Все мы - почти пейзаж?Рецензия на «Все мы - почти пейзаж? А есть письма к стене!» (Эмма Гусева) Я раньше стихами особо не интересовалась. Сказка - моя любимая литература. На госэкзамене по научному коммунизму мне попался вопрос о современной культуре. В кино и театр мы с подругами ходили часто, а книг, вообще, не читали. С новинками театра и кино я комиссию ознакомила, но они требовали рассказать о книжных новинках современников, на что им ответила: "Люблю классиков". Мне поставили тройку, показав, что остальная, недостающая часть до отличной оценки, - за современниками. В течении жизни некогда было увлекаться ни классиками, ни современниками, читались лишь школьные учебники детей и профессиональная литература по языкам программирования. И, вот, лет пятнадцать назад, я попадаю в мир Интернета, на литературные сайты, начинаю читать произведения современников, пишущих о времени и о себе, и, даже, общаться со многими авторами, находя в этом не малое удовольствие. Стих Иосифа Бродского про стену я прочитала также в последние годы, он мне понравился и запомнился. За это время я поняла, что жизнь классиков и современников похожи, проблемы у всех во все времена, одинаковые, а творчество и стена - порой единственные друзья и собеседники, которые защищают и поддерживают в желании жить... А, в целом, "все мы - почти пейзаж", где каждый на своём месте... "Пишите и читайте письма! Документальные!! О времени и о себе. Не верьте птичьему чириканью! Верьте документам и честному таланту!" С вами, Эмма, невозможно не согласиться. Спасибо за публикацию, живо пишите, вызываете движение мысли...
Случайно сейчас вышла в Инете на стих Бродского "В горах". Впервые читаю. Спасибо, Эмма, за знакомство с этим произведением. В горах 1 Ты, в коричневом пальто, 2 Горный пик, доступный снам, 3 В туче прячась, бродит Бог, 4 Горный воздух, чье стекло 5 Снизит речь до хрипоты, 6 Но и маятника шаг 7 Дальше — только кислород: 8 Это — край земли. Конец 9 Крепче в локоть мне вцепись, 10 Сумма двух распадов, мы 11 Чем хорош отвесный склон, 12 Чья невзрачность, в свой черед, 13 Взгляд, прикованный к чертам, 14 Против них, что я, что ты, 15 Чем отчетливей в упор 16 Мы с тобой никто, ничто. 17 Сумма двух распадов, с двух 18 Кто на этот грош, как тать, 19 Снятой комнаты квадрат. 20 ночью, мира на краю, 21 Вычесть временное из p.s. и, хочется сказать, - в классики просто так не попадают...
Здравствуйте, Эмма. Улыбаюсь душевной публикации. Детские мечты и их реализация - без помощи взрослых и хороших учителей не обойтись. Кому-то посчастливилось попасть к настоящим учителям своего дела, любящих профессию и детей. Я в детстве хотела записаться в кружок рисования во дворец культуры. Приду: говорят, что рано пришла. Приду: говорят, опоздала. Так и не получилось туда попасть. В старших классах пошла в городскую студию художественную: там надо было сначала пройти тест на выживание. Ничему не учат, дали гипсовые геометрические фигурки - рисуй с натуры! Месяц рисуй, два рисуй, три рисуй и т.д... Потом мне надо было уже готовиться к выпускным экзаменам, поступлению в институт, некогда было в студию ходить фигнёй маяться. Моя профессия - инженер-программист, ощущаю себя на своём месте :)). Дорогая Эмма, Вы в профессии - на своём месте! Но та дама в золочёной раме, которую Вам подарили, тоже Вы! Ваша часть. Я очень рада, что Вы попали в дорогую раму, и не чужая она Вам. Просто, не всегда мы можем соответствовать "золотой раме": картина в ней нуждается в добротном холсте жизни, качественных (дорогих) красках и кистях, на что не всегда есть задел. Самым простым и доступным остаётся - СЛОВО. И Ваши публикации, Ваша работа - «подарки в золоченой раме» для людей. С теплом,
Всё таки это замечательно и очень правильно, что в нашем Мире есть День для Снега. Мистер Снег его заслужил. Снег помогает: спасает животных, деревья, посевы от мороза. Это и отличная маскировка, утоление жажды, дом, утеплитель, очиститель, зимняя забава и утешение... Конечно, и Снег может нахвататься всякой всячины от мира сего и быть под шофе... Но первородный Снег - с душевной чистотой, тихий, прекрасный. Спасибо, Эмма, замечательная публикация. И песня.
Дорогая Ирина, всё, что я не могу написать словами ( нет рифмы, скажем, или просто нужных слов), дополняете Вы-ОСТРЫМ ЧУВСТВОМ МЕРЫ, УМА,ПОНИМАНИЯ самого -самого СОКРОВЕННОГО... Все мы одним миром мазаны. Учимся друг у друга. Снег прекрасен белым холстом для нового дня. И кто-то пройдёт по глубокому снегу впервые, создавая свой уникальный след-дорожку. Кто-то пойдёт вслед, благодарный за удобную протоптанную дорожку. А на новом снегу уже оставит свой след... Можно идти одному, можно идти вдвоём... Главное, для нас есть "снег" (хотя он стал больше виртуальным), и есть мы... Бодрого Вам здоровья, Эмма Дмитриевна, и хорошего настроения.
Письма к стене Сохрани мою тень. Не могу объяснить. Извини. Сохрани мою тень. Эту надпись не нужно стирать. Разнобой и тоска, темнота и слеза на глазах, Не хочу умирать. Мне не выдержать смерти уму. Так окрикни меня. Мастерица кричать и ругать. Изолятор тоски -- или просто движенье вперед. СЕБЕ НА ЗАМЕТКУ И. Бродский «В горах»: Поэтика распада, или Скорбная песнь небытия «Возможно, важнейшая весть, принесенная Бродским, весть об агонии вещи, о вытеснении биологического «текста» его отображения» , - писала в своем исследовании Е. Ваншенкина, а Ю. Лотман говорил, что в поэтике И. Бродского «опустошение вселенной компенсируется заполнением бумаги» . Но чаще всего перо поэта запечатлевает на бумаге сам процесс «агонии», процесс распада, исчезновения. Поэт фиксирует разрушительное действие времени и обесценивание человека враждебным пространством. Муза И. Бродского поет скорбную песнь небытия. Вот небольшой срез из стихов середины 80-х: 1984 год: «Вот это и зовется «мастерством»: «Мы уже не увидимся – потому 1985 год: «...вглядываясь в начертанья «Человек, дожив до того момента, когда нельзя «Пока ты пела, осень наступила «Я тоже опрометью бежал всего 1986 год: «В третий - всюду толстая пыль, как жир «Только пепел знает, что значит сгореть дотла» ; «...Развалины - род упрямой архитектуры» . И так год за годом, стихотворение за стихотворением. Идет постоянный, навязчивый мотив распада. Но настоящим «гимном» исчезновения человека является стихотворение «В горах» . Через все стихотворение проходит постоянный рефрен: «Ты - никто, и я никто». Два человеческих тела в бездушном, равнодушном пространстве горного плато даже не составляют пейзаж: «Вместе мы - почти пейзаж». Пространству не до человека. Оно озабочено своим противостоянием исчезновению: «Мир зазубрен, ощутив,
«Чем мы дышим - то мы есть, Для этого мира двое людей лишь «сумма двух распадов» и больше ничего. Этот мир жаждет как можно быстрее уничтожить человека, «съесть» его: «В этом мире страшных форм Но именно эта микроскопичность человека по сравнению с обступившим его миром является защитой от немедленного поглощения его или пространством, или временем: «Чья невзрачность, в свой черед, Но распад, рано или поздно, все равно неизбежен. Надежды на спасение нет. Не будет нас таких, какие мы сейчас, и не будет нас других: «Нас других не будет ни Предчувствуя приближение небытия, человек с особым трепетом и скорбью осматривает вокруг себя «простые» вещи не бытия, но быта, понимая, что этого он больше никогда не увидит: «Снятой комнаты квадрат. Но главное, что хочется, чтобы как можно дольше оставался в сердце, в душе, на сетчатке глаза облик родного человека: «Жизнь моя на жизнь твою Что же остается в итоге, когда наступает тот «черный день», «свойственный» всем? Другими словами, что же остается после распада, после смерти? Неужели полное небытие? Да! В реальном мире наступает небытие, но остается бытие текста, остается написанное стихотворение, остается «часть речи», что является определенной формой вечности. «Сохрани на черный день, «Временная» жизнь человеческая становится постоянной в «нетленном теле» стихотворения. Но стихотворение заканчивается, а распад «временной» жизни продолжается. Один-единственный акт запечатлевания недостаточен. Это нужно делать снова и снова. Борьба с распадом, со смертью, с небытием должна идти постоянно. В этом и видел И. Бродский цель своего творчества. Победа над разрушительным действием времени и пространством, победа над распадом осуществляется с помощью фиксации этого распада посредством языка. Поэтому поэтику И. Бродского можно назвать своего рода «поэтикой распада». Или, как определил ее М. Павлов, «поэтика потерь и исчезновений» . Эта поэтика почти лишена катарсиса. Он есть внутри стихотворения, но после последней точки исчезает, и читатель остается на едине с холодом небытия. Мир и душа остаются непреображенными, а после деформированными. С этим можно не соглашаться, этому можно сопротивляться, но это так. В мире И. Бродского не смерть нарушение бытия, а жизнь человека есть нарушение бытия небытия. И смерть имперсональна. Человек ведет борьбу не с «кем», а с «чем», а это борьба со следствием, но не с причиной. Поэтому в конце все равно проигрыш. Но небытие и смерть не имперсональны. У них есть конкретный источник и конкретная причина. Человеку дано знание с кем ему вести борьбу, и он знает как вести борьбу. Более того, победа над смертью уже состоялась. И лишь гордыня не позволяет человеку воспользоваться плодами этой победы в синергии с Победителем. Литература
© Copyright: Рина Арчи, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|