Ночной разговор о детях и отцах.

Сан-Торас: литературный дневник

Бацилла смеха
В классе четвертом я пережил гражданскую казнь.
Дело было так. Учебник по украинской литературе пестрел изображениями классиков, мастерски выведеными пером иллюстратора. Моя же ручка с черной пастой умело и обильно вносила коррективы в эти портреты, к радости моей и тогдашнего сопартника Игоря.
А, если вы замечали, ржать ОСОБЕННО СИЛЬНО хочется именно када низзя
Совершенно справедливо, что упомянутый учебник посещал нашу парту и на русском, и на географии, на математике.. А учителя тупили, не в состоянии обнаружить возбудитель дурацкого смеха двух малолетних клоунов
Карочь, одним субботним утром вышагиваю я, аки пойманый партизанен на расстрел. Это родители, скрепя свои сердца, ведут сдавать мну в интернат - до такой степени их задолбали жалобы коллектива педагогов. Вдобавок к этому, что впрочем закономерно, сын-отличник за короткий срок скатился на тройкенсы и двоянды. Вопшем, сломался мальчик-колокольчик, не починить!
Папа был полон отчаяной решительности привести приговор в исполнение, мама крепилась и нарочито хмурилась, временами поблескивая просящимися наружу слезками.
Отвлекусь, сообщив, что остались в прошлом изощренные попытки нагнать божьего страху на отбившегося от рук меня. Одна из них - прогоняние неродивого сынка из дому, в процессе которого я хнюпал и просился, потом мне надоедало, и я шел к выходу. Мама окликала меня, приказывая сперва раздеться и вернуть ей одежки, купленые на ее кровные. "Чиво йета вдруг?" - удивленно возмущался я. "А тавошо, я тебя голым родила, голым и топай отсюда. Ну же, раздевайся и иди!" - следовал ставивший меня в тупик ответ. Дальше, я начинал ожесточенно выторговывать право оставить трусишки, доказывая, что я их заработал, пропалывая помидоры на нашем крошечном огороде, этш труд какой! Потихоньку перепалка переростала в очевидный ежу абсурд, и моральное давление теряло актуальность. Я оставался жить дома дальше, и вскоре разбалтывался пуще прежнего.
Но на этот раз все было очЧ серьезно. По мере того, как я, насколько мог медлено, отдалялся с угрюмыми предками от родимого очага, на меня все больше надвигалась зловещая тень холодного серого дома, где стриженые озлобленые подростки, подстегиваемые окунаемыми в соль плетьми циничных эссесовцев и эссесовок заготавливают прозапас розги.. для себя и для меня. И бесполезно взывать к эссесовцам и искать сочувствия у впалощеких, кривозубых, одинаково убогих малолетних головорезов, лишенных децтва. Мои жалобные попискивания лишь разожгут аппетит их садизма. И тогда.. тогда.. Тогда, помоги мне Небо скорей потерять сознание, ибо это единственный путь побега из пытошной!
Был холодный ноябрь. Но я заметил в мимоползущем киоске пломбир. Взмолился - ТАМ ведь уже не дадут!
- Нет, ты заболеешь, - сказала Ма.
- Я хочу заболеть. Сильно-сильно! Все равно без тебя, мамуля, мне жизнь не нужна! - сказал я.
- Я буду приезжать по выходным, - попыталась удержать позиции Ма.
- Очень скоро ты приедешь, а меня уже закопают, - выпалил я, и брешь в маминой обороне была пробита: она отвернулась, скрыв набежавшую слезу.
Отец что-то сухо аргументировал насчет того, что ТАМ сделают из сопляка мужчину и выбъют только лишнее.. Не помню достоверно, поскольку все мое внимание и мои прощальные взгляды были обращены к звену, давшему слабинку - к Ма.
- Добивать!, надо добивать!! - шептал внутренний голос.
Я попытался начать заново хныкать и обещать исправиться, но не проканало: старшие были слишком сыты этим блюдом, и валюта по имени "обещаю исправиться" девальвировала бесповоротно. Думая сейчас об этом, представляю носимые ветром революции презренные керенки, и грязный башмак сердитого чахоточного большевика, походя впечатывающий эти лоскуты бумаги в лужи и мокрые булыжники питерской мостовой.
Сие кратенькое повествование справедливо было бы также озаглавить "Почему мне любы мелодрамы?". И вот по какой причине. Мы поравнялись с афишей кинотеатра, на которой анонсировался некий ретроспективный показ. И среди фильмов (о, чудо!) был мамин любимый "Мой ласковый и нежный зверь" с неподражаемым Олегом Янковским в главной роли. Благодаря моей импровизированой истерике, мы замешкались рядом, и я внес в программу элемент неожиданности. К удивлению родителей, перестал ныть, распрямил плечи и заявил, мол, ладно, не будем с этим тянуть, - я пойду быстрей. Но раз уж меня ОТТУДА нескоро выпустят, будет справедливо, напоследок (эхх!..) , сходить всей семьей в кино. Мы ведь должны запомнить этот день и чем-то хорошим, правда, Ма?.. ну, правда, Па?!
Правда! Похоже, отказать было затруднительно. Да и зачем? Утро, льготный сеанс. В интернат следует прийти до обеда..



