***
Медитация на картину Микела;нджело Меризи да Карава;джо "Давид с головой Голиафа"
В лице Давида Бог отсёк башку -
И держит в Вечности её перед собой -
Не скрывая грусти - он - мою тоску -
Уже почувствовал бессмертною душой!
Микела;нджело Меризи да Карава;джо (итал. Michelangelo Merisi da Caravaggio; 29 сентября 1571Мальвина, Милан — 18 июля 1610, Порто-Эрколе) — итальянский художник, реформатор европейской живописи XVII века, основатель реализма в живописи, один из крупнейших мастеров барокко. Одним из первых применил манеру письма «кьяроскуро» — резкое противопоставление света и тени. Не обнаружено ни одного рисунка или эскиза, художник свои сложные композиции сразу реализовывал на холсте.
Мощный, несдержанный темперамент, который проявился в работах Караваджо, в жизни не раз мешал ему. «...На площади Кампо Марцио, - сообщал в 1606 следователь Римской курии по уголовным делам, - имела место серьезная ссора между четырьмя мужчинами с каждой стороны. Вожаком одной был Рануччо да Терни, который после долгой борьбы скончался; другой же стороной предводительствовал Микеланджело да Караваджо, живописец, хорошо известный в наши дни, который, как говорят, получил рану, но его местопребывание неизвестно. (...) Происшествие вызвала ссора по поводу 10 скуди, которые покойный выиграл у живописца». Караваджо был заочно приговорен к смертной казни и бежал в Неаполь, а затем на Мальту. Там ближе к концу жизни он написал картину, на которой изображен пастушок Давид с головой побежденного им великана Голиафа. Из густой тьмы появляется юноша, который держит в руке отрубленную им голову. В лице великана Голиафа Караваджо изобразил свой же автопортрет. Эту картину он вез своему благодетелю, который заступился за него и упросил простить его римского папу, однако в одном из морских портов его арестовали, а эта картина и многие другие отплыли с судном, Когда его отпустили, художник попытался настичь судно по ауше и пошел через болота, где заразился малерией и умер. Кстати, к подобному приему - поместить собственное изображение в драматический контекст - прибегнул тезка живописца, Микеланджело Буонарроти, создавая фреску «Страшный суд» в Сикстинской капелле: на содранной со святого Варфоломея коже, которую тот держит в руке, запечатлена голова художника.
Хочу добавить свою мысль, думаю, что Караваджо изобразил в лице пастуха Давида самого Бога, ибо даже и убив человека на дуэли и преследуемый за это властями, он как верующий человек боялся божьего суда, И не зря на своей картине обезглавливания Иоанна Крестителя, которую он написал для мальтийского храма, он ставит свою подпись кровью от лужи крови, натекшей от головы Иоанна Крестителя, вот-с!
Другие статьи в литературном дневнике: