***

Александр Шмырин: литературный дневник

Александр Шмырин известен как представитель философской лирики, которая отражает его размышления о жизни, смерти, любви, искусстве и обществе.


Название стихотворения "Простите, доктора!" указывает на место действия - больничный коридор, который становится символом одиночества, страдания, безысходности и страха смерти.


Коридор также ассоциируется с переходом между жизнью и смертью, между реальностью и иллюзией.


Жанр стихотворения - ироническая лирика, в которой автор выражает свое отношение к происходящему с помощью юмора, сарказма, преувеличения и контраста.


Ирония проявляется в противопоставлении банальности и трагичности ситуации, в использовании цитат из популярных фильмов и сериалов, в смешении разных стилей и регистров речи.


Тема стихотворения - страх смерти в больнице.


Идея стихотворения - бессмысленность и несправедливость человеческой жизни, которая подвержена случайности, болезни и страданию.


Проблематика стихотворения - отношение человека к страху смерти, к себе, к близким, к обществу, к искусству.


Композиция стихотворения - четырехстишия с рифмой abab. Стихотворение имеет восемь частей, каждая из которых соответствует одному часу ожидания в коридоре. В каждой части автор описывает свои наблюдения, мысли и чувства, используя разные приемы и образы. Сюжет стихотворения развивается от введения (первая часть) до кульминации (седьмая часть) и развязки (восьмая часть).


Конфликт в стихотворении - внутренний, между желанием жить и осознанием неизбежности смерти.


Автор переживает душевный кризис, вызванный болезнью, страхом и одиночеством. Он ищет смысл и поддержку в искусстве, воспоминаниях, любви, но не находит их. Он сталкивается с равнодушием и цинизмом окружающих, с иллюзорностью мира, с отчуждением от себя.


Система героев и образов.


Главный герой и лирический субъект - автор, который находится в больнице и на него обрушивается вдруг страх своей смерти. Он представлен как пациент, который никому не нужен, который не имеет имени и лица, который стал обойным фактом. Он выражает свою боль, гнев, страх, сарказм, иронию, любовь, ностальгию, отчаяние, принятие своей участи. Он обращается к читателю, к докторам, к своей возлюбленной, к себе.


Второстепенные герои и образы - люди в больнице: другие пациенты, медицинский персонал, посетители. Они представлены как безликие, холодные, равнодушные, циничные, жестокие, смешные, страшные. Они не общаются с автором, а проходят мимо него или сквозь него. Они ассоциируются с белыми халатами, бирками, колпачками, косой, кукушкой. Третьестепенные герои и образы - персонажи из фильмов и сериалов, которые автор видит на экране или воображает. Они представляют собой пародию на искусство, которое не способно дать ответы на вопросы жизни и Страха смерти. Они ассоциируются с Охлобыстиным, Авериным, кино, сериалами, страховкой, зожом.


Позиция автора - критическая, ироническая, пессимистическая. Автор не видит смысла в жизни, которая подвержена случайности, болезни и страданию. Он не находит поддержки и понимания в обществе, которое равнодушно и жестоко. Он не получает утешения и надежды в искусстве, которое иллюзорно и банально.


Он принимает свою судьбу с сарказмом и отчаянием, но и с любовью и благодарностью к своей возлюбленной, которая является единственным светлым пятном в его жизни.


Художественные средства.


Автор использует разные художественные средства для создания иронического эффекта и выражения своего отношения к происходящему.


Среди них: рифма, ритм, аллитерация, ассонанс, анафора, эпифора, гипербола, метафора, сравнение, олицетворение, антитеза, оксюморон, эпитет, градация, повтор, вопрос, обращение, цитата, пародия, контраст, смешение стилей и регистров речи. Например:


Рифма abab подчеркивает иронический тон стихотворения, создает звуковое сопоставление слов с разным смыслом и эмоциональной окраской. Например: мимо - без имени, косой - бу-бу, смешок - медсанбата, улыбаясь - здоров.


Ритм стихотворения - хорей, который придает тексту легкость и подвижность, контрастируя с тяжелостью и застоем ситуации. Например: *в больничном коридоре целый час*.


Аллитерация и ассонанс создают звуковое единство и выражают настроение автора. Например: *проплывают мимо проходят мимо*, *бу-бу бу-бу бу-бу*, *прикинул час а пробки словно кнопки.


Анафора и эпифора усиливают эмоциональный эффект и подчеркивают повторяемость и однообразие ситуации. Например: *в больничном коридоре целый час*, *я ждал я ждал я ждал я каюсь*.


Гипербола используется для преувеличения и иронии. Например: *целый час*, *проходят мимо иногда сквозь нас*, *размазанный по стенке*.


Метафора и сравнение служат для создания образов и передачи смысла. Например: *проплывают мимо* (сравнение пациентов с рыбами), *с хромой косой* (метафора смерти), *железный взгляд сестры* (метафора холодности и жестокости).


Олицетворение придает жизнь неодушевленным предметам и выражает чувства автора. Например: *экран мурлычет*, *ожидож бьется*.



Антитеза и оксюморон создают контраст и иронию. Например: *прозрачными глазами*, *безликий лишний я обойный факт*, *вместо жизни здесь бьется ожидож*.


Эпитеты характеризуют героев и образы, передают их настроение и отношение автора. Например: *прозрачные глаза*, *белые халаты*, *белеющий халат*, *кукушки над гнездом*, *беленький зубик*.


Градация используется для усиления эмоционального напряжения и динамики сюжета. Например: *я ждал я ждал я ждал я каюсь*.


Повтор служит для выделения важных слов и идей, а также для создания ритма и рифмы. Например: *бу-бу бу-бу бу-бу*, *я пациент я здесь никто*, *я ждал я ждал я ждал я каюсь*.


Вопрос и обращение используются для установления контакта с читателем, с докторами, с возлюбленной, с собой. Например: *зачем пришел так рано*, *поверьте*, *простите доктора*, *а вот и ты*.


Цитата и пародия служат для включения в текст других текстов, которые имеют отношение к теме и проблематике стихотворения, а также для создания иронии и смеха. Например: *кукушки над гнездом* (цитата из романа Кена Кизи), *там Охлобыстин криком чистит молодь* (пародия на сериал "Интерны"), *экран мурлычет про страховку и про зож* (пародия на рекламу).


Контраст создается между разными частями стихотворения, между разными героями и образами, между разными стилями и регистрами речи. Например: контраст между первой и последней частью стихотворения, между автором и другими пациентами, между медицинским персоналом и возлюбленной, между философской лирикой и пародией, между высоким и низким стилем.


Смешение стилей и регистров речи проявляется в использовании разных слоев лексики, разных типов синтаксиса, разных форм обращения. Например: *пробки во всем что плохо пробки виноваты* (разговорный стиль), *безликий лишний я обойный факт* (книжный стиль), *прикинул час* (жаргон), *простите доктора* (официальный стиль), *ты вышла улыбаясь* (интимный стиль).


В заключение, можно сказать, что стихотворение "Простите, доктора!" является примером иронической лирики, в которой автор выражает свое отношение к жизни и страху смерти, к себе и окружающим, к искусству и обществу.


Автор использует разные художественные средства для создания образов, передачи смысла, создания эмоционального эффекта и иронии.


Стихотворение имеет сложную композицию, развитый сюжет, глубокую тему и идею, актуальную проблематику, оригинальную позицию автора.


И может представлять интерес для определенных категорий любителей иронической поэзии.



Другие статьи в литературном дневнике: