Библейская археология

Димитрий Поляков-Погодин: литературный дневник

http://m.wol.jw.org/ru/wol/d/r2/lp-u-ru/1200000344
АРХЕОЛОГИЯ (фрагмент)


Библейская археология — это наука, которая, опираясь на исторические источники, обнаруживаемые во время раскопок, изучает народы и события, упоминаемые в Библии. Археологи откапывают и исследуют предметы из камня, разрушенные стены, здания и города, а также гончарные изделия, глиняные таблички, надписи, гробницы и другие артефакты древности, с помощью которых они по крупицам собирают информацию. Такие исследования помогают лучше понять обстоятельства, при которых писали Библию, условия, в которых жили верные Богу люди, а также языки, на которых говорили они и окружавшие их народы. Археологические находки расширяют знания о таких местностях, упоминаемых в Библии, как Палестина, Египет, Персия, Ассирия, Вавилония, Малая Азия, Греция и Рим.
Библейская археология — сравнительно молодая наука. Только в 1822 г. расшифровка надписи на Розеттском камне дала ключ к пониманию египетских иероглифов. Ассирийская клинопись стала понятна более 20 лет спустя. Систематические раскопки в Ассирии начались в 1843 г., а в Египте в 1850 г.
Некоторые значимые находки и места раскопок. Археология подтвердила многие историко-географические детали библейского повествования и предоставила доказательства правдивости библейских сообщений, подвергавшихся нападкам со стороны критиков. Сомнения в существовании Вавилонской башни, вавилонского царя Валтасара и ассирийского царя Саргона (чьи имена до XIX в. были известны только из Библии), а также критические высказывания по поводу сведений о разных землях, предоставляемых в Библии, оказались необоснованными. Напротив, археологические изыскания предоставили множество свидетельств, полностью подтверждающих библейское повествование.
Вавилония. В ходе раскопок на территории развалин древнего Вавилона, а также в его окрестностях были обнаружены остатки нескольких зиккуратов — ступенчатых храмовых башен, напоминающих пирамиды,— в том числе разрушенный зиккурат Этеменанки, который располагался в центре города. О подобных храмах в древних документах и надписях часто говорилось: «Его вершина достигнет небес». Сохранились следующие слова царя Навуходоносора: «Я приложил руку к тому, чтобы достроить вершину Этеменанки так, чтобы поспорить она могла с небом». В одной надписи, найденной к С. от вавилонского храма Мардука, о разрушении такого зиккурата рассказывается: «Строительство этого храма оскорбило богов. За одну ночь они низвергли то, что было построено. Они рассеяли их по земле и сделали их речь непонятной. Строительство они остановили» (Caiger S. Bible and Spade. 1938. С. 29). Зиккурат в Уруке (библ. Эрех) был построен из глины, кирпича и асфальта. (Ср. Бт 11:1—9.)
Неподалеку от ворот Иштар в Вавилоне было найдено около 300 клинописных табличек, относящихся к периоду правления царя Навуходоносора. В приведенных на них списках имен рабочих и пленных, которые жили тогда в Вавилоне и получали продовольствие, упоминается «Йаукин, царь земли Йахуд», то есть «Иехония, царь земли Иуды», которого Навуходоносор увел из Иерусалима в Вавилон в 617 г. до н. э. Преемник Навуходоносора Амель-Мардук (Евилмеродах) освободил Иехонию из дома заключения и назначил ему ежедневное содержание (2Цр 25:27—30). На табличках также приведены имена пяти сыновей Иехонии (1Лт 3:17, 18).
Было найдено много доказательств того, что в Вавилоне чтили целый пантеон богов — среди них главный бог Мардук (позднее его обычно называли Вил) и Нево, упоминаемые в Исаии 46:1, 2. В надписях Навуходоносора очень много говорится о его обширной строительной программе, благодаря которой Вавилон стал величественным городом. (Ср. Дан 4:30.) На вазе, обнаруженной в Сузах (Элам), написано имя его преемника, Амель-Мардука (Евилмеродах во 2Цр 25:27).
В ходе раскопок, проводившихся во второй половине XIX в. недалеко от современного Багдада, было найдено множество глиняных табличек и цилиндров, включая знаменитую хронику Набонида. В ней говорится, что Валтасар, старший сын Набонида, был его соправителем и что в конце своего правления Набонид доверил Валтасару управление Вавилоном. Благодаря этому были опровергнуты все нападки на сообщение из 5-й главы книги Даниила, в котором Валтасар представлен правителем Вавилона во время его падения.
Также подтвердилось то, что древний шумерский город Ур, родина Авраама (Бт 11:28—31), был крупным, хорошо развитым городом. Он располагался на берегу Евфрата недалеко от Персидского залива. Раскопки, которыми руководил Леонард Вулли, показали, что к тому времени, когда Авраам отправился в Ханаан (до 1943 до н. э.), Ур достиг наибольшего богатства и могущества. Зиккурат, построенный в нем, сохранился лучше других. В царских гробницах в Уре было обнаружено большое количество искусно сделанных золотых предметов и украшений, а также музыкальные инструменты, например арфы. (Ср. Бт 4:21.) Также был найден небольшой топор, сделанный не просто из железа, а из стали. (Ср. Бт 4:22.) Из тысяч откопанных там глиняных табличек можно почерпнуть много ценных сведений о том, как жили люди 4 000 лет назад. (См. УР, 2.)
На месте древнего Сиппара, который стоял на берегу Евфрата примерно в 32 км от Багдада, был найден глиняный цилиндр. В надписи на этом цилиндре сообщается о том, с какой легкостью царь Кир завоевал Вавилон, и о том, что он проводил политику, направленную на возвращение пленных народов в их родные земли. Это согласуется с записанным в Библии предсказанием о завоевании Киром Вавилона и сообщением о возвращении иудеев в Палестину во время его правления (Иса 44:28; 45:1; 2Лт 36:23).



Другие статьи в литературном дневнике: