1025-летие Крещения Руси

Михаил Крюков: литературный дневник

Русская Православная церковь пышно отмечает в эти дни праздник 1025-летия Крещения Руси. Как известно, в 988-м году киевский князь Владимир Красное Солнышко решил перенять у Византии православную религию и, отказавшись от прежних языческих верований, провёл первый обряд крещения русичей в Днепре. За 1000 с лишним лет православие глубоко укоренилось в России, на Украине и в Белоруссии и стало в этих странах одной из главных религий. Было время, когда православие вообще являлось государственной религией в Российской империи, Православная церковь была фактически частью государственной машины и верной опорой царского самодержавия. Правда, при этом главой церкви был не избранный Патриарх Всея Руси, как сейчас, а сам российский царь, объявленный церковниками "помазанником Божьим". Вследствие этого Православная церковь всегда занимала крайне реакционную и консервативную позицию, активно поддерживала монархический строй в России, всячески осуждала любое "вольнодумство" и препятствовала просвещению народов Российской империи. В церковноприходских школах детей учили в основном не грамоте и всяким наукам, а молитвам, тупой покорности "благородным господам" и царскому правительству и "благочестивому христианскому смирению". Прогрессивные люди, критиковавшие царизм и его политику, а также всевозможные "бунтари" и "смутьяны", революционеры, "баламутившие честной народ", не находили поддержки у церковных иерархов - напротив, их всячески клеймили, поносили, отлучали от церкви и даже предавали "анафеме" (проклятию). Так, например, был отлучён от церкви знаменитый русский писатель Лев Николаевич Толстой, а во всех храмах и монастырях РПЦ регулярно проклинали "разбойников" Стеньку Разина и Емельку Пугачёва, посмевших поднять восстания против "царя-батюшки" и "благородных дворян". Всё это в итоге и привело к страшным гонениям на Православную церковь после падения самодержавия и прихода к власти революционеров-большевиков в 1917-м году. Во время Гражданской войны в России 1918 - 1921 годов подавляющее большинство священнослужителей выступали на стороне белых, контрреволюционных сил, даже несмотря на то, что Советская власть возродила в России упразднённый при царском режиме институт Патриаршества. Ленина и его соратников реакционное духовенство называло "бандой кровавых убийц и разбойников" и активно призывало российский народ бороться против "бесовской" Советской власти. Нередко и сами священники сражались с оружием в руках в рядах белых армий против Красной Армии. Приняли же Советскую власть очень немногие священнослужители, и их антисоветское духовенство тут же обвинило в "вероотступничестве" и "предательстве". После поражения белого движения и победы большевиков в Гражданской войне Русская Православная церковь была отделена от государства и подвергнута суровым гонениям: были закрыты тысячи приходов и сотни монастырей, многие храмы были разграблены и разрушены, значительная часть священников оказалась в тюрьмах и концлагерях, наиболее оголтелые и агрессивные противники Советской власти из числа православного духовенства были физически уничтожены, а государство стало официально пропагандировать "научный атеизм". Часть священнослужителей РПЦ вместе с белогвардейцами бежали за границу и основали там Зарубежную Русскую православную церковь, не подчинявшуюся Московскому Патриархату во главе с Патриархом Тихоном, согласившимся сотрудничать с большевиками. Несмотря на то, что позиции РПЦ при Советской власти в обществе серьёзно ослабли, церковь сохраняла довольно значительное влияние и в СССР и не была полностью уничтожена, хотя отдельные вожди большевиков этого очень сильно хотели. Наоборот, при Сталине священнослужители получили некоторые послабления и даже смогли вернуть себе часть ранее закрытых храмов и монастырей. Особенно смягчилась политика советского государства в отношении религии в годы Великой Отечественной войны, во время которой православное духовенство в подавляющем своём большинстве поддержало борьбу Красной Армии против немецко-фашистских захватчиков и их союзников. Правда, нашлись отдельные священники, которые настолько сильно ненавидели большевиков, что даже согласились сотрудничать с гитлеровцами, лишь бы "избавить Россию от красной чумы". Эти представители духовенства после разгрома гитлеровской Германии и её союзников вполне заслуженно оказались в советских тюрьмах и лагерях. И я не осуждаю Сталина за это - предателям нет и не может быть прощения, какими бы мотивами они ни объясняли своё предательство Родины. "Вторая волна" гонений на Православную церковь была при Хрущёве, но эти притеснения уже не могли идти ни в какое сравнение с жестокими расправами над церковниками 1920-х и начала 1930-х годов. Да, храмы снова начали закрывать, но священников уже не расстреливали и не отправляли в концлагеря только за то, что они не отказывались от своей веры.
Настоящий "ренессанс" православия в нашей стране начался во времена горбачёвской перестройки и особенно после падения Советской власти в 1991-м году. Летом 1988-го года было очень широко и торжественно отмечено 1000-летие Крещения Руси, после чего началось серьёзное потепление отношений между РПЦ и государством. Церкви начали активно возвращать закрытые и отобранные у неё в годы антицерковных гонений храмы и монастыри; государство стало выделять деньги на реставрацию церквей, находившихся в полуразрушенном и аварийном состоянии, а так же на строительство новых храмов. В Москве был заново построен взорванный в 1931-м году главный православный кафедральный собор - Храм Христа Спасителя, а по всей России открылись тысячи ранее закрытых при большевиках и вновь созданных православных приходов. Руководители государства стали лично приходить на церковные службы и искали дружбы с высшими иерархами РПЦ. Церковь получила целый ряд налоговых льгот от государства, и отдельные высокопоставленные священнослужители сумели организовать очень прибыльный и выгодный бизнес и стать очень богатыми людьми. "Тихой сапой" православие опять начало становиться в России "государственной религией", как это было до революции 1917-го года, хотя официально церковь в нашей стране по-прежнему отделена от государства.
В последнее время РПЦ, почувствовав свою силу, стала активно пытаться влиять на государственную политику России, старается внедрить преподавание религии в школах и ВУЗах в нарушение Конституции нашей страны, настаивает на запрещении некоторых литературных произведений, являющихся с точки зрения церкви "богохульными". Такие процессы я уже никак не могу одобрять и приветствовать. Я убеждён, что церковь обществу нужна; её роль состоит в духовном воспитании народа и в нравственном очищении людей, но вмешиваться в политику на стороне определённых партий, влезать в систему образования, вводить "церковную цензуру" в литературе и других областях российской культуры для церкви абсолютно недопустимо. Насильственное насаждение православия только оттолкнёт всех думающих и честных людей от РПЦ, усилит влияние в обществе воинствующих атеистов и ярых богоборцев. Вера в Бога - это личный выбор каждого человека, и делать его люди должны самостоятельно, без всякого принуждения и давления извне.


Сложная и противоречивая была история у русского православия. Она была полна трагических страниц, головокружительных взлётов и катастрофических падений. В чём-то церковь ошибалась, где-то была совершенно права - пусть история всё это сама рассудит. Мы же будем свято чтить веру наших предков - православие! С праздником Крещения Руси, друзья мои!!!



Другие статьи в литературном дневнике: