***

Сан-Торас: литературный дневник

Прощальное... Бывшему другу
Сан-Торас
Автор «прикован силой небывалой»
к «образам, нахлынувшим извне».
Гёте. Фауст.
.


Ну, здравствуй! – Вечереет по фэншуй,
Закат прожилками имбирит красными.
Последнее письмо тебе пишу -
Жалеешь, или нет? Жалей, напрасно мы…


Устал я от булавочных речей,
Прикольной, полупошлой легковесности:
«Ну, чо? - Ничо!» Проходит век – ничей! -
Сленг поколений «Чокнутой словесности».


И «Вверх по склону лет» - не я, не ты
Подметили. Из чтива полусветского,
Пролистывая книжные листы,
Набрел на эту фразу у Жванецкого.


Устал я от расшатанных весов,
Бездарного в сетях стихописательства.
Как мало настоящих голосов,
Средь зависти, корысти и предательства!


В гербарий низкосортной кутерьмы
Шаблоны слов пришпиливают датами.
Зачем дан мозг? Чтоб наслаждались мы
И классикой, и «Черными квадратами».


Но фальшь повсюду вскармливает ложь.
Ловя листвы опавшее шуршание,
Не получив того, что долго ждешь,
Испытываешь разочарование.


В последний день, сквозь жухлую кору
Янтарно капля скатится морозная
И обожжет затылок на ветру
Прощальное дыханье лакримозное.


А на манжетах алых облаков
Судьба запишет путь марионеточный,
Макнув в чернильный сумрак вечеров
Нагих деревьев сломанные веточки.


Искусство ведь не в красках и речах -
Тревожа душу, пробуждаешь к вечности…
Дух творчества живёт в простых вещах:
В сочувствии, любви и человечности.


___ Лакримоза - часть реквиема Моцарта, от латинского «Lacrima» — слезы,
«mosa» — текущий. Переводится как - «грусть»...



_____Санто, "Прощальное бывшему другу" и моё "Начальное",
я читала в декабре на литературном вечере в Доме Актёра на Арбате, в кафе "Бардак". Там выступали музыканты и поэты - свободный микрофон.
Светлана Кременецкая 15.12.2016 22:03


___Вообще-то... У меня ощущение, что всё это в пустую, чтобы я не написал - значения не имеет.
Одиночество в толпе. Просто не могу унять поэзу внутри себя, мог бы - прекратил.
Это творчество, по-сути, не востребовано, оно никому не нужно, по факту жизни.


Сан-Торас 17.12.2016 07:01 Заявить о нарушении / Удалить
Спасибо за твою редкостную откровенность. Нужно, поверь. Я читала твоё, и как люди слушали и аплодировали! Нам и не хватает живого общения, а в виртуале не видно глаз и глухота ватная. Но, к счастью, слышат души близкие друг друга. Ты - мятущаяся, богатая и острочувствующая натура, даже с зашкаливаниями))Духа, протестующая и любящая, в служении высокому искусству, которое понимаешь и ценишь. Требует Дух с других так сильно, потому что сам - пахарь. Я уже не требую, а больше наблюдаю за происходящим. Требую с себя быть честной в первую очередь перед собой. Выше искусства есть только сама Жизнь безыскусная, естественная, в чистых помыслах и действиях. И, когда она входит в творчество, сам возДух становится творящим, и это уже не творения рукотворные, воплощённые в камне, красках, звуках, извлечённых из инструментов...это переходит на творческое Присутствие в самой Жизни - в каждой мелочи, слове и действии. В этом твоё Присутствие востребовано полностью - ТО, где ты, безусловно любишь и живой. Если ЭТО соСтояние запечатлевают стихи, они становятся востребованы и бессмертны. Большинство чувствует их волну, они проникают насквозь и каждым воспринимаются -(в-ОСЬ-принимаются!- в суть).


