Жемчуг

Рина Арчи: литературный дневник

Индийская легенда
Автор: Влас Михайлович Дорошевич


Вишну забавлялся. Кликнул весёлый клич своим ангелам. Клич прозвенел по вселенной.
И, как слетаются бабочки на ветку, покрытую цветками, так слетались белые ангелы и, радостно трепеща крыльями, облепили престол бога. Вишну сказал:
— Ангелы! Спуститесь на землю и объявите моим людям мою волю. Завтра в полдень я хочу рассыпать сокровища по земле. Пусть люди с радостью ожидают.
И с тёмного неба, осыпанного золотой пылью звёзд, пролился на землю дождь ангелов.
Ангелы слетели к изголовьям спавших людей и прошептали:
— Завтра. В полдень. Сокровища посыплются с неба.
С радостью жди подарка бога Вишну. Вишну снова кликнул весёлый клич.
И клич его отдался в глубине океанов. Вишну призвал к себе жемчуг.
И по кличу этому раскрылись перламутровые раковины и выпустили на волю драгоценные жемчужины. Самые крупные из них всплыли на поверхность океана. Словно туман, поднялся жемчуг к небесам и, играя в лунных лучах, облаком окружил престол бога.
В розовом свете утренней зари играл Вишну крупным жемчугом, пересыпая его из руки в руку.
А когда солнце остановилось на полдне, бог стал бросать жемчуг на землю горстями, как сеятель кидает семена на вспаханную, дымящуюся ароматом земли, ниву.
И когда спал жар, Вишну спустился на землю, чтоб полюбоваться ею, осыпанной жемчугом. Он принял вид брамана и пошёл по земле. Первый, кого он увидел, был его враг. Танг-Карна.
Нечестивец. Который сидел теперь около своего дома и, похожий на дьявола, жарил на горячих углях ещё тёплое и дымящееся мясо только что зарезанной козы.
Трава кругом была облита кровью. Смоченная кровью валялась шкура козы.
Отвращение охватило бога при этом виде.
— Убивающий живых! Разве ты не боишься богов? — воскликнул Вишну, принявший вид брамана.
Танг-Карна встретил брамана хохотом:
— А ты их видел? Ты уж не ловил ли сегодня в полдень сокровищ с неба? Покажи, много ли поймал! Тут все люди посходили с ума, в полдень стояли, разинув рот на небо, словно собирались проглотить солнце! Бог должен был их осыпать с неба сокровищами. Дождались! Ты вот что! Если хочешь есть, садись, я дам тебе кусочек козочки. Когда будешь сыт, на сердце станет веселее, забудешь про напрасное ожидание сокровищ с неба. Мы весело посмеёмся над людьми, которые выдумали богов! Право, садись! Ещё боги существуют или нет, — а коза вот она, жарится! И сейчас будет готова!
С содроганием от смеха Танг-Карна отошёл Вишну от безбожника.
Он направился к дому Субрумэни, благочестивейшего из индусов.
Сумбрумэни славил всем своим существованием и каждое мгновение создавших его богов.
Не было прилежнее его в молитвах, в омовениях, в соблюдении всех священных обрядов.
И к его дому направил свои стопы Вишну в одежде брамана. В доме Субрумэни было тихо, как в доме, который посетила печаль.
И сам Субрумэни сидел на пороге своего дома, как человек, потерявший надежду.
— Что с тобой, благочестивейший из индусов? — в изумлении воскликнул Вишну. — Отчего нет пения и плясок в твоём доме? Разве ты сегодня не получил подарка от бога Вишну, который знает и любит тебя? Или ты не поверил ангелу, возвестившему тебе радость, и не пошёл в полдень за небесной наградой?
— О, нет, благочестивый браман! — печально ответил Субрумэни. — Когда ангел явился ко мне во сне и сказал мне радостную весть, я, весь охваченный восторгом, проснулся и разбудил в доме всех. Несмотря на ночной час, мы пошли в поле. Я приказал обнести поле частой и высокой изгородью, чтобы небесные дары не перекатились на поля моих соседей. Я говорил: «Ставьте выше плетень. Вишну наполнит всё это сокровищами!» Я приказал срубить все деревья и с корнями повыдергать все кусты на поле. Когда идёт сильнейший дождь, под деревьями бывает сухо. Я приказал срубить деревья и выкорчевать кусты, чтобы они не метали падать на землю сокровищам, как мешают падать каплям дождя. Я работал сам, работала моя жена, работали мои дети, работали все мои слуги и к полудню всё было сделано и кончено. Тени становились всё короче и короче, всё ближе и ближе подползали к деревьям, и вот тень от венчиков пальм обвила чёрным цветом стволы деревьев. Солнце стало на полдне. Я смотрел на небо, и сердце хотело выскочить из моей груди. Сейчас польётся дождь сокровищ над моим полем и наполнит его горой выше плетня. И вдруг я услышал, словно большой жук пролетел мимо моего носа. Я увидел огромную чёрную жемчужину. Она пролетела мимо, упала и вдребезги разбилась о землю. Это было всё!
Вишну нахмурился и пошёл к дому Кэнэбоди, трудолюбивого ремесленника, на последние деньги всегда украшавшего цветами алтарь богов.
И в доме Кэнэбоди было тихо и печально. И сам Кэнэбоди сидел в слезах на пороге своего дома. Взгляд его был полон отчаяния.
— Какое горе случилось с тобой, добродетельный Кэнэбоди? — спросил Вишну.
— Не ударяй по ранам, браман! — отвечал Кэнэбоди, и голос его был полон страданья. — Сегодня ночью я слышал голос ангела, возвестившего великую милость неба, и проснулся, и не мог заснуть, и лёжа с открытыми глазами, видел сны. Я видел дворец, в котором живу. Прозрачные, холодные, кристальные ручьи журчали среди благоухающих цветов. А среди волшебного сада стоял храм бога Вишну — храм, который я построил, чтоб отблагодарить бога за его великую милость ко мне. С этими мыслями я дождался полдня и пошёл в поле. Я широко расставил руки, чтобы схватить сокровища, которые упадут с неба. Так я стоял, глядя на небо. Но вот солнце прямо взглянуло мне в глаза и словно вонзило в них длинные раскалённые иглы. Настал полдень. И словно маленький камешек просвистел мимо моего лица. С неба пролетела розовая жемчужина неописанной красоты. И я не успел схватить её, потому что мои руки были расставлены слишком широко. Она ударилась о землю и разбилась в мелкий порошок. Кок же не плакать мне, бедному человеку, браман? Вишну, мрачный, отошёл от его дома и пошёл по селенью.
Как вдруг слуха его коснулись музыка, и пенье, и топот пляшущих ног, и весёлые крики.
Весь украшенный листьями банана, словно во дни величайших праздников, стоял дом Свама-Найди.
Вишну редко слышал благоухание его цветов, его слуха редко касались ленивые молитвы Свама-Найди. Вишну подошёл к его дому.
— Какая радость празднуется в этом доме? — спросил он.
— Войди, браман, и ешь, и веселись, и гляди на танцовщиц! — радостно сказал ему Свама-Найди, в гирлянде из жасминов стоя на пороге своего украшенного дома. — Сегодня великая радость под этой кровлей. Сегодня в полдень я стал богат.
— Как же случилось это? — спросил Вишну.
— Ночью мне снился странный сон. Мне приснился ангел, который сказал, будто бог Вишну в полдень хочет сыпать на землю людям сокровища. Я проснулся и разбудил жену, чтобы рассказать ей свой сон. Женщины любят смеяться и охотно слушают, когда им рассказывают смешные вещи. Я и рассказал ей про забавный сон: «Боги собираются сыпать на людей богатства!» Женщины доверчивы. Жена сказала мне: «А может быть, это действительно был ангел, и тогда то, что он сказал, была правда!»
Меня взяла злость. «Мало я переносил цветов в храмы, мало времени потерял на шептанье молитв? Очень много золотых посыпалось на меня с неба? Ждать сокровищ с неба! Это всё равно, что ждать когда камни поплывут по реке!» Я отвернулся и заснул. На утро я забыл бы о сне, да жена стала надоедать: «Ну, что тебе сделается? Пойди в поле в полдень! Право, пойди!» Стыдно было мне, разумному мужчине, делать такие глупости. Да уж очень жена плакала. Чем ближе к полдню, тем сильнее. Я и пошёл, чтоб только отделаться. Жена всё просила, чтоб я взял хоть корзину для сокровищ. Но я сказал: «Вот ещё, таскать по жаре!» Стал среди поля и разжал ладонь, да и то не совсем. «Чего ждать от богов! Много ли они могут послать!» Стоял и смеялся, думая, как буду хохотать над женой. Как вдруг словно что-то ударило меня по руке. Гляжу, — в пригоршне жемчужина. Да какая! Мне дали за неё золота столько, что я насилу мог унести. Даже не думал, что на свете есть его столько. Куда же ты, браман?
Но Вишну поспешно удалялся от него, ещё больше печальный, чем прежде. Тяжка была его божественная дума:
— Получил награду от неба тот, кто меньше всех верил!
Дойдя до перекрёстка, браман исчез. Вишну унёсся на небо.
Печально рассказал он своей божественной супруге, прекрасной Лакчми, о печальном конце своей забавы:
— Даже боги бессильны водворить на земле справедливость!
И прекрасная Лакчми спросила своего бога:
— Но что же ты сделал гнусному Танг-Карна за его кощунственный смех?
Вишну сурово сдвинул брови:
— Я наказал его! Я оставил его в неведении. Я не сказал ему, что бог есть, что бог перед ним!
И Лакчми содрогнулась от жестокости своего божественного супруга.



Примечания
1. Печатается по изданию: Дорошевич В. М. Сказки и легенды. — Пг. - М.: Петроград, 1923.


Источник информации: https://ru.wikisource.org/wiki/Жемчуг_(Дорошевич)


Влас Дорошевич. Родился: 5 января 1865 г., Москва, Российская империя. Умер: 22 февраля 1922 г., Петроград. Влас Михайлович Дорошевич - русский журналист, публицист, театральный критик, один из известных фельетонистов конца XIX - начала XX века. Сын известной русской писательницы и журналистки Александры Соколовой Учился в нескольких московских гимназиях, откуда неоднократно исключался; гимназический курс завершил экстерном. Работу в газетах начал, ещё будучи учеником московской гимназии. Был репортером «Московского листка», «Петербургской газеты», писал юмористические заметки в «Будильнике». Известность его началась со времени работы в 1890-х годах в одесских газетах. В 1897 году Дорошевич предпринял путешествие на Восток. Издал книгу очерков о Сахалине и о Сахалинской каторге. С 1902 по 1917 годы редактировал газету И. Д. Сытина «Русское слово». В этот период издание стало самым читаемым и тиражным СМИ Российской империи. Был женат, от первого брака была дочь. Похоронен на Литературных мостках Волкова кладбища.


ВИШНУ


Страна - Индия
Создатель - индуистская мифология
Деятельность - Бог, охранитель мироздания
Семейное положение - женат на Лакшми


Индуизм – древняя религия, ведущая за собой огромное количество людей. Она считается третьей по популярности на планете и следует за православием и исламом. Индуизм представляет собой компиляцию философии, традиций, знаний и древних обрядов. Эта религия выделяет несколько направлений, среди которых – вайшнаизм, или вишнуизм. Культ бога Вишну и его воплощений считается главной целью вишнуизма.


История происхождения


Вишнуисты считаются монотеистами. Большинство приверженцев этого религиозного направления живут в Индии. Статистика показывает, что Вишну и его аватарам поклоняется порядка 200 миллионов человек. Маха Вишну стал первым воплощением божества.


Вишну – представитель священной троицы, в которую также входят Брахма и Шива. По легенде, он появляется на Земле для восстановления баланса между добром и злом. Появления бога каждый раз влекут за собой смену облика – аватара. Индуистские священные книги неоднократно упоминают Вишну, характеризуя его как обличителя справедливости. Мифы повествуют, что Вишну посещал мир девять раз, и десятое пришествие произойдет незадолго до конца света.


Иконография рисует божество в образе человека. Цвет кожи – синий, а тело имеет не две, а четыре руки, символизирующие физические и духовные ресурсы человека. По этой логике поступки человека отражают его внутренний мир и душу. Ум, эго, сознание и интеллект сочетаются в этих символах.


Большинство изображений описывает Вишну в дуэте с супругой Лакшми. Пара сидит на цветке лотоса. Вишну также рисуют летящим на орле по имени Гаруда. Голову божества зачастую украшает корона, подтверждающая его статус. Меняя внешний облик, Вишну добивается цели и несет в мир любовь и добро. В руках обычно раковина, диск, лотос, булава или чакра. Каждый элемент символизирует что-то. Так, лотос олицетворяет свободу и чистоту, диск – ум и мудрость, булава – силу, а раковина – первозданность.


История персонажа


В соответствии с мифологией, Земля исчерпала свои ресурсы из-за грешников, которые переполняли ее, и обратилась за помощью к Брахме. Тот посоветовался с Вишну, и на Землю прибыл его аватар, Кришна, призванный восстановить гармонию. Посланник попал в царское семейство, отец которого был непорядочным человеком. Он убивал детей сестры, боясь погибнуть от рук племянников, как это предвещало предсказание. Кришну отдали на воспитание пастухам. Мудрый малыш приносил счастье всем окружающим, жил как простолюдин и не боялся животных.


Вернувшись в царские палаты в юношеские годы, Кришна победил тирана-дядю. На трон благодаря ему взошел Уграсен, а семьи Каурава и Пандава получили власть. Одни стали управлять армией, а вторые – воплощали заповеди Кришны. Сам Кришна стал возчиком Уграсена и Арджуны. В день важной битвы Кришна спас главнокомандующего, произнеся для него воодушевляющую речь, наставив на успешное сражение.


Смерть настигла Кришну от рук охотника, принявшего его за дикое животное. Аватар Вишну погиб. Учение Кришны позволяет отыскать поддержку и душевное спокойствие, найти путь к бессмертию души и познать самого себя.


Мифы и легенды


Вишну считается божеством, Всевышним. Его описывают в легендах как Сверхдушу и Верховного Бога. Он мудро трактует прошлое и предвкушает будущее, способен воссоединить и разрушить все мироздание, управляет жизнью во Вселенной и является оплотом жизни и духовности. Вишну Пурана описывает голубой цвет кожи Вишну, напоминая, что это цвет облаков. Неслучайно ездовую птицу Вишну зовут Гаруда. Это имя переводится как «солнце».


Вишну способен одновременно перевоплотиться в нескольких аватаров и этим доказывает свою универсальность. Матсья – это рыба, в которую Вишну превратился во время всемирного потопа. Курма – черепаха, панцирь которой стал основой для горы Манадры. Васаха – вепрь, в облике которого бог убил Хираньякшу-демона и вернул землю из глубин. Нарасинха – человек-лев, загрызший демона, который стал властителем на земле и небе. Вамана – карлик, появившийся перед властителем мира Бали. Парашурама – облик Рамы с топором, в который воплотился Вишну, убивая воинов кшатриев.


Самыми известными образами Вишну стали Рама, Кришна и Будда.


Рама – принц и воин, идеальный правитель. Кришна – ребенок, посланный в царскую семью и ставший наставником. Будда – воплощение религиозного учения. Каждый конкретный аватар имеет законченную биографию и историю, которую наизусть знают все индуисты.


Вишну в культуре


Приверженцы индуизма и вишнуизма создают храмы и украшают их статуями, изображающими кумиров. Ашрамы легко найти даже в небольших поселениях. Это обычные дома, украшенные фото и картинами с изображениями гуру и Вишну. Здесь проводят занятия духовными практиками и устраивают жертвоприношения, изучают философию и ищут себя. Такие места находятся под охраной Кришны, поэтому их название переводится как «защита». В них можно искать свою сущность и гармонию с внутренним «я». Обычно ашрамы украшают статуи, посвященные женам Вишну: Радхе и Лакшми.


Даже те, кто не причастен к вишнуизму, знают самую знаменитую мантру «Харе Кришна», воспевающую божество. Написанная на санскрите, она состоит всего из 16 слов, и все они представляют собой имена бога. Созданная в 16 веке, эта мантра прославляет Вишну в облике героев и считается популярной благодаря распространению кришнаитами. Они верят, что регулярные песнопения очищают, делают карму светлой.


Бхагавад-Гита – священное писание, читаемое приверженцами вишнуизма. В нем описаны черты индийской философии. Интересующиеся ею люди узнают популярные многовековые традиции, присущие религиозным верованиям Востока. Вишну часто путают с Ганешей, сыном Шивы. Бог в образе слона тоже располагает несколькими руками и изображается с телом человека с синей кожей.





Другие статьи в литературном дневнике: