Вина и ответственностьКарл Ясперс: "Каждый человек отвечает вместе с другими за то, как им правят". Вопрос в том, как и перед кем он отвечает. Согласно Ясперсу, когда мы говорим о преступном государстве и его гражданах, следует различать четыре вида вины и ответственности: уголовную, политическую, моральную и метафизическую. Начнем с конца. Метафизическая ответственность по Ясперсу – это ответственность человека и народа перед Богом. Ее мы рассматривать не будем, отметим лишь, что при обсуждении метафизической вины апелляция к Богу не обязательна. В рамках иной философской парадигмы и, соответственно, в других терминах сходную мысль выразил М. М. Бахтин, когда выдвинул тезис о "не-алиби в бытии"; метафизическая ответственность в этих терминах – это ответственность перед бытием. Моральная ответственность – это ответственность перед совестью. Здесь не место вдаваться в рассмотрения тонкостей моральной философии и философии Другого, отметим лишь принципиальную двойственность моральной ответственности: ответственность перед собой и ответственность перед другими. Первая интимна и индивидуальна. Ты либо чувствуешь свою ответственность за свои дела и за происходящее вокруг тебя, либо нет. Способность к моральной ответственности считается неотъемлемым свойством психически здоровой личности, отличающим ее от слабоумных, с одной стороны, и психопатов – с другой. Совесть индивидуальна и субъективна, но это не значит, что она произвольна – есть поступки, которые человек не совершает только потому, что они не соответствуют его представлению о себе. Скажем, я могу безнаказанно совершить кражу ("никто не видит"), но я не совершаю ее, поскольку это повредило бы моему представлению о себе как о честном человеке. Слияние с массой заглушает совесть, в массе человек теряет многие свойства личности, в массе у него нет лица Сложнее с ответственностью перед другими. Кого считать "другими"? Тот честный человек, с которым я соотношу свои поступки, – кто он: я сам или другой? В конечном счете дело в самоидентификации: кто я такой и кто моя референтная группа. Помню спор моего отца с философом Александром Пятигорским по поводу оккупации Чехословакии в 1968 году. Отец, остро чувствуя свою вину, употребил местоимение "мы", на что Пятигорский ответил, что он никакой вины не чувствует, поскольку с этим государством его ничего не связывает, для него это не "мы", а "они". Т. е., отгородившись от "них", Пятигорский как бы обеспечивает себе алиби в бытии "их" государства. Аналогичную психологическую защиту выстраивают себе сейчас многие россияне (а-ля: я-то тут причем, меня не спрашивали). В Германии 1930-х – начала 1940-х годов нелояльность Гитлеру, кроме всяких иных неприятностей, грозила моральным осуждением. Примерно так же обстоит дело и в нынешней России, если ты не Zапутинец. Слияние с массой заглушает совесть, в массе человек теряет многие свойства личности, в массе у него нет лица. Один из героев Фолкнера объясняет, почему линчуют всегда в темноте: чтобы не видеть лиц друг друга, ибо, сколько бы они ни кричали о праведности своего дела, в глубине души они знают, что это не так. Ясперс вводит понятие "лживой совести". То, что человек был обманут начальством или пропагандой, не снимает с него ответственности ни за его собственные действия, ни за действия, совершаемые преступным государством. Действие является преступным вне зависимости от того, осознается его преступный характер или нет. Это же касается преступного бездействия. Мораль неотделима от истины, и общественное мнение (докса) не является критерием истины. Подчинение собственной совести господствующей в обществе неправде и приводит к тому феномену, который Ясперс назвал лживой совестью. Здесь уместно привести слова другого великого немца – Томаса Манна: "Дирижер, который, будучи послан Гитлером, исполнял Бетховена в Цюрихе, Париже или Будапеште, становился виновным в непристойнейшей лжи – под предлогом, что он музыкант и занимается музыкой и больше ничем". Сейчас такой непристойнейшей ложью заняты сотни деятелей русской культуры и не только они. https://www.svoboda.org/a/pevets-imperii-na-fone-buchi-putinskaya-voyna-i-iosif-brodskiy/32069841.html - зdесь весь текст целикoм © Copyright: Архив Тимофеевой, 2022.
Другие статьи в литературном дневнике:
|