Светлана Кременецкая 17.12.2016 09:46 Заявить о нарушении / Удалить
Пиши, как дыши. Ты же дышишь не для того парня? Ты не можешь иначе, это твоя составляющая - творчество и реагирование через него. Прекрасную форму общения ты нашёл - публикацию рецензий и бесед! Я уже шла к этому. Это очень и полезно и интересно. Само всё выстраивается без нашей заботы Высокими сферами нашего мироустройства. Тебе ни о чём не надо заботиться, ВСЁ ПРОИСХОДИТ ВОВРЕМЯ И ТО, ЧТО НАДО. Тебе остаётся самая малость - проявлять ТО, что ты есть. Прекрасный, совестливый, мудрый и чувствующий, открытый. ТЫ ЛЮБИМ СУЩЕСТВОВАНИЕМ, БЕСЦЕНЕН и ДОРОГ. ТЕБЕ постоянно помогают, не помогая, ВСЕ, вся жизнь строится нами. Иди без претензий и ожиданий и вольётся именно ТО, что идеально в этот момент. Мы встретились на пике твоей взрывной претензии. В идеальное благодушие и умиротворение, на пике его, вошла "каверза" со стороны. Вошла она, посланная Высшей инстанцией, как проверка прочности и истинности духовной зрелости и готовности, и всё полетело к чертям собачьим и кончилось душевным срывом. Понадобились месяцы на восстановление. Уязвимость - ахиллесова пята, выносящая высокую энергию в трату базара. Ого, как мы дорого платим, если позволяем случиться пробоине. Но это особый очень важный разговор, но нужен ли тебе?


Светлана Кременецкая 17.12.2016 10:08 Заявить о нарушении / Удалить
Отвечаю построчно:
.
" Я читала твоё, и как люди слушали и аплодировали!"___(с)
.
Не могу восхититься этим фактом, ибо шкала ценностей, на сегодняшний день, смещена до всеядности восприятий.
Сама стихира показывает, что любой бред найдёт своего почитателя.
Ценность искусства нивелирована, оценивающим его невежеством, в силу
которого я утратил доверие и к хвале, и к хуле.
На эмоциональном уровне, одно приятно, другое нет, при умственном безучастии.
.
____"Нам и не хватает живого общения, а в виртуале не видно глаз и глухота ватная." (с)
.
У меня другое отношение к этому, мне хватает живого общения, больше чем
хочется, и зачастую, мне лучше не видеть собеседника, иногда внешний облик отталкивает.
.
____ "Ты - мятущаяся, богатая и острочувствующая натура, даже с зашкаливаниями))(с)
.
Я не зашкаливаю, просто живой, люди бывают мёртвыми, хотя кушают хорошо:))
.
____ "Я уже не требую, а больше наблюдаю за происходящим."____(с)
.
Это зависит от интровертного или экстровертного психотипа, я склонен ко второму.
.
____ "Выше искусства есть только сама Жизнь безыскусная, естественная, в чистых помыслах и действиях."(с)
.
Не согласен - ЖИЗНЬ и есть ИСКУССТВО, ибо мы творим: любовь, ненависть, детей,
друзей, самих себя - саму жизнь.
.
____" В этом твоё Присутствие востребовано полностью - ТО, где ты, безусловно любишь и живой. Если ЭТО соСтояние запечатлевают стихи, они становятся востребованы и бессмертны." (с)
.
С этим согласен, просто не ценю посмертных признаний, однохъуйственно, как меня
оценят, когда остыну.
.
Тут эллинским красотам нет числа!
Гляжу, метнулись рыбы от весла,
а лодочка, что старое корыто,
Скользит под тень Пегаскова крыла…


Явились Музы! - И моя была
парчой и нежным жемчугом расшита.
.
Но бисер перед ней метать не стал -
Пустует лАвровый мой пьедестал
И до архива никому нет дела.
Когда откинусь - оживет кураж,
Возьмет труды мои на абордаж,
Очкастый критик. Скажет запотело:
.
– Народ, а все же Санто был хорош!
И в поле зренья наших линз он вхож!
Тут голос мой с небес: заткнись, брателло!
При жизни надо было, чтоб привык,
Теперь, увы, не греет это дело.
.
____" Прекрасную форму общения ты нашёл - публикацию рецензий и бесед! Я уже шла к этому. Это очень и полезно и интересно. Само всё выстраивается без нашей заботы Высокими сферами нашего мироустройства. Тебе ни о чём не надо заботиться, ВСЁ ПРОИСХОДИТ ВОВРЕМЯ И ТО, ЧТО НАДО."___ (с)
.
Не знаю - мжт у тех, кто пишет рецы, без особых умственных затрат, "всё выстраивается без заботы".
А мне приходиться озаботиться, ибо трачу немало времени, духовных и интеллектуальных усилий на свои ответы.
.
____ "Тебе остаётся самая малость - проявлять ТО, что ты есть. Прекрасный, совестливый, мудрый и чувствующий, открытый. ТЫ ЛЮБИМ СУЩЕСТВОВАНИЕМ, БЕСЦЕНЕН и ДОРОГ."
.


Не чувствую бесценности своей, и тем более нужности, поэтому не могу воодушевиться этими оценками. Наши люди, слишком гипертрофированно
усвоили понятие СКРОМНОСТЬ, в силу чего, возвели его в степень - УБОГОСТЬ!
Так сильно опасаются, чтобы кто-то не возгордился от их поддержки,
восхищения или одобрения, что не замечают, насколько сами становятся
эгоистичны и неблагодарны.
Ибо поглощать плоды чужого ума, чувств, творчества, интеллекта
и ничего не отдавать в замен, не есть порядочность, будто им жаль,
поделиться даже простым человеческим теплом!
Слишком бояться своим восхищением возбудить нескромность,
при этом не бояться сами прослыть неблагодарными и завистливыми.
Ибо кому нужны овации после смерти?
Они нужны тем кто аплодирует, а не тому, кому предназначены.
Народ так заботится о своих талантах, что даже придумали такую
ФОРМУЛУ, как - ГЕНИЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОЛОДНЫМ!
СТРАДАНИЯ И ЛИШЕНИЯ ДЛЯ ТАЛАНТА - СТИМУЛ.
Я изучил судьбы и биографии многих выдающихся людей
поэтому тема:
«Признание заслуг при его жизни вредно»,
которую любят вводить в степень дискуссии, вызывает у меня протест
из-за НАГЛОГО ПОПИРАНИЯ ЛОГИКИ!
Обыватели считают, что гений должен страдать, и даже уверены, что это ему необходимо, ибо признание таланта ВРЕДИТ,а нужда ему помогает - заводит творческую пружину.
Эта позиция указывает на то, что людям важно, чтобы гений ПРОИЗВОДИЛ,
а цена ЕГО усилий мало кому интересна.
Они считают полезным держать ГЕНИЯ в напряжении, чтобы не ослабить пружину его гениальных откровений.
И на протяжении веков обыватели не находят иного способа активизировать «эту пружинистость», кроме как способ притеснения талантливых и самобытных личностей!
Аргументы этой тональности всегда вызывают у меня неприятие.
Я настаиваю на прижизненном признании заслуг авторов тех открытий,
что освещающих своими идеями мир!
Но обыватели упорно считают, что препятствия и нужда,
увеличивает силу сопротивления художника высекая из поэта или ученого
мощные энергии, результаты которых им проносят пользу.
НО я глубоко убежден, что благополучие не умаляет творческого потенциала!
ПОТОМУ ЧТО удовлетворение так же сообщает стимул активности, как и неудовлетворенность.
Стимул может усиливаться как вопреки - т.е. под напором желания доказать -
так и благодаря, т.е.под напором желания оправдать доверие, любовь, надежды.
ИБО процесс творчества заряжает любой вид энергии, как позитивной, так и негативной.
Разница только в самочувствии творца.
Лозунг: ГЕНИЙ ДОЛЖЕН БЫТЬ ГОЛОДНЫМ!
Воспринимаю, как извращение - держать соловья впроголодь, лишь для того, чтобы он звонче пел? Мне претит этот назойливо устойчивый миф!
Спросите меня и я отвечу:
Если народ считает, что сытость отягощает дух, создателя науки или искусства,
то, в таком случае я, как художник, считаю, что воспринимать искусство
будучи сытыми нехорошо это отяжеляет ДУХ ПОТРЕБИТЕЛЯ!
Однако во всех музеях, театрах вернисажах ПОТРЕБИТЕЛИ наставили себе буфеты и предпочитают духовно поглощать без отрыва от физического насыщения!
ЭТО И ЕСТЬ НАГЛОЕ ПОПРАНИИ ЛОГИКИ!
Все фешенебельные общепиты, от ресторанов до кабаре, демонстрируют римский лозунг: «Хлеба и Зрелищ!» Сами везде заботятся о своей СЫТОСТИ,
а творцу навязывают лишения и нужду, как наилучший стимул для продуктивности вдохновения!
В таком случае, исходя из логики обывателя, все точки питания в культурных центрах следует закрыть!
Коль одни впроголодь должны создавать, то другие впроголодь должны воспринимать. Иначе мы находимся в слишком неравных условиях:))
Хвалить не надо, а то зазнается, жрать давать тоже не надо, а то облениться!
Ишь какие молодцы - заботятся они!
Путь к пророчеству духа закрыт для большинства.
Поэтому большинство давит массой протеста, которая является неизбежным тормозом для любых прогрессивных идей!
Но считать, что это приносит пользу таланту - верх наглости!
Гении движутся вне общей трассы и только вперед!
Остальные препятствуют результатам их труда, а после пользуются,
никогда не каясь в своем вероломстве!
Это всегда было для меня болевым звеном вселенской несправедливости.
Думаю, что общество не приемлет гениев, потому что, находясь в поле сознания своей индивидуальности, ГЕНИЙ ломает традиции!
А обыватель, находится в поле своего племенного мышления, естественно, протестует! Чтобы понять гения, надо самому немного им быть!
Это не всем дано, и потому когнитивный диссонанс между гением и обществом неизбывен и обусловлен вечной борьбой индивидуальной свободы духа с рутиной общественного сознания.
Ибо это сознание трудно выманить из пещер – оно боится света, как крупный зверь боится огня, который есть жизнь, и есть смерть - в зависимости от того, как воспринять и освоить огонь.
.
___" Иди без претензий и ожиданий и вольётся именно ТО, что идеально в этот момент. Мы встретились на пике твоей взрывной претензии. В идеальное благодушие и умиротворение, на пике его, вошла "каверза" со стороны." (с)
.
Или напротив вольётся то, что губительно - всё имеет черную и белую сторону
- ДУАЛИЗМ строит мир. На каверзу - плевать - художник не конфета, чтобы всем
нравиться, но на отношение друзей - не плевать.
.
____"Вошла каверза, посланная Высшей инстанцией, как проверка прочности и истинности духовной зрелости и готовности, и всё полетело к чертям собачьим и кончилось душевным срывом." (с)
.
Глупости, духовная зрелость не подразумевает, что глотать неуважение и хамство есть норма. Я никому не делаю плохо, просто ухожу, с мыслью:
"Наслаждайтесь, друзья мои, обществом той стороны, которую поддерживаете."
Отрезай свои потери, выбирай свои бои.
.
____ "Понадобились месяцы на восстановление. Уязвимость - ахиллесова пята, выносящая высокую энергию в трату базара. Ого, как мы дорого платим, если позволяем случиться пробоине. Но это особый очень важный разговор, но нужен ли?"___ (с)
.
Ненене, именно, для того, чтобы высокая энергия не ушла в базар,
обычно самоустраняюсь - ахиллесова пята, тут не причем.
Просто мне не нужен базар.



Сан-Торас 18.12.2016 09:04



Другие статьи в литературном дневнике: