Жан-Поль Сартр о ТошнотеГлавное различие между Антуаном Рокантеном и мной заключается в том, что это я написал историю Антуана Рокантена ... Во всех наших мыслях, во всех наших чувствах имеется своя доля страшной тоски. Когда иерархическая интерграция функций устойчива, когда внутренняя организация обеспечивается синтетическими принципами, эта тоска безобидна; она вливается в целое, она вроде тени, от которой свет становится только ярче. Но если из этой смеси изъять направляющий принцип, тогда вторичные структуры, прежде подчиненные целому, начинают жить своей собственной жизнью. "Космическая тоска" сама себя полагает для себя. Именно это и произошло: я лишил своих персонажей своей маниакальной страсти к письму, своей гордыни, своей веры в судьбу, своего метафизического оптимизма, чем спровоцировал в них кишение всего мрачного. Они - это обезглавленный я ... Они могут существовать лишь в той искусственной среде, которую я для них создал и которая питает их ... Кроме дезинтеграционной тоски, которую я только что упоминал, они испытывают другую тоску, более глубокую, тоску, исполненную теми упреками и той горечью, которую источает гомункулус в своей колбе; они знают о своей нежизнеспособности, они живут на искусственном питании, и читатель, по мере того как он вводит их существование в свое время, проникается метафизической тоской доисторических животных, обреченных на скорейшее исчезновение по причине несовершенства их внутренней организации ... Мои романы представляют собой опыты, они возможны только через дезинтеграцию. Мне кажется, что совокупность моих сочинений будет скорее оптимистической, поскольку в этой совокупности будет восстановлено ЦЕЛОЕ. Однако каждый отдельно взятый мой персонаж является калекой ... Мне кажется, что это и есть причина того, что я могу писать мрачные книги, не являясь при этом ни мрачным человеком, ни шарлатаном, веря в то, что я пишу. © Copyright: Даниил Гергель, 2018.
Другие статьи в литературном дневнике:
|