Лётчицы Советского Союза

Исаева Наталья Алексеевна: литературный дневник

Этой подборкой я начинаю рассказ о лётчицах Советского Союза.
Пока документы взяты разрозненно, со временем планирую их тщательно систематизировать.



Российские и советские женщины-авиаторы:



Анатра • Батракова • Безменова • Беляева • Блинова • Бодрягина • Буданова • Бурдина • Ванян • Вертипрахова • Голанчикова • Гризодубова • Джафарова • Джунковская • Добромысова • Долгорукова • Долина • Егоркина • Егорова • Еремина • Ёркина • Журкина • Зверева • Зеленко • Зенкова • Зубкова • Казаринова • Камнева • Капанина • Константинова • Кузнецова-Новолейник • Кулькина • Лебедева • Лисикова • Лисицина • Литвяк • Ломако • Ляшенко • Мамедбекова • Мартова • Михалёва • Насуханова • Нестеренко • Нечаева • Осипенко • Памятных • Панкратова • Петроченкова • Полянцева • Попович • Прохорова • Раскова • Русакова • Савицкая • Самсонова • Сеидмамедова • Соловьёва • Соломатина • Сурначевская • Терешкова • Федоренко • Федутенко • Хомякова • Шаховская • Шолохова • Шулайкина • Яковлева • Ямщикова



Ночные ведьмы: Авидзба • Акимова • Амосова • Аронова • Белик • Бочарова • Бурзаева • Высоцкая • Гашева • Гельман • Голубева • Докутович • Доспанова • Дрягина • Жигуленко • Каширина • Макарова • Макогон • Меклин • Никулина • Носаль • Ольховская • Османцева • Парфёнова • Пасько • Пашкова • Попова • Прокопьева • Ракобольская • Распопова • Рачкевич • Розанова • Руднева • Рунт • Рябова • Саликова • Санфирова • Свистунова • Себрова • Смирнова • Ступина • Сумарокова • Сыртланова • Тарасова • Тимченко • Ульяненко • Фролова • Хорошилова • Худякова • Чечнева • Яковлева



Евдокия Васильевна Анатра — русский авиатор, одна из первых женщин-пилотов!
Родственница известного одесского миллионера, президента Одесского аэроклуба, владельца авиазавода в г. Одессе и аэропланосборочного завода в г. Симферополе — Артура Антоновича Анатры (была женой его младшего брата, погибшего в авиакатастрофе, когда ему было всего 18 лет). Евдокия Анатра успешно закончила в Гатчине школу Первого Российского товарищества воздухоплавания (П.Р.Т.В.) «Гамаюн» 3 октября (16 октября по новому стилю) 1911 года и, получив диплом авиатора за номером 54, стала третьей российской дипломированной женщиной-авиатором (после Л. Зверевой, окончившей школу «Гамаюн» и Е. Шаховской, получившей диплом в Германии). В 1913 году Е. Анатрой был установлен рекорд высоты — три километра.






Екатерина Ивановна Зеленко 12 сентября 1941 года на лёгком бомбардировщике Су-2 сбила тараном один немецкий истребитель Me-109 (второй Me-109 подбил её Су-2, который она пыталась после тарана посадить, при этом лётчица погибла). Это единственный случай воздушного тарана, совершённого женщиной. Родилась 14 сентября 1916, село Корощино ныне Олевского района Житомирской области. Погибла 12 сентября 1941, близ села Анастасьевки Сумской области. Годы службы 1934—1941.
Лётчица, старший лейтенант, единственная в мире женщина, совершившая воздушный таран, Герой Советского Союза (5 мая 1990). Окончила семь классов неполной средней школы № 10 города Курска, в октябре 1933 года отучилась в Воронежском аэроклубе, 3-ю Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей имени К. Е. Ворошилова (1934, с отличием). Член ВЛКСМ. Была замужем за лётчиком Павлом Игнатенко, командиром 4-й эскадрильи того же 135-го БАП, погибшим в воздушном бою в 1943. Служила в 19-й лёгкой бомбардировочной авиационной бригаде, расквартированной в Харькове. Занималась испытанием самолётов и авиационного оборудования, в течение четырёх лет освоила семь типов самолётов. Участница советско-финской войны 1939—1940 (единственная женщина среди лётчиков) в составе 3-й эскадрильи 11-го легкобомбардировочного авиационного полка, входившего в состав ВВС 8-й армии. Совершила 8 боевых вылетов, в ходе которых уничтожила артиллерийскую батарею и склад боеприпасов противника, была награждена Орденом Красного Знамени. Затем вернулась в 19-ю авиабригаду, с мая 1940 служила во вновь сформированном 135-м бомбардировочном полку в качестве лётчика-инструктора. С первого дня Великой Отечественной войны участвовала в боях, будучи заместителем командира 5-й эскадрильи 135-го бомбардировочного авиационного полка (16-я смешанная авиационная дивизия, ВВС 6-й армии, Юго-Западный фронт). Всего успела совершить 40 боевых вылетов (в том числе ночью), участвовала в 12 воздушных боях. В июле 1941 командовала группой бомбардировщиков, уничтоживших в районе Пропойска 45 танков, 20 автомобилей, до батальона солдат противника и вернувшейся назад без потерь. 12 сентября 1941 года совершила два разведывательных боевых вылета на самолёте Су-2. Несмотря на то что во время второго вылета её самолёт был повреждён, она в тот же день вылетела на задание в третий раз. На обратном пути в районе города Ромны два советских самолёта были атакованы семью немецкими Me-109. Второй советский самолёт был подбит и вынужден выйти из боя. Зеленко смогла сбить один самолёт, а когда у неё закончился боезапас, таранила второй немецкий самолёт. Тем самым она уничтожила его, но при этом погибла сама. Погибшая лётчица была похоронена местными жителями в центре села Анастасьевка Сумской области. После войны её останки были перевезены в город Курск. Посмертно еще в 1941 году представлялась к званию Героя Советского Союза, однако тогда была награждена только орденом ЛенинаАлиса. 5 мая 1990 указом президента СССР ей посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. По словам Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта Анатолия Ивановича Пушкина: "...это был лётчик высокого класса. Она родилась для авиации, как птица для полета!" Герой Советского Союза (5 мая 1990, посмертно) — за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов, Орден Ленина (декабрь 1941, посмертно), Орден Красного Знамени (1940). В 1971 году на месте гибели Е. И. Зеленко произвели раскопки. На глубине трёх метров были обнаружены части её самолёта, а в нескольких километрах от этого места обломки «Ме-109» со следами таранного удара. Жителями Анастасьевки на месте падения самолёта Кати Зеленко был установлен обелиск.
Ей также установлены памятники в Берестовке (там находился аэродром, с которого она совершила свой последний боевой вылет) и в Курске.
Её именем были названы улицы в Курске, Воронеже, Сумах, школы и пионерские дружины.
В честь неё была названа малая планета Солнечной системы «Катюша».
В Курске на доме № 23 по улице Горького, где она жила, установлена мемориальная доска.
В Анастасьевке и в школе № 10 города Курска, в которой она училась, созданы музеи Екатерины Зеленко.
В честь Зеленко было названо сухогрузное судно, построенное на ЛСЗ им. Д. Д. Жданова.
В честь Е. И. Зеленко на родине Героя в Олевском районе Житомирской области проводится ежегодный волейбольный турнир среди школьников.
В 1998 году решением главы администрации г. Воронежа аэроклубу присвоено имя Е. И. Зеленко.





В 46 женском авиаполку служили также две лётчицы из Чувашии. Одна погибла - Женя Крутова, вторая - Парфёнова (Акимова) Зоя Ивановна выросла в этом полку до Героя Советского Союза.



Герой Советского Союза лётчица из Башкирии Магуба Гусейновна.
Магуба Гусейновна Сыртланова (1912—1971) — гвардии старший лейтенант, заместитель командира эскадрильи 46-го гвардейского Таманского женского авиационного полка ночных бомбардировщиков. Герой Советского Союза. Родилась 15 июля 1912 в Белебее, Башкортостан. По национальности татарка. Окончила татаро-башкирскую школу (семилетку), предшественницу средней школы № 2. С 1932 года по направлению комсомола Магуба поступила в Балашовскую летную школу. Окончила аэроклуб и планерную школу в Тбилиси. Член КПСС с 1941 года. В Советской Армии с июля 1941 года, призвана Тбилисским горвоенкоматом. На фронтах Великой Отечественной войны — с декабря 1942 года. Сражалась на Северном Кавказе, Таманском полуострове, в Крыму, Белоруссии, Польше и в Восточной Пруссии. В боях проявляла исключительную смелость, мужество и отвагу, совершила 780 боевых вылетов с боевым налётом 928 часов, сбросила 190 тонн бомбового груза. В самых сложных метеорологических условиях Сыртланова с большой точностью выводила группы самолётов в заданные районы. Награды: 15 мая 1946 года за мужество и отвагу гвардии старший лейтенант Сыртланова Указом Президиума Верховного Совета СССР была удостоена звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 8261), Орден Красного Знамени (28.05.1943), Орден Красного Знамени (22.05.1945), Орден Отечественной войны 2-й степени (30.10.1943), Орден Красной Звезды (26.04.1944), Медаль «За оборону Кавказа» (1944) и другие Медали. После войны М. Г. Сыртланова жила в столице Татарстана — городе Казани. Была персональной пенсионеркой. Умерла 1 октября 1971 года, похоронена на Татарском кладбище Казани. В одной из школ Белебея открыт Музей Сыртлановой. Также в Белебее её имя носит улица (улица Сыртлановой) и средняя школа № 2. Имя М. Г. Сыртлановой носят улица в Казани и казанская гимназия №52. Во дворе гимназии поставлен памятник Героине. В этой гимназии находится музей имени Магубы Сыртлановой, где выставлены её личные вещи.





КРЫЛАТАЯ ГВАРДИЯ. Автор - Р. Аронова http: //www.bestwriter.ru/fotoar.htm


Женский авиационный полк — необычное явление в Военно-Воздушных силах страны. За годы Великой Отечественной войны его летчицы совершили множество боевых вылетов, покрыв знамя полка неувядаемой воинской славой.


С первых же дней Великой Отечественной войны многие девушки и женщины шли в военкоматы, требуя отправить их на фронт. Они хотели наравне с мужчинами, с оружием в руках, защищать свою Родину. В октябре 1941 года после призыва ЦК ВЛКСМ в Москве началось формирование женской авиачасти. Руководство было возложено на известную всей стране летчицу, Героя Советского Союза М. М. Раскову. Недостатка в желающих не было. Группами и в одиночку к зданию ЦК комсомола шли пилоты гражданской авиации, летчицы аэроклубов, студентки, молодые работницы московских фабрик, учреждений, предприятий.


Шестнадцатого октября основной костяк будущей женской авиачасти выехал в город Энгельс на Волге для дальнейшего формирования и обучения. В начале 1942 года после трудной и упорной учебы было сформировано три полка — истребительный, скоростных бомбардировщиков и легких ночных бомбардировщиков на самолетах «ПО-2». В дальнейшем первые два полка стали смешанными: в них были также и мужчины. И только полк ночных бомбардировщиков (командир полка Е. Д. Бершанская, комиссар — Е. Я. Рачкевич) до самого конца войны оставался женским.


В мае 1942 г. полк вылетел на Южный фронт. Командование авиадивизии встретило необычное пополнение настороженно. Сомневались, сможет ли «девичий полк» вынести все тяготы фронтовой жизни. Но вскоре девушки доказали, что они умеют воевать не хуже мужчин. Боевое крещение полк получил в районе Донбасса, под Краснодоном. И сразу же познал горечь потерь: не вернулись с боевого задания командир эскадрильи Люба Ольховская и штурман Вера Тарасова. Гибель подруг не запугала летчиц. Они стали громить врага с еще большей ненавистью. Настоящее мастерство и боевую закалку девушки полка приобрели в предгорьях Кавказа осенью 1942 года, когда линия фронта стабилизировалась по реке Терек. Горная местность, сложные метеорологические условия создавали большие трудности в полетах, но, преодолевая их, летчицы повышали свое летное мастерство. Уже здесь, на Северном Кавказе, враг познал силу и точность бомбовых ударов советских летчиц. Фашисты с ненавистью стали называть их «ночными ведьмами». За бои на Кавказе лучшие девушки полка получили свои первые боевые награды. В начале 1943 года, в период наступления наших войск на юге, женский авиаполк принимал самое активное участие в разгроме отступавших фашистских частей: бомбил эшелоны, автоколонны, скопления войск. За отличное выполнение боевых заданий в феврале 1943 года полку было присвоено звание «гвардейского». Он первым в дивизии был удостоен такой награды и стал именоваться «46-й Гвардейский полк легких ночных бомбардировщиков». В боях на Кубани над так называемой «Голубой линией» обороны противника девушки преумножили боевую славу гвардейцев. Командование дивизии поручало летчицам ответственные задания. Так было, например, в период боев за Новороссийск, когда полк получил приказ подавлять отдельные огневые точки врага в непосредственной близости от наших передовых частей. К началу октября 1943 года враг был сброшен с Таманского полуострова. За участие в боях по освобождению Кубани и Тамани 46-му Гвардейскому полку было присвоено наименование «Таманский». В сражениях над «Голубой линией» погибли четырнадцать девушек-летчиц. Среди них ветераны полка — Герой Советского Союза Дуся Носаль, Галя Докутович, Полина Белкина, Тамара Фролова, Ира Каширина. В течение шести месяцев (с середины октября 1943 г. до середины апреля 1944 г.) женский полк летал на своих маленьких самолетах «ПО-2» через Керченский пролив в Крым. После высадки десанта в Эльтигене, южнее Керчи, помимо основной задачи — бомбометания по укрепленным пунктам, аэродромам, плавсредствам — девушки снабжали наших десантников боеприпасами и продовольствием. Активно участвовал 46-й Гвардейский Таманский полк и в боях за Севастополь. Через несколько дней после победного салюта в честь освобождения Крыма полк был переброшен на Второй Белорусский фронт. На его гвардейском знамени сверкал боевой орден Красного Знамени. Участвуя в стремительно развивающихся событиях по изгнанию оккупантов с белорусской земли, девушки-гвардейцы совершили 1735 боевых вылетов. На их счету, кроме уничтоженной живой силы и техники противника, появились пленные, в том числе и один генерал. С сентября 1944 г. полк воевал над территорией Польши. В период этих боев особенно памятна ночь с 20 на 21 декабря, когда летчицы делали по 14—18 боевых вылетов, а полк в целом сделал 324 вылета. Никогда ни один полк не показывал таких высоких результатов. Это была незабываемая ночь. Летали с площадки, расположенной всего в шести километрах от линии фронта, брали максимальное количество бомб, для чего отказались даже от парашютов. Освобождая польскую землю от фашистских захватчиков, полк потерял трех своих лучших летчиц: Таню Макарову, Веру Белик, Ольгу Санфирову. Свои завершающие удары «крылатая гвардия» наносила по фашистским войскам в Данциге, Гдыне, Штеттине, Свинемюнде. Орден Суворова на знамени полка был наградой за успешные боевые вылеты.


За три года непрерывных боевых действий на фронтах Великой Отечественной войны 46-й Гвардейский Таманский авиационный орденов Красного Знамени и Суворова III степени полк сделал 24 тысячи боевых вылетов, сбросил 3 миллиона килограммов бомб. Все девушки неоднократно награждались орденами и медалями, а 23 из них получили звание Героя Советского Союза. С самого начала своего существования и до конца войны женский полк представлял собой единый, крепко спаянный коллектив, в котором всегда присутствовал дух боевой дружбы, здорового соревнования и горячего патриотизма. В этом большая заслуга командира полка подполковника Евдокии Давыдовны Бершанской, которая личным примером, умелым руководством и просто в силу своих человеческих качеств, завоевала авторитет и уважение своих подчиненных. Это облегчало ей командование таким необычным полком. Много сделали для укрепления дисциплины и боевого духа комиссар полка подполковник Евдокия Яковлевна Рачкевич и парторг полка Мария Ивановна Рунт.


Через несколько месяцев после окончания войны женский полк был расформирован, девушки вернулись к мирной жизни, многие продолжили прерванную учебу. Но их фронтовая дружба живет до сих пор. Ежегодно 2-го мая и 8-го ноября они встречаются в сквере Большого театра в Москве — так решили на последнем собрании полка. Во время этих встреч бывшие гвардейцы рассказывают друг другу о своей жизни, об успехах и трудностях в работе. Вспоминают и боевых подруг, и дни своей тревожной военной юности.





Другие статьи в литературном дневнике: