Первомайское

Архив Тимофеевой: литературный дневник

« На дурака не нужен нож:
Ему с три короба наврёшь –
И делай с ним, что хошь!»
(Кот Базилио и лиса Алиса)


Нет, всё-таки предки наши, как их не ругает кое-кто нынче, при всей своей дремучести и затюканности крепостным рабством или наоборот – развращённости рабовладением, мне более по душе, чем нынешняя окружающая среда, ближе своей грубой прямолинейностью и отсутствием дьявольской лживой изощрённости. Всё же в них, видать, оставались ещё какие-то осколки чести, совести, достоинства и здравомыслия, напрочь утраченные в прошедшем веке.


К примеру, на протяжении веков им и в голову не приходило учредить праздник «День холопа», или что того круче: «День международной солидарности холопов». До подобного иезуитства тогда даже самая злокозненная фантазия не доходила. Ан вон сие действо застигает меня уже семьдесят седьмой раз. Да, за это время менялись общегосударственные лозунги, менялись сценарии проведения мероприятий, менялся сам контингент, но красный листочек календаря как был, так и остался.


Раньше это утро ознаменовывалось громкой бравурной музыкой из навешенных повсюду громкоговорителей, ранней побудкой – нужно было спешить на производство или даже в школу, т.к. там соответствующие товарищи должны были отметить тебя в списке. Затем тебе совали в руки знамя или транспарант, спрессовывали в колонны с одной стороны трибуны, мимо которой нужно было промаршировать или даже пробежать с криками «Ура!», после чего (уже с другой стороны) забросить врученные тебе деревяшки на грузовик, наскоро пропустить за углом с коллегами по стаканчику, зажевать, чем придётся (или просто занюхать) и – домой, к обеденному столу.


Сейчас всё не так весело, парадов немного, лозунги о единстве пролетариата ушли в прошлое, как и сам пролетариат, представленный разве что продавщицами да охранниками… Нет, есть ещё истинные пролетарии на чёрных работах, но кто же этих таджиков выпустит на площади, да еще к солидарности призывать будет? Тут как бы чего не вышло…


Правда ото всюду продолжаем слышать о скрепах и сплочении, уже не задумываясь: кого с кем? Работяг, озабоченных ежедневной добычей хлеба насущного и выплатой кредитов и ЖКХ – с зажравшимися, уже наследственными чинушами, капиталистами и латифундистами, которые ни их, ни их детей и на порог не пустят своих рублёвок, «полей чудес» и тем более купленных (по случаю!) за кордоном дворцов и вилл. Не для того же избранная банда номенклатуры, силовиков и комсомольцев, объединившись для крепости с криминалитетом, поделила между собой то, что почти столетие изволила именовать «общенародной собственностью», отшвырнув сей народец пинком от этой собственности – уже навсегда. Гусь свинье не товарищ – а планктончик уже за три поколения и под гуся не подходит. Всё сглатывает молча. Это когда-то по праздникам дворника допускали в переднюю к барину – почтительно поздравить да рубль на водку получить. Ныне и на порог не пустят: и времена не те, и холуйство не только по праздникам, и холопы уже окончательно в роли вжились.


Но по поводу «праздничка». В связи с коренными изменениями производственных технологий в цивилизованном мире в XIX – начале XXв происходили мощные структурные изменения общества, когда мирным путём, когда не очень. Россия, отстав от Запада, совсем недавно отряхнув груз рабовладения и феодализма, вынуждена была нагонять, что у неё весьма неплохо получалось. Что интересно: в ней эти изменения происходили не снизу, как в большинстве промышленных стран, а во многом – сверху. По отмене Александром II рабовладения в стране учреждается местное самоуправление, независимая судебная система и др. Столыпинскими реформами бывшие крепостные рабы получают возможность становиться свободными землевладельцами, осваивать бескрайние пустующие пространства огромной страны. Немало прогрессивных помещиков и попросту богатых людей на свои средства строят по стране школы, земские больницы. В начале века узаконено обязательное начальное образование.


Царскими указами ограничивается размер рабочего дня, узакониваются больничные, запрещается детский труд. В городах строятся доступные дома для рабочих. Самое интересное, что в улучшении положения трудящихся принимает участие – кто бы подумать мог! – «ужасная» царская полиция(!), инициируя создание профсоюзов, воскресных школ, касс взаимопомощи. «Зубатовщина»!
И всё это, особенно последнее – нож в сердце определённым внутренним силам в стране, сегодня сказали бы а-ла сурков – глубинному народцу - уже многие поколения стремящимся породить в стране хаос и на коньке безграмотности, бесправия и нищеты въехать во власть в стране, а в случае удачи и в мире, сделав для этого тёмный народец тараном, пушечным мясом, «белыми неграми» - по Лейбе Бронштейну. А тут тебе такие подвижки со стороны властей, «столыпинщина», «зубатовщина»! Караул! Успеть бы!


И – успели! И война помогла, и понабрёхано было столько – невпроворот. Не успел народ образоваться и поумнеть, а кто ж с неразвитым умишком выстоит против такого океана лжи? Но каким же дураком нужно быть, чтобы представить «отданные рабочим» фабрики? Хотя представили: «И по камешку, по кирпичику растащили весь этот завод…» Ленинские сортиры из золота? Благословенную раздачу земли крестьянам – это в стране с бесконечными земельными просторами, бери – не хочу! Да ещё по «столыпинским» законам и земли намеривали, и привезут бесплатно за счёт власти, и подъемные дадут, и денег на строительство, и стройматериалы, и скот, и птицу, и семена на посев…


Наделила новая власть землицей – два метра вглубь. И вымирали миллионами кормильцы земли русской от голода, вновь возвращённые в крепостное рабство, но во много раз более страшное, а к нашим дням от крестьянства, составлявшего 85% населения страны, и вообще-то ничего не осталось – мёртвые сёла вокруг. И всё это под сурдинку – «колхозные» песнопения из «Кубанских (псевдо) казаков»)
И «пролетариат» тоже если и получил, то разве что по кирпичику – да по темечку! Политические партии и общественные организации запрещены и расстреляны, то же и с главным рычагом прав трудящихся – профсоюзами. А от той клоунады, в которую их новая власть превратила, остаётся лишь отплёвываться – по сей день. Ну вот во время войны 1905г самые высокооплачиваемые рабочие страны в Питере берут да работу бросают, массовая манифестация, требования, перестрелки…. «Кровавое воскресенье»! А вот ровно через 13 лет там же и в тот же день «народной властью» расстрел на сей раз вовсе мирной манифестации в поддержку долгожданного страной Учредительного собрания – и молчок! На целый век… Ну а уж представить себе, что профсоюз в блокадном Ленинграде вывел миллион выморенных голодом на улицы хотя бы со слёзной просьбой о корочке хлеба – о таком и помыслить невозможно! Но зато многие десятилетия пролетарии раз в году имели возможность выйти с флажками на парад, почувствовав себя хозяевами этой страны и жизни, особенно после доброй праздничной выпивки и закуски, доставаемой для того неделями правдами и неправдами.


Правда какой-то пузырёк надежды булькнул было в 90х. Помню у нас в Лангепасе, в ЛУКойле из старых «профсоюзов» вышло было человек полтораста, инициаторы пытались новые, не карикатурные организовать, даже меня приглашали возглавить. Да не согласился – уже тогда понимал, для чего все эти перестроечные спектакли были запущены. Просто некоторые обещалки 17го года были всё же законодательно закреплены (иначе бы никакие «революции» не удались), а при долгожданном разделе награбленного в покорённой стране и полном возврате к милому крепостному праву (на сей раз уже всеобщему!) они были только палкою в колесе для новорожденных «олигархов», посему все эти «права» на гарантированную работу, санаторный отдых, на жильё, на бесплатное лечение, образование были потихоньку похерены под покорное молчание планктончика.


Но праздновать сей праздник вновь выведенные поколения не перестали. Правда время от времени лозунги трансформировались, менялись. Давно уже были удалены «Свобода, Равенство и Братство». И о «солидарности трудящихся» уже никто не заикается. Тем более о международной: так ведь и клеймо «иноагента» недолго заполучить, или что ещё страшнее – «шпиона». Остались «Мир. Труд. Май». Впрочем, вот уже и пишут, что и «Мир» удалили: остались «Труд и Май». Вот такая маета…
Впрочем – чем бы дитя не тешилось…с праздником!!!


Александр Степанков, 1 мая, 2024 г.



Другие статьи в литературном дневнике: