Мои впечатления от посещения КазаниЗаканчивается мой очередной отпуск - уже завтра мне нужно будет снова выходить на работу. За прошедшие две недели я успел неплохо отдохнуть - благо, что с погодой повезло: после прохладно-дождливого июля август щедро одарил нас летним теплом и солнцем. Я и вволю позагорал, и вдоволь накупался, и замечательно провёл время на природе, и написал несколько новых стихотворений. Однако самым интересным событием моего нынешнего отдыха стало посещение одного из старейших и красивейших городов Поволжья - столицы Республики Татарстан Казани, о котором я расскажу подробнее ниже. В Казань я прибыл из Москвы на двухэтажном фирменном поезде утром 12-го августа, а уехал обратно тоже поездом поздно вечером 13-го августа. Конечно, всего за полтора дня полностью обойти и осмотреть такой большой и интересный во всех отношениях город было просто невозможно, но даже за это короткое время я сумел посетить основные "знаковые места" столицы Татарстана. Я побывал в знаменитом "белом" Казанском кремле, являющемся с 2000-го года объектом Всемирного наследия ЮНЕСКО, посетил великолепную соборную мечеть Кул-Шариф на его территории, посмотрел на легендарную "падающую" башню Сююмбике, с удовольствием прогулялся по "казанскому Арбату" - пешеходной улице Баумана в центре города, прокатился на теплоходе по Волге от речного порта Казани до Храма всех религий, построенного на западной окраине города, добрался до Центра семьи "Казан" в виде огромной чаши на правом берегу реки Казанки и до моста "Миллениум" через эту реку, успев также и искупаться в ней на городском общественном пляже, проехался по самым красивым и известным местам Казани в ходе обзорной автобусной экскурсии, прошёлся пешком вокруг живописного озера Нижний Кабан, на дне которого, согласно местной легенде, спрятаны ханские сокровища, и по отлично благоустроенной Кремлёвской набережной на левом берегу реки Казанки. Спустился я и в казанское метро, самое "молодое" в России и пока состоящее только из одной Центральной линии, на которой расположено 11 станций. Правда, в перспективе в Казани планируется построить и вторую линию метро - Савиновскую, пересадку на которую можно будет сделать с конечной станции "Дубравная" на юго-восточной окраине города. В казанском метрополитене все станции заложены неглубоко, а одна - "Аметьево" - является надземной и расположена на метромосту над оживлённой автотрассой и железной дорогой. Хотя станций метро в Казани и совсем немного, но каждая из них имеет "собственное лицо" - одинаковых станций там нет, у всех есть своя "изюминка". Очень понравилась мне оригинальная и красивая отделка станций "Кремлёвская", "Площадь Габдуллы Тукая" и "Проспект Победы". Для прохода в метро, как и в Нижнем Новгороде, применяются жетоны, только не жёлтые металлические, а тёмно-серые пластмассовые. Стоимость одной поездки на метро и на любом другом виде городского общественного транспорта составляет сейчас 36 рублей. Объявления в вагонах казанского метро производятся сразу на трёх языках: русском, татарском и английском. Кстати, в Татарстане и русский, и татарский языки являются государственными и имеют равные права, а вот зачем к ним "приплели" ещё и английский, мне, если честно, непонятно - видимо, его используют для иностранных туристов, которые наряду с российскими гражданами любят посещать Казань. Столица Татарстана - многонациональный и мультикультурный город: там прекрасно сочетаются православные храмы и монастыри с многочисленными мечетями и медресе, а татары, русские, башкиры, чуваши и люди других национальностей отлично уживаются рядом друг с другом. В 2005-м году Казани исполнилось 1000 лет - этот город на 100 с лишним лет старше самой Москвы! Впрочем, Казань не является старейшим по возрасту городом России - есть в нашей стране и гораздо более древние города (например, Дербент, Муром, Великий Новгород, Керчь, Ростов Великий, Смоленск, Псков или Брянск). Тем не менее у столицы Татарстана богатая, насыщенная различными важными событиями и интересная история, о которой можно рассказывать очень долго. С Казанью была тесно связана жизнь многих всемирно известных людей: математика Николая Лобачевского, оперного певца Фёдора Шаляпина, Владимира Ильича Ленина, писателей Льва Толстого и Максима Горького, татарских поэтов Габдуллы Тукая и Мусы Джалиля, русского поэта Гавриила Державина и многих других; побывали там Александр Сергеевич Пушкин и российская императрица Екатерина Вторая, копию кареты которой можно и сейчас увидеть на улице Баумана. Кроме того, Казань - это одна из "спортивных столиц" России: в ней базируются хоккейный клуб "Ак-Барс", футбольная команда российской премьер-лиги "Рубин", баскетбольный клуб "Уникс" и волейбольная команда "Зенит", в этом городе построено много современных стадионов, ледовых дворцов и прочих спортивных объектов мирового уровня. В Казани работают известный на всю Россию Федеральный приволжский университет, ректором которого в позапрошлом веке был Николай Лобачевский и в котором несколько месяцев проучился Ленин, и Казанский авиационный институт (КАИ), готовящий кадры для местных предприятий (Казань является одним из крупных центров российского авиастроения). Казанский государственный театр кукол "Экият" (в переводе с татарского языка - "Сказка") - крупнейший и один из старейших в России подобных театров, а его ночная подсветка выглядит просто фантастически красиво и завораживает взгляд. Неподалёку от этого театра расположена "татарская национальная деревня" в черте города, в которой тоже есть на что посмотреть. Очень необычно выглядит и казанский цирк, построенный прямо напротив кремля - его конструкция напоминает "летающую тарелку" инопланетян. В общем, Казань - это замечательный город с богатой историей и культурой, прекрасной архитектурой и множеством разнообразных достопримечательностей, и я очень рад, что мне удалось его посетить. Впервые за последние три года мне удалось прокатиться на одном из любимых своих видов городского наземного общественного транспорта - троллейбусе. В Москве, как известно, троллейбусная система была полностью уничтожена в 2020-м году командой мэра Сергея Собянина, и даже оставшийся единственный "музейный маршрут" троллейбуса "Т", проработав около полутора лет, был затем закрыт "на неопределённое время" (скорее всего навсегда). В Казани же сейчас продолжают работать 10 троллейбусных маршрутов, и тамошние городские власти, в отличие от мэрии Москвы, не только не собираются отказываться от троллейбуса, но и планируют в будущем строить новые его линии в своём городе. Помимо троллейбусов, по улицам Казани ходят ещё автобусы и трамваи, а вот электробусов, которые Собянин активно продвигает в Москве в качестве "замены" для автобусов и троллейбусов, там пока нет. Кстати, каждый вид наземного городского пассажирского транспорта в Казани имеет свою собственную уникальную окраску: все казанские троллейбусы выкрашены в зелёный цвет, автобусы - в ярко-красный, а трамваи - в тёмно-бордовый. Для сравнения в Москве и автобусы, и электробусы в основном окрашены в сине-чёрные цвета, а трамваи - в сине-белый либо серый цвет. Зато другое московское "новшество" - специальные выделенные полосы для общественного транспорта - Казань у столицы России активно перенимает: они есть на очень многих казанских улицах. Подход казанских городских властей к развитию наземного городского транспорта мне кажется более грамотным, взвешенным и разумным, чем транспортная политика мэрии Москвы во главе с господином Собяниным. Хотя масштабы систем общественного транспорта Казани и Москвы, конечно же, несопоставимы...
P.S. 18-го августа 2023-го решением Московского городского суда был ликвидирован ещё один из "очагов" прозападного либерализма в России - "Сахаровский центр" в Москве. Ранее точно такая же печальная участь постигла общество "Мемориал" и "Фонд борьбы с коррупцией" Алексея Навального. Российская власть планомерно уничтожает оппозиционные ей либеральные организации, ориентирующиеся на Запад. Увы, скандально известный "Ельцин-центр", также являющийся самым настоящим "рассадником" антисоветчины и русофобии и "рупором" западников, пока закрывать отнюдь не планируется, хотя патриотическая общественность России на этом уже очень давно настаивает. Ведь руководство и сотрудники "Ельцин-центра" против путинской власти не выступают и деятельность высокопоставленных российских чиновников не разоблачают - вот наши правители его и не трогают. А то, что этот центр работает против интересов России и её народа, нашу "элиту" нисколько не беспокоит. Прискорбно и печально это, друзья мои. Правда, ликвидацию русофобского "Сахаровского центра" я не могу не приветствовать - это решение хоть и сильно запоздалое, но абсолютно правильное. © Copyright: Михаил Крюков, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|