Художники"Искусство — ложь, которая делает нас способными осознать правду" Пабло Пикассо Теория цвета Гёте Имя Гете редко связывают с наукой о цвете. Его учение о цвете было не слишком «водонепроницаемым» для научной элиты уже во время первого появления, поскольку интерес Гете к цвету был слишком субъективным, выражавшим точку зрения художника. Иоганн Вольфганг фон Гете (Johann Wolfgang von Goethe) (1749–1832) был поэтом, драматургом, художественным критиком, философом, ученым, историком, геологом, физиком – универсальный мыслитель и, зачастую, непонятый при жизни гений, между именем которого и культурой Германии можно поставить знак равенства. Одна из известнейших его работ – поэтическая драма «Фауст». Гете не пытался и не хотел пояснять явления с точки зрения физики. Его интересовали, прежде всего, эстетические и моральные вопросы: как человек воспринимает цвета и какие чувства вызывают цвета в человеке. Ньютон утверждал, что утренний свет, воспринимаемый нами обычно как прозрачный и светлый, состоит в действительности из цветных лучей. Его опыты с призмой показали, что если светлый солнечный луч пропустить через стеклянную призму, можно ясно различить разделение солнечного луча на разноцветные. По предположению Ньютона цвет предмета определяет тот пучок лучей, который был наиболее интенсивен по сравнению с остальными. Световые пучки, состоящие из разноцветных лучей, могут казаться совершенно совпадающими по цвету, поскольку человек не различает, да и не может различать эти лучи. Гете же назвал опыты Ньютона с призмой допросом природы на дыбе. В противовес далекой научной работе Ньютона, исключавшей участие человека, точкой отсчета для его поисков было «чистое человеческое чувство». Исследования Гете по восприятию цвета Внимание Гете к человеческому восприятию света было более детальным по сравнению с его предшественниками. Он совершенно не мог согласиться с тем, что видимый цвет предмета зависит только от исходящих с поверхности предмета лучей. Указав на возможность того, что два абсолютно одинаковых предмета могут в различных условиях быть совершенно разного цвета, Гете утверждал, что воспринимаемый цвет – это не только ограничивающееся предметом явление, но заметно более широкое свойство, которое определяется всеми предметами, расположенными в поле зрения. Гете можно считать также создателем таких цветовых тестов, которые показывают, что индивидуальные способности людей по восприятию цвета различны. Славянское слово "художник" (болг. Художник; укр. Художник) является древним заимствованием из готского языка (handags), а в германских языках восходит к обозначению руки (ср. нем. Hand, англ. Hand) © Copyright: Анфиса Третьякова-Федина, 2016.
Другие статьи в литературном дневнике:
|