***Поражает количество молодых, "творческих" людей из разряда Иванов, не помнящих родства. Художники, поэты, композиторы, скульпторы, писатели не знавшие ни войны, ни голода, ни чеченских окопов, ни , тем более, сталинских лагерей, размашисто разглагольствуют о свободе. В двадцать пять лет они "остепенились" - бакалавры, кандидаты, доктора наук, велеречивые гении, куда ни ткни - то ли готовый философский словарь, то ли большая постсоветская энциклопедия по всем отраслям знаний. Начнут говорить - непрерывный, плавный словесный понос, не остановить - будут вещать сутками о сложности мира, которую (сложность) они уже постигли и хотят только одного: чтобы придирчивое старье оставило их в покое, потому что они, молодые гении, не желают жертвовать своей творческой свободой во имя чего бы то ни было на свете. Кредо простое, давно известное и пошлое: художник свободен как перст, он ни от кого не зависит, он - творец искусства для себя, в крайнем случае - для друзей, разделяющих его удивительно сложное, красивое, чопорное мировоззрение одинокого скитальца по пустыням неизведанного. Искусство не принадлежит народу, потому что сегодня неизвестно, что такое народ, его просто уже нет. Никто для художника не судья, не понимаешь меня абстрактно-вывернутого наизнанку постмодерном и новыми веяниями века из-за океана - катись колбаской по Малой Спасской... Художника не надо (и невозможно) приобщать к какой бы то ни было идеологии, он сам себе идеология и критик. Свою удивительно сложную, глубокую художественную продукцию он не несет ни на рынок, ни на суд народа, ни к стопам милой родины, которая, понятно, на грани распада и никогда не сможет оценить по достоинству перлы свободной генерации смелых творцов. Вот такая свобода от всего на свете, кроме случайной зависимости от случайной собственной грыжи! О том, что от такой "оригинальности" несет за версту нафталином столетней давности, дипломированные нигилисты не знают. Бесполезно спрашивать, для кого они творят, ибо они не понимают, что окончательную оценку их художественной прозорливости даст в конечном счете все тот же самый народ, который их породил, освободил и кормит, но который для них не существует. Когда все это слышишь и видишь, поневоле начинаешь сожалеть, что в начальной школе отменены уроки формальной логики. Будь иначе, может быть хотя бы приблизительное знание законов противоречий в суждениях помогло бы страшно задиристым защитникам абсолютной свободы творчества вспомнить, что как ни трудно, а родине все же надо служить, чем можешь по крайней мере, иначе что ты делаешь в этой стране и ради чего, пардон, выпендриваешься? А уж требовать от таких умников знания и понимания истории мирового (или своего, родного) искусства дело совсем проигрышное: это людишки на ветру без корней... © Copyright: Олег Раевич, 2011.
Другие статьи в литературном дневнике: |