ЭПИЛОГ
Игра актеров была великолепной. Драмматический надрыв киноповествования наложился и просуммировался с нашими переживаниями. Отец заметно потеплел. Даже расчувствовался. А Ма окончательно раскисла и не прятала крупных слезин.
- Да, он засранец, - близко к смыслу процитировал мой папа-историк кого-то из великих, - но это НАШ засранец!
И мы пошли домой.


Сан-Торас:
Вижу Палад, чта мы всегда
с Вами заканчиваем дурокоВаляние
болью.
Амплитуда шутки от няниных цыц до "детских армий".
Вам не приходилось в децком после бисёжа плакать?
Сан-Торас 31.08.2011 03:39


Паллад:
После бисёжа засыпал сладко, Санта))
А чтоб на будущее был настороже и в состоянии эйфории (что в стране, пережившей "головокружение от успехов" было клинически-актуально), Ма урезонивала мой шал народной приметой: "кто много смеется, - будет вскорости горько плакать". С тем, первобытный страшок закрепился рефлексно в мозжечке, и поначалу, этого было вполне достаточно для самокупирования приступов неуёмной весёлости (о которых я Вам поищу ссылку еще и укажу тут). Много позже пришло понимание, что на' людях избыточно радоваться нехорошо - вероятностно, всегда рядом и смотрит кто-то, у кого свежо горе, а тут "Петрушка" такой - некстати ускоморошенный.
Но жизнерадостность нет-нет, да и проткнёт шилкой серую будню: сколь раз ловлю себя (особенно повесне, когда дефицит витаминов и запахи разомлевшей под первым ядреным солнышком земли провоцируют лёгкий сумбур в башке) на том, что шагаю городом с предурацкой улыбкой или, того хуже, мурлыкающим какуюта въевшуюся песенку))
Палад 31.08.2011 10:25


Санто:
Прочитав ваш дневник, ответ оставить негде, поэтому оставляю здесь,
знаете, что думаю?
Не, о литературе сейчас речь!
Вижу, что вами прописана, документальная хрестоматия нормального, советского детства.
Фразы родителей - матрица, впечатанная в головы общих родительских масс – точно вмонтированы органчики Салтыкова Щедрина.
(об этом говорят диалоги с вышвыриванием из дома) мысль - уходи без одежды, это ни твое! Требование иди в том, в чем есть, наводит на смешную мысль, куда именно идти? Ну, раз голышом, в том в чем родили, то видимо, идти туда, откуда родили. Но так далеко родившие не думают.
Беспокойства, что вас отдадут в интернат, у меня не было, потому что там учатся
дети полу-сироты, в детдомах круглые сироты, а в колониях фулиганы. Вы не подходите ни к одному из этих пунктов, кроме интерната для одаренных детей.
Остальное до такой степени одинаково, одинаково тупо, что …
Что у меня на поверхности эпизод - фотографическая иллюстрация к теме:
Портреты - близнецы.
В моем, уже серебряном браке, разница в возрасте 10 лет.
Однажды в подвале нашего дома нахожу два примятых ч.б. фото,
оба одного размера - (большие портреты), на них мы дети - типа одного пола.
Оба с кривыми челочками на головах докторские шапочки, взрослые докторские халаты, редкозубые, до ушей улыбки, и у каждого в руке фонендоскоп, а шнурки от него в ушах. – Знчт - я доктор!
Несу, эти близнецы-портреты, своей половине, и говорю: «видишь у меня тут
сквозь улыбку слЁза просвечивает, эт потомушта мне пхали трубку телефонную, а я доктором хочу"!
- И мне трубку! И я тоже не хочу эту трубку! Видишь, тут блестит? - это моя слЁза!
Божмой - разные города, теперь уже государства, разные поколения, различный пол детей, и совершенно одинаковый портреты, в нешний вид и истории к ним, вплоть до диалогов. Инкубаторские дети.
Что поломано? Где чинить?
Теперь о родителях.
Можете вы мне объяснить, «чисто конкретно», будучи взрослым человеком. Вы же понимаете, что были нормальным, славным ребенком, не глупым, фантазером, проказником, шалуном, и в меру мерзавцем.
Родители – порядочные, милые люди, любящие своего мальчика.
Откуда эти муки, слезы, нервы, обиды - почему?
С вашей точки зрения, как им надо было себя вести с вами?
Где поломано?
Вы любили – маму, она вас. Отец по-своему.
Об отце: Вы знаете мою формулу:
«Любовь ребенка к матери – заслуга природы, любовь ребенка к отцу заслуга отца».
То, что я скажу сейчас о своем отце, не для того, чтобы наслоить на ваш рассказ свой, ни для того, чтобы открыть что-то о себе.
Тест и соц-опрос.
Но для того, чтобы понять, как такое, может быть? И почему?
Папа был дирижер композитор, погиб, когда мне не было полутора лет.
Мое отношение не связано с его образом.
Детство без отца. И вот, что страшно.
(можно сделать тест, провести соц-опрос, «что означает детство без отца»?)
Могу состояние положить на карту, что ни один пункт ответов не совпадет с тем, что я сейчас скажу.


Мне приходилось учиться во многих школах, видеть немало разных семей, бывать в разных домах. Случались крепкие дружбы, обсуждалось с детьми, то, что происходило их семьях.
Диапазон и динамика такова: за 10 лет у меня сменилось – 8-мь общеобразовательных школ, что говорит о разных коллективах, разных знакомствах.
Плюс спортивные школы (почти все виды спорта, какие были доступны), и несколько музыкальных школ, и каждое лето - три месяца пионерлагеря – широкий круг людей, семей, детей и их родителей.
Характер у меня был открытый, дружбы велись в запой: с доверием, откровениями, как у всех активных, развитых детей.
Об отцах.
Теперь о главном - никогда, ни при каких обстоятельствах, ни разу за все детство мне не пришлось пожалеть о том, что у меня нет отца.
Никогда ни в детстве, ни в юности мне, ни разу не пришло в голову что, отсутствие в семье отца это потеря.


Видя другие семьи, их нормальные взаимоотношения, вот, что мне приходило в голову: отсутствие отца - это преимущество.
Всякий раз, всякий! Когда мне приходилось бывать в гостях у своих одноклассников, мы вместе играли, все было хорошо, пока не появлялся, чей-нибудь папа и нас, детей, тотчас гнали.
- Пришел с работы папа, пора убираться!
Не обязательно этот папа был драчуном, пьяницей или дебоширом, просто с его глаз следовало исчезнуть!
Ведь домой он приходил отдыхать, а дети - помеха для всего, что ищет расслабления.
Почти в любой семье сохранялся, определённый уют, и свобода пока в доме не появлялся их папа.
От друзей и просто знакомых ребят часто приходилось слышать:
Ой, скоро папа придет, пора сматываться!
Или: привет! Папаши дома нет, заваливай!
- Чей-то папа пил.
Мои мысли: как хорошо, что у меня этого нет!
Кто-то, нашкодив, боялся папы, кто-то, получив двойку, был бит папой.
Чья - то мама ссорилась с папой, были скандалы.
Чей-то папа гулял, уходил, приходил. (ребенок стыдился, страдал)
Чей-то папа бил, маму и во мне рычал волчонок:
Если б это случилось в моей жизни, какой выход? - сжечь дом, город, себя, его…
Чей-то папа не выносил чью-то бабушку (теща), а она хорошая.
Другой папа был военный и крыл свой дом матом.
Третий папа…
В общем, бесконечный список, в каждом пункте которого одна мысль - папа это бедствие.
Заиграешься с кем-то в доме, чья-то мама улыбнется, накормит, а то и стоит в дверях, чувствую - любуется нами: - играйте дети!
А то вдруг зайдет, чужая, озабоченная и скажет:
Сейчас папа придет! - Ну-ка быстро собирайтесь и марш отсюда!
Бывало, что и выскользнуть не успеешь, а он заходит, этот чей-то папа, Неповоротливо снимает обувь в тесной прихожей, и ноги воняют нестерпимо и думаешь ужасный, как хорошо, что у меня нет этого.
Помню, как чьи-то мамы нас прикармливали, разговаривали о наших школьных делах, вникали в них.
Но никогда ничей папа, ни сказал мне, за все мое детство, ни одного живого слова, ни чем не угостил, ни чем не поинтересовался, даже просто не погладил по голове.
Может, думаете, что у меня был страх перед родителями, боязнь пап?
Нет, не было комплексов, скорее папы моих товарищей боялись побеспокоить себя об мою природную живость.
Чьи-то папы.
В присутствии чьего-то папы, если нас не прогоняли, то все равно жизни не было. Чувствовалось, что он терпит (это были лучшие папы, способные терпеть нас) через отношение к нам, как к помехам. Как к чему-то, что мельтешит на экране, когда ты смотришь футбол.
Две страшные вещи моих детских и юношеских ощущений, в которых отсвечивалась жизнь вокруг:
Первое - чувство бОльшей свободы без папы.
Второе и главное чувство - жизнь более безопасна без папы.
Потому что от пап, в целом исходила, какая-то угрюмая беда, с перегаром, тревогой и равнодушием.
Это мои искренние и истинные впечатления, вынесенные из обычного окружения моего детства.
Мне, конечно, не приходило в голову связывать их с моим родным папой.
У меня не было о нем ни малейших воспоминаний.
При упоминании о нем у мамы вздрагивали губы, она любила его, он погиб. Но это другая история.
Может быть, он был прекрасным мой папа, писал музыку, любил…
Все мои чувства не к нему, не о нём, это просто отражение жизни.
Безотчетное, отражение, отсвет.
Не говорю, что отцы плохие, у каждого свои примеры, но в детстве у меня не было возможности анализировать, понимать, любить умом за, то и это, ценить. У меня просто были незамутненные, нужными понятиями чувства, рефлексия если хотите.
Это впечатления не наученные, как надо относиться, что ценить, как ценить и, за что.
Это просто реакции на окружающую жизнь.
И самое... мгмм.. странное то, что с возрастом, переоценки этих ценностей не произошли.
Сама картина, конечно, изменилась. Теперь, я понимаю иначе, чем тогда и могу оценить, и знаю хороших пап, глазами их взрослых детей, но в общем,
это сути не меняет. То, что папа хороший понимаешь с каким-то усилием, с объяснениями.
И примеры других ситуаций, они, конечно, есть, но на стандартную картину не влияют.
Если мое взрослое отношение к отцам, проскальзывало в общении, то в ответ мне приводились, довольно банальные примеры, в которых выпирали два факта:
Первое – видно, что хочется противоречить. Чесотка спора и бытовые, бездарные пересказы своих детств.(которые интересны только рассказчику)
Второе - желание выделиться, а вот у меня!… и все приукрасить, и как-то беспомощно прихвастнуть, замыленной чужими внушениями, памятью.


Поэт Шаламов говорил, что на Калыму приезжали за мужьями женщины, но никогда за женами мужья.
Ахматова говорила, что плохо стала относиться к мужчинам, потому что в очередях в тюрьмы стояли, чтобы сделать передачу, одни женщины.
Чуковская думала, это оттого, что сидят больше мужчин.
Но Гинсбург (мать Аксёнова) в «Крутом маршруте» писала о том, сколько женщин сидели, и как.
Будучи человеком взрослым, могу понять и чувствую себя вполне нормально с другими родителями, но стоит взглянуть на них через чувство ребенка, их ребенка и снова
не вы но си мо.
Принципы наоборот.


Рассказываю Вам об этом, только для того, чтобы подумать об этом.
Вам предстоит быть отцом. И это не спонтанный ход жизни, к нему надо умом готовиться, умом в первую очередь, потом уж все материальное.
Родители часто руководствуются такими принципом: я так рос и он пусть знает! Или меня лупили и я!
У меня другой принцип: сделать моим детям, в каждом моменте их детства,
лучше того, что выпало мне.
И если у меня было, что-то неладно, то не допустить, чтоб с ними происходило так же. Для этого нужны всего две вещи.
Первое – любить, их нужны, превыше своих удобств.
Второе – не загаживать свой мозг общими понятиями, живо чувствовать, то, что чувствует ребенок, исходить из его особенностей, его ощущений и самочувствий, а не общих правил на этот счет.
Результат равнозначен вкладу.


Вырастив своих детей и отражаясь теперь в них, и в их любящем отношении ко мне
могу твердо сказать: мы получаем то, что воспитали.
Эти выводы уже не на уровне рефлексий, но на уровне опыта.
Проанализировав самые мощные несовпадения в теме: "путь наших детей и наши пожелания", вижу – все,то что мы получаем, есть результат наших вкладов.
Осмысленных или непроизвольных.
Многие получили не то, что думали, мечтали или воображали.
Но, ты не можешь дать, того, что не имеешь сам!
Поэтому - приобретай смолоду, копи, чтобы было чем делиться, и что отдавать.

Печальные сравнения.


И последнее – это картина исключительно российско-советского социума.
Совершено другие картины, другие отцы, например в Америке, в Европе, допустим в Италии.
(могу говорить только о странах, где мне довелось
подолгу жить).
На сто голов выше их отцы, лучше и мне это ранимо.
Как проходит их жизнь, формируются отношения, чем они лучше?
Расскажу, в дальнейшем, если интересно.
Сто улыб, Паллад, пишите еще, присылайте ссылки.
Р.С. На фото, конечно, мой Леша, пару месяцев тому.
Сан-Торас 01.09.2011 14:58


Палад:
Приветствую Вас, мой добрый Санта!
Конечно же я хочу увидеть концепции отцовства, традиционно свойственные иным странам Вашими глазами - мудрыми и цепкими!
Вы спросили, в чем был надлом взаимоотношений с родителями у моего литгероя? Скажу сразу, и это во многом, кстати, упростит изложение, что речь о нечастом случае, когда рассказ списан с реального события с реальным мной))
Отца вспоминаю с теплом, с огромной виной недосказанности между нами, моего недовнимания ко нему.
Отец любил меня больше жизни. Больше, думаю, чем мою Маму. А ведь Она достойна высочайшей любви, и досмотрела его до последних лет, дней, минут беспомощной старости, в то время, когда я больше радел над тем, чтобы в семье был относительный достаток. Это отдельная болезненная история, которую вряд ли озвучу когда-нибудь в полной мере. Вот лишь ее финал, очень символичный, как по мне.
Поздно вечером я привез продукты, чем-то помог по дому и уехал на съемную (под склад и жилье) квартиру: рано утром следовало загрузить такси и ехать трудиться. Если получится: было начало февраля и свирепствовал грипп. А я работал с потоком людей, и уже понял, что меня зацепило. Но надеялся, что пронесет. Дома же сорить вирусом на стариков было недопустимо. Но я так и так бы уехал, че греха таить!
На столе осталась нетронутая двухлитровка пепси - брал для себя, но забыл.
Отец, который уже не видел, проходя комнатой, нащупал бутыль и попросил пить. Он любил сладкое, оттого выпил много и с удовольствием. Ночью стал жаловаться на боль в желудке. Мама водила его в уборную. И совсем случайно заметила, что Отец сходил кровью - открылась многолетняя язва.
Полдня он пролежал в палате с пузырем льда на животе. Ему, кажется, делали переливание крови, надеясь, что внутреннее кровотечение уймется. Где-то в это время приезжал я. Стоял в дверях палаты, горя от температуры и боясь кашлянуть, дышать - там были еще тяжелые. На минуту подошел к изножью постели. Попросил Папу держаться. Он протягивал руку. Хотел поймать мою. Ему трудно было думать и говорить. Единственное, что я услышал: "Павлик, я хочу с тобой поговорить..". Дольше нельзя было быть там. Осталась Мама. Папе выполнили операцию, зашили. Из общего наркоза Он в сознание не вернулся - потеря крови ослабила мозг. Находился в коме девять суток.. мой Папа..
Как нередко бывает, меня отнесло в сторону от вопроса. Тот школьный мой период сегодняшние специалисты, думаю, диагностировали бы, как гиперактивность, неспособность к длительной концентрации на учебном процессе, к сосредоточению на важном. Тогда термина и методик психокоррекции для этого не существовало. Я с другом отвлекал класс, учителя. Рассаживание не возымело эффекта - оставались в зоне прямой видимости, а этого - с лихвой, чтоб чудить. В какой-то мере виню учителей, многих из которых, к сожалению справедливо, инстинктивно презирал - этих "голых королей" класса, как правило, не имевших способности (желания, намерения) быть педагогами. Многое в школе ощущалось серым, скучным. Кое-что - мерзким и даже опасным. А тут - так здорово можно сбросить стресс..
Мама зачастила в школу. Дёрнули Отца. Это было недопустимо: на нём тогда держался бюджет семьи. Папа напряженно работал семестрами - читал историю и политэкономию. С диоптрией "-20", толстенными линзами, заказанными через друзей в ГДР. Совки таких линз не исполняли.
Отец был титаном. Его бед хватило бы на десяток жизней. В детстве, будучи польским украинцем (некогда Хелмская область) видал фашистов, русских в 39-м (он 32-го), снова фашистов в 41-м, русских в 44-м, пережил принудительную репатриацию украинцев в Совок. Зная 7 европейских языков, несколько диалектов немецких земель, юноша оказался по колено в колхозном навозе без шансов на лучшую долю: при Сталине колхозник был крепостным, скотом. А паспорта скоту не полагается.
Палад 02.09.2011 01:15


Палад:
Но он был "битым хлопцем" - в войну ребята часто становятся этакими мужичками - воинами. Сцепил зубы и решил выбираться.
Шанс подоспел к его четырнадцатилетию - рванул по "комсомольской путёвке" отстраивать Донбасс - страна хотела жрать уголёк. Месяцы в горнопромышленной школе, и вот Он - самый молодой крепильщик в забое шахты имени Засядько - строгий и самостоятельный Пава, как уважительно называли его забойщики - часто вчерашние уркаганы, штрафники, лишенцы, которым, так и так, партия отводила место только под землей.
Несколько лет работы в забое завершились для Папы аварией. Рванул метан (еще даже несколько лет назад эта шахта фигурировала в СМИ по поводу недавних драм под землей; если не ошибаюсь, теперь закрыта, как метаноопасная). Папу конузило с обширным кровоизлиянием в области глазного дна. Тромбы закупорили глазной нерв каждого глаза. Юноша ослеп.
Слепым попал (с комсомольской подачи) в Киев на излечение. Встал в очередь на операцию к начавшему незадолго до того практиковать гениальному Филатову. Параллельно поступил в Универ на истфак. Благодаря феноменальной памяти первый курс отучился образцовым студентом. Вслепую. На второй перешел с одним глазом - Филатов сделал операцию. С третьего учился с двумя.
Обладал отец невероятной силой, не занимаясь (после шахты) регулярно физической деятельностью - старался не драться, чтоб не убить. Но.. время было.. Троих вырубал, если что, шел, как медведь, на врага.
Поэтому, когда дело дошло до телесных наказаний меня, как крайнего средства воздействия, об отцовой руке речь не шла. А от Мамы научился убегать, чуя неладное. Скакали, как симпсоны вокруг стола - я, вёрткий и щуплый и Она - с ремнём и угрозами. Когда видел в ее глазах готовность нервно смеяться над ситуацией, понимал, что туча минует боком. Манипулятор юный))
Отцу тяжело было тянуть две-две-с-половиной ставки. Курсы тасовались безбожно: история разных периодов, политэкономия, сов.право, история партии, порой, кажется, марксистско-ленинская философия, когда надо было подменить коллегу. Спал он по три-пять часов в сутки целыми семестрами. Таким видел свой долг перед семьей и собой. Ма получала мало.
Обычное воспоминание детства: ночь, просыпаюсь ненадолго. Сквозь щель между дверью и несущей рамы из родительской комнаты пробивается желтый свет от настольной лампы. Изредка характерно поскрипывает стул (их - уродцев советской промышленности - Папа, мужчина плотного телосложения, закреплял в основаниях ножек стальными угольничками, предназначенными для оконных рам, - изнашивались). Слышно регулярное ёрзанье шариковой ручки по листам конспекта лекции.
- До сих пор не спит, - думаю с грустью. Но.. засыпаю под мерное шептание ручки - Он ведь не спит ради того, чтобы спал я.
Более раннее - качает меня на ноге, дотрагивается к уху и щеке воскресной щетиной (по будням был ухожен и строг в одежде), пахнет "моим родным". Мне клёво -
щекотно в животе. Смеюсь. Смеётся Он. Что-то рассказывает. Расспрашивает. Учит.
Был неизменно рад кому-нибудь из моих друзей у нас в гостях. Увидев, что загрустили с Сашкой, уехал на час, привёз футбол настольный.
Стремился ко мне в редкие свободные дни и минуты, огорчался, когда я балбесил.
Было и двойственное чувство - я знал, что Он - моя надёжа и защита на крайний случай (обычно, я старался "случаями" не делиться - Папа же - тяжелая артиллерия, танк! А пацанячьи проблеммы - дело тонкое). С другой стороны, боялся приступов Его гнева - Он большую часть жизни испытывал нехилые стрессы.
Я - лилипут в сравнении с Ним. Он - Эпоха.
Мне ли, береженому и холёному вмеру доступного родителями, осуждать великого, прошедшего дантовы круги Ада, чтобы родить меня и на ноги поставить - согласитесь со мной, Санта?))
Палад 02.09.2011 02:19


Санто:
Палад, великое счастье, когда мои детские восприятия пап получают отпор, чем грандиозней отпор, тем больше счастье.
Мое эссе – «детство без папы» необыкновенно тем переворотом, что его автору в радость противовес, а согласие не в радость, но в горечь.
Милый, милый папа, жаль, что всего этого мы не можем понимать в детстве, а можем только рефлексировать, не осознавая первопричин и причинно следственных связей.
Наше с Вами восприятие папы - разделяет эпоха.
Я пишу глазами того ребенка, что на фотографии с фонендоскопом, вы глазами врача, который пользует этот фонендоскоп по назначению.
И каждый, в своем отрезке времени, жизни и судьбы честен – это главное.
Благодарю вас, друг мой, за этот рассказ, за его простоту, искренность, не литературность.
Позвольте мне его забрать на мою страницу.
Папа ваш был бы тронут, пониманием, отношением и состраданием вашим.
Знаете, что сказал Бродский, когда получил Нобелевскую премию?
- Жаль, что старики не дожили до этого Нобеля…
и заплакал.
Сан-Торас 02.09.2011 03:41


Палад:
Писал и думал, воты ударилсо я в мемуары..
Ан, нет - востребован Вашим пониманием, соощущением.
Благодарю Вас!
Палад 02.09.2011 03:49
БАБОЧКА.
Санто:
Про футбол настольный, который купил вам с другом, Ваш папа.
Отсвечивает такой эпизод.
Маленький сын мой заболел, (что случалось редко) болел не долго, но серьезно.
- Папочка, убери эту свечу красную, мне больно на нее смотреть.
-хочешь гулять?
-Нет.
Мороженное?
-Нет.
-конфеты, мячик?
-Нет.
Сынок сейчас такой момент, что папа сделает всё, что ты захочешь. Просто захоти!
- мммм…Бабочку.
-Какую бабочку, скажи какую?
Лежит, глаза и губы, как нарисованные, горит, голос тихий, криз начался.
-Такая бабочка на палке, на колесиках, за палку ведешь, она крыльями машет.
- Она сейчас прилетит к тебе сынок, попей, сейчас, я мигом.
-Несусь в детский мир, закрывается через полчаса, машина подъехать не может, пробки, выбегаю из машины посреди дороги. Бегу, до закрытия10 минут, 5…
Пальто тяжелое, бросаю на дорогу, в рубашке…
Врываюсь через «не пущу» охранника.
В голове - бабочка, бабочка, крыльях цветные такие, его глаза божмой печальные, полуприкрытые, где же эта бабочка?…
Вот! На палке, как он сказал!
Зимой в рубашке на метро назад, коробка длинная, внутри об нее тарахтит бабочка, может лепидоптерологом будет?
Увидел меня. Встал, температура уже упала…
Открыл коробку, достал бабочку, отсоединил от палки.
Бросил, она покатилась, взмахнув крылышками под шкаф.
- Вот эта палка мне была нужна!
Теперь я буду с темнотой сражаться в ванной! Ёёёёё
И размахивая палкой, пошел в темноту. Смелый и счастливый.
(помните «Князь и Бардов» рассказ?)
Шурица, соседка везде выключала свет.
В прошлом году продали мы эту квартиру.
Шкаф выносили, а там бабочка в пыли, рабочий пнул ее ногой, она покатилась и крылом махнула, до свиданья, мол.
Сан-Торас 02.09.2011 04:22


Палад:
Надо же! Смеялись, наверное, потом с супругой над курьезом?
Палад 02.09.2011 04:41


Санто:
Да, их миллион!
Просто отсветила игрушка бабочка, на игрушку
настольный футбол.
И эти бегущие за игрушками в разных точках мира папы...
Сан-Торас 02.09.2011 04:44


Палад:
Ирокез на фотке мелкий совсем)) Школку та скоро ему топтать?
Палад 02.09.2011 03:56
Разговор с этом.
Санто:
Нее... ему только год и пять.
столько интересного в нем
обожа до омарака.
Разговаривает с эхо.
Выходим, у нас на пороге эхо живет.
Он стоит, крошка на дорожке зовет:
- Эхоооо, эхоооо!
Оно отвечает.
Он хлопает ему и кланяецца.
Потом бай эхооо, бааайй!
Оно отвечает.
Он ему машет и воздушный чмок.
Только потом можно ехать.
И так каждый шаг с прибамбасами.
Прям гормон щастя какойта.
Кстати,
лучший наркотик это
мой котик!
Сан-Торас 02.09.2011 04:51

Палад:
Обращаетесь к нему обоими языками равноценно?
Палад 02.09.2011 05:18
ДВУЯЗЫЧИЕ.
Санто:
Да, это работает так:
дома говорят по русский и он говорит: дай мяч!
А в парке, например, все по анг. и он говорит:
гивми бол!
Дети не знают, как должно быть, для него это - один язык.
просто дома оно так называецца, а на улице по другому.
То же и с людьми. С этим говоришь по рус, а с тем по анг.
Это нормально, ну, так же, как мы. Незамечаешь перехода.
Не учеба а мечта!
Воспитывай незаметно. Незаметно обучай.
Сан-Торас 02.09.2011 07:04


Санто:
Вижу нашу динамику, друг мой.
Если мы начинаем за здравие, то кончаем за упокой.
Если за упокой в начале, то в итоге за здравие.
Как Вам это нра?
Сан-Торас 02.09.2011 05:02



Палад:
Качели.. крылатые качели))
Палад 02.09.2011 05:16
Капитаны корабль и шлюпки.


Санто:
Еще эпизодик, пока в охотку. Эт уже вне игрушек.
Пошел сынок-вундеркиндыр в школу в 4 года. В Москве.
Дети, понятно, значимо старше.
Пошел с таким отцовским напутствием:
- Если проснешься утром, с «не хочу в школу!» не пойдем.
Ну, учителя, директор, вся атмосфера под прицелом.
Пишу программу обучения. Всю систему, конеша, меняю.
Класс переделываю в Корабль.
Рисую им на стену огромный пароход.
На холсте. Вокруг лампочки (настоящие елочные) и шлюпки.
Никаких двоек и пятерок.
Хороший ответ – лампочки загораются, и салюты.(огонь бенгальский)
Слабый ответ - берем на абордаж, в шлюпку.
МЕДАЛИ.


Для радости делаю медали.
«Лучшему Математику»
«Лучшему Чтецу»
Художнику, спортсмену и т.д.
Класс корабль, парты – каюты, урок – игра.
Допустим начинаецца так.
- Капитан! – Я!
- Мы идем в море! Вся команда на корабле?
(Эт на тему: ху из эпсэнт ту дэй)?
Дальше, в море шторм, и смыло концы слов.
Открывается занавес над доской,
а там короч. Тема: "Окончания в русском языке".
Если литература тогда к примеру, берешь сказку "Колобок", допустим.
Ставишь мини спектакль.
По ролям: тот играет деда,
та бабку, мой хочет быть этим «хлебушком»,и т.д.
деду положено нацепить бороду на резинке,
бабке платочек, мой вприсядку катицца, а навстречу лиса!
ГРУДЬ.
Приходит (за руку) наш «колобок» домой, с медалью естецвенно, сияет:
-Бабушка, сегодня одна девочка,Юля, она была лиса, а
потом на физре всем грудь показывала!
-Боже, воображаю эту грудь! Какая гадость!
-Что ты бабушка, это прелесть, это такая прелесть!
(дословный диалог между 4-мя и 70-тью)
МЯЧ
География напрм. с мячом. Я ее в первом классе считаю уместной.
Тема: "Страны и столицы".
Кидаешь ребенку мяч – Куба!
Ответ с мячом – Гавана. – на корабле салюты!
Кидаешь другому – Франция.
Ловит, отвечает –Лондон! – на шлюпку!
Один возле карты с указкой.
Но мяч должен быть не гладкий, а в пупырышках,
тогда он не выскальзывает, цепляется к пальцам.
Развивается моторика и мысль
одновременно и интересно.
Управление кораблем, как в республике Сан-Марино,
где каждый житель может
войти в состав правления на 10 месяцев.
Ну, в классе, конеша, каждые три месяца шанс руководить другому ребёнку.
Медали – Лучшим, но возможность у каждого.
Это для того, чтобы учитель не хвалил не ругал не унижал.
Это делают лампочки и шлюпки.
Медали на ярких лентах, настоящие, как олимпийские.
И каждый должен, не зависимо, в процессе учебы получить такую медаль.
Урок расписываю учителю до корки и проверяю, как освоил.
Учитель выполняет, потому что класс ему делаю (через Гороно),
Экспериментальный.
Это для него карьера серьёзная.
Короч долго рассказывать труды эти.
18 детёф перескочили из первого в третий с моим конеша.
Методику забрали для дальнейшего использования уже без меня.
Ну короч… ща, пришли надо идти, мне...
Сан-Торас 02.09.2011 05:57



Санто: Грузик
Перед школой говорю:
Сынок, там общий туалет. Там большие мальчики, хочу сказать тебе, что грузик (его слово. Зашел, по колено, в море – о, я грузик волной намочил!)
Показывать никому нельзя.
- Нельзя?
- Нет.
- Почему?
- Не вырастит!
Через какое-то время идем из школы, разговор по дороге:
- А, Серёжка в туалете грузик показывал.
-Ну и…?
-А я сказал ему: Ты чтоооо? Он же у тебя не вырастит!
И, как ты будешь выписивацца?!
Вот подумай! Три часа, наверное.
Сам огромный, а грузик такой малюсенький?! Ну, понял?
И для пущей убедительности пример.
Вот мой папа, он зайдет в туалет, через минуту обратно! А ты?... Эх ты!

Матные слова.


Принес из школы слово фуй.
И ходит – фуйня все! Фуйня.
-Ты знаешь, что это нехорошее слово?
-Да! А мальчишки говорят.
-Послушай, мама тебя старше на 20 лет, она в 20 раз больше знает
всяких слов. Папа старше на 30, значт в 30 раз больше знает,
бабушка старше на 50 лет!
В 50 раз больше знает всяких слов.
Ты, когда-нибудь слышал от нас?
-Нет!
Вот видишь, а ты одно слово узнал и ходишь тут, хвастаешься.
В школе учителя распекали детей, за матюки.
Наш выступил:
- А знаете, сколько моя мама знает матных слов?
Все, конеш, обалдели.
А папа знает в 30 раз больше, а баушка, да моя баушка она в 50 раз больше вас всех!!!!
Сочинение
Классная работа.
Сочинение в 5 лет на тему типо «дождь и грибы».
(Чото они в городских школах все грибы собирают).
Наш пишет:
Летит по небу краб, а навстречу ему будильник.
Краб подумал: ерунда какая-то будильники в небе летают.
А будильник зазвонил, тучка проснулась, и пошел дождь.
Так, что будильники в небе важнее крабов.
В лесу, поэтому много грибов.


И дальше и дальше и бесконечно…. Тетради эти с
пятилетними сочинениями прописью сохранились!
Сан-Торас 02.09.2011 07:55



Ещё одна иллюстрация
http://www.stihi.ru/2011/08/31/3207





Другие статьи в литературном дневнике: