***

Мари Крома: литературный дневник

Сурхури – старинный чувашский праздник, который отмечался в период зимнего солнцестояния и знаменовал собой начало нового года. Праздновали обычно целую неделю. Со временем этот национальный праздник совпал с христианским Рождеством, а празднества продолжались до Крещения.
Сурхури — это старинный чувашский праздник зимнего цикла, отмечаемый в период зимнего солнцестояния, когда день начинает прибывать.
Сурхури обычно празднуется в течение одной недели. После принятия христианства, этот национальный праздник нового года совпал с христианским рождеством (чуваш. раштав) и продолжается до крещения (чуваш. к;шарни, шу;и)). Во время празднования сурхури проводятся обряды, призванные обеспечить хозяйственные успехи и личное благополучие людей, хороший урожай и приплод скота в новом году.
Народный чувашский праздник Сурхури – в традиционном обрядовом календаре чувашей праздник, связанный с зимним солнцестоянием.


Праздник проводится зимой с 7 января (Рождество) по 19 января (Крещение). К празднику готовились заранее, варили пиво, припасали орехи, семечки (тыквенные и подсолнуховые). В день Сурхури пекли пироги и обязательно пирог с горохом, жарили предварительно размоченный горох.


Праздник обычно начинали дети. В старину, когда всю одежду шили из домотканого холста, для чего в каждом хозяйстве выращивали лен и коноплю, во многих селениях бытовало поверье, что если в Сурхури дети на санках скатятся с самой высокой и длинной горки, то лен и конопля в новом наступающем году вырастут особенно высокими. Поэтому взрослые, разбудив рано утром детей, отправляли их кататься.


Повсеместно, собираясь группами, дети в этот день подворно обходили деревню, поздравляли с праздником. Заходя во двор, они запевали песню о том, что наступил Сурхури, и что, если хозяева не дадут им пирога, овца сломает ногу, если дадут — нога срастется. Хозяева встречали радушно, угощали пирогами, обсыпали детей орехами, семечками, жареным горохом. Поступали так, чтоб год был благополучным. До сих пор считается, что если детей в этот праздник плохо принять, то скотина не будет плодиться.


И взрослые в этот день ходили в гости, угощали друг друга орехами, горохом, пирогами со словами: «Пусть скотина будет плодовитой, как стручок гороха; упитанной, тучной, как размоченный горох; выносливой, как жареный». В Сурхури примечают, кто первым придет в гости: если это мужчина или мальчик, значит, корова принесет бычка; если женщина или девочка — то телку. Первого гостя обязательно стараются усадить на подушку. При этом гость должен сидеть спокойно, смирно, так как существует поверье, что если этого не делать, то курица не будет высиживать цыплят. Следят и за погодой: если в Сурхури идет снег, значит, год будет урожайным, уродится хороший урожай орехов.


ГАДАНИЯ, ПРИМЕТЫ, ВЕРОВАНИЯ В ЧУВАШСКИЙ ПРАЗДНИК СУРХУРИ
Весело проводит Сурхури молодежь. Еще не очень давно она собиралась группами, ходила по родным, поздравляла с праздником, пела, плясала. Вместе с нею ходили и дети, смотрели, как молодежь веселится. По вечерам устраивали специальные посиделки х;рс;ри. Собирали муку, крупу, солод, хмель, кто что может. Арендовали у какой-нибудь одинокой старушки дом. Здесь девушки варили пиво, пекли пироги. А вечером в этом доме собиралась молодежь. Как и полагается на посиделках, сначала девушки занимались рукоделием, затем приходили парни, и начиналось веселье: пели, плясали, устраивали различные игры, гадания. Так проходила неделя (7-13 января).


Особенно пророческими считались гадания в новогоднюю ночь (по старому стилю с 13 на 14 января). Именно в этот вечер во многих селениях устраивались х;рс;ри. Всех участников посиделок волновало, как же устроится их жизнь в наступающем году. Способов предугадать судьбу было много, некоторые сохранились и бытуют до сих пор.


Наиболее распространенным было сор;х тытни (ловля овец). Ближе к полуночи участники посиделок идут в овчарню, ловят овец за задние ноги и перевязывают ленточками. Утром смотрят, кто какую овцу поймал: овца белой масти означает, что будущий супруг (супруга) будет светлым (блондином), черной масти — темным, серой — старым. Если овца оказывается кривой на один глаз, значит, и супруга окажется кривой или инвалидом.


Еще дно интересное гадание существует в Сурхури. На пол в избе раскладывают много разных предметов, в одну тарелку наливают воду, открывают лаз в подпол. Затем идут в сарай, ловят кур, заносят их в избу, пускают на пол и следят, как они себя ведут. Если курица спокойно расхаживает по избе, не боится, значит и будущий супруг хозяйки курицы окажется спокойным, рассудительным. Если птица мечется по избе, пытается взлететь — суженый будет взбалмошным. А если, не дай бог, курица прыгнет в подпол — супруг умрет скоро после замужества. По тому, к чему курица подойдет первой и что клюнет, судят также о том, каким будет будущий супруг: деньги, хлеб, зерно указывают на богатого мужа, уголь, зола — бедного, зерка­ло — щеголя, ножницы — портного, бумага — чиновника, топор, молоток — плотника и т.д. Если курица выпьет воду — и супруг будет пьющим. Птица перешагнет через веник — девушка выйдет замуж далеко, за лес.


Замечают и то, какую курицу поймали: однолетка означает, что супруг будет молодым, а пойманный петух говорит о том, что девушка выйдет замуж за военного.


Привязывают двух куриц к друг другу за хвосты и наблюдают, кто кого перетянет, потянет за собой. Считается, что хозяйка более сильной курицы в наступающем году выйдет замуж.


Также распространено гадания при помощи валенок или сапог. Их было принято перекидывать через забор. В какую сторону указывает носок обуви — с той стороны будет жених (невеста).


В старину кидали лапоть и смотрели, как он упадет: вниз подошвой — жить будет, перевернется — умрет.


С целью узнать с какой стороны будет невеста (жених) проводили такое гадание: поднимают бастрык (пусл;х), ставят и отпускают. В какую сторону упадет — с той стороны будет невеста (жених).


Парни на голову надевают ведро и выходят в заранее открытые ворота. Выйдешь, не задевая — в наступающем году женишься, заденешь — еще будешь долго ходить холостым.


Очень интересные гадания бытовали в некоторых чувашских поселениях. Молодежь выходит на улицу, подходят к забору, обхватывают доски руками. Затем считают доски в обхвате (вариант: считают доски между столбами), приговаривая: «мих; (мешок), ш;нал;к (полог для прикрытия зерна), голяк» (вариант: без этого слова). Если забор в обхвате закончится на доске «ш;на­л;к» — супруг будет богатым, «мих;» — средним, «голяк» — бедным.


Ходят на гумно, ртом из копны достают солому, заносят в избу. В избе смотрят, есть ли в колосках зерна. Если есть, значит супруг будет богатым, если нет — бедным.


Парни из амбара заносят горсть зерна и раскладывают попарно. Если заканчивается парными зернами означают женитьбу в наступающем году.


В полночь горсть ячменя, овса сеют в горшок и сразу ложатся спать. Говорят, что во сне суженый (суженая) придет звать на жатву.


Перед сном берут в рот три крупинки соли, надеясь, что во сне суженая (суженый) напоит водой.


Одним из распространенных было гадание на кольцах («Сере яни»): до захода солнца девушка, являющаяся единственной дочерью в семье (например, остальные все сыновья), набирала в ведро воду из колодца. Подружки девушки отдавали ей свои кольца, та в свою очередь опускала их в ведро с водой и накрывала полотенцем, тем самым, не давая злым духам проникнуть в ведро, и начинала водить рукой кольца внутри ведра по часовой стрелке. Тем временем, подружки девушки становились у нее за спиной и распевали определенную песню (о дальней поездке, о замужестве и т.д.). Песня заканчивалась, девушка доставала кольцо из ведра и спрашивала: «Чье кольцо?» Откликнувшаяся девица забирала кольцо, а песня, звучавшая в момент данного действия, предрекала будущее владелицы украшения. По окончанию гадания, когда все кольца были вытащены из ведра, участники обряда выходили на улицу и выливали воду в снег. Из мокрого снега все желающие лепили снежки и кидали их «на сон», т.е. кидали по направлению к тому дому, где жил человек, которому кидающий хотел присниться. После этого молодежь заходила в дом и продолжала веселье до самого утра.


Так в разных играх, гаданиях встречают Новый год, и наступает святочная неделя — святки — ;о;тк; (;ветке) ;ўрени. На этой неделе, с 14 до 19 января, по деревне, по домам ходят ряженые (;ветке). Роль ;о;тк; первоначально сводилась к изгнанию злых духов из деревни. Поэтому ряженые ходили с кнутом и имитировали битье. И сейчас так считают, верят, что звон церковного колокола в Крещение изгоняет зло с земли, воды, а из домов его могут изгнать только ряженые.


Рядятся кто во что может. Чаще всего в вывороченную шубу, изображают цыган, медведей и т.д. Группа ходит по деревне с песнями и плясками, днем — по улице, вечером — по домам. На лица надевают маски, чтобы никто не узнал. У каждой группы есть гармонист и свой вожак, который носит с собой большой посох для защиты от любопытных. Многие встречают ;о;тк; радушно, угощают, а другие и на порог не пускают, полагая, что вместе с ними ходят злые духи. Поэтому уверены, что накануне Крещения тот, кто рядился, обязательно должен искупаться в проруби, чтобы очиститься. Верующие рисуют на окнах и дверях крестики, защищая свой дом от зла. В некоторых деревнях для очищения считают недостаточным купание в проруби. И полагают, что участники ;оетк;, чтобы полностью очиститься от скверны, нанесенной нечистой силой при ее изгнании, до Троицы должны увидеть семь жеребят и двенадцать раз искупаться в пруду.


После Крещения ряженые уже не появляются на улице.



https://rgdb.ru/home/news/5288-zagadochnyj-prazdnik-volzhskikh-bolgar-chuvashej-surkhuri-v-rgdb#:~:text=,.



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 05.01.2024. ***