вагина в искусстве29 мая 2014 года молодая люксембургская художница Дебора де Робертис вошла в зал Курбе в парижском музее Орсэ, самый знаменитый экспонат которого — картина «Происхождение мира». На художнице было золотистое платье точно в тон тяжелой золоченой рамы «Происхождения мира» — и, как вскоре оказалось, больше ничего. Сев под картиной лицом к залу, Де Робертис приподняла подол платья-«рамы», раздвинула ноги и, в общем, скосплеила шедевр Курбе, продемонстрировав публике то же, что изобразил художник. Публика взорвалась аплодисментами, защелкали камеры. Со всех сторон побежали взволнованные смотрители… По словам самой де Робертис, впрочем, она не повторяла изображение, а сделала радикальный шаг вперед: еще и развела половые губы пальцами, продемонстрировав не просто промежность (как у Курбе), а неприкрытое зияние. «Есть провал в истории искусства, — говорит она в интервью Luxemburger Wort, — отсутствующая точка зрения объекта взгляда. На реалистической картине художник изобразил разведенные ляжки, но сама вагина остается скрытой. Он не открывает глазу, так сказать, дыру. Я не показываю свое влагалище, я открываю то, чего нет на картине: глаз вагины, черную дыру, этот скрытый глаз, бездну, которая уводит по ту сторону плоти, к бесконечности, к началу начал». Если отвлечься от того, что «писю показывать неприлично» и жест, безусловно, эпатажный (как, впрочем, шокировала современников и картина Курбе), посыл де Робертис, это ее «я научила женщин говорить» (то есть вагины — глазеть) заключается в инверсии классического отношения зрителя и объекта искусства, созерцающего и созерцаемого: это не только вы смотрите на вещь, но и она на вас смотрит, и ее взгляд активен, его сила парализует, шокирует и т. д. Де Робертис сделала все, чтобы максимализировать эту парализующую силу взгляда объекта, — именно поэтому она так поработала с пространством, максимально и многократно центрируя его на точке, откуда этот взгляд исходит, и превращая в последовательность рам: если у картины Курбе только двойная золоченая рама, то тут рамой становится само пространство зала вместе со всеми картинами, затем рамой является золотое платье художницы и, наконец, к раме сводится само ее тело — вся та прочая неважная плоть, что вокруг собственно преподносимого объекта. Стандартная феминистская повестка борьбы с объективацией женского тела у нее отступает на задний план перед скорее психоаналитической, лакановской проблематикой вещи как активного начала, источника взгляда, формирующего наше «я». А что такое вагина, как не Вещь (в лакановском смысле) par excellence — объект, задающий и желание, и ужас? Золоченой рамы как минимум он вполне достоин. Музей Орсэ, однако, вдаваться в высокие материи не стал. «Перформанс, не перформанс — в любом случае это грубое нарушение правил музея!» — официально заявила администрация Орсэ. Формальным поводом для возмущения администрации была не сама демонстрация вагины, а то, что де Робертис не подавала заявку, не согласовывала с музеем проведение своей акции. Впрочем, продолжил музей, «даже если бы подала — мы вряд ли бы ее согласовали». © Copyright: Гелена Смилянская, 2019.
Другие статьи в литературном дневнике:
|