Владимир Иванцов.

Таня Даршт: литературный дневник

МАЛЫЕ ФОРМЫ СТИХОВ


Тема нашего сегодняшнего урока: верлибр и белые стихи.
Итак, ВЕРЛИБР – переводится с французского, как «свободный стих». В идеале ни одна строка не должна быть похожа на предыдущею. В верлибре бывают и образы, и присутствует определённая музыкальность и обязательно – разделение на строки. Но в них нет рифмы и не соблюдается размер. (Для примера пришлось искать такие стихи в интернете).
Жил- поживал старый тополь,
Ни кому не мешал.
Пришли – и спилили.
Теперь здесь живёт пень,
А над ним – пустота.
! - - ! ! - ! -
! - ! ! - !
- ! !- - !
- ! !- ! !
! - ! ! - !
Как видим, ни о каком размере говорить не приходится. Или другой пример:
Из-за туч
выходит луна.
Земля полна звона.
В такую ночь
распускаются
ледяные розы.
! - !
- !- - !
- ! - ! ! --
- ! - !
! - ! - !
! - ! - ! -
Такая же картина. Ну и ещё парочка примеров верлибра.
Очень трудно писать стихи. -
Всё время надо следить за тем,
Чтобы они не стали прозой,
Чтобы в них не сломался ритм.
Мне очень трудно понять,
Как жили великие поэты,
Которые писали
Много стихов за один день.
Я уже не запоминаю название звёзд.-
Это мне не пригодится.
Я уже не запоминаю название стран, -
Это мне не пригодится.
Я уже не запоминаю название городов и название площадей, -
Это мне не пригодится.
Я стараюсь помнить своё лицо,
Цену на хлеб и номер своей квартиры.
История ВЕРЛИБРА уходит в далёкое, далёкое прошлое. Не зря же многие литературоведы утверждают, что верлибр – это не поэзия. Почти все священные тексты (Библия) написаны именно ВЕРЛИБРОМ. Достаточно вспомнить Святое благовествование от Иоанна:
Вначале было Слово,
И слово было у Бога,
И слово было Бог…
Или молитва «Отче наш».
Отче наш, сущий на небесах!
Да святится имя Твоё;
да придёт Царствие Твоё;
да будет воля Твоя
и на земле, как на небе.
Хлеб наш насущный
дай нам на сей день.
И прости нам долги наши,
как и мы прощаем должникам нашим.
И не введи нас в искушение,
но избавь нас от лукавого;
ибо твоё есть Царство
и сила, и слава на века.
Аминь!
В ВЕРЛИБРЕ изредка может встречаться и рифма или почти рифма. Ничего странного – ведь на то они и свободные стихи.
Верлибр – это явление симметричное прозе относительно поэзии, где возникает эффект нерукотворности.
Поклонники верлибра утверждают, что настоящие стихи – это хор ангелов, а настоящий верлибр – это дыхание Бога.
БЕЛЫЕ СТИХИ.
Белые стихи – это стихотворения, написанные без рифмы, но в которых сохранён размер. Правда, иногда в белых стихах, могут встречаться ассонансные рифмы, чтобы поддержать строй стиха. Как, к примеру, в «Маленькие трагедии» Пушкина: песни Мери написаны нормальными стихами, а монологи и диалоги – белыми.
О, если б никогда я не певАла
Вне хижины родителей моих!
Они свою любили слушать Мери,
Самой себе я, кажется, внимАю,
Поющей у родимого порога.
Мой голос слаще был в то время: он
Был голосом невинности…
- ! - ! - ! - !- ! -
- ! - ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - !
Как видим, размер соблюдён – любимый ЯМБ Пушкина.
Ещё характерный пример белых стихов – любая пьеса Шекспира. Вот в переводе Пастернака.
Моё лицо спасает темнота,
А то б я, знаешь, со стыда сгорела,
Что ты узнал так много обо мне.
Хотела б я восстановить приличье.
Ты любишь ли меня? Я знаю, верю,
Что скажешь «да». Но ты не торопись.
- ! - ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - !
- ! - ! - ! - ! - ! -
- ! - ! - ! - ! - !
Могу ещё привести для примера стихотворение Ахматовой. – тоже написано белым стихом.
Божий ангел зимним утром
Тайно обручивший нас,
С нашей жизни беспечальной
Глаз не сводит потемневших.
Оттого мы любим небо,
Тонкий воздух, свежий ветер,
И чернеющие ветки
За оградою чугунной
Оттого мы любим строгий
Многоводный, тёмный город,
И разлуки наши любим,
И часы недолгих встреч.
Любое стихотворение – это немножко песня. Не исключение и белые стихи. Очень хочется, хотя бы вкратце, привести для примера стихотворение Э. Багрицкого «Птицелов». Благодаря мелодичности звучания стихотворных строк, образы и сравнения наполняются переживаниями и становятся ещё выразительнее и ярче. Сам автор очень любил птиц и дома у него было много певчей живности.
Трудно дело птицелова:
Заучи повадки птичьи,
Помни время перелётов,
Разным посвистом свисти…
…В бузине сырой и круглой,
Соловей ударил дудкой.
На сосне звенят синицы
На берёзе зяблик бьёт...
…И пред ним, зелёный снизу,
Голубой, и синий сверху,
Мир встаёт огромной птицей, -
Свищет, щёлкает, звенит…
! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - ! -
! - ! - ! - !
Четырёхстопный ХОРЕЙ.
Большинство народных песен и эпосов – написаны нерифмованным стихом. Однако спутать их с прозой трудно. Все они имеют чёткий стихотворный ритм. Это неудивительно, учитывая, что древняя поэзия была неразрывно связана с музыкой.
Белые стихи – в переводе с французского – «стихи со стёртой рифмой». Они часто используются для стилизации под фольклор. Достаточно вспомнить поэму Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
В каком году – рассчитывай,
В каком краю – угадывай, -
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков»…
На первый взгляд, писать белым стихом легче чем рифмованным, но на самом деле, поразить читателя гораздо сложнее.
Браться за верлибр или белые стихи начинающим поэтам всё же желательно только после того, как освоят теорию традиционного рифмованного русского стихосложения.
Надеюсь, вы поняли разницу между этими формами стихосложения. Во всяком случае, я старался объяснить всё простым доступным языком. Удачи Вам!



Другие статьи в литературном дневнике: