любая мелочь

Раймонис: литературный дневник

Нас с детства приучили думать о великом искусстве объективно, будто всякое действительное переживание, вызванное великим полотном, должно воздействовать на нас всегда одинаково. Результаты такого подхода мы наблюдаем во всех знаменитых картинных галереях в сезон отпусков: толпы людей с разинутыми ртами и деревянными, лишёнными выражения лицами всматриваются в великие произведения искусства, не в силах понять, почему это искусство не производит на них великого впечатления: это потому, что их не научили признавать, что в действительности какая нибудь реклама кока-колы может выглядеть красивее, чем самое возвышенное творение Микеланджело. (Джон Фаулз, "Аристос")


...мне все говорят: твой восторг - доказательство твоей незрелости (они хотят сказать, что я идиот, но выбирают выражения), и нельзя же так восторгаться сверкающей на солнце паутинкой, поскольку, если ты так распаляешься из-за какой-то там паутинки с капельками росы, то что от тебя останется на сегодняшний вечер, когда будут давать "Короля Лира"? И это меня слегка удивляет, потому что, если ты и вправду идиот, то, что ни делай, восторга в тебе не убавится, а вот если у тебя ума палата и ты знаешь что к чему и что почём, вот тогда-то способности восторгаться в тебе кот наплакал и расходуется она крайне быстро...
И ныне я подумываю, что идиотизм - должно быть, умение всё время восторгаться любой мелочью, которая тебе нравится, и при этом рисунок на стене не станет казаться тебе ущербным при воспоминании о фресках Джотто в Падуе.
(Хулио Кортасар, "Надо быть на самом деле идиотом, чтобы")



Другие статьи в литературном дневнике: