунтарство, милосердие и жестокость, юродивость и гениальность, что отражается не только в умах интеллигенции, народном фольклоре, в самом Пушкине, названным царем
самым умным человеком в России, но и во всем внешнем облике самой Империи .
Достаточно сравнить Московский Кремль – его красные острые башни, угольчатые арки – схватившие колорит и вкус востока, и Петербургскую Дворцовую площадь колоннады, сдержанные тона – европейский стиль.
Как непохожие в своей красоте и несовместимости братья: Казанский к собор на Невском, и Преображенский - Василия Блаженного на Красной площади,
ибо сочетают в себе несочетаемое.
И хотя Пушкин любуется красотой подвига декабристов, восхищает и подвиг их жен, как выражение его главной добродетели:
"Долг - превыше любви и честь превыше жизни."
Но, в тоже время, духовность его не принимает идею восстания. Пушкин не мог смириться с нарушение присяги, с изменой клятве данной царю, помазаннику Божию, ибо предательство клятвы, разрушает незыблемость нравственной ценности в нерушимости долга.
И в подтверждение этому, я нахожу в известном рисунке Пушкина «Повешенные декабристы», который всегда публикуют без подписи, что он оставил под ним:
«И я бы мог, вот так висеть как шут»
Подпись эту убирают из-за прямолинейно-ошибочной трактовки, подразумевающей под словами - «висеть как шут» – нечто уничижительное.
Нет, в данном случае: шут - не петрушка, не скоморох насмешник, здесь в слово ШУТ, вплетается смысл других культурных ориентиров.
Пушкин был мистически суеверен, имел дело с картами – это видно по сюжету «Пиковой дамы», он верил в гадания, знал расклад арканов Таро – популярный в то время на западе. Карта Шут – повешенный за ногу – означает «Безумец» – и этим многое сказано в его отношении к героям и безумцам.
ЗА ИДЕАЛЫ - ЦЕНА ЖИЗНЬ_________________
Торжество менталитета, как данности над выбором, характерно красотой идеи, требующей ЖЕРТВЫ от ее носителя.
И Пушкин заплатил по-самому высокому счету.
Он, оставаясь верным себе, погиб за свои идеалы:
ДОЛГ - который ВЫШЕ ЧУВСТВА, и
ЧЕСТЬ - которая ВЫШЕ ЖИЗНИ.
А роман должен был завершиться не моральным падением героя,
падающего к ногам Татьяны, а восхождением героини
к идеалу нравственной высоты, согласно духовным традициям,
вложенным в ее образ Пушкиным.
Неслучайно черты личности Татьяны очень близки женам декабристов
– она и была их любимой литгероиней.
«А та, с которой образован
Татьяны милый Идеал...»
В Татьяне много того, что дорого автору: – искренность,
простота, цельность натуры.
Кокетка судит хладнокровно,
Татьяна любит не шутя (…)
Всё тихо, просто было в ней,(…)
Роман оборвался на самом остром моменте, будто какая-то непреодолимая
черта легла между ним и Пушкиным.
Ведь после Онегина Пушкин написал «Медного всадника»,
значит вдохновение к писательству не пропало, почему же он не продолжил роман?
Ах, за эту черту страшно переступить!
Мы доходим до неё – до момента жертвенности:
…И пошли жены за мужьями на каторгу - на этом
останавливаемся, точно на краю пропасти:
….Она поцеловала его оковы – да!
- но сердце своё не отдала, ибо полюбила другого.
И в замирании, дойдя до черты не переступаем его,
не желая знать как жили они дальше.
Ибо поцелуй оков - это катарсис - высшая точка, кульминации жизни,
но не сама жизнь!
Этот поцелуй, как история вечной любви Ромео и Джульетты - вечной, потому что носители ее погибли в юности.
Но если б эта любовь перешагнула черту смерти, за которой начинается жизнь,
она разрушила бы миф о своей вечности.
А пережить это мы не в силах.
Каким-то мистическим образом, именно в доме Волконских на Мойке, в той
самой квартире, где Мария жила перед отъездом в Сибирь, в 1835 году с семьей поселился Пушкин, в этой квартире Волконских он лежал, раненный в живот и принял смерть.
Перешагивая своим осознанием барьер привычной высоты, я ощущаю
как жаждет читатель от поэта гениальных озарений!
Как хочет, что бы его изумляли чем-то настоящим, подлинным, великим!
Но, в то же время, не желает сохранить в себе способность изумляться!
Мало, просто ожидать изумлений, надо еще уметь их УВИДЕТЬ и ОЦЕНИТЬ.
Побороть свою ревность, зависть и страсть к соперничанью, заставляющую ухватившись за авторскую мысль, сделать вид, что давно уже думал так же,
и давным-давно все сказанное сам заприметил – ибо "и я не лыком сшит".
Сколько раз я сталкивался с такой квази шутовской, показушной формой восприятия.
Ну, и ладно – я сказал – что сказал.
Да простит меня небо и великий Виссарион Григорьевич!
Пусть взгляды наши на роман Пушкина разошлись, зато в любви к поэту
- соединились и в этой любви мы солидарны навсегда.
.
__________Да, я прочитала эссе. Это прекрасное литературное исследование с неожиданными открытиями, филосовскими рассуждениями, где все, давно ставшее привычным и не подлежащим никаким сомнениям (Зачем, когда уже все давно разобрано, оговорено тысячу раз и понятно всем и одобрено всеми) начинает играть неожиданными открытиями в тексте и на этом основании следуют выводы, открывающие новые глубины и новые суждения о самом Пушкине, о его времени и современниках, и в особенности о современницах, и о том как эти ваши открытия влияют на наше понимание замечательных людей следующих за Пушкиным поколений до сегодняшнего дня включительно.
В ЛИЧКУ: Воскресенье, 15 августа 2021, Л. С.
© Copyright: Сан-Торас, 2021
Свидетельство о публикации №121081503837
Список читателей / Версия для печати / Разместить анонс / Редактировать / Удалить
Другие произведения автора Сан-Торас
Рецензии
Написать рецензию
Санто, здравствуйте!
Прочитала Ваше эссе и решила заступиться за Белинского, которым восхищалась в школьные годы, читала и перечитывала. Правда, сейчас мне ближе интерпретация Ю.М.Лотмана, его замечательный комментарий к «Онегину».
Но…
Вы пишете:
«В своей критической статье о «Евгении Онегине» Белинский доказывает,
что Онегин не был «ни холоден, ни сух, ни черств, что в душе его жила поэзия», что он вообще был не из числа обыкновенных людей.
«Где у Пушкина он это вычитал?!» - изумлялся я».
У Пушкина теплое отношение к Онегину, иногда по-приятельски ироничное. Он не судит героя, а объективно показывает героя своего времени.
«Пою приятеля младого
И множество его причуд», – пишет он.
Да, он скучающий бездельник – в этом я и с Вами, и с Виссарионом Григорьевичем согласна.
Но не пошляк и не глупец!
Пусть он «с ученым видом знатока хранил молчанье в важном споре», зато «и возбуждал улыбку дам огнём нежданных эпиграмм». Умение ярко, хлёстко, зажигательно "приколоться" – разве это признак пошляка и тупицы необразованного?
А еще он читал Адама Смита, и не его одного. Вспомните посещения Татьяной дома Онегина после дуэли героя с Ленским и спешного отъезда… Чтобы постичь характер Евгения, Татьяна читает его книги. (Кстати, я иногда говорю своим ученикам: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты»).
И что же она в этих книгах видит?
Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражен,
В чем молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.
Онегин не просто читает – он осмысливает прочитанное, делает пометки, соглашается с автором или возражает ему – это творческое чтение, на которое не способны пустые бездельники и неумные люди!
Благодаря знакомству с книгами Онегина
… начинает понемногу
Моя Татьяна понимать
Теперь яснее — слава богу —
Того, по ком она вздыхать
Осуждена судьбою властной…
Вы пишете: «А чем он лучше, достойней, высшего света?
Разве он стал бороться с нравами, которые его не устраивали, или чем-то жертвовать на пути улучшения общества? Ведь его скука не протест, не поиск высшей справедливости».
Как раз-таки протест, на мой взгляд! Не имея возможности перебороть нравы общества, в котором он живет, и класса, к которому принадлежит, он просто отгораживается от высшего света, уезжая в поместье «дяди самых честных правил» (кстати, этой строкой Пушкин намекает на то, что дядя этот – осёл. «Осёл был самых честных правил» - строка из басни Крылова). А от помещиков-соседей он отгораживается еще более простым способом:
Сначала все к нему езжали;
Но так как с заднего крыльца
Обыкновенно подавали
Ему донского жеребца,
Лишь только вдоль большой дороги
Заслышат их домашни дроги, —
Поступком оскорбясь таким,
Все дружбу прекратили с ним.
Татьяна почувствовала, угадала сердцем, что Онегин выше, интереснее, начитаннее всех этих Петушковых, Буяновых, мосье Трике, Зарецких и прочих (вспомните гостей на ее именинах). И потянулась к Онегину, воплотившему ее литературный идеал – ведь «ей рано нравились романы, они ей заменяли всё». Видя в нем «байроническое» презрение к скучному провинциальному обществу господ и дам, которые заняты лишь хозяйством и разговорами «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», она поднимает его на пьедестал, он становится ее кумиром… И пока ей ещё не приходит в голову мысль: «Уж не пародия ли он?» Она еще не имеет опыта светской дамы, чтобы заподозрить в нем безнравственного сердцееда – это придет позже и выразится в ее гневной отповеди Онегину:
Что ж ныне
Меня преследуете вы?
Зачем у вас я на примете?
Не потому ль, что в высшем свете
Теперь являться я должна;
Что я богата и знатна,
Что муж в сраженьях изувечен,
Что нас за то ласкает двор?
Не потому ль, что мой позор
Теперь бы всеми был замечен,
И мог бы в обществе принесть
Вам соблазнительную честь?
Убийственные слова! И тем не менее, она по-прежнему видит в нем человека благородного:
Я знаю: в вашем сердце есть
И гордость, и прямая честь.
Татьяна по-прежнему любит его! Он по-прежнему единственный человек в пушкинском романе (не считая юного и наивного Ленского), который и сердцем, и умом, и эмоциональным складом близок героине. Она видит его недостатки – он ЖИВОЙ человек – и продолжает его любить «безмолвно, безнадежно», зная, что ее судьба решена уже раз и навсегда.
Согласна с Вами: Татьяна поехала бы за мужем-декабристом в Сибирь. Даже за нелюбимым. Потому что это человек глубоко порядочный, воспитанный на хороших книгах, способный на глубокие чувства. Короче, «Татьяны милый ИДЕАЛ» - сильнее не скажешь!
Очень понравились мне и Ваши мысли о «преодолении Пушкиным байронизма» в романе «Евгений Онегин».
Хотя и здесь у меня имеется возражение. В студенческие годы я писала курсовую на тему «Южные поэмы Пушкина и восточные поэмы Байрона».
И в ней я доказывала тезис о преодолении байронизма уже в этих ранних произведениях – и в «Цыганах», и в «Бахчисарайском фонтане», и в «Кавказском пленнике». Герои Пушкина не ходульны, как персонажи романтиков, - они человечны. Их не идеализирует, а скорее развенчивает поэт. Особенно Алеко в «Цыганах».
Кстати, у Байрона я очень люблю поэму «Дон Жуан». Посчастливилось прочитать ее в академическом издании со сносками и комментариями , которые едва ли не более интересны, чем сама эта остроумная, искрометная поэма.
Но это уже совсем другая история...
Лина Чирко 19.08.2021 19:38 • Заявить о нарушении / Удалить
+ добавить замечания
_______________Приветище, Линочка!
Спасиб за отклик!!!
Рад Вашему возвращению, лягушка путешественница,
напишите довольны ли Вы морем и своими приключениями.
А спорить об Онегине не буду, я вскопал его гораздо глубже общепринятых
представлений.
Скажу только: Вы б иначе все понимали, если б Вашим сыном был
Володя Ленский, которого убил Онегин просто так от нечего делать.
Ведь Ленскому было всего 18, когда он полный сил, надежд и любви
погиб на дуэли с Онегиным:
"... пускай поэт
дурачится в осьмнадцать лет..."
По сути Онегин в этой ситуации - ДАНТЕС.
Простить ему Ленского - все равно, что простить Дантесу Пушкина.
Такая параллель Вам не приходила?
О ВРЕМЕНА, О НРАВЫ
Да, я уже слышал, что было такое время - дуэли...
но ни один поэт никого не убил на дуэлях,
а вот поэтов убивали и Пушкина, и Лермонтова...
В жизни Пушкина было множество поединков и просто заварух - я знаю все,
мы можем повспоминать...
Правда 29 историй я Вам не обещаю, ибн то, что читается минуту,
пишется час, так что, как грицца, пока не устану:))
Известно, что Пушкин был отличным стрелком, попадал с 20 шагов пуля в пулю!
Так же известно, что во время дуэлей он ни разу не пролил чужой крови - только свою.
И еще один факт - Пушкин своих поединках никогда не стрелял первым -
от слова БЛАГОРОДСТВО!
А началось все рано, в 17 лет Пушкин обиделся на своего дядю
40-летнего Павла Исааковича Ганнибала, (участника отечественной войны 1812 года)
за то, что дядюшка отбил у него барышню на балу во время котильона,
и Пушкин вызвал его на дуэль.
Но на вызов пылкого племянника Ганнибал ответил экспромтом:
ХОТЬ ТЫ, САША, СРЕДИ БАЛА
ВЫЗВАЛ ПАВЛА ГАННИБАЛА,
НО, ЕЙ БОГУ, ГАННИБАЛ
НЕ ПОДГАДИТ ССОРОЙ БАЛ!
Между 17 и 18 годами Пушкин поссорился с Кюхельбекером из-за эпиграммы:
ЗА УЖИНОМ ОБЪЕЛСЯ Я,
ДА ЯКОВ ЗАПЕР ДВЕРЬ ОПЛОШНО -
И БЫЛО МНЕ, МОИ ДРУЗЬЯ,
И КЮХЕЛЬБЕКЕРНО И ТОШНО.
Не-ну, нюансы Вы знаете, потому поехали дальше:))
Когда Пушкину стукнуло 18, аккурат, как Ленскому,
( я не случайно назвал Ленского школяром - возраст лицеиста)
у Пушкина опять же вспыхнула ссора из-за его же экспромта
( не помню на память), но там были упомянуты фамилии Каверина и Пашкова.
Скандалом заинтересовался даже командир гусарского корпуса.
Ссору погасили, но Каверин еще долго не разговаривал с Пушкиным,
хотя тот извинился:
ЗАБУДЬ ЛЮБЕЗНЫЙ МОЙ КАВЕРИН,
МИНУТНОЙ РЕЗВОСТИ НЕСКРОМНЫЕ СТИХИ...
После окончания лицея одноклассники Корф и Пушкин жили по соседству на Фонтанке.
Однажды их слуги передрались, и вспыльчивый Пушкин потребовал от товарища по лицею удовлетворения.
Но тот вызова не принял, ответил запиской:
«Не принимаю вашего вызова из-за такой безделицы,
но не потому что вы Пушкин, а потому что я не Кюхельбекер.»
Дуэль не состоялась. Должен сказать что Корф был единственным из всего
лицея кто оставил о Пушкине негативные воспоминания.
_______________И ВСЕ ЖЕ УБИЙСТВО НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО, ВАРИАНТЫ БЫЛИ____________
Еще одна ссора произошла когда Пушкину было 19 лет.
Это случилось в театре, пьеса ему не понравилась,он вел себя шумно,
рядом сидел некий майор Денисевич.
Майор, в грубой форме, сделал замечание Пушкину, и тот вызвал его на дуэль.
Пушкин явился с двумя секундантами, а у майора секундантом
Оказался писатель, он узнав, что имя дуэлянта – Пушкин,
стихи которого он любил и примирил противников.
Майор извинился, дуэль не состоялась.
Видите, Линочка, хоть и было время дуэлянтов, но были и варианты примирений,
так что ОНЕГИН, убив Ленского из-за безделицы – злодей, без двух мнений.
И я, не понимаю, почему учителя этого не видят.
Ну что надо сделать более ужасное, непоправимое, жестокое, чем УБИТЬ
юнца просто от скуки, чтобы заслужить ПОРИЦАНИЕ,
хотя бы в качестве негативной оценки?
Ведь ничто не показывает нравы пушкинского времени лучше, чем биография
самого Пушкина.
ГОЛУБОЙ ЗАГОВОР САДОМИТОВ____________
Однажды, лет 20-ти, Пушкин в подпитии пытался играть в бильярд и мешал другим.
Ему сделали замечание два сослуживца, участника
войны 1812 года, Орлов и Алексеев.
Пушкин отправил им вызов на дуэль – военным, людям отнюдь не робкого десятка!
Все же он был необычайно смел!
В результате их помирили, Пушкин даже собирался сделать Орлова
литгероем своего будущего романа.
Какие люди были – герои – душа любуется, а сейчас, трансгендеры, трансвеститы,
геи...
Мне скажут - ЭТО И ТОГДА БЫЛО.
– Да было, но они не были героями!
А наши извращенцы ходят на парады под флагами с радугой, украденной у детей.
Мне монописуально как там они совокупляются, но возмущает то, что изгадили
Радугу, сделав ее символом своего скотства.
Есть многое на свете, друг Горацио,
Скажу, на сердце руку положа,
Что невместимо в наши декорации,
Как пить взахлеб и подъедать с ножа.
Всяк гей, как на ладони - что с ладонями?
Чем вы гордитесь, еврос и пендос? -
Тем, что у вас смешались "люди с конями"?
Секс дядько-любов в десна и в засос.
С тоской глядят апостолы библейские
На этот богомерзкий беспредел.
И тянутся ручонки европейские
До однополых, похотливых тел.
На что сменили удаль молодецкую?
Мужичина в платье - форменный урод!
Зачем вы радугу украли детскую? –
Когда Господь детей вам не дает.
С-Т.
Но вернемся к Пушкину, когда ему было между 20 - 21 он должен был стреляться с греком, которого возмутило незнание Пушкиным какой-то книги, однако дуэль не состоялась.
А потом был вызов с неким французским бароном, но барон выбрал в качестве дуэльного оружия ружье – это развеселило Пушкина и дуэль превратилась в шутку.
Затем Пушкин потроллил некого Дегильи, офицера французской армии, за то что тот был подкаблучником.
Француз в ответ нахамил и Пушкин вызвал его на дуэль.
Зная, что Пушкин – отличный стрелок, француз выбрал в качестве оружия сабли. Пушкин согласился. Но когда француз узнал, что по Российскому дуэльному кодексу царапины не для прекращения дуэли мало, нужно продолжать, он жутко испугался, и на дуэль не явился. Взбешенный Пушкин написал Дегильи письмо, но, немного поостыв, пожалел его и письмо не от правил. Оно так и осталось среди пушкинских бумаг.
___________________ОДНА ИЗ САМЫХ КАПИТАЛЬНЫХ ГЛУПОСТЕЙ
Не только Пушкин вызывал на дуэли, но и его в Кишиневе вызвал на дуэль подполковник Старов.
Ссора вышла из-то того, что офицер требовал на балу играть кадриль, а Пушкин хотел мазурку.
А оркестр взял да исполнил просьбу Пушкина, из-за этого возник конфликт.
Старов, боевой офицер, мужественный, но малообразованный, не интересовавшийся литературой и потребовал сатисфакции от поэта.
Слава Богу, что в утро дуэли бала сильная метель.
Они стреляли по 2 раза, сдвигая барьеры, но оба промахнулись.
Хотели в 3-й раз, но секунданты воспротивились.
Потом секундантам удалось примирить противников.
Под конец жизни Старов признавался, что эта дуэль был
«одна из самых капитальных глупостей в его жизни».
________________ЛАНОВ, ВЕЛЬМОЖА, ПОМЕЩИК, КРАСОТКА ЦЫГАНКА__________________
Так же Пушкина вызвал на дуэль еще один герой - статский советник Ланов.
За то что Пушкин прочитал присутствующим сочиненную экспромтом эпиграмму:
БРОНИСЬ ВОРЧИ БОЛВАН БОЛВАНОВ,
ТЫ НЕ ДОЖДЕШЬСЯ, ДРУГ МОЙ ЛАНОВ,
ПОЩЕЧИН ОТ РУКИ МОЕЙ.
ТВОЯ ТОРЖЕСТВЕННАЯ РОЖА
НА БАБЬЕ ГУЗНО ТАК ПОХОЖА,
ЧТО ТОЛЬКО ПРОСИТ КИСЕЛЕЙ.
Ланов назвал Пушкина молокососом поскольку был стариком,
а Пушкин в ответ обозвал его винососом.
Ланов бросил вызов, но приехавший на обед Наместник
прекратил ссору и отправил забияку Пушкина под арест.
Так же Пушкин попал под арест из-за дуэли с одним молдавским вельможей, поскольку оказывал знаки внимания его жене Марии, и ей это нравилось,
пока на горизонте не появилась – более привлекательная, светская дама. Мария не могла высказать свои претензии напрямую, но стала дерзка с поэтом, втравила в конфликт мужа. Ссора была серьезной. Погасить ее удалось, посадив Пушкина под домашний арест.
Позже Пушкин повздорил с бессарабским помещиком и вызвал его на дуэль, но добавил: «Только после того, как решу с двумя с другими, с которыми дерусь».
Точно Дартаньсян, но слава Богу , дуэли не было, примирились.
Потом между Пушкиным неким Потоцким вспыхнул спор о крепостном праве и оба опустились до оскорблений. Но все же Потоцкий пришел к выводу, что Пушкин был прав. До дуэли дело не дошло.
В 22 года Пушкин увлекся красавицей цыганкой, женой местного помещика.
Помещик запер жену, а сам вызвал ухажера на дуэль.
Но Пушкина отправили на гауптвахту, а супругов выдворил из Кишинева в путешествие за границу, купив им билеты. Так конфликт был погашен.
ВЫСТРЕЛ ВИШНИ
А помните Пушкинский рассказ «ВЫСТРЕЛ» еще была шикарная экранизация, так эта
Дуэль аккурат списана с жизни
В то время игра в карты была очень популярна особенно в полках. А в Кишеневе ужасная скука,
а всякая быстрая перемена отвага были по душе Пушкину обычно играли в штосс, но чаще в банк.
Пушкин играл с офицером генеральского штаба Зубовым, возникла ссора и тот вызвал Пушкина на дуэль по свидетельству многих очевидцев, на поединок Пушкин явился с черешнями и завтракал ими, пока тот стрелял. Зубов стрелял первым и не попал. – «Довольны вы?» - спросил его Пушкин, которому пришел черед стрелять. Вместо того, чтобы требовать выстрела, Зубов бросился с объятьями.- Это лишнее, заметил ему Пушкин и, не стреляя, удалился.
Как то Пушкин вызвал на дуэль молдавского писателя Ивана Руссо из-за личной неприязни:
«Это правда что Вы Руссо, но не Жан-Жак Руссо, а просто рыжий дарак!» Тот был и вправду был рыжим.
Конфликт замяли.
Сан-Торас 17.08.2021 21:58 Заявить о нарушении / Удалить
ГОЛУБОЙ ЗАГОВОР_________________
Но когда Пушкину было 23 разразился грандиозный скандал, с князем Голицыным.
Скрытый гомосексуализм был не редким явлением во времена Пушкина
Он написал немало эпиграмм, что вызвало своего рода «Голубой заговор против Пушкина» |включая гея Дантеса и его роман с бароном Гекереном, который усыновил великовозрастного француза и приволок
Его в Россию. В отношении гомосексуалистов. Пушкин придерживался абсолютно нейтральной позиции, геи были среди его близких товарищей и друзей.
Гомосексуалисты был не редкостью и среди высших чинов, некоторые не боялись в открытую афишировать свои особенности. Всё это может наводит на мысль о том, что Пушкин, будучи человеком, приближенным к власти, оказывался невольной жертвой домогательств со стороны своих знакомых.
Например, когда Пушкин претендовал на должность в Академии наук, то ожидал снисхождения главы Академии Уварова. Но, Уваров сделал свой выбор в пользу Дундукова и Пушкин отреагировал на это, эпиграммой.
В академии наук
Заседает князь Дундук.
Говорят, не подобает
Дундуку такая честь;
Почему ж он заседает?
Потому что ж…а есть.
Ключевая мысль ясна, намёк на сексуальную связь.
И я ничуть не погрешу против истины, сказав, что Пушкина со свету сжили
пидъарасы и массоны!
Первым кто пустил утку, чтобы унизить Пушкина,
про его славного предка Ибрагима Ганнибала,
якобы купленного на турецком рынке за бутылку рома,
был как раз граф Уваров, - министр образования, президент академии наук.
К слову, Уваров, как это часто бывает с блюстителями чужой нравственности,
сам был не без греха, поскольку состоял в интимной связи с князем
Дондуковым-Корсаковым, сделав своего любовника
вице президентом академии наук, хотя Дондуков-Корсаков
не имел никаких НАУЧНЫХ ЗАСЛУГ.
Пушкин пришел на заседание академии наук, чтобы посмотреть,
как себя чувствует после его эпиграммы Президент и Вице президент академии?
Но Граф Уваров сказавшись больным не явился.
Позже Пушкин познакомился с Дундуковым-Корсаковым и понял что он очень добрый человек, который даже не обиделся на поэта за его стихо.
Но речь о Голицыне Пушкин написал на князя откровенно издевательскую эпиграмму:
… НАПИРАЙТЕ, БОГА РАДИ,
НА НЕГО СО ВСЕХ СТРОН!
НЕ ПОПРОБЫВАТЬ ЛИ СЗАДИ?
ТАМ ВСЕГО СЛАБЕЕ ОН.
Это произведение лишило его всех постов.
А Пушкин, очень любивший Петербург, хотел получить там место
Но его буквально окружали Опасные содомиты.
Например всем известная пара гомосексуалистов
голландский дипломат Геккерн в открытую афишировал свою
левую ориентацию.
По крайне мере общественность знала, что Геккерн имеет сексуальные связи с мужчинами, для этого голландец усыновил великовозрастного француза
Жоржа Дантеса. (Пидарасы не знают расы)
Не подумайте, что я перешел на другую тему, просто в свете дуэлей
по факту убил Пушкина прикативший в Россию евро-пидараст.
Это не новость, о сношениях Дантеса с Геккерном известно,
причём Дантес выполнял пассивную роль в этом союзе.
В воспоминаниях Щеголева: «Дуэль и смерть Пушкина»,
описывается, что француз, коим был Дантес, очень извращён темой близости двух мужчин.
На деле Пушкин не мог быть совсем уж лояльным к гомосексуалистам,
потому что это НЕНОРМАЛЬНО - такой факт вопиет,
и в некоторых ситуациях, он задевал их.
Из дневников А.С.Пушкина:
"О том, что Дантес предается содомскому греху, стало известно
в свете мне первому, и я сделал эту новость достоянием общества».
скорбительные письма, приведшие к смерти.
ПОРОК И ГРЕХ - ОДНО И ТОЖЕ__________________
Истории с гнусными геями, крутившиеся вокруг Пушкина и довели до гибели поэта.
Близкому окружению Пушкина начали приходить унизительные послания.
В письмах был дан оскорбительный для Пушкина текст, прямо называющий его рогоносцем .
По истечению времени, была выдвинута версия, что письма написаны князем Петром Долгоруковым. Он был открытым геем. Он этого не скрывал, и даже гордился тем, что весь Петербург знает о его мужеложестве.
Очевиден и тот факт, что Долгоруков действовал по указанию
старого врага Пушкина Сергея Уварова, того самого садомита из академии.
Позже поднялась вторая волна наговоров, распространялись слухи о семье Пушкина. Поэт вычислил наговорщика, и открыто высказался о Геккерне и его сыне,
отказав от дома.
Дальше произошла дуэль о которой всем известно.
Мои школьные стиши:
А я всю ночь плету кольчужку
Для всероссийского поэта,
Но не наденет ее Пушкин -
Дуэль и дуло пистолета,
Дорога, скользкий поворот...
Россия спит, она не знает,
Что Пушкин, раненный в живот
Холодным утром умирает...
___________________ ТРЕТИЙ ПОЭТ___________________
А что до моего Эссе об Онегине, Татьяна, Декабристах, дык не спорю,
потому как не претендую на то, чтобы быть понятым.
ибн лицом к лицу... СПЛОШНАЯ БЛИЗОРУКОСТЬ – не увидать:)
Даже Сампушкин, для просвещенных современников считался
НЕ ПЕРВЫМ, а третьим поэтом России!
А кто же почитался первым?
А первым поэтом по мнению "дальнозорких" ценителей изящной словесности
почитался Крылов Иван Андрееч, вторым Жуковский и только третьим Пушкин!
Он и по-успеваемости, из 29 учеников Царского лицея - был 24-тым.
И там плёлся в конце, и тут вышел на третьим...
Таки хочеццо сказать им: – Эх, вы современники! Ценители с куриной слепотой!
Мои эссе о Пушкине: ИСТОРИЯ ДАНТЕСА http://stihi.ru/2015/06/10/2426
О Керн http://stihi.ru/2020/06/25/9119
О Родстве http://stihi.ru/2020/06/30/9121
http://stihi.ru/2020/06/25/9119
С добром:))
Сан-Торас 17.08.2021 21:58 Заявить о нарушении / Удалить
Не понимаем мы друг друга... и это печально.
О путешествии и приключениях я Вам, Санто, на mail.ru написала 15 августа...
А идея о том, что геи затеяли войну против Пушкина и убили его, мне не близка.
Лина Чирко 18.08.2021 20:11 Заявить о нарушении / Удалить
И еще: об иллюстрации Нотбека «Татьяна пишет письмо Онегину».
На Яндекс Дзен мне попалась эта иллюстрация, а также рассуждения о сходстве Ольги с мадоннами Ван Дейка.
На этом ресурсе много всяческий "околопушкинских" постов: пару лет назад там было безапелляционное заявление о том, что Татьяне на момент знакомства с Онегиным было... 13 лет! (А ее младшей сестре Ольге тогда сколько? 12 или 11? И она через 2 недели собиралась стать супругой Ленского?)
Кто там пишет эти посты - одному Богу известно... Явно люди, которые не читали или очень невнимательно читали Пушкина.
В "Е.О." говорится, что НЯНЕ Татьяны было 13 лет, когда ее венчали:
«Да как же ты венчалась, няня?»
— Так, видно, бог велел. Мой Ваня
Моложе был меня, мой свет,
А было мне тринадцать лет.
Насчет Вандиковой Мадонны - то же самое попадание пальцем в небо.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точъ-в-точъ в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне.
Но у Пушкина нигде нет упоминания о том, что Ольга - дебелая тучная дама в духе красавиц Ван Дейка или рубенсовских "Дочерей Левкиппа", в которых по моде того времени содержится не менее центнера отборного целюллита... Напротив!
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Всё в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Лёгкий стан, голубые глаза, льняные локоны… С мадоннами Антониса Ван Дейка ее роднит разве что отсутствие жизни в чертах… И это бездушие внешнее является отражением пустоты внутренней. Слишком легкомысленно Оленька ведет себя на именинах сестры: танцует с Онегиным, польстившись его вниманием. Не замечает, какие бури и страсти бушуют в душе Ленского. Не думает о страданиях сестры… А назавтра как ни в чем не бывало спрашиваетсвоего жениха: «Зачем вечор так рано скрылись?» И не предполагает, что он обречен… Что он готов жизнь отдать за честь невесты.
Но самое поразительное случается после гибели Ленского. Татьяна страдает, оплакивает юношу, как брата. А Ольга?
После трагической гибели — из-за нее — Ленского Ольга недолго горевала и вскоре увлеклась уланом, который “успел ее страданье любовной лестью усыпить”:
И вот уж с ним пред алтарем
Она стыдливо под венцом
Стоит с поникшей головою,
С огнем в потупленных очах,
С улыбкой легкой на устах.
В образе Ольги А. С. Пушкин воплотил один из женских типов — красивой, обаятельной женщины, игривой, веселой, беззаботной. Кокетливость — ее отличительная черта. Она у Ольги не наигранная, а естественная. Если присовокупить ко всем вышеперечисленным качествам поверхностность восприятия и легкость суждений, то получится наиболее распространенный женский образ, довольно привлекательный, но недостаточно глубокий.
Ольга – копия своей маменьки, которая
… любила Ричардсона
Не потому, чтобы прочла,
Не потому, чтоб Грандисона
Она Ловласу предпочла;
Но в старину княжна Алина,
Ее московская кузина,
Твердила часто ей об них.
Если Татьяна была воспитана на любовных романах, которые сформировали в ней способность к глубоким чувствам, то Ольга, не прочитавшая, скорее всего, ни строчки, легкомысленно порхала по жизни, как мотылек…
Санто, Вы совершенно напрасно апеллировали к моим материнским чувствам:
«Вы б иначе все понимали, если б Вашим сыном был
Володя Ленский, которого убил Онегин просто так от нечего делать».
Моим сыном был Алеша Чирков. Вчера мы были на кладбище, где парни из компании «Мемориал» устанавливали памятник на его могиле вместо временного креста. Я знаю, что такое потерять сына. И сын этот – не вымышленный литературный персонаж, а настоящий мальчик, которого я когда-то качала на руках, потом гордилась его успехами в школе, потом праздновала его свадьбу… А потом, когда он заболел, пыталась хоть чем-то облегчить его боль… но напрасно… В дуэли со смертью он проиграл…
Что касается 29 пушкинских дуэлей – я о них тоже читала.
И считаю, что вел себя наш поэт легкомысленно, вызывая и друзей, и неприятелей по самым пустячным поводам (за исключением последней дуэли, когда была задета его честь и честь жены – здесь он реально был «невольником чести).
И еще одна фраза мне не понравилась в Вашем последнем эссе:
«А что до моего Эссе об Онегине, Татьяна, Декабристах, дык не спорю,
потому как не претендую на то, чтобы быть понятым.
ибн лицом к лицу... СПЛОШНАЯ БЛИЗОРУКОСТЬ – не увидать:)»
Я Вас понимаю, Санто.
А вот Вы меня почему-то нет…
Лина Чирко 19.08.2021 04:41 Заявить о нарушении / Удалить
___________Я Вас тоже понимаю, Линочка и не хотел задеть.
Никакая литература не стоит самой жизни, поэтому оставим эту тему.
А живой Пушкин, вел себя и легкомысленно, и мужественно,
конечно, по-разному, на то он и человек, а не персонаж.
И то что мы в Вами воспринимает многие вещи полярно - это
нормально и правильно, потому что мы разные люди и не все,
что нам знакомо в нас должно откликаться созвучно.
Оставим это.
Я рад Вашему путешествию - Вы перелетели, как бабочка
на берег моря и, слава Богу, подзагорели, наплавались.
Если случится оказия, пришлю Вам новый танец:))
На письмо в почте отвечу, как смогу.
Сейчас многое навалилось, не знаю, как справлюсь,
не здоровится что-то.
А в отношении Онегина скажу - преподавать это надо
скорее так, как Вы думаете и формулируете, чем так, как я.
Однако, во взрослом возрасте интересно отходить от
классики жанра и позволять себе на базе фактов
не совсем академические выводы.
А на деле, я искренне рад, что Вы есть!!!
Что Вы вернулись домой и займетесь Вашими
волшебными закрутками:))
Обнимаю Вас крепко, берегите себя.
Санто.
Сан-Торас 19.08.2021 18:49 Заявить о нарушении / Удалить
Спасибо, Санто, за эти теплые слова.
Не болейте! Бодрости Вам и вдохновения!
Поздравляю с праздником Преображения Господня! С яблочным Спасом!
Лина Чирко 19.08.2021 19:26 Заявить о нарушении / Удалить
Взаимно, Линочка:)))
Пишите, когда будет желание и время.
Рад Вам:)
Сан-Торас 19.08.2021 19:52 Заявить о нарушении / Удалить
Доброго здравия вам, Санто! Вы знаете, что я не так часто к вам заглядываю, потому что если загляну, то хочется погрузиться в бесконечность общения с вами. К сожалению, из-за нехватки личного времени мои литературные общения ограничены. Сегодня у меня типа "выходной" и я снова у вас в гостях. Заглянула в ваши книги, перечитала детские стихи и японские сонеты. А эту тему избрала только потому, что глянулось ваше "то, что вы думаете". Мне всегда близки ваши размышления. Неожиданно, что Онегин с Татьяной сегодня главные, но покоряет выбор, так как захватывающе интересно у вас получается высказать собственное мнение. Не менее интересны повествования и Лины Чирко. Два мнения просто великолепны. А уж по духу - мне ближе ваше мнение.
Каждый читатель акцентируется на собственном восприятии и определённом взгляде на проиходящие описанные события. Может показаться, что мнения расходятся, но считаю, что это не так. Они дополняют друг друга, но порождают вновь чьё-то собственное мнение. И нет таких критиков, который бы мог выразить общее мнение. Мне думается, что даже автор не всегда сможет объективно оценить созданные им образы и полностью согласиться с тем или иным критиком.
Но возвращаюсь к теме. Помню, что в школьные годы по литературе нам навязывали критику Белинского. Нужно было думать, как он. Присекалось вольнодумство. И только после школы перечитала многих наших классиков и всех доступных зарубежных того времени заново и оценила по-новому. Пушкина не перечитывала, хотя ценю его произведения, стихи и росла на его сказках. Многое помню на память, в том числе и из "Евгения Онегина". Но перечитать желания до сих пор нет. Зато с большим удовольствием прочла ваш диалог с Линой Чирко.
Каждое новое время рождает своих героев, которые резко отличаются от общей массы. Они тем и хороши, что имеют собственное мнение и противопоставляют себя окружающим. Это и привлекает пушкинскую Татьяну или лермонтовскую Веру при выборе избранника для души. В наше время говорят, что девочки любят плохих мальчиков. Но так ли они все будут "плохи", пройдя путь становления и социализации? И, конечно же, изменится в отношении их мнение девочек, достигших взросления. Может, потому и говорят сейчас, что период детства у многих затягивается, иногда даже до старости. Но так хочется быть неповторимым для окружающих, хочется понимания, одобрения и высокой оценки, хочется стать героем своего времени. Не у всех получается обрести цель в жизни, приложить усилия для достижения этой цели, а главное - отбросить собственную лень. Хочется всё и сразу, и без труда, поэтому из "героя" получается разочарованный нытик, потерявший себя во времени и вычеркнувший себя из общества. Возвращение назад плодов не принесёт - вот, как у Онегина. Время имеет свойство быстро обновляться и не терпит тех, кто его своевременно не оценивает. Жизнь так коротка, что остановка в мире наивных фантазий, вне ощества дорого обходится.
Рада была новой встрече, Санто!
Анита Карелина 03.10.2021 15:05 Заявить о нарушении / Удалить
_________Чуть было, не затерялось Ваше письмо,
моя славная Анита, за этим нескончаемым эпистолярным рулоном!
Дадада, Линочку ценю - хороший друг,
и содержательный собеседник!
Тем боле, что филолог среди стихописцев - это
антикварная редкость:))
Вот намедни, во время общения, неожиданно для себя,
разразился целой статьей, да так устал, что и перечитать не удосужился.
Сейчас поглядел, а на той поляне сотни стихосложенцев топтались,
сотни глаз прочли, видать по диагонали - и тишина...
А текст без преувеличений презанятный - и воображение обостряет,
и мысли пробуждает:))
Не-ну, чтобы такая благодатная тема не зацепила, надо быть
либо совсем тефлоновым автором, либо ни разу не русским,!
Взгляните на досуге, друзья мои.
http://stihi.ru/2021/10/02/7
Там немало интересного, а кром того, мне тересны Ваши мысли:)
С добром, Санто.
Сан-Торас 04.10.2021 22:14
Верно, Санто! Обязательно сегодня отвечу. Вчера отключала ноут перед сном и засиделась, читая по ссылке. Отложила ответ на сегодня. Тема ваша мне интересна. Перечитаю и отвечу. У меня много чего уже накопилось в связи с этим, да всё недосуг было. А с вами и тот "досуг" пришёл, так сказать, для почина.
Анита Карелина 05.10.2021 11:19
Другие статьи в литературном дневнике: