из книги...

Мюрэль: литературный дневник

из книги "Придворные балы" автор Жерихина ЕИ.
Маркиз де Кюстин описывал свадебный бал Марии Николаевны:"Праздник был одним из самых феерических зрелищ, которые мне пришлось на своем веку видеть. Танец,
который чаще всего встречается на великосветских балах, не нарушает обычного течения мыслей танцующих.Это размеренная согласованная с ритмом музыки прогулка кавалера об руку со своей дамой. Сотни пар следуют одна за другой в торжественной процессии через необозримые залы всего дворца. Бесконечная лента вьется из одной залы в другую, через галереи и коридоры, куда влечетее возглавляющий шествие властелин.Это называется " танцевать полонез"
"Придворные балы по "большому этикету" назывались в соответствии с залами, которые отводились для танцев: на "Николаевских" присутствовало 3000человек, на балах"Концертных" и "Эрмитажных" соответственно 1000 и 600человек, приглашенных по билетам за две недели до бала. "
"Великие князья обязаны были участвовать в придворных балах с детства. Государь(Александр II) в полонезе шел в первой паре об руку с цесаревной Марией Федоровной, за ними следовали великие князья и княгини в порядке старшинства. Так как великих княгинь, чтобы составить пары было недостаточно, младшие великие князья, как я, десятилетний, шли в паре с придворными дамами.Моя была стара и помнила детство моего отца.Наша процессия не была,собственно говоря: танцем в совершенном значении этого слова.Это было торжественное шествие с несколькими камергерами впереди, которые возвещали наше прохождение через все залы Зимнего дворца.
Мы прошли три раза через залы, после чего начались танцы.Кадриль, вальс и мазурка были единственными танцами того времени, допущенными этикетом.Когда пробило полночь, танцы прекратились, и государь в том же порядке повел всех к ужину.



Другие статьи в литературном дневнике: