***

Олег Раевич: литературный дневник


Случайно наткнулся в Интернете на статью журналиста Ревзина в "Артхронике", посвященную современному искусству. Начал читать, задыхаясь от смеха и удивления. Но быстро понял: тут, брат, не до смеха! Такая пахучая смесь претенциозности и невежества попадается на глаза не часто! Подумал: это - розыгрыш, плоская журналистская шутка, наконец, абортивный черный юмор желтой прессы, ан нет. Оказывается, господин Ревзин серьезно претендует на лавры умудренного знатока того, что именуется искусством в самом широком смысле этого слова и благосклонно пытается научить нас, как это самое искусство следует понимать и интерпретировать. Для тех, кому по самым разным причинам не удастся прочесть гомерический опус Ревзина, скажу: его содержание сводится к трем основным "открытиям" - безудержному, малограмотному славословию в адрес так называемого "современного искусства" и Абрамовича, холуйскому восторгу перед эстетикой зарубежных эпигонов модерна и фантастическим по безграмотности рассуждениям о свободе, которая по Ревзину означает ни много ни мало, безграничную возможность потреблять товары консумированного общества и копаться в песочнице, которая для Ревзина является любимой метафорой творческой свободы.
Содержание ошеломляющих научных изысков господина Ревзина, нашедших отражение в упомянутой статье, и способность автора преподносить эти "изыски" читателю, по своей простоте напоминает известную ситуацию с яйцом Колумба. Но все даже намного проще, ибо подобное явление вполне в духе тривиальной тематики желтой прессы. Нам сообщают, что небезызвестный Абрамович симпатизирует совершенно никому неизвестной Даше, указанная Даша, в свою очередь, симпатизирует современному искусству, а Абрамович в силу этого удивительного факта строит для увеселения Даши в Москве и Питере центры современного искусства, спасая тем самым мэров двух столиц от политической смерти за бездействие, а заодно и всю Россию от культурного краха и забвения! Бедные мэры, бедное искусство, бедная Россия!
Можно было бы просто посмеяться от души над простецкими цацками проходной статейки наших бездумных СМИ, тут и критиковать-то в сущности нечего, подумаешь, невидаль какая, в желтом газетном море всплывают штучки и покруче! Все именно так, если бы не собственные, невероятно "научные" открытия господина Ревзина о том, что должно означать для нас милое его сердцу современное искусство. Автор делает невероятное открытие, заявляя, что оно, искусство, оказывается, поменяло свой статус, хотя, что это в сущности значит, сам Ревзин толком не знает, а потому и не дает никаких разъяснений.
Кстати, замечу сразу, Ревзин страдает каким-то просто хлестаковским зудом делать широковещательные заявления, долженствующие, по его мнению, свидетельствовать о его непререкаемой осведомленности о материале, который он резво берется освещать. Проявляя удивительную неразборчивость, он пытается говорить от лица всего искусства в целом, представляя в действительности лишь его узкую, маргинальную часть, т.н. современный дегенеративный постмодернизм во всех его проявлениях, на который он никак не может вдоволь налюбоваться. Но настоящее реалистическое, осмысленное, освященное высокими идеалами человечества искусство, ничего общего не имеющего с помойкой "современного искусства", на благо которой усердно трудится Ревзин, действительно не имеет к его опусу никакого, ни прямого, ни косвенного отношения. Но ревзины работают по принципу: чем дальше в лес, тем больше дров.
Потрясает другое: Ревзин выступает ни много, ни мало за то, чтобы с помощью современного искусства "создать пространство освобождения от истории". Опа! Мы уже сотню раз слышали этот безграмотный лозунг ретивых поборников отказа от истории, нам промолчать еще разочек? Простите, молчать не стоит, ведь на такой "кавалерийский галиматье" господа ревзины пытаются воспитывать нашу и без того безбашенную молодежь! А это уже серьезно.
Что значит "освобождение от истории"? Нам надо отказаться от памяти о сталинских преступлениях, унесших в могилу миллионы невинных людей, отказаться от победы в войне, стоившей стране невиданных жертв, отказаться от всего героического и положительного, доставшегося нашему народу потом и кровью? Господин Ревзин, отказ от истории есть одновременно и отказ от великой русской культуры! Откажемся и от нее? А с чем, извиняюсь, останемся, с вашим "современным искусством"? Спасибо! Интересно, от чего еще предложит нам отказаться обаятельный Ревзин? Я бы посоветовал красноречивому автору побеседовать с ветеранами Отечественной войны, с матерями, потерявшими своих мужей и сыновей в Афганистане и Чечне, он бы узнал, что такое "пространство освобождения от истории"! Лично я, как русский человек, хочу оставаться русским, это моя русская, российская история, история моих дедов и отцов, я не откажусь от нее, прекрасно понимая, что в ней были и светлые и темные периоды. Веселый "освободитель" Ревзин об этом не думает, ему очень радостно жить без истории, но ведь это его личное дело! Кто не помнит прошлого, лишает себя будущего, это хорошо известно. Список желающих добровольно записаться в когорту Иванов, не помнящих родства, ведь никогда не закрывался...
Ревзин высокопарно сообщает нам, что полюбившийся ему Берлин - "это город, отменивший историю после воссоединения Германий". Полно врать, господин Ревзин! Берлин, подавляющая часть честных немцев, никогда не отменяли историю, они ее приняли к сведению, подвергли критическому, конструктивному рассмотрению и решили никогда не повторять то, что нанесло страшный, почти непоправимый урон престижу немецкой нации. В отличие от ваших легковесных, порхающих утверждений немцы очень хорошо помнят свою историю, принимают ее как составную часть своей личной, национальной ответственности перед лицом человечества, которое никогда - по крайней мере в обозримом будущем - не забудет историю фашизма и его страшных деяний. Не сводите, пожалуйста, сложнейшие вопросы к своему уровню песочницы и не считайте своих читателей быдлом или несмышленышами из детского сада!
О содержательной, концептуальной нищете рассматриваемого опуса я скажу выборочно несколько слов чуть ниже (разбирать многочисленные малограмотные навороты Ревзина в статье нет ни желания, ни сил, да и время дороже!) Забегая вперед скажу, что автор взялся за раскрытие темы, в которой он абсолютно ничего не смыслит. Ревзин совершенно не понимает, что он пишет до такой степени, что лично у меня есть подозрение, что просветление у него не наступит еще долго. Это как раз тот случай, когда о человеке говорят: слышал звон, да не знает где он. Автор опуса такой же искусствовед, ученый, профессиональный критик, как Остап Бендер - папа римский, а Абрамович (вкупе с пресловутой Дашей) - спасители нашего искусства и отечества. Если кто-то сомневается в сказанном мной, пусть читает и перечитывает головокружительную "статью" Ревзина!
Сейчас же несколько предварительных замечаний о том, как низко пал русский язык под пером тех, для кого свобода - всего лишь желанная возможность публично демонстрировать свое полное невежество и безответственность перед потенциальным читателем. Помнится, знаменитый журналист времен перестройки Е.В.Яковлев, "журналист от бога", как-то весело рассказывал однажды о реакции главного редактора газеты, куда молодой Яковлев пришел на работу, на самую первую статью Яковлева. Редактор сказал будущему блестящему, тогда еще начинающему, журналисту: "Вы пишите, как корова мочится - много и в разные стороны!". С полным правом могу сказать то же самое и о стиле Ревзина, с той только добавкой, что он еще и думает по схеме: в огороде бузина, а в Киеве дядька.
Я буквально валялся на ковре от пароксизмов смеха, читая, к примеру, такие перлы русского языка: "Никто не хочет заработать ни денег, ни политического капитала, что, скажем, немного смущает в бурной деятельности Марата Гельмана, никто не собирается раскручивать Новую Голландию или Шестигранник под то, чтобы впоследствии выгнать оттуда искусства и развести там офисы, что, скажем, тревожит на "Винзаводе" или на "Красном Октябре" (N.B. для тех, кто не знает: Гельман - это та самая одиозная личность с сальной улыбочкой, которая организует и проводит у нас и за рубежом "выставки", шельмующие и порочащие русских, россиян и Россию); читаем дальше: "Пусть Роман Абрамович просто делает приятное Дарье Жуковой, но люди, менее романтически настроенные, используют его чувство для укрепления рейтинга мэра Собянина..." (господин Ревзин! Это же истинное чудо! Какая прелесть! Представляете, как обрадуется Собянин, когда узнает, что используют "менее романтически настроенные люди" для укрепления его рейтинга!); а вот Ревзин об искусстве: "...оно делало социальный протест. Ну и разный другой -культурный, этический, сексуальный и всякий другой протест... оно делало glamour и luxury" (боже мой, какой язык, какая лексическая волнующая утонченность! Господин Ревзин, а что еще "делало" ваше искусство, откройтесь!?); и еще: "Галереи, коллекции, разные приятные afterparty. Некоторые состоятельные граждане из числа бывших неформалов удачно совмещали одно с другим, и тогда получался гламурный протест" (это уже явно про бузину в огороде!); смотрим далее: "Невозможно себе представить,чтобы такие места, как Новая Голландия или ЦПКиО, стали площадками для социального протеста, потому что там ведь действительно масса народу" (эта младенческая, светлая "ученость" Ревзина вообще ниже всякой критики!); "Но и glamour с luxury на сотню тысяч человек не растянешь, ведь что ж тут такого роскошного, когда их так много? Искусство в массах занимается совсем другими вещами, в нашей стране оно занимается пропагандой любви к государству. Но и этого в данном случае нет и в помине" (Шекспир вы наш! Вы соображаете, что вы лепите?! Опомнитесь! Такая умопомрачительная белиберда ниже уровня третьего класса начальной школы!); поехали дальше: "Образцом для организации всякого рода новых мест в последний год стала "Стрелка" в Москве... но это для нас не имеет существенной разницы" (какая лексическая прелесть!); читаем дальше: "Во всех европейских столицах есть места с соответствующей атмосферой..." (и еще какие, да с какой атмосферой!); привожу слова Ревзина об искусстве с "мутноватой прозрачностью визуального поля" (это еще один его перл): "В нем должен быть известный инфантилизм, как намек на разные возможности" (чего-чего, а инфантилизма там без всяких намеков выше крыши, это сплошное варево с "с мутноватой прозрачностью визуального поля", умора!); цитата: "Для нас вопрос о том, прав ли был товарищ Сталин в 1939 году, - это очень свежий вопрос, мы его обсуждаем в телевизионных новостях" ("свежих" вопросов в новостях у нас и без Сталина полно и пахнут они покруче!); а вот совершенный шедевр российской журналистики, смысловой и языковой безголовости: "Роме нравится Даша - ничего более определенного сказать нельзя, да и не нужно, это их личное дело но вокруг этого можно неплохо провести время" (Браво!!! Такое даже с тяжелого похмелья не закрутишь! Тут не просто избыточный, злокачественный инфантилизм автора, тут все признаки чего-то более серьезного!); Ревзин о чувстве свободы: " ...экономист скажет вам, что оно - порождение левой концепции европейского социального государства, где государство ответственно за благоденствие граждан, и они приобрели иждивенческую позицию" (ну как можно читать такой изумительный "русский" язык!?); а вот и серьезное научное открытие Ревзина:" Количество свободы в Берлине коррелирует с количеством людей, живущих там на социальное пособие..." (уважаемый автор, как много все же свободы в счастливом Берлине!); еще одна языковая, трескучая тарабарщина: "Идея воздержаться от отождествления с какой- либо идентичностью, ценя свою свободу отождествиться с какой-нибудь другой, очень понятна с позиции потребителя. Но совершенно непродуктивна, если ты хочешь какую-нибудь идентичность произвести" (боже правый, это называется, господин Ревзин, - пора сливать воду! Разберитесь наконец, какую "идентичность вы хотите произвести" с помощью таких шедевральных перлов! Неужели в "Коммерсанте" за такую, извиняюсь, нерусскую тарабарщину выплачивают гонорары?!); наконец привожу последнее: "И это невероятно приятно - зависнуть в неопределенности и на имена Сталина и Путина толерантно поинтересоваться: "А кто эти люди?" - и пойти дальше играть в песочницу. Но непонятно, как при этом произвести что-нибудь осмысленное" (подобное глубокомыслие, да еще и выраженное каким-то судорожным, куриным языком, трудно найти даже в записках обитателей желтых домиков! На чьих именах вы хотели бы еще "зависнуть" в приятной неопределенности, поведайте, ради бога?! Я сдаюсь, господин Ревзин!).
Признаюсь, прочитал эту умопомрачительную, удивительно безграмотную, катастрофическую по форме и содержанию стряпню и подумал: если не сойду с ума, то обязательно хватит удар! Залихватские "шуточки" Ревзина простираются так далеко, что даже и не знаешь, с чего начать. Ну вот Ревзин ставит на одну доску Сталина и Путина, не понимая, что перед ним совершенно не сопоставимые по времени и масштабу деятели. Сталин был грузинским шовинистом, люто ненавидевшим русский народ, Путин, как он сам однажды публично признался - русский националист, человек, любящий свою нацию. Сталин по шею, по макушку в крови миллионов невинных россиян, Путин делает все возможное, чтобы не допустить развала страны и гражданской войны, политик, решившийся посадить для острастки за решетку одного единственного жулика и преступника - Ходорковского (надо бы еще с сотню, да власть слаба!). И вот это жалкое политическое фиглярство (притянутое за уши сопоставление Сталина и Путина), рассчитанное на затюканного дурачка, весь этот дешевый, выморочный желтый выпендреж, пишет манерничающий, малограмотный журналист, долго проработавший " в отделе культуры газеты "Коммерсант"! Какое приобретение для газеты, какая роскошь для российской культуры! Браво!
Поражает другое: Ревзин жеманно заявляет о своей "толерантности" по отношению к товарищу Сталину. Ну, как говорится, каждому свое. Послушал бы "толерантный" Ревзин, что скажут ему на это зеки, просидевшие ни за что ни про что за сталинской колючей проволокой ГУЛАГа по тридцать и более лет, как отнесутся к такой "толерантности" те, у кого Сталин расстрелял половину, а то и всю семью. Слава богу, если по семейной линии ревзиных никто не пострадал, но даже и в противном случае развязно разглагольствующему журналисту вряд ли кто-то взялся бы гарантировать личную неприкосновенность за "толерантное" гримасничание, оправдывающее кровавого тирана! Россия сталинских жертв с обожженным сердцем вправе спросить заливающихся соловьем ревзиных: а "кто эти люди", оправдывающие кровавого зверя? Удивительно, что Ревзин этого до сих пор не знает! Впрочем, попытки создать "пространство освобождения от истории" приводят ревзиных к вещам куда более серьезным. Лично у меня масса острых вопросов к Путину и Медведеву, я ненавижу Ленина, Сталина, Троцкого, с трудом переношу нынешний политический режим, но при этом я стараюсь поддерживать все конструктивное и целесообразное, что еще дает возможность России дышать и двигаться. Перспектива ковыряться в песочнице с сюсюкающими и ерничающими ревзиными меня не прельщает, я прожил довольно долгую жизнь и видел, к чему это приводит.
А синтаксис и грамматика Ревзина действительно уникальны! Боже мой, какой, чей это язык? Что это такое? Какую идентичность, грамматически спотыкаясь на каждом шагу, вы "производите", господин Ревзин? До меня долетают голоса: а что вы хотите, так теперь говорит и мыслит осовремененная молодежь! Но, во-первых, это не мысли, а сокрушительное недомыслие, а, во-вторых, нам, что, аплодировать этому уродливому, нищему, постыдному волапюку? Уф! Вот уж действительно, что -нибудь осмысленное, Ревзину произвести явно не дано, потому что его уровень - уровень детской песочницы. Какая жуткая, тарабарская лексика человека, желающего во что бы то ни стало быть умнее, чем он есть на самом деле! Скажите на милость, кто рискнет всю эту наукообразную, несусветную словесную галиматью, околонаучную (точнее, псевдонаучную) чушь собачью, весь этот претенциозный, безграмотный бред сивой кобылы, лексически выраженный явно под влиянием примитивного узбекского (или суахили!), назвать русским языком?! Как же может столичный журналист позволять себе так примитивно, оскорбительно безграмотно думать и писать?! Боже мой, такой каши, сваренной самоуверенной посредственностью из воинствующей глупости, что-то, где-то, когда-то случайно слышавшей, но ничего толком не понявшей и до конца не усвоившей, я, признаюсь, давненько не читывал на своем долгом веку! Господин Ревзин, где, в каких палестинах вы учили родной язык, и как вообще главный редактор уважаемого таблоида пропустил этот бушменский поток сознания и не умер от острого инфаркта? Признаюсь, благодаря вам, "Коммерсант" упал в моих глазах до уровня, много ниже нуля! Если позволите, я дам вам дружеский совет: пишите только о том, что вы точно, досконально знаете и ясно понимаете, иначе из детской песочницы вы никогда не вылезете! Прошу прощения у возможных читателей за многочисленные нудные выдержки из головокружительной статьи господина Ревзина, но без них вряд ли удалось бы понять и оценить профессиональный уровень журналиста из популярного таблоида. Что поделать, из песни слова не выкинуть, впрочем, из опуса Ревзина впору выкинуть все слова, может тогда услышим какую-нибудь осмысленную мелодию...
Но, бог с ней, графоманской лексикой господина Ревзина, сейчас все новоиспеченные молодые гении "фабрики звезд" говорят и пишут еще много хуже, и хоть бы хны! Дурацкий молодежный волапюк настолько усложнен западными арготизмами и компьютерным мусорным полу-языком, что кажется, рядом с тобой бормочет не русский человек, а плохо дрессированная зарубежная обезьяна, которой трудно обойтись без дополнительного языка жестов, а нам ее все равно никогда не понять. Конечно, обидно за великий и могучий, но главные претензии к Ревзину не по этой части - протест и вопросы взывает содержательная часть апологетической статьи, написанной на потребу толстосумам и любезному сердцу Ревзина миру гламура и современного "искусства".
Мне скажут, да что тут особенного - человек совершенно без ума от современного искусства, ничего другого не видит, не слышит и не чувствует, бог с ним, каждому свое! Но сегодня российское общественное сознание расколото, раздавлено, уничтожено пошлятиной и обывательской безыдейщиной и каждая, даже ничтожная попытка повлиять на него в направлении дальнейшего разложения должна встречать отпор. Не люблю словечки "однозначно, однозначный", но в данном случае отмечу, что статья Ревзина, при всей ее идеологической штампованности и затасканности по основной мысли и невероятно дурацкой форме изложения, не только одиозна, но еще и однозначно провокационна. Господин Ревзин в телячьем восторге от современного искусства: никаких тебе канонов, никакой истории, никакой школы, никаких обязательств ни перед кем (кроме срочной необходимости не забыть получить "социальное пособие"!), что и говорить - для веселых нахлебников на народной шее это весьма выгодная позиция! Абсолютная свобода, абсолютная безответственность, абсолютная гениальность, абсолютный самопиар и абсолютная самовлюбленность, абсолютный воздушный полет (хоть в рай, хоть к черту на кулички, хоть в любимую песочницу!), абсолютная, радостная возможность бесконечно играть в песочнице, короче, абсолютный кайф и комфорт творчества неизвестно ради чего, когда, по признанию самого Ревзина, "не понятно, как при этом произвести что-нибудь осмысленное". Какая благородная позиция! Чем не жизнь для тонких, избранных, ранимых, творческих сердец с "Винзавода" или "Красного октября"? Господин Ревзин, видимо давно живущий в "пространстве освобождения от истории", не знает простой вещи, а именно, что все это уже тысячу раз круто замешивалось, месилось, повторялось и пережевывалось в истории, в том числе, прежде всего, в нашей, российской, от которой Ревзин призывает отказаться.
За свою жизнь я перечитал немало "трудов" теоретиков модернизма. Чего там только ни было! Написаны тысячи книг, изведены сотни тонн хорошей бумаги, сломаны не только копья адептов маразма в борьбе с реализмом и подлинным искусством, но в ряде случаев и человеческие судьбы. В откровениях "философов" коммерческого декаданса вы найдете бесконечные разглагольствования о природе человеческого творчества, о свободе, полете в иные миры, об удивительной прозорливости и провидческой смелости "гениев" модерна, о начале новой эпохи в понимании природы хомо-сапиенса и космоса, наконец, о божественных истинах на уровне унитаза. Для вящей убедительности вам процитируют Платона, святых отцов, мучеников модерна, не понятых толпой и официальной критикой, просто сумасшедших, предлагающих созерцать не только свой пуп, но кое-что и покруче, и все это на таком теоретическом уровне, что малограмотные писания Ревзина им и в подметки не годятся. И что же? Да ничего, все это высмеяно в пух и прах давным давно, но зуд "первооткрывателей" не дает ревзиным покоя.
Мне довелось довольно продолжительное время жить в Соединенных Штатах. Помню с какими нетерпеливыми ожиданиями я приходил первое время в художественные галереи на Мэдисон авеню в Нью-Йорке и как был разочарован и удручен в конце концов унылой, приземленной прозой, царившей там (американцы раздули славу этой улицы "искусства" также, как и славу мещанских, любительских театров на Бродвее, ходить в которые после московских и западноевропейских означало лишь бессмысленную трату денег и времени). Музей современного искусства в Ню-Йорке на пятьдесят третьей стрит поражал пустотой (буквально шаром покати!), и если бы не выставленная тогда "Герника" Пикассо, глазу не к чему было бы приткнуться! Весь шикарный, вызывающий урбанистический антураж "Большого яблока" проседал перед этой, какой-то странной, стыдливой, сознающей свое ничтожество, убогостью. Да и лучшие музеи живописи Вашингтона и Бостона производили впечатление архаических коллекций случайно собранных артефактов, американцам и здесь не хватало такта и вкуса. Шизофреническое, пышное, бредовое самовосхваление "теоретиков" модернизма катастрофически не совпадало с жалкой реальностью, с практикой пост-модернизма, придерживающегося лозунга: ляпай, что на ум взбредет, главное, чтобы мазня продавалась, а "философы", оправдывающие и героизирующие сметливых шарлатанов, моментально найдутся. Надо, среди прочего, отметить, что буржуазная, "денежная" элита всегда умела хорошо оплачивать холуйскую преданность "ученых" (и просто откровенных глупцов!), насаждавших эстетику безобразия в массах. А желающие заработать на пропаганде тоскливой глупости, как показывает жизнь, всегда были под рукой, тем более, что все поразительно просто! Основной инструмент творчества современных"художников", не умеющих держать в руках кисть, карандаш, резец или в крайнем случае шлепать по клавиатуре компьютера - указательный палец. Сидит такой гений, ковыряет этим самым пальцем в носу (или, прости Господи, еще где нибудь!) и вдруг прозревает: осенило, эврика! К помойному ведру приделывается велосипедный насос, два бильярдных шара, пучок овечьей шерсти, лавровый (за неимением фигового) лист, зеленое яблоко и готов "шедевр под названием: "Эрекция Адама перед изгнанием из рая". Ревзины и гельманы всех мастей пищать от восторга в песочнице, Абрамович делает Дарье Жуковой приятное, а мировое искусство обогащается гениальным содержимым помойного ведра и скабрезного бессмыслия. Ну чем не искусство?!
Стать гением, прославиться на Западе и на "Стрелке" у нас - очень просто. Вспоминаю, как несколько лет тому назад наш соотечественник, гений современного "искусства" разделся до гола, нацепил на шею ошейник, посадил себя на цепь (если память не изменяет, кажется в Мюнхене) перед входом в какую-то галерею и стал лаять и кусать посетителей за ноги. А чтобы все поняли, что перед ними не человек, а медитирующая на темы искусства собака, навалил, извиняюсь, приличную кучу прямо на ступени галереи. Западная публика и пресса несколько недель были в полном восторге: состоялось, "искусство поменяло свой статус"! Господин Ревзин, не подскажите, в каких запасниках хранится этот собачий шедевр, или вы уже приобщили его к своей коллекции славных артефактов "современного искусства"?
О том, что современный супер модерн - это абсолютно лишенное какой-либо конструктивной идеи и содержания факирство нарциссических кривляк, написано предостаточно, но ревзиным-гельманам-абрамовичам-дашам все как с гуся вода. Куда уйти от очевидной и бесспорной констатации о том, что в случае с современным "искусством" мы имеем дело с дешевым, дурно пахнущим эпатажем? Говорить, что оно насквозь пронизано аполитичностью, космополитизмом, лишено внутренних критериев самоценности и подлинности значит забывать, что оно изначально представляет собой плод шизофрении, претендующей на философскую глубину, сформулированную и оформленную языком вроде того, каким написан опус Ревзина. Можно только бесконечно потешаться к примеру, над тем, что жюри "престижной" выставки имени Кандинского в Москве не смогло отобрать в экспозицию несколько "шедевров", так как оказалось не в состоянии определить, что это - подлинники или подделки! Браво, как все невероятно тонко! Какая удивительная искусствоведческая глубина и проницательность! И об этом унизительном для нормального здравого смысла курьезе нам на полном серьезе сообщает наше желтое телевидение как об очередном достижении современной художественной жизни и открытий в области эстетики! Виват, Россия, виват! Вся мышиная возня современного искусства вокруг артефактов с помойки никак не связана с реальной жизнью и проблемами народа, никак не затрагивает мира жестокости, подлости и самоубийственного идиотизма, в котором тонет наше больное общество. Да здравствует помоечный космополитизм! Современное искусство - в массы! Да, да, не шутите! Ведь даже знаменитая на весь мир московская Третьяковка, то ли с какого-то перепугу, то ли в погоне за зомбированным зрителем и его кошельком организовала у себя экспозицию этого самого современного "искусства"! Был бы жив великий Третьяков, он бы вымел из галереи помоечное дерьмо грязной метлой вместе с теми, кто на это сподобился...
Говорить что-то об эстетических канонах и, тем более, о теоретических, философских основах дегенеративного модерна смешно, нелепо, глупо ("статья" Ревзина - тому яркое доказательство). Об абсолютном отсутствии какого-то идейного фундамента модернизма достаточно сказано серьезной критикой без меня. Основной импульс современных кривляющихся "художников" по своему идейному содержанию исчерпывается одним единственным горячим желанием: заработать деньгу и приобрести как можно более громкую скандальную известность песочницы (Сальвадор Дали прямо заявлял, что кроме долларов его вообще ничто не интересует). Так же нелепо искать в модерне признаки этики, эстетики, какой-то особой морали или крупицы гуманизма. Это "искусство" насквозь антигуманно, выключено из социального контекста современности и подчеркнуто демонстрирует свою рыночную внеисторичность. Что ни возьми - то ли разглагольствования его трубадуров, вроде Ревзина, о смысле модерна, то ли конкретные артефакты рыночного "творчества, - во всем избыточная энтропия неприкрытой глупости, наглой претенциозности, решительный натиск рыночного шарлатанства. Весь этот бред пронизан воинствующим космополитизмом, в самом деле, попробуйте найти отличительные национальные признаки в "работах" русских, литовских, латиноамериканских или китайских модернистов, их там нет, потому что "шедевры", притащенные с ближайшей помойки, везде выглядят одинаково: и там, и здесь - отходы производства и жизнедеятельности человека. Да и запах везде один и тот же, а вовсе не "берлинский"...
Но давайте взглянем на то, что такое безбрежная, безбашенная свобода в искусстве, от которой ревзины буквально млеют от восторга, впадая в сладкую летаргию? Ничего не поделаешь, приходится излагать прописные истины! Сегодня любой предприимчивый деляга, прикрепивший к разбитому унитазу две автомобильные фары, старый утюг, женские трусы и обложку от библии, выставляет всю эту галиматью в музее современного "искусства" под названием "Дева Мария на Голгофе. Пьета". И сам автор и его почитатели торжественно и скромно заявляют нам, что он - художник, а не шарлатан, берущий простаков на испуг. И ревзины умирают в песочнице от неземного наслаждения, содрогаясь от вегетативной судороги: шедевр, невероятный взлет свободной фантазии, метафизическое проникновение за горизонт бытия, тончайшее раскрытие свободы в художественном выражении, конец света и старого искусства! Да здравствует современное искусство для Даши (и дармовое социальное пособие - для его творцов!). Но, шутки в сторону, в действительности маразм проявления такой "художественной" свободы бывает в сотню раз и хуже и "круче". Адепты современного искусства только в живописи наваляли столько "шедевров", что ими можно обернуть земной шар по экватору сто пятьдесят раз и еще столько же останется. Кто знает их имена? Что они дали искусству? Человеческому познанию, человеческой мысли? Этике, эстетике, философии, чувству? На каких чердаках валяется это кривоглазие, претенциозная, затрапезная мура расторопных дилетантов? Висит на стенах коттеджей американских миллиардеров? Так американцы ведь всегда были в первых рядах тех, кто ни уха ни рыла не смыслил в настоящем искусстве! В этой области человеческой деятельности, где востребованы вкус, интеллект и такт, они всегда были вторичны по отношению к Европе, да и остальному миру, и первыми в пресловутом модерне (кстати, тоже эпигонски позаимствованным), где не требуются ни вкус, ни ум, ни такт. Одна интересная деталь: военную агрессию на чужих территориях американцы всегда начинали с идеологической интервенции при помощи пропаганды абсолютной свободы и штамповок с голливудской помойки. Американская идеологическая агрессия в форме современного "искусства" всегда предшествовала военной. Сегодня ревзины всех мастей и калибров протаскивают залежалый американский идеологический сепсис на российские просторы. В России, где царит правовой и всякий другой беспредел, им все еще мало свободы. И при этом они мило предлагают нам "пойти дальше играть в песочницу". Молодцы, настоящие мыслители и патриоты!
Господин Ревзин! Русская интеллигенция однажды уже доигралась в свободу без мысли и границ, в результате чего мы потеряли Россию и преемственность тысячелетней русской культуры почти во всех ее проявлениях. Мы с трудом выбираемся из ямы, а вы, извиняюсь за резкость, сюсюкаете о песочнице? Не кажется ли вам, что если последовать вашему рецепту, то однажды выяснится, что движение на Тверской будет регулировать американская полиция, а на Невском американские GI и натовцы будут объедаться гамбургерами и щупать русских девочек? Чего уж тут стесняться и мелочиться, полная свобода, так полная свобода! Вы подумали, кому вы помогаете вашими томными восторгами? Впрочем, так и быть, я сделаю вам скидку, но вот никак не могу понять, почему на удочку с протухшей приманкой попадаются люди вроде бы опытные и знающие. Признаюсь, было как-то неудобно видеть, как директор Пушкинского музея современного западного искусства с блеском в глазах и придыханием говорила по случаю открытия выставки Сальвадора Дали в Москве о том, что все его картины -загадки, требующие расшифровки (этим же вопросом мучились и друзья Дали по сюрреалистическому цеху, подозревая мэтра в том, что он страдает от копрофагии!). Невольно рождался вопрос: что это за штукарство, искусство ли это вообще, если оно требует расшифровки? А как же коммуникация со зрителем, как же попытки донести до него что-то вразумительное, поднимающее его на новую ступень? Сальвадор Дали, впрочем, в этом смысле еще хоть как-то деловит, интересен, профессионален, в чем-то своеобразен, но то, что валяют с плеча ремесленники современного "искусства" на уровне ширпотреба, часто не поддается нормальному разбору даже психиатрами. Не побоюсь резкой оценки: писания Ревзина - обычная идеологическая мазня, диверсия против сознания тех, кто хотел бы видеть настоящее, реалистическое, доступное уму и чувству искусство, а не тривиальную чушь с претенциозными наклейками. Говоря словами Ревзина, "пусть Роман Абрамович просто делает приятное Дарье Жуковой", а мы прекрасно обойдемся без формалистических выкрутасов выпендрежников, строящих из себя художников.
Приходится констатировать печальный факт: российская интеллигенция в очередной раз теряет под ногами почву перед лицом вызовов переходного периода (иногда кажется, что вся наша история только и состоит из этих самых "переходных" периодов: революции, войны, чистки, раскрестьянивание, борьба за мир, смена социально- политического режима, новая волна разброда и шатания, потеря культурно-философской ориентации и т.д.). Зрелая, творческая часть российской интеллигенции потеряла способность производить смыслы, способные разъяснять, организовывать и вести за собой массы. Ее доконали старость и бандитский капитализм. Ни доживающая свой век советская творческая элита, ни новые глашатаи и поклонники "берлинского духа" ничего не могут предложить ожесточившемуся народу по части здравых идей, способных объединять и вести вперед нацию. Одна часть художников умирает в бездарных телесериалах, пытаясь заработать на хлеб насущный, другая ее часть разбрелась по углам нашего бескрайнего отечества и молча наблюдает за остервенелым кан-каном деляг постмодернизма, мастеров самозабвенной возни в песочнице. Мощный импульс саморазвития мысли и чувства, полученный российским искусством в эпоху Толстого и Достоевского, иссяк. Двадцатый век подарил нам личности масштаба Солженицына и Лихачева, но кто прислушивается сейчас к их голосу? На телеэкранах самозабвенно суетятся пошляки киркоровы, пугачевы, алибасовы, нахрапистые певцы "гоп-стопа" и матерщины и несметная свора бездарных шептунов, заколачивающих на "фанере" сотни тысяч баксов. Российская художественная культура клоунски кривляется, карикатурно дергается, гримасничает, уродливо пританцовывает, корчится в пошлом самораздевании, упиваясь своим рабским ничтожеством. Упала до нуля критическая мысль и практиков и теоретиков искусства, зато вовсю витийствуют малограмотные ревзины, открывающие изумленному мещанству давно затрепанные, изжеванные и переваренные истины. Мы до хрипоты спорим о том, как бы найти столь желанную "национальную идею", а зараза "современного искусства", представляющего собой жалкие, эпигонские перепевы чужих, коротких мыслишек, продолжает разлагать наше сознание. Есть ли в современней России сила, способная предложить россиянам что-то продуктивное, осмысленное, по-настоящему творчески окрыленное? Вряд ли. Министерство культуры, которое по идее могло бы стать таким центром возрождения вкуса, эстетической и философской глубины в творчестве, не существует. То есть, оно есть, физически и штатно оно присутствует кажется где-то в районе Арбата, но в реальной жизни его влияние на культурные процессы в стране равно нулю. Зачем тогда оно? За последние двадцать лет у нас сменилось, если не ошибаюсь, четыре министра культуры. Это были бесцветные, тихие, серые мышки, ни разу не выступившие публично с оценкой положения дел в своей епархии, ни разу мы не услышали от них, куда катится великая русская культура (господин Швыдкой сегодня спаивает актеров перед телеэкраном и убеждает нас в телепередачах "Культурной революции" - вспомним идеи культурной революции "франкфуртской школы", разложившей менталитет Америки!, - что в современном мире нет ничего такого, о чем можно было бы сказать что-то определенное). Ну естественно, ну конечно, а как же иначе?! Нынешний министр культуры из дипломатов, известных своим ползучим оппортунизмом и бесцветным конформизмом, изредка мелькает на каких-то правительственных тусовках молчаливой тенью оскопленного Фауста, боящегося раскрыть рот и сказать горькую правду. Бездействует творческие союзы, Академия художеств, во главе которой стоит грузин, не могущий грамотно связать по-русски двух слов. Надежда на то, что на самом верху поймут, что духовный мир России стоит на краю пропасти, тоже равна нулю: президент Медведев в восторге от какой-то забугорной, совершенно затрапезной, ничтожной, никому не известной музыкальной группки, премьер Путин публично признается, что воспитал свой утонченный музыкальный вкус на бесполых, заунывных "битлах". Россию по шею (до самого верха!) захлестнула попсовая, третьесортная субкультура, попса течет, разливается по нашим жилам и мозговым извилинам, и, кажется, от этой чесотки нет лекарства...
Понимает ли Ревзин все то, о чем он с таким апломбом и размахом пишет? Вряд ли. Вот его пассаж: "Современное искусство оказалось сюжетом (!?), который способен организовать вокруг себя сотни тысяч людей и влиять на большие (!?) процессы... Попросту говоря, современное искусство пошло в массы. Хорошо бы понять, что оно там делает (!?)". Какие перлы изящной, глубокой, ответственной мысли! Какой образец грамотной искусствоведческой аналитики, мама родная! Просто мурашки ползут по спине, когда думаешь, что вот такое действительно пошло в массы! Но, давайте разберемся.
Первое: современное "искусство" не пошло в массы, его нагло навязали и продолжают нагло навязывать массам толпы жадных, скудоумных трюкачей, падких на легкие деньги и скандальную славу. Это они заполонили частные (а теперь и государственные) галереи Запада (России, увы, тоже!) унылой, омерзительной пошлятиной, дегенеративными "шедеврами", собранными со всех помоек света; это им на потребу пишут свои апологетические опусы ревзины, задыхающиеся от восторга перед кучами дерьма под глубокомысленным названием "Вселенная" или грязным тряпьем, прибитым к стене с этикеткой "Восход солнца.Впечатление". И таким "сюжетам" несть числа!
Второе: по Ревзину, современное "искусство" способно организовать вокруг себя сотни тысяч людей. Можно подумать, они просто рыдают от счастья и восторга, видя какие удивительные открытия им предлагают "философы" помойки и песочницы! Не знаю, какими источниками пользовался Ревзин (и пользовался ли?!), когда он говорит о сотнях тысяч людей. Он бы лучше проехал по современным галереям, где царят пыльная пустота и зубодробительная скука. Ревзин не знает, что известнейшие галереи нашей планеты знамениты шедеврами великого реалистического искусства, а не отбросами с ближайшей свалки, на которые так падки адепты "берлинского духа". Относиться серьезно к пассажу Ревзина о том, что такие "сюжеты" способны влиять на большие процессы (а на малые, господин Ревзин?!), можно только, дочитав его глубокую мысль о том, что хорошо бы понять, что такое искусство делает в массах. Господин Ревзин, вы меня умиляете! Какой вы все-таки дока! Душка! Вы не знаете, что оно " там делает"? Да об этом повсеместно чирикают даже воробьи на крышах, оно, это ваше "искусство", занимается активным разложением этих самых масс! Об этом писал более полувека назад Хосе Ортега-и-Гассет, но вам, конечно, он не указ? А ведь и без того уже всем, кроме ревзиных, абсолютно ясно, что культ примитива и безобразия ведет к деградации общественного сознания России, вот лишь некоторые факты: из десяти абитуриентов, поступающих во ВГИК, только двое знают, кто автор "Анны Карениной", постсоветская молодежь не знает элементарных фактов российской (не говоря уже о всемирной) истории, московские школьники уверены, что столицу основал Петр первый, а Ленин - мэр Владивостока. За искусство они (вместе с ревзиными) принимают оглушительную, тривиальную попсу из песочницы. И последнее: если вы, господин Ревзин, не знаете, чем занимается ваше "искусство", как вы можете подсовывать это варево и без того дезориентированному российскому массовому сознанию? Интересно, как бы вы реагировали, если бы экстравагантный доктор сказал вам: пейте это лекарство, оно мне совершенно неизвестно, я не знаю, что с вами после этого будет, но упаковка вроде свидетельствует о том, что оно способно "влиять на большие процессы"...
Правая рука Ревзина не ведает, что творит левая (и наоборот). Но нашего героя песочницы это совершенно не смущает, потому что его вообще ничто не смущает. Вот, например, что он пишет о дорогом ему современном искусстве: "... в нашей стране оно занимается пропагандой любви к государству. Но и этого в данном случае нет и в помине". Читаешь это, и оторопь берет: понимает ли пишущий, что он говорит? Во втором, последующем предложении опровергается то, что утверждается в первом, предыдущем. Какая прелесть! Это как понимать? В огороде бузина, а в Киеве дядька? Так занимается искусство пропагандой любви к государству, или этого в данном случае нет и в помине?! Ревзин, судя по всему, никогда не держал в руках учебник формальной логики, иначе он вспомнил бы раздел, в котором говорится о правиле исключенного третьего. Куда там! В песочнице не до логики! Не боясь резкости, я такой, с позволения сказать, журнализм, называю образцом тупоумия и идиотизма.
Но Ревзину всего этого мало. Он, не задумываясь, спокойно искажает факты. Скажите, уважаемый, где вы видели в современной России образцы искусства, занимающегося пропагандой любви к государству? По всем каналам телевидения России двадцать четыре часа в сутки беспрерывно идут тупые американские блок-бастеры с кровью, грязью, стрельбой и идиотской погоней "хороших"за "плохими". От них не отстают и наши эпигоны, завалившие телеэкран примитивными, третьесортными триллерами о полицейских и тюремных выродках. Во всех кинотеатрах страны - та же помойка. Это - пропаганда любви к государству?!
Абсолютно хамский, низменный юмор "новых русских бабок" в Юрмале, примитивнейший, постыдный балаган "Дома-2", "Comedy club", "Аншлага", "Кривого зеркала" и передач "Наша Раша", нескончаемая демонстрация низменных сцен с лесбиянками и гомосексуалистами -это пропаганда любви к государству?
Мышиная возня на телевидении вокруг московского бьеннале современного искусства во главе с Бакштайном, где опять будут демонстрироваться шедевры с мировых свалок, показанная недавно омерзительная выставка дегенеративного ширпотреба, оскорбляющего религиозные чувств православных россиян - это пропаганда любви к государству?
"Фабрика звезд", занудная попсятина фиглярничающих киркоровых-пугачевых и иже с ними, пошлое мелкотемье передач "Апокрифа" и "Культурной революции", беззубость мещанской, мелкотравчатой, затрапезной "Школы злословия" и бесконечных ток-шоу на темы коррупции, аморальности, насилия и инцеста - это пропаганда любви к государству?
Звериное невежество в литературе и поэзии, рассчитанных на плоского обывателя на книжных развалах и полках книжных магазинов, ненормативная лексика немытых, нечесаных и небритых "бардов", не умеющих петь, но умеющих скотски материться (мат стремится проникнуть теперь даже на сцену Большого театра!), голые, хихикающие герлз, как собаки грызущиеся за право показать свои телеса по телевидению, публичная демонстрация актов соития и образцов детской порнографии - это пропаганда любви к государству? А что же тогда тотальная порнография и падение нравов? Господин Ревзин, в каком государстве вы живете?! Где ваши глаза и уши? С вами все в порядке? Или этот бедлам для вас "не имеет существенной разницы"? На кого рассчитаны ваши пошлые, неумные, самодовольные сентенции, на слепцов в песочнице? Знаете, это уже даже не "берлинский дух", это уже что-то из области тяжелой, злокачественной патологии...
Торжественный пафос, с которым Ревзин пытается приукрасить нищенское содержание своей претенциозной статейки, должно быть вызывает у его последователей прилив настоящего восторга. Действительно, это нечто, древнегреческим весталкам до Ревзина далеко! Послушайте, что он пишет: "То пространство, которое теперь занимает современное искусство, - пространство на сотни тысяч людей, ЦПКиО, Новая Голландия, "Стрелка" - и должно стать пространством освобождения от истории, санаторием, где думающая часть общества освобождается от комплекса прошлого и учится ценить свою свободу оставаться никем" (пардон за длинную, корявую, нудную цитату!). Итак, теперь мы, благодаря усилиям господина Ревзина, точно знаем, где находится центр освобождения от истории (ЦПКиО, Новая Голландия и "Стрелка"!!!); там, правда, явно тесновато "на сотни тысяч людей" (!), но ведь для Ревзина любая благоглупость - божий дар для публичного изречения! Господин Ревзин, кто вам сказал, что "думающая часть общества" будет именно там освобождаться по вашему рецепту "от комплекса прошлого"? Не нашли более подходящего места? А как же песочница? Или там уже тоже сидят "сотни тысяч людей", жаждущих освобождения от здравого смысла? И кто вам сказал, что часть думающего (именно думающего!) общества захочет в компании с вами быть"никем"?! Кстати, согласятся ли на это Даша и Абрамович - "оставаться никем"?! Поинтересуйтесь у них, ради бога, ведь прочитав вашу сентенцию, они явно сильно встревожатся! Уважаемый "искусствовед", не путайте, пожалуйста, божий дар с яичницей и сапогами всмятку! Кто вам сказал, что думающая часть общества - не посмеется над вашей пышной глупостью? Знаете, уверен, она вам прямо скажет, кто действительно срочно нуждается в санатории! То, что вы расписываете так эпически восторженно и размашисто, в народе обычно называют просто: "семь верст до небес и все лесом". A propos: вам случайно никто не говорил, что сегодня в "пространстве освобождения от истории" на этом вашем удивительном, почти эксклюзивном материале вполне можно защитить оглушительно интересную диссертацию?! Не упускайте свой шанс! И кстати, Господин Ревзин, уж к слову, как вы относитесь к шедеврам современного искусства, например к полотнам, написанным человеческими экскрементами? Вы бы их повесили у себя дома, скажем, на кухне или в столовой, где вы завтракаете, обедаете и ужинаете? Или может быть они там уже давно висят и вы настолько притерпелись к их утонченному запаху, что теперь вам не хватает только "берлинского духа"? Уважаемый, и это вы предлагаете "думающей части общества" рассматривать и нюхать вместе с вами? Какой драматичный поворот темы! Господин Ревзин, да вы просто Белинский нашего времени!
О чем речь? К примеру, Ревзин берется говорить о свободе. Бесспорно, предмет важный и достойный внимания. Но что такое свобода по Ревзину? Вот его определение: "Самый кайф новой свободы в том, что она похожа на счет в банке, когда ты уже много купил, но главное удовольствие в осознании того, что все еще есть что тратить".
Разберемся. Понятие свободы здесь сведено только к прозаической материальной стороне, остальные грани свободы примитивисту Ревзину явно не известны и не очень-то интересны. Перед нами - узколобое сознание обычного барахольщика, смысл жизни которого в том, чтобы приобретать и потреблять. Обсуждать с ним на общепринятом в подобных случаях философском уровне понятие свободы, все равно, что пытаться вести диалог с торшером или проезжающим мимо трамваем. И вот что характерно: с таким определением свободы с благосклонной, горячей улыбкой согласится Абрамович: у него есть счет в банке (и не один), он уже много купил (замки, яхты, футбольные клубы, прочие миллионные мелочи, теперь вот еще и два центра "искусства" для Даши!), но главное удовольствие его состоит в том, "что все еще есть что тратить". Блестяще! Скудоумное убожество, с которым ревзины берутся оправдывать и ублажать своих хозяев-выскочек, олигархов, теперь уже вряд ли кого-то может удивить. Вызывает только возмущение простецкий, открытый цинизм, с которым ревзины сервильно лижут спины своим благодетелям, и презрение к ним за неумение писак облечь свои жалкие мыслишки хоть в кое-то подобие стыдливого приличия. Кто ж сомневается, что абрамовичам и иже с ними "все еще есть что тратить"? Разве они мало нагребли? Недостаточно нахапали? Вот только как определение ("новой"?!) свободы милого идеолога хапуг Ревзина встретят девяносто процентов обездоленных россиян, у которых не было, нет и никогда не будет счета в банке, а только холодящая пустота и прорехи в карманах? Веселому, газетному интеллектуалу Ревзину на это наплевать. Хочется спросить его: в какой стране вы живете, где ваши глаза и уши? Или вы уже тоже тонете в "glamour и luxury" и вне себя от "новой" свободы? Если так, тогда подумайте хотя бы, за чей счет вам привалила неземная нирвана. Впрочем, сомнения - явно не для поклонника "товара, который ты покупаешь, расходуя на него время своей жизни"...
Высмеивать Ревзина за глупое самомнение, с которым он берется судить о вещах, ему недоступных, вряд ли продуктивно. Он путается в трех соснах и не замечает этого. Говори - не говори, смейся - не смейся, ничего не изменится. Но, как журналисту я бы посоветовал ему взять да и заглянуть хотя бы в "Краткий философский словарь" или "Толковый словарь Даля". Глядишь, знакомство с категорией свободы немного расширило бы его кругозор и поубавило расхлябанность, с которой он рассуждает о вещах действительно серьезных. Но я реалист. Там, где нет ума, нет обычно ничего. Спрашивать ревзиных о такте - неприлично, они не знают, что это такое. Вот так, между прочим, и разжигается неумными шелкоперами через прессу классовая ненависть и вражда. И это при том, что социальный климат в России иначе, как раскаленным, не назовешь. Господин Ревзин, явно освободившийся уже от истории (в том числе, видимо, и от новейшей), не понимает, к чему это приводит; бурлящий третий мир и горящие столицы западных стран не навевают нашему благостному счастливцу никаких тревожных, горестных мыслей. А между прочим, жареный петух может клюнуть при таком подходе к делу совсем неожиданно в то самое место! И "современное искусство" тут не поможет, скорее даже наоборот...
Отказ от истории приводит Ревзина к потрясающим и одновременно вызывающим чувство неловкости курьезам. Так из Берлина он сделал Мекку современного искусства. Там, оказывается, царят "тусовка, креативность, толерантность, подчеркнутая простота с некоторым упором на экологическое сознание"! Умора! Я в восторге от ваших языковых и фактологических открытий, господин Ревзин! Чудо! Но, читаем дальше: там, сверх того, оказывается, бытует "соответствующая"атмосфера, которая "перебивает все другие"! Браво! Действительно, какая экологичность, какая атмосфера, перебивающая все на свете! Вот это действительно на уровне песочницы! Но Ревзину всего этого опять мало, он пишет: "Дух этот у нас (спрошу, у кого это, "у нас"?!) принято называть "берлинским", и "Стрелку" теперь называют самым берлинским местом Москвы". Я довольно долго жил в Берлине, встречался с деятелями немецкой культуры, и в то время все новое, оригинальное и смелое в искусстве для них исходило из Москвы. Что-то не припомню, чтобы "берлинский дух" за последнее время породил нечто вразумительное, потрясающее, способное перевернуть наше представление о "креативности", вызвать революцию в искусстве. Это и понятно, немцы (по Ревзину) ведь заняты возней в берлинской песочнице, а что там раскопаешь? Но, главное даже не в этом, а в том, что отказавшись от истории, Ревзин отказался и от знания простых фактов. А они заключаются в том, что милый сердцу Ревзина дух модернизма зародился и расцвел в двадцатые годы во Франции, Испании, Италии и России, и только затем перебрался за океан, переродившись сегодня в пресловутый пост-модернизм. Все это благополучно произошло за пол века до "берлинского духа", которым никак не может надышаться восхищенный до слез Ревзин. Уважаемый, прошу вас, не надо холуйски заискивать перед чужими, сомнительными открытиями, которые и вторичными-то вряд ли можно назвать!
Ознакомившийся с опусом Ревзина al ghe весьма точно охарактеризовал позицию Абрамовича, который, по словам al ghe скорее всего "выполняет чей-то заказ", навязывая России с помощью ревзиных (через Ротшильдов, Виндзоров) идеологическую дешевку. У меня лично таких данных нет, но, судя по тому, с каким сервильным восторгом Ревзин умиляется решимостью Абрамовича "делать Даше приятное", одними амурными объяснениями тут явно не обойтись, даже если узколобому Ревзину этого вполне достаточно. В целом al ghe прав: Ротшильды и Виндзоры никогда так просто деньгами не сорили, если речь шла о возможности идеологической (и всякой иной) агрессии против России. Небезызвестный Бжезинский бесконечное количество раз повторял свою излюбленную мысль о необходимости идейного разложения российского сознания, что вполне отвечало (и отвечает сегодня) планам американского госдепа и пентагона. Нет нужды говорить, что если вдруг Ревзину по каким-то причинам не хватит песка для любимой песочницы, "друзья русского народа" из-за бугра засыпят его этим добром по самую шею. Сегодня холодная война из политической плоскости в значительной мере перешла в область искусства, где поклонники западной идеологической дешевки бегут впереди американского паровоза, пытаясь навязать России "современное искусство".
Российскому здравому смыслу открыто, нагло, цинично и подло плюют в лицо, а он только судорожно утирается. Упоминавшийся выше одиозный Марат Гельман по телевидению публично признал (передача "Нтвэшники"), что фаллос, нарисованный мелкими хулиганами на разводном мосту в Санкт-Петербурге - произведение искусства (это радостно поспешило подтвердить и наше передовое министерство культуры, присудив за фаллос творцам "современного искусства" премию!). Ну и чего мы хотим от такой культуры, от такого министерства и такого министра культуры? Чего мы вообще хотим от самих себя, если спокойно терпим пошлые издевки наглых распространителей порнографии? Мы отказались от своей истории? Отказались от великих традиций русской культуры? Отказались от всего прекрасного и великого, что было создано нашими национальными гениями в области эстетики, этики, философии, истории? Отказались от права спросить гельманов-ревсиных-ерофеевых за то, что они пытаются всучить нам и нашим детям под видом искусства? Чего ж мы тогда жалуемся на обстоятельства, если не проявляем элементарной воли, чтобы изменить их? Не можем дать, наконец, должный отпор подзаборной шушере, которая продолжает похабничать, видя наш обычный испуг? Молчим, затаившись трусливо по углам? У нас не осталось ни ума, ни воли, ни капли самоуважения? Мы уже не думаем о будущем? Ждем, пока все решит за нас великий Пушкин? Слушаем пошлятину Гельмана о том, чем отличается "художественный жест от поступка"? Эх, ты, русская тройка...
Интересно, в доме Гельмана на стенах висят в качество артефактов "современного искусства" аутентичные фаллосы, или тщательно сработанные, высокоточные художественные копии? Он же, как истинный галерейщик, не потерпит подделок, не правда ли?! А может у него и на груди у самого сердца татуировка такого сложного и дорогого ему символа этого самого-самого суперсовременного искусства? Кстати, господин Гельман, вы можете неплохо заработать на доверии ваших пошлых поклонников со "Стрелки" или "Винзавода", если запустите в продажу, скажем, мужские галстуки в виде фаллоса. А что? Успех у головотяпов обеспечен! Представляете, вы сможете подарить что-то согласным с вами Ревсину, Ерофееву, Бакштайну, родным и знакомым, наконец, скажем, жене или любовнице нечто в виде художественной заколки для волос или сувенира в авто! Представляете, как далеко шагнет тогда ваше искусство в массы? А главное: ваш "жест" наконец сольется с "поступком", на который вы почему-то никак не решились до сих пор! Ась?
Кто-то скажет: а что тут ломать копья? И гельманы-ерофеевы-бакштайны, и все иже с ними, включая и художественные изыски поразительного Ревзина - образец безграмотности, щеголяющего невежества и откровенного, разнузданного хамства, ну и кого этим сейчас удивишь? И еще: стоит ли так резко реагировать на явную, запредельную глупость? Может надо помягче, повежливее, что уж так вот горячиться? Отвечу: я намеренно не избегал крайней резкости в своих кратких заметках по поводу публикации "откровений" Ревзина и всего, что связано с идеологией и пропагандой агрессивного, безголового модерна. Сегодня любая провокационная, идеологически окрашенная глупость, должна получать резкий отпор как по форме, так и по существу. Такое уж видно пришло время! Язык вежливой, конструктивной дискуссии адепты абсурда не понимают, он им просто недоступен в силу их агрессивной, самоуверенной инфантильности. Сегодняшняя Россия стоит на краю мировоззренческой пропасти и любые попытки (сознательные или бессознательные) запутать общественное сознание россиян, столкнуть его в пропасть бездумности, фривольной безответственности, в примитивные игры в бирюльки в песочнице, в пространство отказа от истории и национальной культуры означают удар ножом в спину измученной стране. А это уже очень серьезно, а это уже попахивает не "берлинским духом", а вполне определенной идеологией пятой колонны. Сколько можно делать вид, что мы готовы обниматься с теми, кто состоит в лизоблюдском услужении у проходимцев, обокравших народ и тех, кто поддерживает их идеологические установки из-за рубежа? Будем дальше молчать в тряпочку, продолжать дышать "атмосферой берлинского духа"? Спасибо. Лично я предпочитаю нормальный, свежий воздух. Молчаливые россияне, запасайтесь противогазами!



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 06.09.2011. ***