Отрывок из книги Слепой гигант Америка в упор

Олег Раевич: литературный дневник

(данный отрывок из книги "Слепой гигант: Америка в упор" публикуется в прижизненной авторской редакции от 2012 года)


Что всего сильнее волнует американскую массовую прессу? Сплетня – не новая тема для американских СМИ, она была типичная для Америки всегда, но сегодня ложь и пересуды, копание в чужом грязном белье становятся темой номер один. Этот идол буквально одолевает нацию, за сплетней охотятся, сплетня снится американским телевизионщикам и репортерам, без нее никто не будет читать их популярную стряпню для обывателя. Считается, что американцы устали от серьезных проблем, их уже по горло напичкали сообщениями о вьетнамской войне, проблемами борьбы за равноправие женщин, разоблачениями обмана и мошенничества в торговле, воплями кампании против наркотиков, преступности, дороговизны и трущоб. Наконец, был шумный, позорный Уотергейт и еще более шумная кампания по искоренению его последствий… Мощный натиск на обывателя в связи с двухсотлетием Америки и выборами нового президента окончательно утомил всех, и нация вновь испытала неодолимый интерес к спасительной и привычной сплетне. Тиражи изданий, распространяющих сплетню, достигли миллионных экземпляров: Америка превратилась в страну, где подглядывание в замочную скважину поставлено на поток; кухонные домыслы и перемывание чужих костей в полном ходу, сплетня начинает захлестывать и без того не слишком изысканную американскую литературу. О политике и говорить нечего! Сплетнями по уши обросли видные политические деятели прошлого и настоящего, их жены и знакомые, а также знакомые их знакомых. В СМИ родилась даже новая система журналистской работы, редакторы называют ее «журнализмом вынюхивания»: Америка всегда считала себя страной, предлагающей человечеству что-нибудь особо оригинальное… Оговорюсь: ирония в отношении сплетни принадлежит не мне, все вышеизложенное – далеко не полный конспект статьи западногерманской журналистки Сабине Литцманн из газеты «Франкфуртер Альгемайне Цайтунг» за 23 августа 1976 года.
Американцы на удивление плохо информированы о том, что происходит в мире. В США нет общенациональных газет. Лишь две наиболее крупные и информированные газеты – «Нью-Йорк таймс» и «Вашингтон пост», более или менее регулярно печатающие статьи о международных событиях, могли бы претендовать на эту роль, однако и по тиражу и по охвату читающей аудитории их нельзя отнести к общенациональным газетам. Превалирующий крен американской прессы к обрисовке событий внутреннего характера, дополняется таким же подходом телевидения и радио. Из всего месива сплетен, часто безвкусно и примитивно поданного, бывает невозможно уяснить, что же собственно происходит в стране и мире, чем живет остальное человечество и существует ли оно вообще!
Убогость содержания рядовых американских газет становится очевидной уже через месяц регулярного чтения. Какие-либо принципы отбора и компоновки материалов по содержанию или значимости почти невозможно обнаружить в такой прессе, верстка отличается абсолютной анархией, раскопать рациональное зерно в таких газетах, насчитывающих в среднем до 60 страниц (львиная доля здесь – реклама) просто невозможно, а часто лучше и не стараться это сделать, оно в них отсутствует. За несусветицу и абсурд газеты не извиняются. Если вам удается прочитать или хотя бы пролистать весь газетный мелкотравчатый бред до конца в течение дня и не схватить острую головную боль, можно считать, что вам повезло! Постоянное знакомство с такой прессой из года в год приводит к развитию умственного паралича, атрофии мыслей и чувств. Общий культурный и моральный фон таких газет отвратителен, социальные последствия желтого журнализма очевидны.
Степень дезинформации американцев в маленьких городах захолустья особенно высока (часто там выходит только одна городская газета), говорить о какой-либо информированности населения здесь не приходится. Стоит ли удивляться узкому кругозору, односторонности интересов среднего американца? Но в Америке находятся люди, идеализирующие инфантилизм американского «счастливого сознания», которое «счастливо» прежде всего, в силу своей одномерности.
Судите сами, что интересного, нового и значительного можно почерпнуть из ньюйоркской газеты «Миднайт», которую я купил в киоске 11 января 1977 года? Я назову основные рубрики, составляющие ее костяк. На первой странице – история некой Кэй Саммерсбай Морган. Она подробно сообщает о своих любовных приключениях с бывшим президентом США Д. Эйзенхауером во время второй мировой войны; далее статья о об интимных сторонах жизни Эдварда Кеннеди, сообщение о попытках армейских подразделений одного из городов США уничтожить белок, которые, как подозревают, являются разносчиками болезней; рассказ о семилетнем американце, родившемся без пищевода; сообщение натуралиста Бриана Тейлора о том, что различные сорняки можно употреблять в пищу; статья о разводе кинозвезды; репортаж о великобританских нацистах, сочувствовавших Гитлеру в 40-е годы; целый разворот с фотографиями под заголовком «Еще больше сплетен в «Миднайт»; душераздирающее сообщение о том, что американцам, вакцинированным от гриппа в 1976 году, грозит паралич; описание операции, спасшей глаз молодому американцу; советы психиатра по улучшению климата семейной жизни; реклама шампуней для волос; рассказ о методах тренировки маленьких собачек в военно-воздушных силах США, обучаемых обнаруживать в самолетах взрывчатку; советы астролога молодоженам относительно успешных сроков зачатия; сообщение о том, что в моду входят высокие женские каблуки и так далее и так далее… А я дошел всего лишь до 22 страницы! Теперь представьте, что вы вынуждены читать такую газету месяц, год, десятки лет! Так работает метод оглупления обывателя, для которого мыслительное усилие, в конечном счете, становится в тягость. Иногда мне казалось, что система «промывания мозгов» американцев рассчитана на их полное вымывание. Читатель может сказать: но ведь этим чтивом не исчерпывается американская пресса, доступная простому человеку, есть ведь и серьезные издания? Да, есть солидные, с неплохой репутацией научно-популярные и специальные журналы. Вся беда в том, что простой люд их никогда не читает, он тонет в море желтой сплетни. Но затрапезные жители глубинки (и не только они!) с гордостью говорят о такой прессе, что она отличается «объективностью»! Уже через несколько месяцев пребывания в Нью-Йорке я убедился, что если в бульварной прессе речь идет об СССР, то все – наглая ложь. Специально хочу оговориться еще раз: я имею в виду не все журналы и газеты Америки, среди них попадаются и исключения. Архи – ложь об СССР, помещаемая в «Нью-Йорк таймс» - это норма, обычный метод оболванивания обывателя, который не в состоянии проверить и сотую долю того, что извергается газетой на его бедную голову. Фактам при этом не только «выкручивают руки», а, выражаясь фигурально, отрывают еще ноги и голову. Источником для измышлений служат наши же критические выступления в советской прессе. У «Нью-Йорк таймс» - это повод для беспардонных инсинуаций и злорадства. Позднее я заметил еще одно качество этой газеты: после того, как ее уличат во лжи и по заслугам плюнут в лицо, она утирается и делает вид, что ничего экстраординарного не произошло, продолжает гнуть свою линию! После чтения газеты нужно мыть руки: газета использует для печати дешевую, чрезвычайно маркую краску. Американизм худшей закваски, истеричный, грубый, с откровенно националистическим душком особенно ярко проявляется на страницах фашиствующей прессы. Она буквально корчится в коликах, когда речь заходит о коммунизме. Такие газеты, как, например, « Зи ньюз Уорлд», превозносящая пошлый снобизм янки и послушных им диктаторов в мире, с каким-то болезненным восторгом, совершенно открыто не гнушается грубых подтасовок. Подобные издания поощряют слепой супер-патриотизм американского мещанства, пытаясь выступать от имени общественного мнения Америки. За четыре года пребывания в США я не прочитал в «Нью-Йорк таймс» ни одной (ни одной!) объективной статьи об СССР, а вот пасквильных измышлений – сколько угодно. Корреспондент Д.К. Виллис, опубликовавший в газете «Крисчен сайенс монитор» от 15 декабря 1976 года статью об американской выставке в Москве, детально изложил свои антикоммунистические взгляды, а не то, что думают наши люди об Америке и американцах. Примеров такой «объективности» в прессе США навалом. «Нью-Йорк таймс» за 12 ноября 1976 года писала по поводу этой же самой выставки: «Если здесь что-то и отсутствует, так это масса американских проблем. Лишь случайно в застывшей фотографии хижины в облаке пыли в преисполненном страдании лице женщины времен депрессии видны мерцающие проблески отдаленных трудностей. Показаны города Кваянт Вермонта, нищий Гарлем – нет». Газета предрекла со вздохом, что советские люди на выставке наверняка будут интересоваться такими вопросами, как безработица, нищета, нехватка жилищ, преступность и т.д. Газета не ошиблась. То, что пытается скрыть американская пропаганда об Америке за рубежом, лучше всего понимаешь здесь, в самой Америке, тем более, что Гарлем – не единственная «достопримечательность» Нью-Йорка и других американских городов. Великая Америка может что-то и недодать о себе зарубежному зрителю или читателю, подумаешь, ведь на то она и Америка! Задаешь каверзные вопросы – значит, проявляешь невежество! Сами «счастливые» американцы давно привыкли к тому, что на их головы выливается поток самой невероятной дезинформации, нелепых слухов, претенциозных благоглупостей, трескучей патетики и просто безответственной болтовни. Бульварная пресса удивительно точно отражает паранойю американской жизни, отгороженной от остального мира железным занавесом дезинформации. Сенсационность предстает, таким образом, в американской прессе в форме своеобразного наркотика, которым до отказа накачивают ограниченного обывателя. В США есть люди, которые делают отличный бизнес, повторяя во весь голос утверждения о свободе слова в Америке. Эти люди неплохо оплачиваются. Они нужны Америке. Без них никто бы не узнал, что свобода слова в стране существует. Да, она существует и для кого она работает – не секрет. Простой американец пожмет плечами или отмахнется от такого вопроса: он твердо знает, что свобода слова не для него. Для кого же?



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 30.09.2024. Отрывок из книги Слепой гигант Америка в упор