Провоцируют второй Шиес

Нина Орлова: литературный дневник


Как маленький город обороняется от угольного порта, в который инвестирует знакомый Владимира Путина
В Ленинградской области планируется построить новый грузовой порт. Инвесторы, в числе которых знакомый Владимира Путина Илья Трабер, готовы вложить в стройку 90 млрд рублей. Местные жители выступают против, опасаясь за экологию этого уникального участка побережья Финского залива. Протестующие указывают на нарушения проведенной экспертизы и грозят «устроить новый Шиес», если их требования оставят без внимания. Корреспондент Znak.com на месте узнал, что возмущает местных жителей.
«Без леса вообще задохнемся»
Панорама срубленного под корень леса открывается с пригорка у поселка Ермилово под Приморском на западе Ленинградской области. Сейчас здесь мертвая тишина. Редкие птицы щебечут на уцелевших молодых деревьях. Но и их скоро прогонят. По словам местных жителей, рабочие периодически возвращаются сюда, чтобы дорубить молодняк.
«Мы находили еловые пни, на которых было от 80 до 100 колец, все это срубили без сожаления», — говорит активист, местный житель Дмитрий.
Теперь вместо леса здесь открывается вид на нефтеналивной терминал «Транснефти», построенный 20 лет назад. По соседству с ним к 2022 году должен появиться портовый комплекс общей мощностью до 70 млн тонн в год. Первая очередь предполагает перевалку угля.
«Раньше этот лес был защитой от нефтяного терминала, — продолжает Дмитрий. — Но все равно, когда загружался очередной танкер, запах нефтепродуктов доходил до поселка. Сейчас без леса вообще задохнемся».
Широкая безжизненная полоса тянется до самого берега залива. Рабочие оставили небольшой участок леса, где расположены остатки артиллерийских батарей, которые являются объектами культурного наследия. В поселке говорят, что в этом клочке леса прячутся три лося, которые не успели сбежать до прихода лесорубов.
«Эта вырубка — уникальный объект, — говорит активистка Лина Епифанцева. — Когда отсюда начали вывозить лес, мы стали интересоваться, писать запросы. Власти Ленинградской области нам ответили, что этот участок отдан в аренду для заготовки леса. Даже показывали распоряжения. А по другим документам правительства области, этот же участок отдан под строительство некоего линейного объекта. Для дороги или сети хватило бы просеки, не нужна сплошная вырубка. И как один и тот же участок может иметь сразу два статуса? При этом эта земля еще много лет назад после строительства терминала „Транснефти“ была обозначена, как территория для размещения промышленных объектов, а не лесной фонд».
«Все понимают, что порт — зло. Но молчат»
Мы перемещаемся в Приморск — небольшой городок на побережье, центром которого является столетняя кирха. Возле нее собрались люди, чтобы обсудить текущее положение дел и оставить подписи под обращением в общественную палату региона. Протестующих около 20 человек. Они собрали уже 2,5 тыс. «живых» подписей и 16 тыс. на Change.org.
«На слушаниях по нашему вопросу администрация города сказала, что люди за порт, а протестует кучка недовольных, — говорят жители. — Вот мы и собираем подписи, чтобы показать, что весь город против. А еще хотим донести, что это не только наша проблема, а всей области и Санкт-Петербурга. Летом весь Питер сюда приезжает отдыхать. Все хотят подышать, здоровья набраться, а теперь чего набираться? Онкологии? Кто-то деньги в карман положит, а люди будут болеть».
Идет дождь, листы с петицией мокнут, но люди не расходятся.
«Нам тут и собраться негде, дома культуры нет, а если прийти в какое-нибудь кафе, то об этом сообщат властям и его закроют, весь немногочисленный бизнес под администрацией, а кто независимый — боится. Все все понимают, владельцы баз отдыха, отелей, что порт — это зло. Но молчат. Боятся. Некоторые не подписывают обращение, говорят: у меня дети. Так ради детей и надо подписывать! Чего бояться?»
Активисты, которые взяли на себя основной груз работы — пишут обращения, ищут экспертов, юристов, пытаются достучаться до властей, — говорят, что поначалу их не воспринимали всерьез, но люди быстро изменили отношение.
«В газетах писали, что мы наняты финнами и тому подобное, — говорят активисты. — Но эта волна быстро прошла, когда люди увидели, как вывозят лес, и поняли, что нас ждет. Город уже проходил это, когда строился терминал „Транснефти“. Тогда обещали рабочие места, решение социальных проблем, налоги. Но ничего не было, хотя уже перекачали миллиардный баррель. Никто в такие обещания больше не верит. В городе нефтеналивной терминал, а ближайшая заправка — за 30 километров. Несколько лет назад у нас закрыли отдел полиции, теперь страшно на улицу выходить. Горячей воды нет по полгода, а питьевой нет вообще. Ее берут из озера, куда стекают неочищенные стоки другого поселения. Людям сейчас говорят, что все эти проблемы решатся с появлением порта. Но никто не верит».
Сначала вырубили, потом оформили
О планах построить порт жителям стало известно весной 2019 года, когда на дорогах стали встречать лесовозы. К тому времени на площадке уже не было деревьев, а лесовозы ездили либо с закрытыми номерами, либо с номерами снятых с регистрации автомобилей.
«Сразу было понятно, что это люди с нечистой совестью, вывозили лес на машинах без номеров, — говорит житель Приморска. — Тогда люди стали спрашивать главу: что это такое? Он начал задавать неудобные вопросы, и ему сразу организовали уголовное дело, сидит теперь под домашним арестом (мэр Приморска Николай Столяров в апреле 2019 года был арестован по подозрению в хищении бюджетных средств, выделенных на ремонт сетей водоснабжения — прим. ред.)».
Порт в Приморске собирается стоить компания «Приморский универсальный перегрузочный комплекс». Изначально было заявлено, что сперва здесь появится терминал для перевалки угля, потом — минеральных удобрений, зерна, контейнеров, техники. Объем инвестиций заявлен в 90 млрд рублей. Объект в Приморске — только небольшая часть глобального плана компании, которая хочет организовать контейнерный коридор между Азией и Европой по Северному морскому пути. «Приморский УПК» анонсировал глобальный проект стоимостью 270 млрд и сообщил, что ищет места для портов в Петропавловске-Камчатском, где контейнеры из Китая будут перегружаться на суда ледового класса и отправляться через Северный ледовитый океан в новый порт в районе Кольского залива. Там контейнеры снова будут перегружаться и направляться в Европу и Россию, как раз через порт Приморск.
Но реализацию таких масштабных планов компания начала с провала. Этим летом «Приморский УПК» должен был провести общественные обсуждения оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС). Это последний этап перед государственной экологической экспертизой.
«Это было что-то невероятное, „УПК“ планировал, что это будет презентация, они покажут красивые картинки, расскажут о количестве рабочих мест и инвестициях, но люди подготовились, почитали опубликованную документацию, приготовили вопросы по ней, пришло человек 500, это очень много для небольшого Приморска, — вспоминает одна из активисток. — Но нас там не ждали. „УПК“ привезла своих людей из Кингесепа, где зарегистрирована. Жители Приморска и Ермилово прорывались в помещение с боем, а тем, кто не попал, выставили два телевизора — смотрите. Представителей администрации от народа защищала полиция, никого внутрь не пускали. Я была с детьми, через два часа они устали, и я отправила их домой. На входе мы смогли обменять детей на двух журналистов, чтобы они попали в зал и послушали».
«Можно было пачку чистых листов сдать, и все бы подписали»
Главные претензии у жителей были к документу. По мнению активистов, ОВОС просто скомпилировали из аналогичных документов по другим проектам, так как в материалах попадались упоминания других населенных пунктов и портов, расположенных за несколько километров от Приморска и не имеющих отношения к планируемому объекту.
«Там была масса ляпов, — говорит активист Дмитрий. — Например, картинка из детской книги, на которой девочка с лейкой поливает огород. Это иллюстрировало, что удобрения не вредят окружающей среде. Мемом стали пассажи про муфлонов и горных баранов, которые не должны пострадать от порта, хотя в наших широтах такие животные не водятся».
История с публичными слушаниями закончилась странно. Чиновники выборгской районной администрации признали их состоявшимися, а «Приморский УПК» подал в суд на компанию «Инвестиции. Инжиниринг. Строительство», требуя взыскать более 300 млн рублей. Приморцы считают, что «УПК» требует деньги, выплаченные за разработку документации о воздействии порта на муфлонов. Активист Евгений Баклагин, практикующий юрист, считает, что этим иском «УПК» фактически признал, что оценка воздействия объекта на среду не проведена. Но администрацию это не смущает.
«В документе отсутствует оценка воздействия, отсутствует научное обоснование выводов, — говорит Баклагин. — Необходимо выявить, какое будет воздействие на среду, учесть все вредные факторы. Все это проводится через изыскания. Должны быть научные выводы, но ничего этого нет. Мы считаем, что оценка не выполнена и ее нужно провести заново. Мы довели позицию до администрации правительства Ленинградской области, в прокуратуру написали. По сути, надо было признать слушания несостоявшимися и заставить „УПК“ заново выполнить оценку и представить нормальный документ. Но чиновники этого делать не хотят, говорят: мы ваши предложения выслушали и учтем их. Такая позиция недопустима. Получается, можно любую ерунду выставить на слушания, хоть „Сказку о попе и работнике его Балде“, хоть не распакованную пачку бумаги, и этого будет достаточно. Мы три месяца вели переписку с властями, она ничего не дала. Поэтому несколько дней назад был подан коллективный иск к Выборгской администрации о признании слушаний несостоявшимися. Всего в деле 47 истцов».
В администрации Ленинградской области не видят противоречий в том, что лес срубили задолго до получения положительного заключения экспертизы по проекту и разрешения на строительство, а также в том, что участок одновременно является промышленной площадкой и местом заготовки леса. Согласно ответу правительства Ленобласти на запрос Znak.com, у ООО «Приморский УПК» все документы относительно этого участка в порядке.
«„Приморский УПК“ осуществляет рубку лесных насаждений в соответствии с проектами освоения лесов, получившими положительное заключение государственной экспертизы и поданных в комитет по природным ресурсам Ленинградской области лесных деклараций в марте и июле 2019 года, — говорится в ответе. — Вырубка осуществляется „в целях заготовки древесины“, что предполагает заготовку, реализацию древесины с переводом дохода от продажи в адрес бюджета».
По информации пресс-службы правительства УПК в 2018 году получил у Рощинского лесничества в аренду земельный участок в 336 гектаров «под строительство и эксплуатацию линейных объектов». В списке объектов, которые здесь планируется построить, действительно указаны линии электропередачи, водопровод, канализация, автомобильная и железная дроги. Но есть и капитальные строения, а также планируется берегоукрепление и установка водоподъемного оборудования. При этом в 2019 году УПК заключил еще три договора аренды тех же участков, но уже под заготовку древесины.
Юрист Евгений Баклагин считает, что лес был вырублен с нарушениями.
«Сплошных рубок при заготовке леса быть не может, — говорит он. — История с выделением участка для заготовки древесины — притянутая за уши процедура. Возможно, пытаются обойти закон, разбив большой проект на маленькие лоты, и каждый из этих кусочков проводить без экспертизы. Похожее поведение у недобросовестных фирм, которые уходят от налогов и пытаются разбить свою деятельность, расплодиться на мелкие фирмы и попасть под упрошенные варианты налогообложения. Если говорят, что есть проект освоение лесов, то там не может быть сплошной рубки. При заготовке древесины выдают участок на 49 лет. В один год можно выпилить 5%, потом еще 5% и так далее. А потом вместо снесенного леса должны посадить новый. А сплошные рубки — это дикость».
«Мы пытались найти эту компанию, „Приморский УПК“, — говорят активисты. — Но по адресу регистрации в Кингисепе обнаружили какой-то склад, там сидят вахтер и бухгалтер, работающие в другой организации, которые сказали, что если мы хотим что-то передать в УПК, то можем оставить им, они перешлют по почте. Телефоны компании не отвечают, там автоответчик, который можно слушать часами».
Znak.com также пытался связаться с представителями компании, однако не получил ответа.
«Знакомый Владимира Путина»
Судя по информационному фону и ответам пресс-службы правительства региона, «Приморский УПК» пользуется расположением региональных властей. По данным базы «СПАРК», юридическое лицо, которое собирается строить порт в Приморске, принадлежит пятерым физическим лицам, но основной пакет сосредоточен в руках предпринимателей Рамиса Дебердеева и Ильи Трабера (по 26%).
Последний — известный в регионе коммерсант, которого СМИ называют миллиардером. Он начал бизнес еще в советское время, возглавив предприятие по торговле антиквариатом. СМИ называют Трабера знакомым Владимира Путина, вспоминая работу будущего президента в администрации Санкт-Петербурга в 1990-е годы. Знакомство Трабера и Путина подтверждал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
После антиквариата Трабер переключился на более внушительные проекты. В частности, контролировал портовую инфраструктуру в Санкт-Петербурге. Сейчас он имеет активы в Выборге и Усть-Луге. В феврале 2019 года Трабер стал совладельцем сети магазинов «Мозхозторг». Имя Ильи Трабера также звучало в в обвинительном заключении по делу «русской мафии» в испанском суде, писало РИА «Новости».
Структуры Трабера через процедуру банкротства пытаются получить контроль над терминалом «Юг-2» в порту Усть-Луга (сейчас это актив арестованного миллиардера Валерия Израйлита). В том же порту были активы и у семьи губернатора Ленинградской области Александра Дрозденко. Так, у его супруги Ирины Дрозденко была доля в компании «Усть-Лужская ПТК», но она ее продала. Однако одним из собственников юрлица остается Жанна Гешеле, супруга двоюродного брата Александра Дрозденко, экс-главы Кингисепского района Виктора Гешеле.
«Место — жемчужина, рекреационная зона»
По словам эколога, члена общественного совета при министерстве природы России Игоря Агафонова, областные власти зачастую дают «зеленый свет» крупным промышленным проектам, не обращая внимания на мнение жителей или вред экологии.
«Политика Ленобласти в сфере реализации проектов губительна, — говорит Агафонов. — Тянут как можно больше проектов, предприятий. Главное — обеспечить объем, натянуть проектов, а как они скажутся на среде — наплевать. Например, тот же Кингисеп. Там в рамках мусорной реформы занимаются рекультивацией свалки, но уже начали делать все не по проекту. Построили какой-то бассейн, для чего он нужен — никто не знает, вышли за границу участка. Свозят мусор на соседний участок. Так и в Приморском. Проекта нет, а уже вырубили лес. И такая практика в Ленобласти распространена».
По словам эколога, о влиянии будущего порта на экологию и местных жителей говорить трудно, так как никто этот вопрос не изучал. Документ о муфлонах специалист отказывается признавать исследованием.
«Влияние однозначно будет, — говорит эколог. — Это можно понять по аналогии с Санкт-Петербургом и Усть-Лугой, где уже есть порты, где большая транспортная активность: суда, поезда, машины. Можно посмотреть на картах по распространению диоксида азота: больше пятно после Санкт-Петербурга — это как раз Усть-Лужский порт. Он дает выбросов больше, чем кольцевая автодорога в Питере. Эту территорию запланировали под портовую инфраструктуру еще несколько лет назад, когда строили порт „Транснефти“. Но это была ошибка. Место — жемчужина, рекреационная зона. Такого количества качественных пляжей и мест для отдыха на берегах залива больше нет. Здесь качество воды лучше, соленость выше, нет водорослей. Возле Санкт-Петербурга в заливе уже нельзя купаться, а тут еще можно. Шикарные пляжи, к ним примыкает лес, в котором еще что-то сохранилось. Можно походить отдохнуть, посмотреть на природу, таких мест уже просто нет».
Рассуждая об опасности порта, жители признаются, что больше всего боятся шума и пыли от перевалки угля.
«Нас убеждают, что это будет происходить закрытым способом, но это очень дорогой вариант. Кроме того, определенные этапы все равно должны быть открытыми, так как это взрывоопасно, — говорят жители Приморска. — А значит, все это будет лететь на поселки, попадать в воду. Рядом заказник, где пытаются сохранить популяцию кольчатой нерпы, рядом населенные пункты, в конце концов, рядом нефтяной порт, как скажется это соседство?»
«Привезут китайцев, а нам работы не будет»
В правительстве Ленинградской области от строительства порта видят только плюсы: это 2500 рабочих мест во время строительства и 3500 мест в самом порту.
«Инвестором планируется осуществить строительство подъездной автомобильной дороги порта до трассы федерального значения А-181 „Скандинавия“. Также осуществляется работа по подготовке документации для реновации железнодорожных путей на участке „Выборг — Приморск“, реконструкции станции „Приморск“ для обслуживания пассажирского поезда „Ласточка“, — сообщили в пресс-службе правительства региона. — По информации, предоставленной инвестором, запланировано строительство нового жилого микрорайона для постоянного проживания 8;000 человек. Дополнительно инвестором предусмотрено строительство детского сада вместимостью до 500 мест, школы до 750 мест, амбулаторно-поликлинического учреждения до 150 посещений в смену, библиотеки, мест дополнительного образования, объектов торгово-бытового обслуживания, объектов физической культуры и спорта (в том числе плавательный бассейн) и других учреждений, необходимость строительства которых определится в процессе разработки градостроительной документации. Площадь озеленяемых территорий составит не менее 5 гектаров».
Но жители в эти обещания не верят.
«Жилой комплекс для 8000 человек. Во всем Приморске живет 6000, получается нас всех переселят в новое жилье? — рассуждают приморчане на встрече у старой кирхи. — Рабочие места? Тоже ерунда. Так же говорили, когда строили порт „Транснефти“. Сейчас, если два десятка человек наберется там, будет хорошо. И те — уборщицы, да сторожа. У нас просто нет людей с такими специальностями, которые нужны в порту. Будут ездить из других городов, или будет как в Усть-Луге, где одни китайцы».
И жители, и опрошенные эксперты не видят необходимости для строительства порта. В области уже масса таких объектов: Выборг, Бронка, Высоцк, Усть-Луга. Через каждые 30-40 километров стоит порт.
«Уголь будут везти сюда из Кузбасса, через всю страну, а потом в Китай, потому что Европа объявила о планах отказаться от угля. Здесь будут грузить, и везти по серному морскому пути в Китай, какой в этом смысл? И объяснить это никто не может, — говорят активисты. — Все это отразится и на Санкт-Петербурге, так как доставлять его будут по ветке вокруг города, а значит, пыль от вагонов будет влиять на жителей предместий».
Согласен с этими выводами и эколог Агафонов:
«Порты недозагружены, — говорит эксперт. — Если есть необходимость увеличить нагрузку, то это можно сделать из без строительства нового порта. Единственный аргумент — это глубина фарватера, якобы она на три метра глубже Усть-Луги и туда могут зайти большие суда. Но я сомневаюсь в том, что нельзя в Усть-Луге углубить фарватер. Кроме того, в Приморске предусмотрен объем дноуглубительных работ и перемещений грунта для намывных территорий. Думаю, сделать тоже самое в Усть-Луге будет гораздо дешевле».
«Позволяет решить ряд задач федерального и регионального значения»
В пресс-службе правительства области необходимость появления порта объясняют еще и государственными задачами: перевести из иностранных портов в российские заказы по доставке отечественных грузов.
«Во-первых, действительно, есть природно-географические факторы, — говорят с пресс-службе правительства области. — Это естественные глубины пролива Бьёркёнзунд (18 метров) и возможности обработки судов с дедвейтом до 200 тыс. тонн, защищенность от волнения островами Бьёркского архипелага и малое расстояние до ледовой кромки в зимний период. Еще один фактор, влияющий на экономику проекта, — близость транспортной инфраструктуры, которую можно использовать для деятельности морского порта Приморск. Реализация проекта позволяет решить ряд задач федерального и регионального значения, среди которых — переориентация российских экспортных грузов из иностранных портов Прибалтийского региона, увеличение экспортного потенциала российских производителей».
В правительстве отметили, что планы по расширению порта Приморск включены в стратегию развития морской портовой инфраструктуры России до 2030 года, а дополнительное расширение номенклатуры грузов отражено в схеме территориального планирования РФ в области федерального транспорта.
«Перед нами стена, — говорят активисты. — Мы пишем Дрозденко, что видим нарушения, а он говорит: мы со всем разберемся, и дает в газету статью, что „Приморский УПК“ — это самый экологичный проект и соответствует всем нормам. Мы написали уже больше 50 запросов и отовсюду ответы, как под копирку: это федеральный проект, все решено. Причем в последнее время из ответов пропало упоминание об угольном терминале. Нам так никто и не объяснил, почему. Хотя раньше губернатор говорил, что порт не конструктор, нельзя что-то взять и поменять. А теперь, выходит, что-то поменялось, значит надо заново делать всю документацию, а они продолжают все делать по-старому. Власти сказали жителям: ну, значит вам не повезло, переезжайте в другое место. Порт — не „лего“. А жители — „лего“, они переедут. Они провоцируют второй Шиес. Что остается? Идти на вырубку и ложиться на землю? Только так сможем остановить. И это не где-то в Архангельске происходит, а под Питером».
Протестную активность в Приморске не могли не заметить. Но местные власти «работают» с ней в странном формате. Дискуссии по поводу порта общественная палата региона проводит в Выборге, а на встречи не зовут основных активистов, хотя формально именно они авторы многочисленных запросов в госорганы.
«Это попытка заболтать проблему, — говорят активисты. — Перевести весь негатив на „Транснефть“, дескать, она обманула людей 20 лет назад и теперь все против порта. Но это неправильная трактовка. Мы будем против, даже если все проблемы города решат, потому что порт тут не нужен. Он убьет последний кусок природы на берегу залива».
Активисты возлагали большие надежды на заседание совета по правам человека при президенте, которое должно было состояться в середине ноября и быть посвящено вопросу порта в Приморске. Но в связи со сменой руководства в СПЧ эти планы сейчас под вопросом.



Сайт «Знак» 5 ноября 2019 г

clck.ru/Joesv


https://u.to/z16tFg




Другие статьи в литературном дневнике: