Сенека.

Сан-Торас: литературный дневник

Классно, Санто!
А я сегодня с утра под впечатлением Вашего письма... Несколько раз садилась за ответ, но... Наверное, еще не созрела. Ждите. Я думаю, как удав из мультика... "У меня есть мысль и я ее думаю".



Пятница, 30 октября 2015, 16:25, от Санто:


Вы решили собрать нашу переписку и я, воодушевившись этим,
погрузился в исторические письма, философов и мудрецов, остановившись на Сенеке, ибо меня с ним многое связывает.
Помните, я рассказывал об учебе в академии художеств? Я бы там, наверное, никогда не оказался, поскольку работал врачом, но хотел быть рядом с женой, она там училась и свои рефераты в академию я писал даже в самолетах, во время перелетов. В ту пору не было интернета и не имея библиографии, я сам сочинял разные цитаты, подписывая их - Сенека.
Оказалось профессора не шибко проверяют подлинность цитат.
К примеру, я бы мог дать краткую характеристику стихиры:


Копошня - это такой род деятельности, где все двигаются, но не продвигаются,
ибо большинство удовлетворяют высказывания, в которых нет ничего больше того,
что очевидно, и ничего, глубже того, что лежит на поверхности - лишние слова с сайта можно выносить тонами.
По емкости сказанного, вполне, Cенека:)))


Благодаря Интернету, нынче все пишут - и это славно, но мне жаль, что наступило время небрежного писательства - это унижает меня, как читателя - я вижу, что критика закопала топор войны в кучу формата и этим приближает нас к духовной стагнации.
Поэтому фраза, обращенная к литературе:
- Ну как твои дела? - становится первой репликой скучного разговора.


Но, вместе с тем, я верю - все переменится, потому что единственная реальность, на которую каждый может твердо рассчитывать - это перемены.
И какими бы они не были мы не должны разочаровываться, поскольку цеплянье за свои ожидания - смерти подобно.
Перемены могут быть каким угодно, в том числе неожиданными и неприятными,
но в отношение людей, я убежден: любой человек вблизи хороший.
"Потому что хороших людей меньше, чем хочется, но больше чем кажется" - (это Санто - тут уж Сенека отдыхает:)))


Простите, что совершенно не желая того, в предыдущем письме напряг Вас религиозной темой.
Но наша полемика вызвана не духовными разно-голосиями, а тем, что я смоделировал слишком типичные ситуации поведения и поступков людей - эти модели настолько растиражированны каждой судьбой, что многие находят в них нечто личное и принимают на свой счет, хотя я говорил обобщенно.
В отношении религии, не могу сказать какая предпочтительней - но я верю в Право верования, как в право свободного выбора. - Религия, нужна всем - она и есть наша главная виртуальная жизнь. Потому что люди живут в своем воображении не менее активной жизнью, чем в реальности.
Мы заселяем землю физически, а небо духовно - только так можно охватить необозримые пространства Вселенной.
В силу этого стремления, не только у всех на свете рас, но и у всех возрастов есть свой Бог.
У наших детей - это супермен, у нас - Иисус: – один летает, другой ходит по воде - людям необходимы мифы, чтобы оторваться от земли и приблизится к небесам.
Поэтому явление миру Интернета - неизбежно! С развитием прогресса,
он бы неминуемо возник, как Бог, как жизнь в вербальном пространстве.
Интернет и есть результат многовековой религиозной жизни человечества, потому что только эта, воображаемая жизнь виртуально продолжает наш путь вне плоти.
Вы спрашивали, кем бы я хотел быть, если бы уже не был?
Сейчас не вспомню кто изрек, но полностью разделяю:


"Я бы хотел быть тем, кем меня считает моя собака." - но не смею и мечтать,
что бы люди относились ко мне так же. :)))


*
Суббота, 31 октября 2015, 13:25 от Санто:
Перечитывал Платона и Сенеку, не уставая восхищаться ими - замечательные люди!
А знаете ли Вы Сенеку так, как знаю его я? - то есть не в общем и целом,
а в том, исключительном ракурсе, который остается эксклюзивно моим.
Может быть я скажу о нем слишком наскоро, но это субъективное виденье,
объективно останется с Вами и какое-то время будет прибывать в Вашей памяти:)
Возможно, припишу ему то, что чувствовал сам, но кто запретит мне или опротестует?
- Разве что какой-нить скучный историк, который ни капли не знает больше моего,
просто поверьте:))
Я читал письма обращенные к потомкам, которые начинались одинаковым восклицанием:



Сенека приветствует Луцилия!
Так и поступай, мой Луцилий! Отвоюй себя для себя самого, береги время, которое у тебя отнимали или крали, которое зря проходило:
часть времени у нас отбирают силой, часть похищают, часть утекает впустую:
всю жизнь мы делаем - не то, что нужно.
Укажешь ли ты мне такого, кто ценил бы время, кто знал бы, чего стоит день, кто понимал бы, что умирает с каждым часом?
В том-то и беда наша, что смерть мы видим впереди; а большая часть ее уже за плечами, - ведь сколько лет жизни минуло, столько принадлежат смерти.
Поступай же так, мой Луцилий: не упускай ни часу.
Удержишь в руках сегодняшний день - меньше будешь зависеть от завтрашнего.
Все у нас, Луцилий, чужое, одно лишь время наше. Только время, дала нам во владенье природа, но и его кто хочет, тот и отнимает.
Смертные же глупы: получив что-нибудь ничтожное, дешевое и наверняка легко возместимое, они позволяют предъявлять себе счет;
а вот те, кому уделили время, не считают себя должниками, хотя единственно времени и не возвратит даже знающий благодарность.
Как считали наши предки поздно быть бережливым, когда осталось на донышке.
Да к тому же остается там не только мало, но и самое скверное.
Будь здоров. ( Письмо I)



Я хотел бы сберечь и продолжить традицию этого славного обращения:


Санто приветствует Ли!
Для настроения напомню Вам, как один великий афорист Козьма Прутков обратился
со стихами «ЧЕСТОЛЮБИЕ» прямо туда, в 4 век до н.э., к другому великому афористу, поэту и философу, который родился в Испании, принадлежал к благородному сословию всадников и носил имя Луций Анней Сенека:


Дайте череп мне Сенеки;
Дайте мне Вергильев стих,-
Затряслись бы человеки
От глаголов уст моих!


• Больше звону, чем смысла, - говорил Сенека:
• В словесности, как и во всем прочем, мы страдаем невоздержанностью.
• Больше пользы приносит речь, которая малыми долями прокрадывается в душу.
• Величие души должно быть свойством всех людей.
• Если хочешь быть любимым, люби. (Хочешь быть счастливым - будь! - так Козьма переиначил Сенеку).
• Если хочешь, чтобы о чем-то молчали, молчи первый.
• Жестокость всегда проистекает из бессердечия и бессилия .
• Жизнь — единственное благо.
• Никогда счастье не ставило человека на такую высоту, чтобы он не нуждался в друге.
• Никогда число прожитых дней не заставит нас признать, что мы прожили достаточно.
• Никто не опаздывает прийти туда, откуда никогда не сможет вернуться.
• Никто не становится хорошим человеком случайно.
• Ни один человек не является неблагожелательным судьей по отношению к себе.
• Необходимость ломает все законы.
• Несчастна душа, исполненная забот о будущем.


Это мысли из разных писем, я продолжу:


__________________Санто приветствует Ли!
Сенека был сыном оратора Марка Аннея и братом историка Галлиона.
Римляне чтили талантливые династии, что в наши дни расценивается как семейная коррупция:
"свои своих тянут", рука руку моет.
Видимо, у разных завистников сложилось впечатление, будто у природы столь короткое дыхание, что, произведя на свет выдающихся людей, она, обессилев, обязательно должна отдохнуть, развалившись на их детях.
Луций Сенека презирал "будущие предрассудки" и охотно учился у пифагорейцев, веря, что знания просветят разум и наставят странствующего на путь.
У него было представительное лицо с твердыми щеками и густая борода, отливающая ржавчиной, такие же волосы шли по выпуклой груди его и жилистым ногам, вселяя уверенность, что обильная растительность приносит ее владельцу особенное счастье.
Долгие ночи он проводил за трудами мудрецов, пытаясь распознать загадки бытии,я и казалось ему, что вечно лгущая жизнь сама откроет перед ним темницы своих непостижимых тайн.
В моменты духовных откровений в напряженном сознании мелькала чудовищно-горделивая мысль о высоком предназначении и чудесном пути, который предстоит совершить на благо великого Рима.


*
______________Сенека приветствует Луцилия!
"Ты призываешь меня избегать толпы, - уединиться и довольствоваться собственной совестью.
Ни одного дня я не теряю в праздности, даже часть ночи отдаю занятиям.
Сон одолевает меня, а я сижу, уставившись в свою работу усталыми от бодрствования глазами.
Я удалился не только от людей, но и от дел, и занялся делами потомков.
Для них я записываю то, что может помочь им.
Я указываю тот правильный путь, который сам нашел так поздно, устав от блужданий.
Я кричу: "Избегайте всего, что любит толпа, что подбросил вам случай!
Ведь и рыбы, и звери ловятся на приманку сладкой надежды!
Вы думаете, это дары фортуны? Нет, это ее козни...
Мы возомним, будто это добыча наша, но сами становимся добычей.
Угождайте телу настолько, насколько нужно для поддержания его крепости,
и такой образ жизни считайте единственно здоровым.
Презирайте все, что ненужный труд создает напоказ.
Помните: ничто, кроме души, не достойно восхищения".
И когда я беседую так с самим собою - беседую с потомками, неужели, по-твоему, я приношу меньше пользы, чем заседая в сенате?
Поверь мне, кто кажется бездельником, тот занят самыми важными делами, и божественными и человеческими.
Может статься, ты спросишь меня, отчего я беру столь много прекрасных изречений у Эпикура.
Но почему ты думаешь, что подобные слова принадлежат одному Эпикуру, а не всем людям?
Ведь как много поэты говорят такого, что уже сказано или должно быть сказано философами!
Не наше то, что нам дано фортуною.


Все, что дано нам, может быть и отнято.
Я лишь отдал тебе твое же.
Будь здоров. (Письмо VIII)


___________________Санто приветствует Ли!
Не экономя фитиля, наш поэт корпел над выбором судьбы, в то время как за темным окоемом его покоев толстыми слоями летела мертвая водяная пыль, окутывая сонные деревья, и жухлая листва надломленно трепетала на черных ветках, не желая оторваться от них и лететь в ледяную осеннюю бесприютность.
Окованный думами, он искал ту пронзительно ясную правду о Боге, которая помогла б разомкнуть терзавшие его сомнения.
Но ум и сердце беспощадно плавились на огне непознаваемой природы, и он не находил в себе сил изменить все то дикое и злое, что родилось за спиной человечества и было привнесено в мир, чтобы оглуплять и портить его невыразимую красоту.
От непосильных трудов он ослабел здоровьем, и, придя в расстройство, покинув Рим, уехав лечиться в Египет.
Несколько лет он занимался размышлениями и описанием этих процессов.
Но долгими бессонными ночами широкая и бесформенная мечта влекла его в Рим, и однажды он решил вернулся туда.
Римляне были впечатлены сногсшибательной риторикой Сенеки, он быстро продвинулся, стал популярен и вошел в Сенат.
Но, несмотря на достигнутый успех, временами его охватывало каменное равнодушие, вокруг опускалась мутная пустота, и странная тоска, убивая охоту жить, нависала над ним, не даря ни идеи, ни образа.
В такие минуты он испытывал желание смерти, неодолимую потребность освободится от себя и подняться на неведомые высоты, где ужасы сомнений пытавшей его мысли, наконец, отступят, и настанет таинственное созерцание чистого духа, которым он будет наслаждаться вечно.
Но жизнь непредсказуема - ступая своим чередом, она распоряжается судьбами глупцов и философов, рабов и господ.


_________________Сенека приветствует Луцилия!
И то, что ты мне писал, что не странствуешь, не тревожишь себя переменою мест. Я думаю, первое доказательство спокойствия духа - способность оставаться с самим собою.
Но взгляни: разве чтенье разнообразнейших книг не сродни бродяжничеству ?
Нужно долго оставаться с тем или другим из великих умов, питая ими душу, если хочешь извлечь нечто такое, что в ней бы осталось.
Кто везде - тот нигде.
То же самое непременно будет и с тем, кто ни с одним из великих умов не освоится, а пробегает всё второпях и наспех
Не приносит пользы телу пища, если ее извергают, едва проглотивши.
Даже самое полезное не приносит пользы на лету.
Во множестве книги лишь рассеивают нас. Поэтому, если не можешь прочесть все, что имеешь, имей столько, сколько прочтешь - и довольно.
Потому читай всегда признанных писателей и возвращайся к оставленному.
Я и сам так делаю: из многого прочитанного что-нибудь одно запоминаю.
Ты спросишь, каков предел богатства? Низший - иметь необходимое, высший - иметь столько, сколько с тебя довольно.
Будь здоров. (Письмо 1I)


Санто приветствует Ли!
На Римский престол взошел Калигула, и погремушка славы Сенеки возбудила в нем ядовитую паучью зависть.
В детстве Калигула носил сапожки типа армейских калиг, и к нему навсегда прилипла кличка «Калигула» — этот агномен, прозвище возникло от уменьшительного caliga - сапог.
Но имя Сапог не вштыряло Гая Цезаря Августа… и его погоняло смягчили, переиначив в «сапожок».
Не взирая на высокие заслуги Сенеки, Калигула ничтоже сумняшеся распорядился убить его.
Вот почему я не выношу зависть - завистник всегда тайно или явно желает уничтожения того, кто в чем-либо превосходит или просто лучше его.
Зависть никогда не бывает белой - это бессмысленные враки, потому что зависть никому не желает добра.
Пытаясь маскировать свои чувства из темных в светлые, завистники беспомощно льстят сами себе, но хлипкая сущность их прозрачна, как мыльный пузырь, сделанный из пуленепробиваемого стекла.
Испытав в своих познаниях неизъяснимую и ужасную близость Бога, Сенека с великолепной точностью высказался об этом завистливом сапожнике:"Природа произвела Калигулу затем, чтобы показать, на что способна безграничная порочность в сочетании с безграничной властью"
(Многие его слова привожу из разных писем, вольно выбирая и сокращая).


• Цезарю многое непозволительно потому, что ему дозволено все.
• Не проливать ничьей крови, обеспечить покой всему миру и мир своему веку — вот высшая доблесть.
• У заблуждения нет предела.
• Утраченный стыд не вернется.
• Жить — значит бороться.
• Тяжело не перенести горе, а переносить его все время.
• Ученому нетрудно быть незаносчивым и независтливым - (Это - святая правда!)



___________________Санто приветствует Ли!
… Все течет, жизнь переменчива, и трудно вообразить, что после смерти она возвращается и возникает снова, как воскресение Христово. Ведь никогда, ни одного шага природа не делает назад, она всегда устремляется только вперед и не ни единой полоской не повторит себя ни зебрина шкура, ни отпечаток человеческого пальца. Одно может походить на другое, но не может повторить себя, совпадая полностью.


А тем часом одна из любовниц Калигулы уговорила не убивать Сенеку, сославшись на то, что он нездоров и скоро сам откинется, незаметно склеив ласты. Казнь заменили ссылкой, и Сенека очутился на Корсике, где несколько позже испекся, начиненный порохом, знаменитый многослойный торт под названием Наполеон.
В ссылке на пустынной Корсике он провел 8 лет и неведомо сколько пребывал бы там, если бы супруга императора Агриппина Младшая не добилась его возвращения в римскую юдоль, с тем чтобы он занялся воспитателем её сына - малютки Нерона — будущего владыки Рима.
Нерон в свои пубертатные шестнадцать взошел на трон, и Сенека из бывшего ссыльного превратился в первого советника императора, практически определяя всю римскую политику. Он получил должность консула, и богатство его достигло по тем временам громадной суммы - 300 миллионов сестерций, что по этим временам порвало бы журнал «Форбс», как Тузик грелку или кружку Эсмарха - что для Туза, как грицца, ваще безразницы.
Деньги - пыль, уверяет нас вера в альтруизм, но эта пыль даром на дороге не валяется, и плата за нее велика.
Нерон оказался редкостным мерзавцем, он казнил свою мать и вынудил Сенеку косвенно участвовать в этом.
Напрасно Агриппина Младшая.заботилась о воспитании своего отпрыска,.
Мальчик вырос непослушным и злым.
Терзаясь мукой совести, Сенека писал письмо в Сенат, оправдывая человека, убившего ту, что дала ему жизнь, а самого философа, вызволив из ссылки, одарила всем, что он обрел.
- Почему тот, кто повелевает жизнью и смертью, не знает мук трагического бессилия человеческой любви? - с горечью думал он, но чья-то могущая и грозная воля входила в него, как заостренный меч, и невозможно было противостоять ей.
В открытое окно влажно дышала мягкая ночь, и болезненно кривыми движениями бились о прозрачную занавесь ночные бабочки, устремляясь к трепетному огню, судорожно плясавшему на расписанных фресками стенах мрачными и причудливыми тенями.
К утру нависла тишина, как бывает в присутствии смерти, и только царапаюший душу скрип птичьего пера, которым Сенека выводил свой постыдный текст, нарушал ее стойкость.
Теперь в этой могильной тишине, некогда чудные мысли его, яркие и чистые, как воздух, с медленной тяжестью падали на желтый шершавый пергамент, как подъеденные червями гниющие яблоки на зыбкий песок.
Чем дальше он погружался в сущность этого письма, тем больше ощущал свою душу мертвой и великие знания ложью, ибо не осознает свой путь стрела - но летит, покорная воле пославшего, и в глубоких морщинах его тонула печаль, как угасающий луч в мутной воде.
Закончив писать, он стал темен и страшен, как тень из другого мира, и сердце покрылось мерзостью запустения, когда он поставил последнюю точку.
После этого письма Сенека отказался санкционировать репрессии против христиан и, подав в отставку, удалился на покой, оставив Нерону свое состояние в 300 миллионов сестерций – подавись, собака бешенная! Но проклятый Нерон все заглотил , как дикий кашалот, и ничего, не подавился. Сенека заперся в глуши, в отдалении, но сама его личность, воплощавшая в себе совесть, как культурное растение редкого вида, являлась для Нерона неодолимым укором, и он приказал поэту покончить собой. Сенека был приговорён к смерти с правом выбора способа самоубийства. Этот трюк был придуман для того, чтобы избежать оглашения смертного приговора и не получить обвинения в том, что Нерон-сука убил родную мать и своего учителя, не хлопнув отмороженным глазом.
Выслушав смертный приговор, жена Сенеки Паулина выразила желание умереть вместе с мужем и потребовала, чтобы ее пронзили мечом.
О женщины - от спутниц фараонов до жен декабристов - вы чудо волшебной высоты и душевного благородства! Возблагодарим историю, что сохранила ваши имена как образец негасимой любви и стойкости духа.
«Я указал тебе на утешения, какие может дать жизнь, но ты предпочитаешь умереть, - ответил ей Сенека, - умрём же вместе с одинаковым мужеством, но ты — с большею славой».
Опустив замкнутые для слез глаза, Сенека и Паулина вскрыли себе вены. Она была молода и, истекая горячей кровью, испустила дух, но он был стар, и кровь его текла слишком медленно - надвигаясь, густела темнота, плотно оборачивая собой каменные своды его последнего пристанища, но смерть не приходила за ним.
Чтобы ускорить конец, он вскрыл себе вены на ногах, и страшная пустота объяла своей тяжестью его беспредельное одиночество - но смерть не шла.
Сенека попросил своего друга и врача дать ему яду, ибо Нерон оставил за ним право выбора орудия самоубийства. Он принял яд, но напрасно… его тело похолодело, и кровь не разносила по жилам личину смерти - яд не действовал. Он приказал наполнить ванну горячей водой и опустился в нее. Когда вода окрасилась алым, Сенека, обрызгав ею окружавших его рабов, произнес: "Это возлияние моему... Освободителю…"


Одного не понимаю, друг мой, почему так несправедлива и жестока судьба к лучшим представителям рода человеческого?
И почему прекрасная и неразрывная любовь Сенеки и Паулины не запомнилась людям, как история Тристана и Изольды...





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 23.11.2015. Сенека.
  • 04.11.2015. ***