О группе Pussy Riot и роли церкви в нашем обществе

Михаил Крюков: литературный дневник

Уже несколько недель подряд в России не утихают острые дискуссии о безобразной выходке девичьей панк-группы "Pussy Riot" в Храме Христа Спасителя в Москве. Напомню, что четыре участницы этой скандальной группы устроили в главном московском православном соборе так называемый "панк-молебен", в ходе которого танцевали с закрытыми разноцветными шапками-"балаклавами" лицами на амвоне храма и выкрикивали при этом всякие непристойные вещи и политические лозунги. Всё это действо снималось на видеокамеру и впоследствии это видео было выложено в Интернет. Правда, охрана Храма Христа Спасителя довольно быстро пресекла "панк-молебен" и выгнала участниц "Pussy Riot" из собора, но своё "чёрное дело" они сделать успели. Казалось бы, что на этом неприятный инцидент был исчерпан, но в дело о "панк-молебне" в Храме Христа Спасителя вмешались наши "доблестные" правоохранительные органы. По факту хулиганской выходки четырёх девиц в главном православном храме России возбуждено уголовное дело, трое из них уже арестованы и доставлены в СИЗО - теперь участницам "панк-молебна" грозит до семи лет лишения свободы и крупный штраф. Иерархи Русской православной церкви требуют "максимально строго наказать грязных богохульниц", а целый ряд правозащитников и атеистических активистов наоборот призывают освободить арестованных девиц из тюрьмы, заявляя, что их деяние не является таким уж страшным преступлением, и указывая не то, что у некоторых из участниц "Pussy Riot" есть маленькие дети, и нельзя лишать детей их матерей. Лично я убеждён, что оставлять поступок этих девиц без наказания нельзя, но и сажать их в тюрьму на 7 лет - это уже перебор. Скорее всего надо было бы ограничиться пятнадцатью сутками административного ареста за злостное хулиганство и штрафом по 100 тысяч рублей с каждой из участниц "панк-молебна" и с оператора, снимавшего это позорное действо на видеокамеру. Так было бы справедливо и правильно.


Что касается моего взгляда на роль церкви в современном обществе, то я убеждён, что она должна заниматься духовным воспитанием людей, облагораживанием общества, но не лезть в политику, систему образования, бизнес и другие сферы жизни, в которых религии не должно быть места. Меня возмущает, когда Патриарх и высшие иерархи РПЦ открыто агитируют на выборах за какую-то конкретную партию или кандидата в президенты и подвергают критике всех оппонентов данной политической силы. Среди прихожан Русской православной церкви есть люди с совершенно разными взглядами: и монархисты, и националисты, и либералы, и коммунисты, и социал-демократы; и прямая агитация церковников за какую-то одну партию может серьёзно обидеть ту часть паствы, которая не поддерживает эту партию, а выступает за какую-то другую, оппозиционную политическую силу. Так же недопустимо для священнослужителей заниматься грязным бизнесом: распространением порнографии, продажей алкоголя и табачной продукции, "крышеванием" игорных заведений и т.п. Да, церковь может заниматься предпринимательством в рамках своей духовной миссии: печатать и продавать религиозные книги, сувениры с церковной символикой, издавать православные календари и брать плату за проведение обрядов (венчания, отпевания, крещения детей и т.д.), но при этом, конечно, делать это умеренно, без излишнего рвения. Ведь основная роль церкви - это не зарабатывание денег, не бизнес, а духовное просвещение народа, забота о душах людей, борьба с грехопадением общества. А если церковные иерархи сами погрязли во грехах, то как они могут призывать своих прихожан не грешить и жить по законам Божьим? Двойная мораль у служителей церкви абсолютно недопустима!


К сожалению, сейчас церковь в России активно занимается бизнесом и стремится влиять на политику и на систему образования детей, выходя далеко за рамки отведённой ей роли в современном обществе. Некоторые высшие церковные иерархи погрязли в роскоши и чванстве и подают очень дурной пример обычным прихожанам. Церковь настойчиво пытается сейчас вернуть себе принадлежавшую ей до революции 1917-го года собственность, выбрасывая из возвращаемых зданий на улицу музеи, библиотеки, учреждения культуры и т.д. По настоянию руководства РПЦ в российских школах в ближайшее время появится новый предмет - "Основы религии и светской этики", который школьники будут изучать в обязательном порядке. Получается, что церковь тихой сапой пытается внедрить в образовательную систему страны некое подобие "Закона Божьего", преподававшегося в российских школах до революции 1917-го года. Но если религия станет в школе обязательным предметом, то как это сочетается со статусом нашей страны как светского государства? Если церковь становится частью государственной машины, то наше государство является не светским, а теократическим, и значит, надо менять соответствующие статьи Конституции России, ведь там чёрным по белому написано, что Россия - это светское государство, а религия отделена от государства. Так зачем же допускать такие грубые, вопиющие нарушения Основного закона нашей страны в угоду религиозным деятелям? Навязывать насильно веру в Бога людям нельзя - это приведёт только к обратному результату и оттолкнёт очень многих людей от церкви. Я понимаю, что иерархи Русской православной церкви хотят расширить своё влияние в обществе, пользуясь прямой поддержкой государства, но зачем же действовать так нагло и безапеляционно, грубо попирая Конституцию нашей страны? В ответ на такие действия церковников в обществе и возникает стихийный протест наподобие того, что устроили в Храме Христа Спасителя девицы из группы "Pussy Riot".


Иногда церковники доходят в своём рвении навязать свои взгляды всему обществу до полного маразма и мракобесия. Только так можно рассматривать, например, скандальную историю с переизданием известного произведения Александра Сергеевича Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде" в новой редакции, в которой жадный поп был заменён на купца. Данная сказка Пушкина была объявлена "богохульной" и "клеветнической", и теперь во всех новых изданиях этого произведения вместо попа должен фигурировать исключительно купец.
Естественно, что среди думающих людей такое мракобесие вызвало решительный протест. Вот, например, какой пародией в стихах откликнулся на это событие поэт Леонид Каганов:


В болдинских просторах, на опушке,
Средь берёз, рябины и ольхи,
Написал поэт товарищ Пушкин
Неполиткорректные стихи.
Удалившись от столицы шумной,
Занимался Пушкин ерундой:
Пасквиль сочинял неостроумный —
Про попа с работником Балдой.
В этом тексте не прошёл он мимо
Нездоровых экстремистских тем.
И разжёг такую нетерпимость,
Что нагадил в душу сразу всем.
Хамски, неумело и нескладно,
За собой не чувствуя вины,
Выставил поэт тупым и жадным
Духовенство всей своей страны.
В недрах кучерявой черепушки
Сочинился откровенный бред.
Как же это так, товарищ Пушкин?
А ещё, казалось бы, поэт...


Поп в поэме выглядел дебилом.
Церковь — некультурна и тупа.
Сколько непочтительности было
В жизнеописаниях попа!
А поэт ещё добавил грязи
В откровенном кризисе идей:
Описал финансовые связи
С бандформированием чертей!
И в финале от удара по лбу
Этот поп совсем безумным стал.
Ты бы, Пушкин, блоги лучше вёл бы.
Или книжки умные читал.


Вот в какие "творческие выси"
Был поэт болезненно влеком!
И в итоге мы имеем высер,
Говоря приличным языком.
Осрамился перед всей Отчизной,
Показав бездарность вместе с тем.
Не гонялся б ты за дешевизной
Конъюнктурных и чернушных тем!
Ишь, насочинял, роняя слюни,
Пачкая простой бумажный лист.
Прямо как какой-нибудь Акунин —
Злобный и бездарный оранжист.


Ты зачем под видом эвфемизмов
Впариваешь, гражданин поэт,
Несомненный признак экстремизма
В каждый зарифмованный куплет?
Возбуждая этим в общей массе
(Той, что называется толпа)
Ненависть к определённой рясе
И иному признаку попа?
Эта провокация поэта
Выглядит, как я судить могу,
Типа одиночного пикета —
Только у читателя в мозгу.
А ведь где бы ни произносили
Эти экстремистские слова,
Есть у нас статья УК России
Номер двести восемьдесят два.


Можно получить на всю катушку,
Если кто об этом сообщит.
От таких, как ты, товарищ Пушкин,
Изолятор следственный трещит.
Вреден, некрасив и непотребен,
И реально кончится бедой
Этот твой, простите, "панк-молебен" —
О попе с работником Балдой.
Просто надо думать головою,
Чтоб не оказаться вдруг, шутя,
Там, где буря мглою небо кроет,
Вечно вихри снежные крутя.
Потому что церковь — не игрушка.
Сам потом завоешь от тоски:
"Няня, — скажешь, — няня, где же кружка,
Миска, ложка, паспорт и носки?"


Так что в рамках действующих правил
В наш терпимый толерантный век
Пушкина как следует поправил
Компетентный в этом человек:
Чтоб в сюжете не было агиток,
Чтоб из текста исключить вражду,
Чтоб как Бхагавад, простите, Гиту
Томский суд не расценил Балду.
В целом сохранилась вся интрига
И нетронут авторский сюжет.
Но теперь исправленная книга
Сможет без проблем увидеть свет.


Правок было внесено немного:
Только криминал исправить чтоб.
Черти превратились в бандерлогов.
Стал герой Навальный, а не поп.
Попадья, попёнок и поповна
В этой новой версии другой
Превратились в блогеров, дословно:
Alex Exler, Dolboeb, Drugoi...
А взамен героя-шарлатана
С некрасивым именем Балда —
Шесть мигрантов из Таджикистана
С биржи соискателей труда.
И немножко их родных и близких.
Все, конечно, с визой годовой.
Все, конечно, с временной пропиской.
Все, конечно, с книжкой трудовой.
С медицинской книжкой, также чистой
От туберкулёза и чумы:
Эти правки с грамотным юристом
Долго согласовывали мы.


А назвали: "Сколково и Путин",
Этим самым в корне превратив
Книгу, хулиганскую по сути,
В яркий федеральный позитив.
И настолько книга лучше стала,
Что людей потянет как магнит!
И к началу съёмок сериала
Пушкин будет просто знаменит.



Хороший памфлет, не правда ли? И злободневно, и хлёстко, и остроумно!
Так зачем же церковным иерархам так серьёзно подставляться? Так ведь и весь свой авторитет в нашем обществе можно быстро растерять. Умнее надо работать с людьми, уважаемые пастыри! Иначе вы получите результат прямо противоположный желаемому.



Другие статьи в литературном дневнике: