Окно в некоторых стихотворенияхПеречитывал Ходасевича и заметил, что его стихотворение «Утро» (1916) схоже со стихотворением Александра Кушнера «Старик» (1966). Главный образ: окно. Настроение: грусть, предчувствие конца, «горькое предсмертье». Образ окна довольно часто встречается в русской поэзии (с ходу приходит на ум «Дождь» Николая Гумилева и «Вот опять окно» Цветаевой). Я бы пропустил это совпадение у Ходасевича и Кушнера, не будь клена в обоих текстах. Как нежно в нашем переулке И дальний клен ему У Владислава Фелициановича «клен» завершает второе, срединное четверостишие; у Александра Семеновича – определяет последние два, финал. Где-то мне попалось, что окно обозначает переход, связь между двумя пространствами, мирами. И если у Ходасевича окно с самого начала своего рода портал, то у Кушнера тема раскрывается чуть медленней и подробней, через бытовые детали («штаны больничные в полоску», «киоск», «домино», «динамик»…). У Гумилева герой тоже глядит «сквозь дождем забрызганные стекла». Дождь, соединяющий небо и землю и увиденный в окно, в финале приносит разрядку. И душе, несчастнейшей из пленниц, Цветаева, напротив, дает другую мизансцену: взгляд не из комнаты, изнутри, а со двора, снаружи («окно с огнем»). Кстати, ее «Вот опять окно…» и «Утро» Ходасевича написаны в один год. Грешным делом, не вписывая в этот чудесный ряд, а скорее вынося за скобки, я вспомнил и у себя одно окошко: …как цифру римскую, как проем Когда стихотворение «Спутник» писалось в 2008 году, понятно, я не думал ни об одном из названных, ни о значении окна в принципе. Однако угодил в то же смысловое поле: портал, переход, выход. Архитектура здесь, видимо, сильнее поэтики.:-) © Copyright: Роман Гурский, 2024.
Другие статьи в литературном дневнике:
|