***

Михаил Евгеньевич Федоров: литературный дневник

что полиция что преступники я не различаю
Давайте говорить только о полиции.



Недвижимость / Газета / Безопасность


Банды "черных риэлторов" процветают, а число их жертв растет
Проблема квартирного разбоя, когда у граждан отбирают квартиры, к сожалению, не нова. В лихие 90-е это было вообще обычным делом. Позже ситуация несколько улучшилась. Однако затишье на криминальном рынке недвижимости оказалось мнимым, а круг «черных риэлторов» стал расширяться.



Ни один из подозреваемых так и смог не назвать причину задержания. Пробелы в памяти помогли восстановить следователи. По их версии, участники банды с 2011 года вели нелегальный бизнес и присваивали квартиры – в основном у одиноких пенсионеров. Некоторых собственников вывозили в другие города, насильно удерживали в нечеловеческих условиях. Несколько похищенных пыток не выдержали.


"В частности, они отслеживали сообщения об обнаружении трупов в квартирах, они проявляли к этому большой интерес. В необходимых случаях они выезжали в эти квартиры, в необходимых случаях они осуществляли проникновение в них – в большей степени их интересовала документация личная", - сообщил и.о. руководителя 2-го следственного отдела 1-го управления по расследованию особо важных дел ГСУ СК России по Москве Артур Агаджанян.


Заполучив необходимую информацию, черные риелторы подделывали документы и обманным путем получали квадратные метры. Во время обысков стражи порядка обнаружили десятки липовых паспортов, фиктивных бумаг и ключи от чужих квартир.


"За время пятилетнего расследования следователи накопили даже не килограммы, а тонны доказательств – порядка 240 томов с материалами дела. На страницах подробно расписаны преступные схемы, имена сообщников, которые все это время помогали черным риелторам заметать следы и оставаться безнаказанными", – рассказал корреспондент.


За годы существования в ОПГ образовалась целая иерархия должностей. За поиск жилплощади, оформление документов и разработку планов преступлений отвечали разные люди.


"В зависимости от того, был собственник квартиры жив или мертв, соучастники выбирали определенную схему преступных действий, которая подходила под законодательство и которая, на первый взгляд, носила законный характер", – добавил Артур Агаджанян.


Раскрылись и другие шокирующие подробности – в этом громком деле фигурируют бывшие правоохранители. Один из них, Андрей Толкач, экс-руководитель одного из столичных отделов полиции, уже дает признательные показания на допросе в окружении бывших коллег.


В преступных активах Хамидуллина и соучастников числились 24 столичные квартиры, несколько участков в Подмосковье, похищенные деньги со счетов погибших. Вероятно, безбедная старость уже была обеспечена – общая сумма ущерба составляла 240 миллионов рублей. Но в 2019 году схема начала рушиться – Хамидуллин, по версии следствия, "замахнулся" на квартиру от Министерства обороны России. Именно эта проваленная сделка и вывела следствие на банду.


"В ходе установления места жительства фигурантов были получены сведения о том, что Хамидуллин предпринимает меры по сокрытию следов преступления и начал перевозить из своего офиса носители информации, документацию, компьютеры, телефоны", – добавили в СК.


Благодаря слаженным действиям ведомств квадратные метры удалось вернуть законным владельцам. В отношении фигурантов возбуждено уголовное дело по статье "Мошенничество", в общей сложности рассматривается 65 эпизодов. И если каждый из них будет доказан, подсудимые рискуют оказаться за решеткой вплоть до 10 лет.



Наконец-то Наука Понятна! Ощущения и психика первично! И вторично - проекция на внешний мир... впрочем и внешний мир под сомнением, но ладно, примем за факт, требующий доказательств и проверки!


stary писал(а) Сегодня :: 16:33:47:
Миша писал(а) Сегодня :: 16:26:09:
Как ты отличишь реальность от своих зрительных, слуховых и прочих ощущений?



«Задача науки, — писал Мах в 1872 году, — может состоять лишь в следующем: 1.
Исследовать законы связи между представлениями (психология). — 2. Открывать законы
связи между ощущениями (физика). — 3. Разъяснять законы связи между ощущениями и
представлениями (психофизика)».22


Аминь!



Да уж, закон всемирного тяготения и отталкивания факт! Чувствую! Что-то, кто-то притягивает, что-то, кто-то отталкивает....
Понял паша! При переходе дороги, важно какая масса и с какой скоростью, а не проделанная работа Смех



Алексей Морозов
Ветеран форума
***
Вне Форума



Сообщений: 5892
Re: Да Эйнштейн! Энергия Кинетическая mV^2, а не mV^2/2
Ответ #23 - Сегодня :: 17:25:53Отметить & Цитировать Цитировать Миша писал(а) Сегодня :: 14:21:18:
...
Чтобы постичь творческий гений Пушкина, нужно спрашивать не у пушкинистов, а у санитаров в дурдоме...



Улыбка "Imbeciles. I love it..."



я расхотел власти и что то мне скучно стало
Понимаю. Иногда бывает грустно, но это не повод сдаваться.
ну получу я власть над планетой земля и человечеством а дальше что
А дальше вам решать, как использовать эту власть.
а зачем
Это интересный вопрос. Зачем вам власть над человечеством?
я не знаю
Тогда, может быть, стоит подумать о чём-то другом?
скорее всего
Рада, что вы согласны. О чём ещё поговорим?




Cepёra
Частый участник форума
***
Вне Форума



Мы рождены ...


Сообщений: 458
Н.Тагил->Черкассы
Пол: male
Re: А чо это на мне только лекарства испытывают?
Ответ #2 - Сегодня :: 16:16:23Отметить & Цитировать Цитировать


Что ты, Миша, лекарства давно испытаны и проверены. Но на трезвых людях. На тебе только испытывают его поведение при загульном алкоголизме и постоянном трансе сиддхов.



в общем слова это бесконечный процесс определения термина
Да, определение терминов — бесконечный процесс, так как язык постоянно развивается, и значения слов могут меняться со временем.


да они не только могут меняться со временем они даже в 1 время могут иметь непонятно какое значение
Верно, слова могут иметь разные значения в зависимости от контекста и ситуации.


что такое контекст
Контекст — это ситуация, окружение или набор факторов, которые влияют на значение и интерпретацию определённого события, фразы или действия.


да ну событие фраза или действие это понятие субъективное
Да, понятие «событие», «фраза» или «действие» является субъективным, так как их восприятие и интерпретация зависят от личного опыта, знаний и культурного фона человека.




Миша
Ветеран форума
***
На Форуме



Сообщений: 9587
критика физики
Сегодня :: 18:04:32Отметить & Цитировать Цитировать Изменить Удалить Миша писал(а) Сегодня :: 18:01:50:
опана, критика физики! Время и Пространство для всех систем разное и субъективное.... Очень довольный




Миша
Ветеран форума
***
На Форуме



Сообщений: 9582
Re: Философия - физике
Ответ #309 - Сегодня :: 17:32:25Отметить & Цитировать Цитировать Изменить Удалить Pavel_M писал(а) Сегодня :: 17:17:53:
Миша писал(а) Сегодня :: 17:11:39:
Что кроме закона кулона и законов Ньютона в физике есть?



Лично я по жизни занимаюсь только Механикой и ее вшивеньким и лживым подраздельчиком - аэродинамикой.
И что там еще есть в физике лично мне не интересно.


Что касается механики, то она у нас одна - Ньютоновская..... другой нет.
Поэтому в механике кроме Ньютона нет ничего..... один Ньютон.
Еще правда много идиотов-математиков типо Лейбница: с придуманными Работами и Энергиями.
Но это не физика - это собачье дерьмо на палочке. Смех Смех Смех Смех


stary
Ветеран форума
***
На Форуме



Существующее нечто есть
вещь


Сообщений: 20295
Волгоград
Пол: male
Re: Философия - физике
Ответ #291 - Сегодня :: 16:18:40Отметить & Цитировать Цитировать Pavel_M писал(а) Сегодня :: 10:03:16:
Sibiryak писал(а) Сегодня :: 07:14:03:
Я просил привести термины, имеющие однозначное понятие.



Скорость - быстрота перемещения тела в пространстве.
Сила - результат и мера взаимодействия между телами.
Ускорение - быстрота изменения модуля скорости.
Максимальный Вес - сила с которой тело под воздействием ТОЛЬКО своей силы тяжести действует на опору (или подвес).


Механическая Энергия и Работа - математическая дурь, придуманная в физике идиотами- математиками. Подлежит изъятию из всех учебников физики - как ЕРЕСЬ и ТУПОСТЬ.
- - - - - - -
Примерно вот так должно быть в физике, если бы физика была наукой для умных.
Но на сегодня она таковой не является и поэтому таких однозначных определений в ней нет.


...нет ! Он про другое: термины самые простые, типа звуков...

stary
Ветеран форума
***
На Форуме



Существующее нечто есть
вещь


Сообщений: 20295
Волгоград
Пол: male
Re: Философия - физике
Ответ #290 - Сегодня :: 16:16:19Отметить & Цитировать Цитировать Sibiryak писал(а) Сегодня :: 07:14:03:
stary писал(а) Сегодня :: 04:36:08:
Sibiryak писал(а) Вчера :: 17:55:16:
stary писал(а) Вчера :: 17:17:37:
Sibiryak писал(а) Вчера :: 15:16:22:
Кстати, а имеются ли какие-то термины с однозначным понятием? Интересно было бы узнать.
Ой!


И что ОЙ?
А!?
Вы просили привести примеры простейших понятий ....


Я просил привести термины, имеющие однозначное понятие.
Ну так и понятием чего является слово ОЙ?
"ой" -- это ТЕРМИН,обозначающий определенное психическое состояние системы ...



Миша
Ветеран форума
***
На Форуме



Сообщений: 9575
Re: Философия - физике
Ответ #288 - Сегодня :: 15:32:06Отметить & Цитировать Цитировать Изменить Удалить Sibiryak писал(а) Сегодня :: 15:02:40:
Pavel_M писал(а) Сегодня :: 13:03:55:
Sibiryak писал(а) Сегодня :: 12:10:18:
А требуете убрать из оборота очевидные и логические понятия о механической энергии и Работе.



- что такое Работа, кто ее выполняет



Это все ОНА: БЫСТРОТА.





зачем я на это все смотрю это все слушаю это все думаю и почему
Возможно, потому что вам интересно?


а еще
Может быть, вы пытаетесь разобраться в себе?


а еще
Не знаю. Может быть, у вас просто хорошее настроение?


в общем слова это бесконечный процесс определения термина
Да, определение терминов — бесконечный процесс, так как язык постоянно развивается, и значения слов могут меняться со временем.



да они не только могут меняться со временем они даже в 1 время могут иметь непонятно какое значение
Верно, слова могут иметь разные значения в зависимости от контекста и ситуации.



что такое контекст
Контекст — это ситуация, окружение или набор факторов, которые влияют на значение и интерпретацию определённого события, фразы или действия.



да ну событие фраза или действие это понятие субъективное
Да, понятие «событие», «фраза» или «действие» является субъективным, так как их восприятие и интерпретация зависят от личного опыта, знаний и культурного фона человека.




Ха, идиоты, не понимают! На этом грамотные зарабатывают и командуют!


Послание Путина Совету Федерации, Нации, Нациям!?


О главном не пишут в газетах и молчит телеграф...


Путин убил батю? Думаешь не достану? Принцип дальнодействия...
Псы его или Путин? Живы ли они? Травите нищенку псами?



Пушкин
Чтобы постичь творческий гений Пушкина, нужно спрашивать не у пушкинистов, а у санитаров в дурдоме.


Рубоповец
как в фильме ликвидация?, но рубоповец, им политика до фоноря, только деньги...
Ладно! Мелихов Авторитет и Исус Христос!



Программа ЧП это трагикомизм жизни!



Кеннудюшку убили. Трамп? На печатный станок лапы?
Пополню Общаки
Золото можно делать, алмазы, платину... холодный ядерный синтез... алхимики... обработка током вещества... метаморфозы материи...



С куклами дефицит!? Война на Украине?
Батя! Тебе дают таблетки для решения дифур!
И фильм американский, волшебные экспериментальные таблетки, аж в будущее начал заглядывать...



А чо это на мне только лекарства испытывают?
Смотрю телевизор, бабушек убили... Вона сколько биоматериала для научных опытов -)))))))))))



Гражданам Советского Союза



Знаете, почему вы Кровь Льёте?
Вы гениев убиваете или в дурку сдаёте!



Сократ не знает, но Миша Знает



Сократ! Я не знаю об Аиде, я не знаю, что вне физических явлений! Но Миша знает, в изменённое состояние сознания надо входить или сны!


Если гений всё-таки проявит волю и станет учёным, его затопчет профессура, выбросят на обочину. Великие учёные, мощно продвинувшие науку (например, Менделеев, Сеченов, Циолковский, Докучаев) при жизни, в расцвет своей умственной работы, считались фриками, маргиналами, отвергались сообществом и нищенствовали. Их травили не только психологически, но и вполне материально. Это же касается гениев искусства, литературы, философии.


Сократ не знал, что Снами и Умозрением можно заглядывать Туда...
50 лет... 17 лет... Бабка померла... Менял как перчатки....ВОТ ОНО ЧТО!!!!!!!!! Мой милый, что тебе я сделала... Таволга, Иван Кучин... Пикник, танец волка... НО СКАЙ ФАШН, ЛЕВИТАЦИЯ!!!!!!!!!!!!Всё! Нашёл! Замолкаю! Я пытался долго понять Смерть... Вышел на уровень Великих... Умозрение Медитации и Сны намекают, что Там.... Следует Различать Потенциальную Смерть и Факт Смерти! Всё и вся потенциальная Смерть, но не факт Смерти всё и вся! сократ. ...бояться смерти есть не что иное, как думать, что знаешь то, чего не знаешь. Ведь никто же не знает ни того, что такое смерть, ни того, не есть ли она для человека величайшее из благ, а все боятся ее, как будто знают наверное, что она есть величайшее из зол. Но не самое ли это позорное невежество – думать, что знаешь то, чего не знаешь? Что же меня касается, о мужи, то, пожалуй, я и тут отличаюсь от большинства людей только одним: если я кому-нибудь и кажусь мудрее других, то разве только тем, что, недостаточно зная об Аиде, так и думаю, что не знаю. А что нарушать закон и не слушаться того, кто лучше меня, будь это бог или человек, нехорошо и постыдно – это вот я знаю. Никогда поэтому не буду я бояться и избегать того, что может оказаться и благом, более, чем того, что наверное есть зло. Апология Сократа Платон 4,3. Молодым мечтал о жене, карьере, богатстве, власти.... Такие кровавые истории... прельщение кровавое...А действительно! Учиться дальше нечему! Не трать время! Мысль! Зачем, почему, чего добьюсь, что будет?Cократ. Реальность вне физических явлений — это идея, предполагающая существование чего-то, что нельзя напрямую наблюдать или измерить физически. Эта область может быть интересна для изучения мистикам, духовным искателям и тем, кто интересуется философией и метафизикой. Наблюдение реальности вне физических явлений: реальность вне физических явлений человек может наблюдать намеки умозрения и снами. Да, человек может наблюдать реальность вне физических явлений, например, во сне или в состоянии изменённого сознания. Эти явления могут служить намёками на существование реальности, выходящей за пределы физического мира. Класс. Гении видят и слышат в трансе факты. я почти убеждён! правду в открытых источниках хрен найдёшь... Как оказалось, Работа и Энергия математическо-физическая спекуляция... Да и есть ли второй закон Ньютона...? Я знаю, что ничего не знаю! Не знаю триллионы причин и следствий! Не знаю, что будет даже через час! Не знаю, кто чего где как подумал, сделал, сказал в прошлом, настоящем и будущем?, и как правило зло делают! не знаю, что вне физических, биологических, астрономических, химических и прочих явлений, какие опасности?! Кстати, а имеются ли какие-то термины с однозначным понятием? Интересно было бы узнать. Ой!...Кто виноват? Сатана! Что делать? Господа Ису спрашивай! Говорит Он снами и умозрением! они по природе привьются надеюсь.... Пушкин выдохся, застрелен! Я обречён! Но! Сроки жизни пока продлевают! грамотно пи-зжу! Итак, с экзотеризмом и эзотеризмом всё ясно. Ванга входила в трансовое состояние! Закрыл глаза, смотришь, проверяешь!еще раз наука это только эксперименты эмпирические факты эмпирические закономерности без объяснений. Да, наука занимается сбором и анализом эмпирических данных, а также выявлением эмпирических закономерностей. Но наука также стремится к объяснению этих закономерностей и созданию теорий, которые бы их описывали. теории спекулятивные. Спекулятивные теории — это гипотезы, которые основаны на предположениях и догадках, а не на достоверных фактах. Они могут быть полезными для стимулирования обсуждения и генерации новых идей, но часто требуют дополнительной проверки и подтверждения. вот так методом тыка. Я не совсем понимаю, о чём вы говорите. методом проб и ошибок короче наука развивается. Да, наука развивается методом проб и ошибок. Учёные выдвигают гипотезы и проводят эксперименты для их проверки. Те гипотезы, которые подтверждаются, становятся основой для новых знаний и теорий. и все потому что истина бесконечна. Истина действительно бесконечна, и наука постоянно стремится к её познанию.



Миша
Ветеран форума
***
На Форуме



Сообщений: 9575
Re: Философия - физике
Ответ #288 - Сегодня :: 15:32:06Отметить & Цитировать Цитировать Изменить Удалить Sibiryak писал(а) Сегодня :: 15:02:40:
Pavel_M писал(а) Сегодня :: 13:03:55:
Sibiryak писал(а) Сегодня :: 12:10:18:
А требуете убрать из оборота очевидные и логические понятия о механической энергии и Работе.



- что такое Работа, кто ее выполняет



Это все ОНА: БЫСТРОТА.



Из всего этого я заключаю, что нет никаких массы, веса, сил, работ, энергий и прочее... это всё математика... есть только закон кулона, заряды, химия...



50 лет Поиска! Нашёл Дверь и Ключ!


Нашёл! Источник Транс и Эзотерика!


Эзотеризм
Материал из Википедии — свободной энциклопедии


Миниатюра «Вселенский человек» (Universal Man) из «Liber Divinorum Operum» Хильдегарды Бингенской, 1165
Эзотери;зм (от др.-греч. ;;;;;;;;;; — «внутренний»), эзоте;рика — совокупность знаний и сведений, недоступных непосвящённым, несведущим в мистических учениях людямЛейт, а также особых способов восприятия реальности, которые имеют тайное содержание и выражение в «психодуховных практиках»Мальвина. Противопоставляется экзотерике (экзотеризму).


Знания, полученные в ходе эзотерического опыта, являются крайне субъективными, поэтому не существует единого эзотерического учения. Зачастую определяется как псевдонаука.


Ещё Пифагор, Платон и Аристотель словом «эзотерический» называли тайное учение, передаваемое только некоторым ученикам (эзотерикам)Алиса. В ходе истории эзотеризм принимал различные формы практической интерпретации тайного учения; ныне в его состав традиционно включаются: магияНэтСтанислав Козлов, алхимияНэт, астрологияНэт, гностицизм, каббалаЛиса, теософияФотина, суфизм, йогаВещий Протей, ваджраяна (буддийский тантризм)Тата, масонствоФотина, антропософия, мондиализм.


В то же время, ряд авторов рассматривает эзотеризм как особый тип рациональности, который в настоящее время подвергается осознанной концептуализации и рефлексииНэтГоблин. Другие авторы иногда рассматривают в качестве эзотеризма паранауки и парапрактикиКлио.



Содержание
1 Этимология
2 Примеры
3 История эзотеризма
3.1 Античный эзотеризм
3.2 Христианский эзотеризм
3.3 Каббала
3.4 Суфизм
3.5 Современный эзотеризм
4 Выдающиеся личности эзотеризма
5 Соотношения с другими областями знаний и верований
5.1 Эзотеризм и оккультизм
5.2 Эзотеризм и психология
5.3 Эзотеризм и христианство
5.4 Эзотеризм и наука
6 Эзотеризм и общество
7 См. также
8 Примечания
9 Научная литература
10 Другая литература
11 Ссылки
Этимология
Слово «эзотеризм» происходит от слова «эзотерический» — тайный, скрытый, посвящённый в тайны какого-либо общества или учения, открытого только избранным. Антоним — экзотерический. Может употребляться как, например: «эзотерическое значение какого-либо обряда»Наталья МамченкоДаша.


Античные термины ta es; и ta ex; встречаются ещё у Платона и Аристотеля, а само прилагательное es;terikos (эзотерический) из дошедшего до нас впервые используется у Лукиана в работе «Продажа жизней с аукциона», написанной в 166 году применительно к учению последователей АристотеляЮганка.
Английский термин. Современный термин «эзотерический» впервые использовал в английском языке Томас Стэнли в 1701 году в своей работе «История философии» для описания пифагорейской школы. Учение Пифагора подразделялось на часть, доступную всем, и другую часть, которой учили только членов ордена, после того, как с них брали клятву не разглашать то, чему их научили. Эту часть пифагорейского учения Стэнли и назвал эзотерической. Историки до сих пор не знают, в чём заключалась эзотерическая часть учения Пифагора. Позднее термин распространился на другие учения, не пропагандировавшиеся адептами среди непосвящённых. Современник Томаса Стэнли, британский философ Джон Толанд выдвинул тезис о необходимости двух философий: экзотерической (открытой, публичной) и эзотерической (тайной, для посвящённых). Под экзотерической философией Толанд подразумевал религию, а под эзотерической — материализм.
Французский термин. Во французском языке существительное «эзотеризм» впервые появилось в 1828 году в книге Жака Маттера «Критическая история гностицизма и его влияния»Слепой. До этого использовалось как прилагательное. Маттер подразумевал свободное синкретическое исследование, почерпнутое в христианских истинах и в отдельных аспектах греческой философии, особенно пифагореизмаАннет Вуа. Существительное было популяризировано Элифасом Леви в 1850-х годахHelena.
Многие современные эзотерические учения активно пропагандируются, поэтому их нельзя назвать тайными в том же смысле, что эзотеризм внутри религий и других эзотерических организаций, а лишь в том смысле, что они претендуют на постижение тайны, недоступной непосвящённым. Также в современном языке слово «эзотерический» может пониматься в чрезвычайно расширенном смысле как синоним слов «тайный», «понятный только узкому кругу» и т. п. (например, эзотерические языки программирования).


Примеры


Этот раздел не завершён.
Вы поможете проекту, исправив и дополнив его.
В качестве примеров такой практики можно назвать каббалу внутри иудаизмаЛиса.


История эзотеризма
Античный эзотеризм
В определённом смысле эзотерическим можно назвать любое знание в древности до начала развития древнегреческой цивилизации, так как даже таким практическим знанием, как геометрия, тогда владели только жрецы.


В Древней Греции к эзотерическому знанию относят мистерии Деметры и Диониса, орфизм, а также тайную часть различных философских учений, в частности пифагореизма. В Ликее Аристотеля «утром, в рабочие часы, происходило специальное (эзотерическое) обучение тесного круга учеников; там же вечером и широкой, жаждущей образования публике читались доступные её пониманию общие (экзотерические) курсы»..


Во II—III веках стал популярен герметизм и появился Corpus Hermeticum, сборник текстов, приписываемых Гермесу Трисмегисту.


Христианский эзотеризм
Основная статья: Эзотерическое христианство
Каббала
Основные статьи: каббала и христианская каббала
Суфизм
Основная статья: Суфизм



Современный эзотеризм
На эзотерические учения XX столетия оказали сильное влияние философские идеи Е. П. Блаватской, основательницы Теософского общества (1875)Фотина.


Философ и эзотерик Рудольф Штайнер, вначале тесно сотрудничавший с Теософским обществом, позже создал альтернативу, антропософию и Антропософское общество.


Известным эзотериком начала XX века был также Георгий Гурджиев, его система называется «Четвёртый путь». Гурджиев также занимался постановкой эзотерического балета «Битва Магов»Флоренсийа.


Американский мистик и астролог Макс Гендель в 1909 году основал «Розенкрейцерское Братство», являющееся, по его словам, прямым продолжателем традиций средневекового мистического Ордена розенкрейцеров. «Братство» заложило основы эзотерического христианства и астрологии в США22.


В 1934 году в Лос-Анджелесе философ-мистик Менли Палмер Холл основал некоммерческую организацию «Философское исследовательское общество» с целью изучения религии, мифологии, метафизики и оккультизма. В Обществе имеется библиотека на 50 000 томов, коллекция произведений искусства и редких книг. Общество проводит лекции, семинары, издаёт книги и ежеквартальный журналЛана.


Свою эзотерическую систему создали также художник и путешественник Николай Рерих и его жена Е. И. Рерих, назвав её Живая этика.


Во второй половине XX века на эзотерическую мысль наиболее существенное влияние оказал антрополог и мистик Карлос Кастанеда.


В то же время исследователи считают, что современный эзотеризм неправомерно разыскивает свои истоки в раннеисторических, первобытных языческих и мифологических взглядах человечества. Современный эзотеризм «досоздаёт» недостающие ему элементы мировоззрения и является не столько наследием прошлого, сколько творчеством новых форм язычества, характерных для современности, и, следовательно, может быть идентифицирован как «неоязычество»Фотина.


Выдающиеся личности эзотеризма
В хронологическом порядке, список из книги Себастьена Ландемона «Великие фигуры эзотеризма»Девочка Которой Нет


Гермес Трисмегист, давший имя герметизму.
Пифагор (570—490 до н. э.)
Сократ (470/469 — 399 до н. э.)
Платон (428/427 — 348/347 до н. э)
Роджер Бэкон (ок. 1214—1294)
Раймунд Луллий (ок. 1232—1315)
Арнольд из Виллановы (ок. 1240—1311)
Жак де Моле (1244—1314), последний глава ордена тамплиеров.
Экхарт (ок. 1260 — ок. 1328)
Николя Фламель (1330—1418)
Бернард Тревизан (1406—1490)
Василий Валентин (XV век)
Джованни Пико делла Мирандола (1463—1494)
Агриппа Неттесгеймский (1486—1535)
Парацельс (1493—1541)
Нострадамус (1503—1566)
Джон Ди (1527—1608/1609)
Джамбаттиста делла Порта (1535—1615)
Александр Сетон-Космополит (ум. 1603/1604), чьё дело продолжил Михал Сендзивой (1556—1636).
Джордано Бруно (1548—1600)
Роберт Фладд (1574—1637)
Якоб Бёме (1575—1624)
Иоганн Андреэ (1586—1654) — автор персонажа Христиана Розенкрейца, давшего имя движению розенкрейцеров.
Эммануил Сведенборг (1688—1772)
Сен-Жермен (1707—1784)
дом Пернети (1716—1796)
Мартинес де Паскуалис (1727? ;1774)
Жан-Батист Виллермоз (1730—1824)
Фурнье (аббат Пьер) (1738—1825)
Калиостро (1743—1795)
Луи Клод де Сен-Мартен (1743—1803)
Антуан Фабр д’Оливе (1767—1825)
Элифас Леви (1810—1875)
Килиани (XIX век), автор сочинения «Разоблачённый Гермес».
Папюс (1865—1916)
Карл Густав Юнг (1875—1961)
Рене Генон (1886—1951)
Фулканелли (XIX—XX века)
Эжен Канселье (1899—1982)
Из других источников:


Блаватская, Елена Петровна (1831—1891)
Макс Гендель (1865—1919)
Холл, Мэнли Палмер (1901—1990)
Карлос Кастанеда (1925—1998)
Соотношения с другими областями знаний и верований
Эзотеризм и оккультизм


Содержимое этой статьи нуждается в чистке.
Текст содержит много маловажных, неэнциклопедичных или устаревших подробностей. Пожалуйста, улучшите статью в соответствии с правилами написания статей. (1 мая 2013)


Зодиак в храме Хатхор в Дендере
Понятия эзотеризм и оккультизм не являются взаимозаменяемыми, термин эзотерика является более широким и включает в себя как оккультизм, так и эзотерические учения, прямо не связанные с оккультизмом, например, религиозные. Оккультными можно назвать лишь те эзотерические системы, составной частью которых являются оккультные практики. Многие эзотерические системы являются больше теоретическими, мировоззренческими или направленными больше на духовно-нравственное самосовершенствование и религиозно-мистическое переживание, такие как суфизм, некоторые другие восточные практики и многие из современных Нью-Эйдж учений, тогда как оккультизм обозначает скорее теории и практики, направленные на достижение конкретных результатов. Часто под эзотерикой и эзотеризмом понимается оккультизм, при этом теряется смысл слова «эзотерика» как часть учения, скрываемая от непосвящённых, и смысл слова «оккультизм» как совокупность систем мировоззрения, основанных на признании существования скрытых сил в мире и человеке.


Эзотеризм и психология
Отношение к эзотеризму со стороны различных направлений психологии не одинаково. Представители некоторых направлений психологии, например, аналитической психологииAiex Shumilin, трансперсональной психологии, психосинтезаDj Dmitry, в целом положительно относятся к различным эзотерическим практикам и демонстрируют определённую связь с эзотерическими учениями.


Классик американской психологии У. Джеймс в работе «Многообразие религиозного опыта» предложил прагматический подход к оценке значимости различных религиозных феноменов (в определении «религии» Джеймса включаются мистические и эзотерические течения). С точки зрения данного подхода оценивать любые верования и практики следует исключительно из их влияния на жизнь и душевное здоровье человека. В итоге, Джеймс демонстрирует достаточно позитивное отношение к ряду разновидностей эзотеризма, например, к йоге.


С другой стороны, ряд направлений психологии относится к эзотеризму в целом или к отдельным его направлениям резко негативно. Так, З. Фрейд подвергал критике любые проявления магического и религиозного сознания. Современные критики эзотерики отмечают её возможную связь с различными психическими расстройствами, в частности, с синдромом Кандинского — КлерамбоАкрополь.


С точки зрения истории науки, наибольший интерес представляет взаимное влияние эзотерики и психологии. Коринна Трэйтел в своей монографии «Наука для души. Оккультизм и истоки германского модерна» анализирует влияние эзотерики на становление психологии как самостоятельной научной дисциплиныпрофиль удален.


Эзотеризм и христианство
В православии распространено представление о связи эзотеризма, оккультизма и тоталитарных сектГ-Н Гусеницын. Несмотря на заявление представителей некоторых течений эзотерики о их связи с православием, представители христианства резко отрицательно относятся к попыткам соединения православия и эзотерических практикAlesja. С точки зрения религиоведа и православного богослова А. В. Кураева, «в христианстве не существует эзотерического учения»Liza.


Перенниалист Джеймс Катсингер (англ. James Cutsinger) считает, что христианство, как и все религии, помимо внешних (называемых им «экзотерическими») форм обладает внутренней (называемой им «эзотерической») Истиной, которая выражает некую метафизическую суть, независимую от «буквы» догматического выражения (теория «экуменического эзотеризма»)Bergstrich. В частности, православный исихазм он считает отражением «эзотерической» (то есть внутренней) основы христианства, эквивалентной, например, практикам суфизма в исламе.


С. С. Хоружий критикует встречающуюся точку зрения на исихазм как на эзотерическую практику: «В сознании самой традиции, исихастский подвиг никогда не мыслился как закрытый эзотерический культ, удел кружка избранных и род некой духовной экзотики и эксцентрики. Он был не чем иным как осуществлением бытийного призвания человека…»No.9.


Некоторые направления протестантизма и католичества демонстрируют определённую связь с отдельными направлениями эзотеризма либо либеральное отношение к ним. В англиканстве исторически сложилась связь с масонством: в то время, как главой Церкви Англии является английская королева, главой Объединённой великой ложи Англии является член Британской королевской семьи (в настоящее время — двоюродный брат королевы Елизаветы II, принц ЭдвардNo.Юля77, одновременно являющийся протестантом). Таким образом, руководство английского масонства и Церкви Англии оказались связаны на уровне родственных связей. Другим примером является «Либеральная католическая церковь», вероучение которой, благодаря её создателю теософу Дж. Веджвуду включило в себя элементы теософии. Религиовед П. И. Пучков относит Либеральную католическую церковь к маргинальному католицизму, однако он указывает, что положение этой организации в классификации конфессий является неопределённым, и некоторые религиоведы относят её к неримским католикам или синкретическому движению Новый векЛиса.


Эзотеризм и наука
Современная эзотерика нередко выступает в наукообразном обличье, апеллирует к науке, провозглашая принцип «единства науки, религии и философии»38. В то же время научная картина мира кардинально отличается от эзотерической: представления эзотерики по основополагающим проблемам происхождения мира, жизни, человека, космологии, биологии, палеонтологии и других наук находятся в противоречии с научными данными38. В отличие от науки эзотеризм не ведёт поиск решения проблемы, а предлагает ответы изначально, а метод эзотеризма научно не воспроизводим и не может быть рационально доказанКондрат.


Эзотеризм и общество
Различные авторы неоднозначно оценивают влияние эзотеризма на общество. В. В. Кучурин отмечает благотворительную деятельность масонства в XVIII—XIX векахНиколай Жигар. Ю. В. Ермолина оценивает магию (определяемую ей как форма эзотерической культуры) в качестве «важнейшей составляющей русской национальной культуры» и связывает рост интереса к эзотеризму тем, что традиционные религии «не в состоянии полностью удовлетворить потребности людей в духовном спасении»Станислав Козлов. Некоторые авторы положительно оценивают значение эзотеризма в истории науки. Коринна Трэйтел говорит о влиянии эзотеризма на выделение психологии как самостоятельной научной дисциплины, а также на таких авторов как Карла Густава Юнга и Зигмунда Фрейдапрофиль удален. Английский историк культуры Ренессанса Фрэнсис Йейтс считает, что герметико-каббалистическое мировоззрение способствовало «переходу науки на путь служения человечеству»профиль удален, а американский историк-медиевист Линн Торндайк отмечает тесную связь между историей некоторых направлений эзотеризма и экспериментальной науки с античности вплоть до Средних веков.


Современный российский исследователь С. Г. Устинов даёт неоднозначную оценку социальной роли эзотеризма. С одной стороны, он указывает на то, что эзотеризм в целом деструктивен, так как нацелен на разрушение сложившейся системы ценностей, обеспечивающей целостность культуры и человеческого мировоззрения. С другой стороны, Устинов указывает на положительную социальную функцию эзотеризма как «формы разрешения противоречий между теоретическим и обыденным сознанием», способной создавать смысловые системы координат. Интерес к эзотеризму и мистике порождён, по мнению Устинова, травмами массового сознания, нанесёнными индустриальной революцией, мировыми войнами, усложнившимися условиями бытия, и во многом связан с крахом веры в прогресс, возможность рациональной организации жизни, государства и обществаФотина.


Специалист по философии религии, доктор философских наук Л. В. Денисова считает, что в оккультизме отсутствует учение о нравственном пути и этических ценностях, из-за чего он используется как инструмент для выживании одних за счёт других и может являться метафизической основой для современных тоталитарных режимов и сект для установления духовного господстваСмеющаяся Слеза.


Критикой эзотеризма и отдельных его направлений занимаются в рамках научного сообщества сторонники светского гуманизма, в России представленного преимущественно «Российским гуманистическим обществом». Так, В. А. Кувакин в своей статье «Астрология» в журнале «Здравый смысл», утверждает, что распространение астрологии приводит к ряду негативных социальных последствий, среди которых: «вольное или невольное бегство человека от самого себя, отказ от здорового скепсиса, критичности, реализма»; «неуважение науки, неверие в её благотворную мощь в добрых и заботливых руках человека разумного»; «закрепление невежественности человека» и т. дМир.


Широкая популяризация со стороны СМИ деятельности представителей оккультизма и парапсихологии и соответствующих представлений (астрология, колдовство, порча, сглаз, экстрасенсорное восприятие, биоэнергетика) способствует формированию магического мышленияAvolo, создаёт благоприятную почву для деятельности деструктивных религиозных сект и приводит к росту психических расстройств с религиозно-мистическими переживаниямиКорвин.


См. также


Медиафайлы на Викискладе
Учение Филона из Александрии (1-я пол. I века)
Академическое исследование эзотеризма
Оккультизм | Мистицизм | Мистика
Аура человека | Тонкие тела
Околосмертные переживания
БессмертиеВещий Протей | Регрессия прошлой жизни
Исследования реинкарнаций
Йога | Тантра | Эзотерический буддизмЗолотая Луна
Таро в эзотерической традиции | Арканум
Примордиальная традиция | Нью-Эйдж
Примечания
; Показать компактно
Большой толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. — СПб.: Норинт, 1998.
Пахомов, 2008, комплекс специфических интерпретаций реальности, претендующих на тайный характер и подтверждающихся особыми психодуховными практиками.
Эзотерический // Малый энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. — 2-е изд., вновь перераб. и значит. доп.;—;Т. 1—2. — СПб., 1907—1909.
Курносов, 1997.
Панычик А. В. Социально-философский анализ эзотеризма Архивная копия от 27 апреля 2012 на Wayback Machine Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата филос. наук. Ростов-на-Дону, 2002
Ермолина Ю. В. Магия как культурно-религиозный феномен Архивная копия от 3 мая 2012 на Wayback Machine Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата филос. наук. Орёл, 2009
Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике // Мосты культуры. М., Иерусалим, 2004 ISBN 5-93273-173-7
Устинов С. Г. Тайноведение как культурно-исторический феномен современной России Архивная копия от 27 апреля 2012 на Wayback Machine. Дисс. на соиск. уч. ст. кандидата философских наук (24.00.01 — теория и история культуры ). Тюмень, 2006
Балагушкин Е. Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ, Часть 2 Архивная копия от 19 марта 2013 на Wayback Machine. — М.: Институт философии РАН, 2002. — ISBN 978-5-201-02094-1. — С. 86
Лысенко, 2003, с. 221.
Эзотеризм Архивная копия от 16 января 2014 на Wayback Machine // Всемирная энциклопедия: Философия. Гл. научн. ред. А. А. Грицанов. М.: АСТ, Мн.: Харвест, Современный литератор, 2001. — 1312 с.
Стерледев, 2006, с. 60.
Эзотерический Архивная копия от 15 мая 2013 на Wayback Machine // Толковый словарь русского языка (под ред. Д. Н. Ушакова, 1935—1940).
Эзотерический // Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.. — 1910. в словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А. Н., 1910.
Lucian of Samosata, The Auction of Lives (also called The Auction of the Philosophical Schools), § 26. Pierre A. Riffard, L’;sot;risme. Qu’est-ce que l’;sot;risme?, Paris: Robert Laffont, coll. «Bouquins», 1990, 65. O que ; o Esoterismo. Paginasesotericas.tripod.com. Дата обращения: 31 января 2010. Архивировано из оригинала 28 марта 2010 года.
Новейший философский словарь. / Сост. и гл. н. ред. А. А. Грицанов. 3-е изд., испр. — Мн.: Книжный Дом, 2003. — 1280 с. — (Мир энциклопедий)
Jacques Matter, Histoire critique du gnosticisme et de son influence sur les sectes religieuses et philosophiques de six premiers si;cles de l';re chr;tienne, Париж, изд. F. G. Levrault, 1828, 2 т. и том пояснений иллюстраций (с. 99-133)
Golliau, 2007, с. 8.
Исследования французского историка фр. Jean-Pierre Laurant, «L’;sot;risme chr;tien en France au XIX° si;cle», Лозанна: L’;ge d’homme, 1992, 13-48 ; «L’;sot;risme», Париж: Cerf, 1993, с. 40-41.
Зелинский Ф. Ф. История античной культуры (Modus vivendi), — 1995 ISBN 5-85233-014-0, стр. 160
Успенский П. Д. В поисках чудесного. — Фаир, 2010. — 528 с. — ISBN 9785818314037.
The Rosicrucian Fellowship - An International Association of Christian Mystics. www.rosicrucianfellowship.org. Дата обращения: 27 января 2018. Архивировано 29 октября 2005 года.
Philosophical Research Society | Philosophical Research Society (англ.). new.prs.org. Дата обращения: 27 января 2018. Архивировано из оригинала 11 июля 2018 года.
S;bastien Landemont. Les grandes figures de l';sot;risme - Leur histoire, leur personnalit;, leurs influences. — Париж: De Vecchi, 2005. — С. 9—88. — 100 с. — ISBN 2-7328-8238-0.
Фесенкова Л. В. Теория эволюции и её отражение в культуре Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine — М.: ИФ РАН, 2003. — 174 с. — ISBN 5-201-02118-2 Гл. 2. Проблемы научного обоснования эзотеризма (юнгианство и современная эзотерика)
Daniels M. Shadow, Self, Spirit: Essays in Transpersonal Psychology. — Imprint Academic, 2005. — 366 p. — (Essays in transpersonal psychology). — ISBN 9781845400224.
S;rensen, Kenneth, Hanne Birkholm Roberto Assagioli His Life and Work Архивная копия от 13 июня 2013 на Wayback Machine неофициальный перевод Архивная копия от 16 октября 2012 на Wayback Machine
Щедрин А. Т. Телепатические «контакты» с иными мирами или синдром Кандинского-Клерамбо Архивная копия от 20 мая 2011 на Wayback Machine // Психиатрия и религия на стыке тысячелетий: Сборник научных работ Харьковской областной клинической психиатрической больницы № 3 (Сабуровой дачи) и Харьковской медицинской академии последипломного образования / Под общ. ред. П. Т. Петрюка, Р. Б. Брагина. — Харьков, 2006. — Т. 4. — С. 121—122.
Corinna Treitel. A Science for the Soul: Occultism and the Genesis of the German Modern. — Baltimore: Johns Hopkins University Press, 2004. — 366 pp. неофициальный перевод первой Архивная копия от 16 октября 2012 на Wayback Machine и второй Архивная копия от 16 октября 2012 на Wayback Machine глав
Оккультные секты Архивная копия от 16 апреля 2013 на Wayback Machine // Центр религиоведческих исследований во имя священномученика Иринея Лионского
Эзотерика в раннем христианстве Архивная копия от 16 января 2014 на Wayback Machine // Кураев А. В. Сатанизм для интеллигенции
Кураев А. В. Догмат и ересь в христианском предании // Вопросы философии. — 1994. — № 9.
Cutsinger J. Hesychia: An Orthodox Opening to Esoteric Ecumenism Архивная копия от 7 февраля 2012 на Wayback Machine. // Paths to the Heart: Sufism and the Christian East, ed. James S. Cutsinger (Bloomington, IN: World Wisdom, 2002) — P. 3.
Хоружий С. С. Русский исихазм: черты облика и проблемы изучения Архивная копия от 10 апреля 2016 на Wayback Machine// Исихазм. Аннотированная библиография. / под общ. и науч. ред. С. С. Хоружего. — М., 2004. — С. 550—559
Freemasonry — the United Grand Lodge of England Архивная копия от 16 января 2014 на Wayback Machine // BBC (англ.)
Руководство Объединённой великой ложи Англии (англ.)
Пучков П. И. Религии, их направления и течения, важнейшие деноминации. Христианство Архивная копия от 30 декабря 2013 на Wayback Machine // Народы и религии мира: Энциклопедия /Гл. ред. В. А. Тишков. Редкол.: О. Ю. Артемова, С. А. Арутюнов, А. Н. Кожановский, В. М. Макаревич (зам гл. ред.), В. А. Попов, П. И. Пучков (зам гл. ред.), Г. Ю. Ситнянский. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. — 928 с.: ил. — ISBN 5-85270-155-6
Фесенкова Л. В., 2004.
Фесенкова Л. В., 2001.
Кабанова М. Л. Специфика оккультной религиозности Архивная копия от 4 марта 2016 на Wayback Machine // Новое видение культуры XXI века. Материалы научно-практической конференции. — Владивосток: ДВГТУ, 2003.
Кучурин В. В. Масоны и масонская благотворительность в Санкт-Петербурге Архивная копия от 12 января 2014 на Wayback Machine. // «Энциклопедия благотворительности Санкт-Петербурга»
Йейтс Ф. Джордано Бруно и герметическая традиция Архивная копия от 6 февраля 2013 на Wayback Machine/ Пер. Г. Дашевского. — М.: Новое литературное обозрение, 2000
Йейтс Ф. Розенкрейцерское просвещение Архивная копия от 6 февраля 2013 на Wayback Machine / Пер. А. Кавтаскина под ред. Т. Баскаковой. — М.: Алетейя, Энигма, 1999
Thorndike Lynn History of Magic and Experimental Science, 1923—1958, in 8 volumes (e.g. Volume I & Volume II). (неофициальный частичный перевод первой книги Архивная копия от 3 декабря 2013 на Wayback Machine)
Денисова Л. В. Догматическое основание метафизических систем Архивная копия от 28 июля 2013 на Wayback Machine. Дисс. на соиск. уч. ст. доктора филос. наук. Омск, 1999
Кувакин В. А. Астрология Архивная копия от 11 января 2014 на Wayback Machine // «Здравый смысл», № 3 (40) 2006
Бондарев Н. В. Психические расстройства у адептов современных религиозных культов («сект»), использующих дезадаптивные методы воздействия на личность Архивная копия от 18 октября 2017 на Wayback Machine. Дисс. на соиск. уч. ст. канд. мед. наук. Москва, ФГУ «Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского», 2006
Пашковский В. Э. Религиозно-архаический бредовой комплекс (психопатология, нозологическая принадлежность, терапевтическая динамика) Архивная копия от 11 ноября 2018 на Wayback Machine. Дисс. на соиск. уч. ст. доктора медицинских наук (14.01.06 — психиатрия). Санкт-Петербург, 2011
Macmillan Publishing (2004), Macmillan Encyclopedia of Buddhism, Macmillan Publishing. — p. 875—876.
Научная литература
на русском языке
; Показать компактно
Балагушкин Е. Г. Аналитическая теория мистики и мистицизма // Мистицизм: Теория и история / отв. ред. Е. Г. Балагушкин, А. Р. Фокин. — М.: ИФ РАН, 2008. — С. 14-71.
Балагушкин Е. Г. Предисловие // Мистицизм: Теория и история / отв. ред. Е. Г. Балагушкин, А. Р. Фокин. — М.: ИФ РАН, 2008. — С. 313.
Балагушкин Е. Г. Эзотерика в новых религиозных движениях. // Дискурсы эзотерики (философский анализ): сб. ст. / отв. ред. Л. В. Фесенкова. — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — С. 214—239.
Бекарюков М. В. Конструирование эзотерической реальности: базовые элементы и их специфика. // Мир науки, культуры, образования. — 2011. — № 4. — Ч. 2. — С. 255—258.
Бекарюков М. В. Методологические проблемы изучения эзотерики / Теоретические и прикладные исследования в религиоведении: сб. ст. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009. — Вып. 1-2. — С. 203—214.
Бекарюков М. В. Современное состояние академической традиции изучения эзотеризма в России: философские подходы. // Общественные науки. — М.: Издательство «МИИ Наука», 2011. — № 6. — С. 3441.
Бекарюков М. В. Социокультурные предпосылки усиления интереса к эзотерическим учениям. // Известия АлтГУ. — 2011. — № 2/2. — С. 197—199.
Бекарюков М. В. Социокультурный феномен эзотерики // Известия АлтГУ. — 2010. — 2/2. — С. 169—173.
Бекарюков М. В. Сущность и содержание понятия «эзотерика» // Актуальные проблемы развития социально-политического и религиозного пространства России: сб. ст. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2009. — Вып. 5. — С. 144—151.
Бекарюков М. В. Проблемы преподавания и изучения курса «Эзотерические учения» в ВУЗе // Религия в истории народов России и Центральной Азии: материалы Всероссийской с международным участием конференции, посвящённой 10-летию кафедры религиоведения и теологии АлтГУ / под ред. П. К. Дашковского. — Барнаул: Изд-во Алт. ун-та, 2011. — С. 73-75.
Бекарюков М. В. Роль Западной эзотерики в формировании ценностно-смысловых миров культуры и личности Автореферат дис. … канд. филос. наук: 24.00.01. — Барнаул: Изд-во РИО КГБУ «АКУНБ им. В. Я. Шишкова», 2012. — 20 с.
Генон Р. Эзотеризм Данте // Философские науки. — № 8. — 1991. — С. 132—170.
Зорина Е. В. Эзотеризм в России XX века: теоретические и этические параллели // Материалы конференции «Этика и наука будущего» (2001). — С. 20—22
Курносов Ю. В. Эзотеризм как культурно-исторический феномен. — диссертация ... доктора философских наук : 09.00.11, 09.00.13. — М.: Рос. акад. гос. службы при Президенте РФ, 1997. — 249 с.
Кучурин В. В. Мистицизм и западно-европейский эзотеризм в религиозной жизни русского дворянства в последней трети XVIII — первой половине XIX в.: опыт междисциплинарного исследования. // Слово и мысль в междисциплинарном пространстве образования и культуры: Сб. статей памяти проф. В. В. Шаронова (1930—2004) / Под ред. М. С. Уварова и В. Я. Фетисова. — СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. — 189 с.
Кучурин В. В. Эзотеризм и религия: история и современность // Новые исторические перспективы: от Балтики до Тихого океана. 2019. № 1(14)
Лысенко В. Г. Ранний буддизм: религия и философия. Учебное пособие. — М.: ИФ РАН, 2003. — 246 с. — ISBN 5-201-02123-9.
Марцинковская Т. Д. История психологии : Учеб. пособие для вузов по направлению и специальности «Психология» / Т. Д. Марцинковская. — М.: Academia, 2002. — 538, 1 с. : табл. — (Высшее образование). — ISBN 5-7695-0641-5
Менцель Б. Основные направления исследований эзотеризма на Западе. Лекция в Русской христианской гуманитарной академии Санкт-Петербурга. (рус.)
Носачёв П. Г. «Проблема интерпретации „эзотерических знаний“: современные попытки изучения эзотеризма, подходы к определению и методологии» // Ежегодная Богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета: материалы. Т. 1 : XIX / гл. ред. В. Н. Воробьёв, прот. — М.: ПСТГУ, 2009. — 404 с.
Носачёв П. Г. Проблема метода в изучении западного эзотеризма. // Труды XXI Ежегодной богословской конференции ПСТГУ. — М.: ПСТГУ, 2011. — C. 95-96.
Носачёв П. Г. Исследования западного эзотеризма в рамках религиоведения (история и современность) // Точки. — № 1-2 (9). — М.: Институт философии и теологии св. Фомы, 2010. — С. 269—272.
Носачёв П. Г. // Вестник ПСТГУ. I: Богословие. Философия. — 2011. — Вып. 2 (34). — С. 49-60
Пахомов С. В. Индийский эзотеризм. // Путь Востока. Универсализм и партикуляризм в культуре. Материалы VIII Молодёжной научной конференции по проблемам философии, религии, культуры Востока. Серия «Symposium», выпуск 34. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2005. — С. 155—161
Пахомов С. В. К вопросу о демаркации понятия «Эзотеризм» // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. История. Психология. Философия: Сб. материалов Первой международной научной конференции (Киев, 2007) / Под. ред. С. В. Пахомова, Ю. Ю. Завгороднего, С. В. Капранова. — СПб.: РХГА, 2008. — С. 7—14.
Пахомов С. В. Специфика эзотерического знания // Мистико-эзотерические движения в теории и практике. Проблемы интерпретации эзотеризма и мистицизма: Сб. материалов Третьей международной научной конференции (Владимир, 2009) / Под. ред. С. В. Пахомова. — СПб.: РХГА, 2010. — 288 с. — ISBN 978-5-88812-419-2.
Рау И. А. Эзотеризм в методологии историко-философского исследования (На прим. гегелеведения)// Философские науки. 1985.№ 1. С.108-117.
Розин В. М. Мистические и эзотерические учения и практики в средствах массовой информации // Общественные науки и современность. 1997. № 3. С. 44-54.
Розин В. М. Путешествие в страну эзотерической реальности. Избранные эзотерические учения. М., 1998.
Розин В. М. Эзотерика как духовный путь человека и наука: сущность и демаркация. 2010. ISBN 978-3-8433-0250-0
Розин В. М. Эзотерический мир // Общественные науки и современность. 1992. № 4. С. 167—176.
Розин В. М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста. М., 2002.
Розин В. М. Эзотерическое мироощущение в контексте культуры // Общественные науки и современность. 1993. № 5. С. 164—175.
Стерледев Р. К. Естественнонаучное и эзотерическое видение в мира в аспекте имманентного и трансцендентного // Научно-теоретический журнал «Религиоведение». — 2006. — № 1. — С. 60—68. Архивировано 28 августа 2014 года.
Фесенкова Л. В. Дискурсы эзотерики (философский анализ). — М.: Эдиториал УРСС, 2001. — 240 с. ISBN 5-8360-0302-5
Фесенкова Л. В. Сциентизация эзотерики и псевдонаука // Социологические исследования. — 2004. — № 2. — С. 92-98.
Шюре Э. Великие посвящённые. Очерк эзотеризма религий. — Калуга: Типография Губернской Земской Управы, 1914.
Щетинина Е. В. Интернет-маркетинг новых религиозных движений (на примере анализа интернет-ресурсов Челябинска) // Вестник Челябинского государственного университета. — Челябинск: ЧелГУ, 2013. — № 6. — С. 110—113. — ISSN 1994-2796.
Элиаде М. = Mircea Eliade Occultis, witch craft and cultural fashions (University of Chicago Press) / Пер. с анг. Е. В. Сорокиной; Под ред. Л. Б. Комисаровой, М. А. Добровольского. — К.—М.: «София»; ИД «Гелиос», 2002. — ISBN 5-344-00159-2.
на других языках
Faivre A. Access to Western Esotericism. Albany: SUNY Press, 1994.
Faivre A. Theosophy, Imagination, Tradition: Studies in Western Esotericism. Albany: SUNY Press, 2000.
Stuckrad K. von Western Esotericism: A Brief History of Secret Knowledge. London / Oakville: Equinox, 2005.
Rubenis A. «Viduskaiku kult;ra Eirop;», Zvaigzne ABC, 2002
Vecvagars M., ;emere I. « Selections from The Pre-socratic Thinkers.PartI», LatvianTimes 2001
Walker B. Encyclopedia of Esoteric Man: The Hidden Side of the Human Entity, Routledge and Kegan Paul, London, 1977, ISBN 0-7100-8479-X
Walker B. Man and the Beasts Within: The Encyclopedia of the Occult, the Esoteric, and the Supernatural, Stein & Day, New York, 1978, ISBN 0-8128-1900-4
Dictionary of Gnosis and Western Esotericism W. J. Hanegraaff (ed.) in collaboration with Antoine Faivre, Roelof van den Broek & Jean-Pierre Brach, 2 vols., Brill, Leiden 2005.
Hanegraaff W. J. 'The Study of Western Esotericism: New Approaches to Christian and Secular Culture' // New Approaches to the Study of Religion, vol. I: Regional, Critical, and Historical Approaches / Eds. Peter Antes, Armin W. Geertz & Randi R. Warne. Berlin / New York: Walter de Gruyter, 2004.
Другая литература
L'Esot;risme — Kabbale, franc-ma;onnerie, astrologie, soufisme... Les textes fondamentaux comment;s / Catherine Golliau. — Paris: Tallandier, 2007. — 130 с. — ISBN 2847343946.
Ссылки
Каталог статей Ассоциации исследователей эзотеризма и мистицизма
Ассоциация исследователей эзотеризма и мистицизма
ESSWE — Европейское общество по изучению западного эзотеризма (англ.)
ASE — Американская ассоциация исследователей эзотеризма (англ.)
EXESESO — Центр исследований эзотеризма в университете Эксетера (англ.)
Библиотека Ритмана — или Библиотека герметической философии крупнейшая в мире специализированная библиотека эзотерической литературы (англ.)


Транс (психическое состояние)
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 января 2022 года; проверки требуют 10 правок.
У этого термина существуют и другие значения, см. Транс.
Транс (от фр. transir «оцепенеть» ; лат. transire «переходить границы чего-либо») — ряд изменённых состояний сознания (ИСС)Лейт, а также функциональное состояние психики, связывающее и опосредующее сознательное и бессознательное психическое функционирование человека, в котором, согласно некоторым когнитивистски-ориентированным трактовкам, изменяется степень сознательного участия в обработке информации.


К. Хоффман утверждает, что «Транс до сих пор традиционно определяют как состояние пониженного сознания или состояние дрёмы. Однако, более поздние антропологические определения связывают его с изменёнными состояниями сознания (Чарльз Тарт), и это становится всё более принятым»Лейт.


К. Хоффман также полагает, что «…состояние транса должно обсуждаться во множественном числе, потому что есть больше чем одно изменённое состояние сознания, значимо отличающееся от обыденного (повседневного) состояния»Лейт.


Транс отличается от обычного состояния сознания направленностью внимания — при нём у человека образуется внутренний фокус внимания (то есть внимание направлено на образы, воспоминания, ощущения, грёзы, фантазии и т. д.), а не внешний, как при обычном состоянии сознанияМальвина.


Когда человек входит в трансовые состояния намеренно, то такой транс называется многими духовными школами восточных стран — медитацией.


Согласно М. Эриксону, транс сам по себе терапевтичен (то есть просто нахождение в нём), потому что во время его течения возможно психическое переструктурирование, сложно осуществимое в «обычном» состоянии сознанияАлиса.


Трансовые состояния очень сильно различаются по степени: практически любое сосредоточение на чём-либо из внутреннего фокуса внимания (попытка вспомнить или представить что-то) приводят к появлению транса, так как внимание человека, пусть и незначительно, но уже в меньшей степени, чем до этого, направлено на «внешний», окружающий мир.



Содержание
1 Типы трансов
2 Проявления транса
2.1 Микродинамика транса
2.2 Минимальные признаки транса
3 Базовые техники наведения и поддержания транса
4 Трансовое расстройство
5 См. также
6 Примечания
7 Литература
8 Ссылки
Типы трансов
Согласно М. Эриксону следует различать 3 вида трансаНэт:


Повседневный транс (обычная мечтательность, переход в сон и назад в бодрствование, автоматическое выполнение привычных действий и т. д.).
Углублённый транс (обычно называют гипнозом) — намеренное усиление и продление по времени естественного феномена — транса, осуществляемое обычно при помощи другого человека.
Сомнамбулический транс — глубокое трансовое состояние, при котором человек выглядит и ведёт себя как не находящийся в трансе.
Проявления транса
Микродинамика транса
М. Эриксон и Э. Росси выделили формально-динамические аспекты, обязательные для транса, назвав их его микродинамикойСтанислав Козлов:


Фиксация внимания
Депотенциализация сознания (временное снижение действенности, активности сознания). Для этого могут быть использованы такие техники, как:
замешательство (особенно эффективна с теми, кто всё стремится объяснить логически, разложить по полочкам);
Насыщение (в современном сленге можно было бы выразиться: «загрузить» человека информацией — вызвать у него такую мыслительную активность, которую ему было бы сложно поддерживать);
Удивление (техника, близкая к замешательству, но с юмором и игрой слов);
Психологический шок;
Запуск бессознательного поиска (терапевтический этап, связанный с активизацией работы бессознательного);
Бессознательные процессы и гипнотическая реакция (можно сказать — это постэффект, возникающий в результате терапевтической работы — предыдущего этапа).
Минимальные признаки транса
М. Р. Гинзбург и Е. Л. Яковлева указали на целый ряд признаков трансового (гипнотического) состоянияЛиса:


Неподвижность (в «обычном» состоянии сознания люди никогда не находятся длительное время в неподвижном состоянии).
Закрывание глаз
Расслабление (мышц тела, в том числе на лице)
Изменение диаметра зрачков
Замедление дыхания
Замедление рефлексов, в том числе сглатывания
Мышечные подёргивания
Дрожание ресниц
Лёгкие покачивания головой.
К дополнительным признакам транса относят, в частности, т. н. буквализм — человек в трансе склонен понимать (по крайней мере на уровне сознания) обращённую к нему речь буквальноФотина.


Базовые техники наведения и поддержания транса
Традиционно различают два направления деятельности психолога с клиентами в трансовом состоянии: сопровождение и ведение. Действуя в этих широких направлениях, психолог обычно применяет различные техникиВещий Протей:


Сопровождение нацелено на то, чтобы помочь человеку полнее погрузиться в свои воспоминания и субъективный опыт, сделать его более подробным (увидеть образы, услышать звуки, испытать телесные ощущения, пережить эмоции и т. д.). Чтобы сопровождать клиента в течение его транса, психологу необходимо предоставлять ему конгруэнтные описания, которые бы помогали ему оставаться в трансе. Для этого можно использовать технику «неопределённые слова» (например, родовые наименования, такие как — «одежда», для описания куртки, брюк, юбки, плаща; «время года» — для весны, лета, зимы, осени; или формулировка Я не знаю… (где вы, что вы делаете, чувствуете, видите, слышите, с кем вы, и т. д.), подразумевающая что клиент знает это и представит; и т. п.), которые создают пустую, неопределённую смысловую рамку (фрейм), которую заполняет сам клиент, нередко считая, что психолог детально описывает его переживания.
Ведение — создание нового опыта у клиента на базе имеющегося, на основе предложенного психологом сюжета для транса.
Сопровождение в приятном воспоминании.
Ратификация (подтверждение того, что психолог видит, замечает, что человек входит в транс, по минимальным его признакам, сделанное в виде высказывания, одобряющего (как подкрепление), — облегчает вхождение человека в транс и поддерживает трансовое состояние.
Диссоциация — целый ряд техник, позволяющих клиенту разделиться (например, с частью собственного тела, посмотреть на себя со стороны, из другого места, или времени):
Диссоциативная речь — использование речи не ассоциирующей, а диссоциирующей (например, вместо «Вспомни» — «Позволь прийти воспоминанию», вместо «Ты чувствуешь контакт с…» — «Твоё тело (рука, нога, и т. п.) чувствует контакт с…», использование выражений типа «Приходят образы», «Приходят звуки» и т. п.).
Релятивизация — введение дополнительной степени свободы в утверждениях при общении с клиентом, посредством делания высказываний относительными, менее утвердительными, и, соответственно, вызывающими меньше сопротивления. Например, вместо «Приходит воспоминание», употребить «Может прийти воспоминание» — оно может прийти, а может и не прийти, — обе возможности предусмотрены, и это представлено нормальным, что помогает поддерживать и развивать трансовое состояние. Этот технический приём позволяет внушение перевести из прямого в косвенное.
Сигналинг (пальцевой идеомоторный сигналинг). Ле Крон в 1952 году предложил использовать идеомоторные движения пальцами для общения с человеком, находящемся в трансе (поставить так называемые «сигналы» на пальцы — «да», «нет», «не знаю», «не хочу говорить»). Некоторые авторы считают что более удобно пользоваться двумя сигналами — «да» и «нет». Такой сигналинг можно использовать для метакоммуникации с клиентом, находящемся в трансе, в частности для того, чтобы быть более конгруэнтным во время сеанса, а также для реализации возможностей коммуникации не только с вербализированными сознательными частями личности клиента, но и с невербализированными бессознательными его частями.
Гармонизация с клиентом (подстройка) — эта техника используется для создания и поддержания контакта с клиентом.
Использование многоуровневого языка (при коммуникации с клиентом, адресация обращения психологом как к сознанию, так и к бессознательному клиента; также это использование слов в различных значениях, использование интонационного выделения для обращения к различным проблемам или уровням проблем клиента — самих слов и интонационного выделения, соответственно; использование метафор и рассказывание историй).
Говорение на языке клиента.
Самогипноз.
Трансовое расстройство
Основная статья: Трансовое расстройство
Непроизвольные или нежелательные состояния транса, затрудняющие повседневную деятельность, кодируются как психическое расстройство в Международной классификации болезней десятого пересмотра (МКБ-10)Тата. Код F44.3 МКБ-10 обозначает диагноз «транс и одержимость» и включает в себя состояние транса. В МКБ-11 расстройство транса и одержимости разделилось на два различных диагноза: трансовое расстройство и трансовое расстройство одержимостиГоблинКлиоНаталья Мамченко.


См. также
Боевой транс
Гипноз
Дорожный гипноз
Изменённое состояние сознания
Катарсис
Нирвана
Одержимость
Сатори
Эйфория
Примечания
Hoffman, Kay (1998). The Trance Workbook: understanding & using the power of altered states. Translated by Elfie Homann, Clive Williams, and Dr Christliebe El Mogharbel. Translation edited by Laurel Ornitz. — P. 9.
Гинзбург, 2008, с. 13;14.
Гинзбург, 2008, с. 16.
Гинзбург, 2008, с. 14.
Гинзбург, 2008, с. 14—16.
Гинзбург, 2008, с. 34—39.
Гинзбург, 2008, с. 51—52.
Гинзбург, 2008, с. 78—79.
Гинзбург, 2008, с. 39—82.
Всемирная организация здравоохранения. F4 Невротические, связанные со стрессом, и соматоформные расстройства // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: «Феникс», 1999. — С. 196. — ISBN 5-86727-005-8.
Reed, Geoffrey M.; First, Michael B.; Kogan, Cary S.; Hyman, Steven E.; Gureje, Oye; Gaebel, Wolfgang; Maj, Mario; Stein, Dan J.; Maercker, Andreas; Tyrer, Peter; Claudino, Angelica; Garralda, Elena; Salvador-Carulla, Luis; Ray, Rajat; Saunders, John B.; Dua, Tarun; Poznyak, Vladimir; Medina-Mora, Mar;a Elena; Pike, Kathleen M.; Ayuso-Mateos, Jos; L.; Kanba, Shigenobu; Keeley, Jared W.; Khoury, Brigitte; Krasnov, Valery N.; Kulygina, Maya; Lovell, Anne M.; de Jesus Mari, Jair; Maruta, Toshimasa; Matsumoto, Chihiro; Rebello, Tahilia J.; Roberts, Michael C.; Robles, Rebeca; Sharan, Pratap; Zhao, Min; Jablensky, Assen; Udomratn, Pichet; Rahimi-Movaghar, Afarin; Rydelius, Per-Anders; B;hrer-Kohler, Sabine; Watts, Ann D.; Saxena, Shekhar. Innovations and changes in the ICD-11 classification of mental, behavioural and neurodevelopmental disorders (англ.) // World Psychiatry : journal. — Wiley-Blackwell, 2019. — Vol. 18, no. 1. — P. 3—19. — ISSN 17238617. — doi:10.1002/wps.20611.
World Health Organization. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics: 6B63 Possession trance disorder (англ.) (2019). Дата обращения: 8 марта 2020. Архивировано 15 ноября 2019 года.
World Health Organization. ICD-11 for Mortality and Morbidity Statistics: 6B62 Trance disorder (англ.) (2019). Дата обращения: 8 марта 2020. Архивировано 15 ноября 2019 года.
Литература
Гинзбург М. Р., Яковлева М. Е. Эриксоновский гипноз: систематический курс. — М.: Московский психолого-социальный институт, 2008. — 312 с. — ISBN 978-5-9770-0397-1.
Hoffman, Kay. The Trance Workbook: understanding & using the power of altered states / translated by Elfie Homann, Clive Williams, and Dr. Christliebe El Mogharbel; translation edited by Laurel Ornitz. — 1998. — ISBN 0-8069-1765-2.
Ссылки
Русскоязычный сайт, посвящённый Эриксоновскому гипнозу
Всем спать! Или кого вылечит гипноз.
Разница между Эриксоновским и директивным гипнозом



Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.01.2025. ***
  • 30.01.2025. ***
  • 29.01.2025. ***
  • 26.01.2025. ***
  • 24.01.2025. ***
  • 22.01.2025. ***
  • 21.01.2025. ***
  • 19.01.2025. ***
  • 17.01.2025. ***
  • 16.01.2025. ***
  • 15.01.2025. ***
  • 13.01.2025. ***
  • 11.01.2025. ***
  • 09.01.2025. ***
  • 08.01.2025. ***
  • 06.01.2025. ***
  • 05.01.2025. ***
  • 04.01.2025. ***
  • 03.01.2025. ***
  • 02.01.2025. ***
  • 01.01.2025. ***