Окно в некоторых стихотворениях

Роман Гурский: литературный дневник

Перечитывал Ходасевича и заметил, что его стихотворение «Утро» (1916) схоже со стихотворением Александра Кушнера «Старик» (1966). Главный образ: окно. Настроение: грусть, предчувствие конца, «горькое предсмертье».


Образ окна довольно часто встречается в русской поэзии (с ходу приходит на ум «Дождь» Николая Гумилева и «Вот опять окно» Цветаевой). Я бы пропустил это совпадение у Ходасевича и Кушнера, не будь клена в обоих текстах.


Как нежно в нашем переулке
Желтеет клен!


И дальний клен ему
Весь виден, до прожилок…


У Владислава Фелициановича «клен» завершает второе, срединное четверостишие; у Александра Семеновича – определяет последние два, финал.


Где-то мне попалось, что окно обозначает переход, связь между двумя пространствами, мирами. И если у Ходасевича окно с самого начала своего рода портал, то у Кушнера тема раскрывается чуть медленней и подробней, через бытовые детали («штаны больничные в полоску», «киоск», «домино», «динамик»…).


У Гумилева герой тоже глядит «сквозь дождем забрызганные стекла». Дождь, соединяющий небо и землю и увиденный в окно, в финале приносит разрядку.


И душе, несчастнейшей из пленниц,
Так и легче и вольней.


Цветаева, напротив, дает другую мизансцену: взгляд не из комнаты, изнутри, а со двора, снаружи («окно с огнем»). Кстати, ее «Вот опять окно…» и «Утро» Ходасевича написаны в один год.


Грешным делом, не вписывая в этот чудесный ряд, а скорее вынося за скобки, я вспомнил и у себя одно окошко:


…как цифру римскую, как проем
окна, куда мы шагнем вдвоем.


Когда стихотворение «Спутник» писалось в 2008 году, понятно, я не думал ни об одном из названных, ни о значении окна в принципе. Однако угодил в то же смысловое поле: портал, переход, выход. Архитектура здесь, видимо, сильнее поэтики.:-)



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 15.09.2024. Окно в некоторых стихотворениях