Начала Стиховедения

Марина Виноградова Юрченко: литературный дневник

"Лирический род литературы: Начала стиховедения".
Стихотворение - это сложный организм, в котором огромное значение имеет форма. Особенности поэтической формы складываются из множества составляющих, которые мы сейчас и разберем. Начнем с простейших понятий:


СТИХ (греч. "ряд") - так в классическом стихосложении называют речь, расчлененную на относительно короткие соразмерные отрезки. Примитивно говоря, это одна стихотворная строчка. Теперь вы будете знать, что стихи - это группа стихотворных строк. Поэтому фраза "Я прочту стих" звучит безграмотно, так как она означает, что вы прочтете одну строку, а не целое стихотворение. Внутри каждого стиха создается особое равновесие звуков, сильных и слабых, то есть ударных и безударных слогов, которое образует стихотвореный ритм:


РИТМ - это определенная последовательность ударных и безударных слогов внутри стиха.


Несколько стихов, особым образом организованных, образуют строфу:
СТРОФА - это группа стихов, объединенных общим смыслом, ритмом и рифмой:


РИФМА (греч. "соразмерность") - это одинаковое или похожее созвучие в середине или в конце каждого стиха. В древности рифма в России называлась "краесогласием". В русской поэзии рифма чаще завершает строку и образуется совпадением ударного гласного и соответствием последующих звуков. Существуют различные виды рифм. Мы покажем вам некоторые из них:


Точная: все заударные звуки одинаковы (тождественны): беленький - меленький; разлюбишь - голубишь; венч;анный - туманный; державою - ржавою; остёр - костёр;
Неточная: заударные звуки не совпадают по звучанию, по количеству, по порядку расположения: пророчит - хохочет; обнимешь - опрокинешь; излучин - однозвучен; частый - венчаться;
Усеченная (разновидность неточной рифмы): не совпадает количество согласных после ударения: волны - полный; дымом - мимо;
Приблизительная: не совпадают безударные гласные звуки: хлеба - небо; было - остановила; пряжей - экипажа;
Составная: после ударения одно слово перекликается с двумя и более словами: с неба - как не был; божьими - дороже мне;
Открытая: оканчивается на гласную: собою - гробовою;
Закрытая: оканчивается на согласную: взор - узор;
Мужская: ударение падает на последний слог: сон - сожжен; голубой - площадной;
Женская: ударение падает на предпоследний слог: шелками - крылами; грезы - розы;
Дактилическая: ударение падает на третий от конца слог: кается - мается; вешнею - здешнею;
Гипердактилическая: ударение отстоит от конца стиха более чем на три слога (чаще всего образуется причастиями): падающий - скрадывающий.
В строфе рифме отводится важное место. Схему сочетания стихов в строфе называют рифмовкой. Различают несколько видов рифмовки:


Смежная: ААББВВ


Погасло солнце. Тихо на лужке.
Пастух играет песню на рожке.
(С.Есенин) A
A
Перекрестная: АБАБ


Что ж ты, ветер,
Стекла гнешь?
Ставни с петель
Дико рвешь?
(А.Блок) A
Б
А
Б
Опоясывающая (кольцевая): АББА


С твоим талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку милой воспевать.
(Н.Некрасов) A
Б
Б
А
Бывают смешанные случаи рифмовки:


О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз ее назвал
Рекою рабства и тоски!..
(Н.Некрасов) А
А
Б
А
Б
Особую схему представляет собой онегинская строфа, берущая начало от сонетной формы (см. Тему 11) и сочетающая все виды рифмовки:


"Мой дядя самых честных правил,
Когда не в шутку занемог,
Он уважать себя заставил,
И лучше выдумать не мог.
Его пример другим наука;
Но, боже мой, какая скука
С больным сидеть и день и ночь,
Не отходя ни шагу прочь!
Какое низкое коварство
Полуживого забавлять,
Ему подушки поправлять,
Печально подносить лекарство,
Вздыхать и думать про себя:
"Когда же черт возьмет тебя!" А
Б
А
Б
В
В
Г
Г
Д
Е
Е
Д
Ж
Ж
Перейдем к более сложным понятиям стихосложения.
Так как мы говорим о русском стихосложении, то следует понимать, что оно подчиняется законам русского языка и отличается от стихосложения многих других языков, в которых "математика" поэзии совсем другая и с точки зрения ритма, и рифмы и т.д. Различают несколько систем стихосложения, возникших в недрах разных языковых систем:


Тоническая система стихосложения: здесь длина стиха измеряется количеством ударений (то есть не учитывается ударение предлогов, союзов, междометий, иными словами, примыкающих к знаменательным полноударным словам). В этом случае разница между стихами определяется разницей в количестве ударений. Тоническим было стихосложение древних германских народов. Пример из скандинавской "Песни о богах" (перевод с древнегерм.):


Ст;ал тот поб;ег,
т;онкий и стр;ойный,
ор;ужьем губ;ительным,
Х;ёд его бр;осил. У Б;альдра вск;оре
бр;ат народ;ился, -
н;очь прожив;я,
он н;ачал сраж;аться.
Здесь все строки 2-ударные (группы слов "тот побег", "он начал" и др. считаются за одно фонетическое слово и имеют одно общее ударение).


В русском стихосложении тоническая система получила развитие в ХХ веке в поэзии футуризма, когда в ходе экспериментов с новой поэтической формой и звучанием стиха создавались новые, нетрадиционные для русского языка поэтические системы.


Силлабическая система стихосложения: здесь длина стиха измеряется количеством слогов. Таким было древнерусское стихосложение (до начала XVIII века), называвшееся виршевым (слово "вирши" произошло от латинского versus, "ряд" - синоним греческого "стих"). Приведем пример из стихотворения Федора Гозвинского (XVI в.) о баснописце Эзопе:


Баснослагатель Езоп не украшен образом (14 слогов),
Прочитай же сего обрящется с разумом (13 слогов):
Плоть - сосудец его аще и не зело честна (14),
Но душа в нем живущия зело изящна (13).
Здесь чередуются 14-ти и 13-сложные строки.
Прочитаем также фрагмент из сатиры Антиоха Кантемира:


Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Здесь все строки состоят из 13-ти слогов.
Силлабо-тоническая система стихосложения: стих строится на упорядоченном чередовании сильных (в русском языке - ударных) и слабых (безударных) слогов. Весь наш дальнейший разговор пойдет в рамках именно силлабо-тоники, так как мы говорим о современной русской поэзии.


В России силлабо-тоническая система утвердилась в XVIII веке, когда поэтами А.Тредиаковским и М.Ломоносовым была проведена поэтическая реформа: написаны первые стихи по правилам силлабо-тонического стихосложения, введены новые поэтические жанры, дано теоретическое обоснование новой стихотворной системы.


Самой маленькой единицей стихотворного ритма в силлабо-тонической системе является метр:
МЕТР стихотвореный (греч. "мера") - это принцип чередования ударных и безударных слогов в стихе.


В русском стихосложении различают пять стихотворных метров, объединенных в две группы: двусложные (хорей, ямб) и трехсложные (дактиль, амфибрахий, анапест).
Обратите внимание! Для того, чтобы определить стихотворный метр в стихе, нужно расставить ударения и записать схему повторения ударных и безударных слогов.


Приведем примеры, для лучшего понимания разделяя слова на слоги и показывая схемы расположения ударных и безударных слогов.


Двусложные метры:


Хорей. Схема: , где - ударный слог, - безударный:


Край - лю - би - мый! - Серд - цу - снят - ся


Скир - ды - солн - ца - в во - дах - лон - ных.

(С.Есенин)


Ямб. Схема:


Иг - ра - ет - бу - ря - та - нец,


В нем - свист - и - рев - и - вой…

(А.Блок)


Трехсложные метры:


Дактиль. Схема:


Но - вых - со - зву - чий - и - щу - на - стра - ни - цах


Ста - рых - ис - пы - тан - ных - книг…

(А.Блок)


Амфибрахий. Схема:


И - ску - чно, - и - груст - но, - и - не - ко - му - ру - ку - по - дать


В ми - ну - ту - ду - шев - ной - не - взго - ды.

(М.Лермонтов)


Анапест. Схема:


Что - ты - жад - но - гля - дишь - на - до - ро - гу


В сто - ро - не - от - ве - се - лых - по - друг?

(Н.Некрасов)
Вы заметили, что метрические схемы в каждой строке повторяются несколько раз. Такие повторяющиеся кусочки стиха с одним и тем же метрическим рисунком называются стопой (греч. "шаг"). Несколько же стоп, образуя стихотворную строчку, создают стихотворный ритмический размер. Итак:


СТОПА - это минимальное повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов в стихе.


РАЗМЕР стихотворный - это число стоп в стихе, которое определяется простым подсчетом.


Покажем на примере, как определить размер стиха:


Край - лю - би - мый! - Серд - цу - снят - ся

1-я стопа 2-я стопа 3-я стопа 4-я стопа


метр: хорей;
размер: четырехстопный хорей.
Естественно, что в силу разнообразия ударных моделей в русском языке редко когда схема размера в стихотворении выглядит идеально. Встречаются несколько безударных или ударных слогов рядом, "незапланированных" схемой. Такие скопления ударных или безударных слогов получили названия "пиррихий" и "спондей".


Итак:
Пиррихий - это стопа с "пропущенным" ударением при сочетании двух или более безударных слогов.


В хол - мах - зе - ле - ных - та - бу - ны - ко - ней…


пиррихий
(С. Есенин)
Спондей - это стопа с дополнительным ударением при сочетании нескольких ударных слогов.


Швед, - рус - ский, - ко - лет, - ру - бит, - ре - жет…


спондей
Гром - пу - шек, - то - пот, - ржа - нье, - стон…


спондей
(А.Пушкин)
Рассмотрим метрическую схему первой строфы 2-го стихотворения А.Ахматовой из цикла "Тайны ремесла". Посмотрите, насколько сложен здесь ритмический рисунок:


Мне ни к чему одические рати
И прелесть элегических затей.
По мне, в стихах все быть должно некстати,
Не так, как у людей.
Размер здесь - 5-стопный ямб со сменой на 3-стопный в 4-м стихе.
В первом стихе первый слог должен быть безударным, а второй - ударным, но поэт выбирает слова, ломающие в этой стопе метрическую схему. Нет ни одного стиха со строгим ямбическим рисунком: везде присутствуют пиррихии, а в 3-м и 4-м стихе - спондеи. Сложностью метрического рисунка автор словно бы подтверждает собственную мысль. Прочитайте это стихотворение целиком и увидите, что в последующих двух строфах Ахматова меняет и схему стихов внутри строф: во второй 5-стопный ямб сочетается не с 3-х, а с 4-стопным, а в третьей - снова с 3-стопным.
Так поэты ХХ века расширяли ритмические возможности стиха, несколько ограниченные в XVIII-XIX веках.


Посмотрите, как выглядит полная схема размера первой строфы стихотворения Н.Заболоцкого "В жилищах наших":


1 В жилищах наших 1
2 Мы тут живем умно и некрасиво. 2
3 Справляя жизнь, рождаясь от людей, 3
4 Мы забываем о деревьях. 4
5 Они поистине металла тяжелей 5
6 В зеленом блеске сомкнутых кудрей. 6
Метр этой строфы - ямб. Но размер в ней разностопный. Поэт чередует 3-стопную, 5-стопные и 6-стопные ямбические строки, включающие пиррихии и спондеи. За счет этого ритм строфы становится прихотливым, изменчивым, трепещущим, словно вызывающим в нашем воображении трепетанье ветвей и листьев.


Иногда поэты меняют размер в пределах одного стихотворения. С точки зрения классических поэтических канонов это считалось нарушением, но ни один талант не укладывается в рамки правил и требований. Смена размера позволяет богаче выразить поэтическое настроение, состояние лирического героя, соотнести ритмическое звучание стихотворения с происходящими в нем событиями и т.д. Посмотрите, как это делает К.Д.Батюшков в стихотворении "Песнь Гаральда Смелого" (1816). Рассмотрим размерность первой строфы (заодно покажем и схему рифмовки):


1 Мы, други, летали по бурным морям, 1 A
2 От родины милой летали далеко! 2 Б
3 На суше, на море мы бились жестоко; 3 Б
4 И море и суша покорствуют нам! 4 А
5 О други! как сердце у смелых кипело, 5 В
6 Когда мы, содвинув стеной корабли, 6 Г
7 Как птицы, неслися станицей веселой 7 В
8 Вкруг пажитей тучных Сиканской земли!.. 8 Г
9 А дева русская Гаральда презирает. 9 Д
Первые 8 стихов строфы сгруппированы в 2 четверостишия с кольцевой и перекрестной рифмой и написаны 4-стопным амфибрахием с чередованием точных мужских и женских рифм. Вы видите, насколько строго классицист Батюшков, следуя классицистским правилам стихосложения, соблюдает метрику стихов: в 8-ти строках встречаются только один спондей - в начале первого стиха, а пиррихиев нет вовсе. Использование амфибрахия создает здесь мелодику волны, что сочетается с содержанием "Песни" и восходит к ключевому образу стихотворения


Рекомендации к теме
Вам следует прочитать те художественные произведения, которые могут быть рассмотрены в рамках этой темы, а именно:
В.А.Жуковский. Стихотворения: "Светлана"; "Море"; "Вечер"; "Невыразимое"
А.С.Пушкин. Стихотворения: "Деревня", "Бесы", "Зимний вечер", "Пущину" ("Мой первый друг, мой друг бесценный…", "Зимняя дорога", "К Чаадаеву", "Во глубине сибирских руд…", "Анчар", "Редеет облаков летучая гряда…", "Узник", "Разговор книгопродавца с поэтом", "Поэт и толпа", "Осень", "…Вновь я посетил…", "Брожу ли я вдоль улиц шумных…", "Дар напрасный, дар случайный…", "19 октября" (1825 г.), "На холмах Грузии", "Я вас любил…", "К ***" ("Я помню чудное мгновенье…"), "Мадонна", "Эхо", "Пророк", "Поэту", "К морю", "Из Пиндемонти" ("Недорого ценю я громкие права…"), "Я памятник себе воздвиг…"
М.Ю.Лермонтов. Стихотворения: "Смерть Поэта", "Поэт", "Как часто, пестрою толпою окружен…", "Дума", "И скучно, и грустно…", "Молитва" ("Я, матерь Божия, ныне с молитвою…"), "Расстались мы, но твой портрет…", "Я не унижусь пред тобою…", "Родина", "Прощай, немытая Россия…", "Когда волнуется желтеющая нива…", "Нет, я не Байрон, я - другой…", "Листок", "Три пальмы", "Из-под таинственной, холодной полумаски…", "Пленный рыцарь", "Сосед", "Завещание", "Тучи", "Утес", "Бородино", "Тучки небесные, вечные страни ки…", "Узник", "Пророк", "Выхожу один я на дорогу…"
Н.А.Некрасов. Стихотворения: "Я не люблю иронии твоей…", "Рыцарь на час", "Умру я скоро…", "Пророк", "Поэт и гражданин", "Тройка", "Элегия", "Зине" ("Ты еще на жизнь имеешь право…"); другие стихи по вашему выбору
Ф.И.Тютчев. Стихотворения: "Осенний вечер", "Silentium", "Не то, что мните вы, природа…", "Еще земли печален вид…", "Как хорошо ты, о море ночное…", "Я встретил вас…", "Чему бы жизнь нас ни учила…", "Фонтан", "Эти бедные селенья…", "Слезы людские, о слезы людские…", "Умом Россию не понять…", "Я помню время золотое…", "О чем ты воешь, ветр ночной?", "Тени сизые сместились…", "Как сладко дремлет сад темно-зеленый…"; другие стихи по вашему выбору
А.А.Фет. Стихотворения: "Я пришел к тебе с приветом…", "Еще майская ночь…", "Шепот, робкое дыханье…", "Это утро, радость эта…", "Севастопольское сельское кладбище", "Облаком волнистым…", "Учись у них - у дуба, у березы…", "Поэтам", "Осень", "Какая ночь, как воздух чист…", "Деревня", "Ласточки", "На железной дороге", "Фантазия", "Сияла ночь. Луной был полон сад…"; другие стихи по вашему выбору
И.А.Бунин. Стихотворения: "Последний шмель", "Вечер", "Детство", "Еще холоден и сыр…", "И цветы, и шмели, и трава…", "Слово", "Витязь на перепутье", "У птицы есть гнездо…", "Сумерки"
А.А.Блок. Стихотворения: "Вхожу я в темные храмы…", "Незнакомка", "Сольвейг", "Ты - как отзвук забытого гимна…", "Земное сердце стынет вновь…", "О, весна без конца и без краю…", "О доблестях, о подвигах, о славе…", "На железной дороге", циклы "На поле Куликовом" и "Кармен", "Русь", "Родина", "Россия", "Утро в Кремле", "О, я хочу безумно жить…"; другие стихи по вашему выбору
А.А.Ахматова. Стихотворения: "Песня последней встречи", "Ты знаешь, я томлюсь в неволе…", "Перед весной бывают дни такие…", "Заплаканная осень, как вдова…", "Я научилась просто, мудро жить…", "Родная земля"; "Мне ни к чему одические рати…", "Не с теми я, кто бросил землю…", "Мужество"; другие стихи по вашему выбору
С.А.Есенин. Стихотворения: "Гой ты, Русь моя родная…", "Не бродить, не мять в кустах багряных…", "Не жалею, не зову, не плачу…", "Мы теперь уходим понемногу…", "Письмо матери", "Отговорила роща золотая…", "Я покинул родимый дом…", "Собаке Качалова", "Русь Советская", "Запели тесаные дроги…", "Неуютная жидкая лунность…", "Спит ковыль. Равнина дорогая…", "До свиданья, друг мой, до свиданья…"; другие стихи по вашему выбору
В.В.Маяковский. Стихотворения: "А вы могли бы?", "Послушайте!", "Нате!", "Вам!", "Скрипка и немножко нервно", "Мама и убитый немцами вечер", "Дешевая распродажа", "Хорошее отношение к лошадям", "Левый марш", "О дряни", "Сергею Есенину", "Юбилейное", "Письмо Татьяне Яковлевой"; другие стихи по вашему выбору
По 10-15 стихотворений (по вашему выбору): М.Цветаевой, Б.Пастернака, Н.Гумилева.
А.Твардовский. Стихотворения: "Я убит подо Ржевом…", "Я знаю, никакой моей вины…", "Вся суть в одном-единственном завете…", "Памяти матери", "К обидам горьким собственной персоны…"; другие стихи по вашему выбору
И.Бродский. Стихотворения: "Я входил вместо дикого зверя…", "Письма римскому другу", "К Урании", "Стансы", "Ты поскачешь во мраке…", "На смерть Жукова", "Ниоткуда с любовью…", "Примечания папоротника"
Постарайтесь все литературные произведения, которые названы в работе, прочитать в книге, а не в электронном виде!
Выполняя задания к работе 7, обратите особое внимание на теоретические материалы, так как выполнять задания данной работы по интуиции - значит обрекать себя на ошибку.
Не забывайте к каждому разбираемому стихотворному отрывку составлять метрическую схему, многократно ее проверяя.
Залог успеха при выполнении данной сложной работы - внимание и аккуратность.



Рекомендованная литература к работе 7:
Квятковский И.А. Поэтический словарь. - М., 1966.
Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987.
Литературоведение: Справочные материалы. - М., 1988.
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. - Л.: Просвещение, 1972.
Гаспаров М. Современный русский стих. Метрика и ритмика. - М.: Наука, 1974.
Жирмунский В.М. Теория стиха. - Л.: Наука, 1975.
Поэтический строй русской лирики. Сб. - Л.: Наука, 1973.
Скрипов Г.С. О русском стихосложении. Пособие для учащихся. - М.: Просвещение, 1979.
Словарь литературоведческих терминов. - М., 1974.
Энциклопедический словарь юного литературоведа. - М., 1987.
Вернуться в тему
Средняя школа
Copyright © 2021 ООО ЯКласс
Контакты Пользовательское соглашение



ЯКласс лого
Архив Литература Средняя школа
Тема 12.





Урок 2.
Как определить размер стихотворения: 3 простых способа


Расскажем, как легко определять и не путать между собой стихотворные размеры: хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Заодно узнаем, зачем они нужны и как устроены.


Что такое стихотворный размер и зачем он нужен
Виды стихотворных размеров
Хорей
Ямб
Дактиль
Амфибрахий
Анапест
Спондей и пиррихий
Как определить размер стихотворения
Как не путать стихотворные размеры
Что такое стихотворный размер и зачем он нужен
Стихотворный размер — это порядок чередования ударных и безударных слогов в строке. Этот порядок создаёт особый ритм, который и отличает стихи от прозы. Чтобы убедиться в этом, обратимся к истории.


В начале XVIII века русские поэты подражали французским авторам, в стихах которых главное — это число слогов в строке. Получалось не очень складно.


«Уме недозрелый, плод недолгой науки!
Покойся, не понуждай к перу мои руки:
Не писав летящи дни века проводити
Можно, и славу достать, хоть творцом не слыти.
Ведут к ней нетрудные в наш век пути многи,
На которых смелые не запнутся ноги».
А.Д. Кантемир, «На хулящих учения. К уму своему», 1729 г.
В каждой строке этого отрывка — равное количество слогов (13), но текст не воспринимается как поэзия, даже несмотря на рифмы. Дело в том, что во французском языке ударение в словах всегда падает на последний слог. Из-за этого возникает строгий ритмический порядок, а одинаковая длина строк усиливает ощущение монотонности. В русском языке ударение в словах не зафиксировано, поэтому ритм не возникает сам собой, и равенство строк по длине не спасает положение.


В середине XVIII века на это обратили внимание ведущие литераторы того времени — В.К. Тредиаковский и М.В. Ломоносов. Опираясь на тексты народных песен, они разработали новую систему стихосложения. Она предполагает не только соразмерную длину строк, но и определённую расстановку ударений, которая задаёт ритм.
Сравните:


«Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут».
М. В. Ломоносов, «Ода на день восшествия на престол Елисаветы
Петровны», 1747 год.
С тех пор русская поэзия приобрела привычную нам форму.



Виды стихотворных размеров
В основе классического русского стихосложения пять моделей (метров), известных ещё с Античности — хорей, ямб, амфибрахий, анапест, дактиль. Именно их изучают в школе как стихотворные размеры.


Размеры различаются устройством стоп. Стопа — это повторяющаяся группа ударных и безударных слогов в строке.


По стопам размеры делятся на:


двусложные (стопа из двух слогов — ударного и безударного);
трёхсложные (стопа из трёх слогов — ударного и двух безударных).
Виды стихотворных размеров
Стихотворные метры
;
От того, на каком месте в стопе находится ударный слог, зависит стихотворный размер произведения.


Для удобства записи стихотворных размеров используют специальные символы. Ударные слоги принято обозначать знаком «—», а безударные — знаком «U». Границы стоп обозначаются как «|».


Хорей
Хорей — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—U|


«То как зверь она завоет,
;|—U|—U|—U|—U|


То заплачет как дитя»
;|—U|—U|—U|—|


А.С. Пушкин, «Зимний вечер», 1825 г.


Ямб
Ямб — это двусложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—|


«Люблю грозу в начале мая,
;|U—|U—|U—|U—U|


Когда весенний первый гром...»
;|U—|U—|U—|U—|


Ф.И. Тютчев, «Весенняя гроза», 1828 г.


Дактиль
Дактиль — трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на первый слог: |—UU|


«Тучки небесные, вечные странники:
;|—UU|—UU|—UU|—UU|


Степью лазурною, цепью жемчужною...»
|—UU|—UU|—UU|—UU|


М.Ю. Лермонтов, «Тучи», 1840 г.


Амфибрахий
Амфибрахий — это трёхсложный размер, в котором ударение в стопе падает на второй слог: |U—U|


«Россия — священная наша держава,
;|U—U|U—U|U—U|U—U|


Россия — любимая наша страна...»
;|U—U|U—U|U—U|U—|


С.В. Михалков, Гимн Российской Федерации, 2000 г.


Анапест
Анапест — это трёхсложный размер, в котором ударение падает на третий слог: |UU—|


«На Васильевский остров
;|UU—|UU—U|


Я приду умирать».
;|UU—|UU—|


И.А. Бродский, 1962 г.


Спондей и пиррихий
Стихотворений, в которых все ударения находились бы исключительно на «правильных» местах, практически не существует. Убедимся в этом на примере начала поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин», написанной ямбом. Разделим отрывок на слоги и расставим ударения во всех словах:


«Мой| дя|дя| са|мых| че|стных| пра|вил|,
;— — U — U — U — U


Ко|гда| не| в шу|тку| за|не|мог»
;U — U — U U U —


Если бы перед нами был идеальный ямб, за каждым безударным слогом следовал бы ударный (U—). Но уже в самом начале мы видим два ударных слога подряд: «мой дя|дя» (——|U). Такое нарушение размера называется спондей.


В конце второй строки место ударного слога занято безударным: «зане|мог» (UU|—). Такое отступление от размера называется пиррихий.


Пиррихии и спондеи встречаются почти в каждом стихотворении, но определить стихотворный размер они не мешают. Когда мы читаем стихи, наша речь подчиняется заложенному в произведении ритму, и небольших отступлений от него мы, как правило, не замечаем. Если произнести строчки из примера вслух, можно ощутить, что ударение на слове «мой» немного проглатывается, а в слове «занемог» будто бы образуется побочное ударение на первом слоге.


Как определить размер стихотворения
Метод 1. Скандирование
Допустим, требуется определить размер этого текста:


Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Мысль изречённая есть ложь.
Ф.И. Тютчев, «Silentium!», 1829
Самый простой способ определить стихотворный размер этого отрывка — проскандировать его как детскую считалку или кричалку на стадионе. Нужно абстрагироваться от расположения ударений в каждом слове и постараться поймать общий ритм стиха. Ударные слоги можно выстукивать рукой по столу или притопывать в такт.


как-СЕ-рдцу-ВЫ-ска-ЗАТЬ-се-БЯ
дру-ГО-му-КАК-по-НЯТЬ-те-БЯ


Выстукивая ритм, нетрудно заметить, что акценты приходятся на каждый второй слог. Следовательно, перед нами двусложный размер. А поскольку нечётные слоги безударные — это ямб.


Метод 2. «Ваня»
Этот метод придуман стиховедом А.А. Илюшиным. Определить классические размеры стихов можно, соотнося его с разными формами имени Иван:


Ваня — хорей:
;«Буря мглою небо кроет» (А.С. Пушкин)
Ваня-Ваня-Ваня-Ваня
Иван — ямб:
;«И буду век ему верна» (А.С. Пушкин)
Иван-Иван-Иван-Иван
Ванечка — дактиль:
;«Ранними летними росами» (А.А. Блок)
Ванечка-Ванечка-Ванечка
Ванюша — амфибрахий:
;«Однажды в студёную зимнюю пору» (Н.А. Некрасов)
Ванюша-Ванюша-Ванюша-Ванюша
Иоанн — анапест:
;«Я тебе принесу два кармана стрижей с маяка» (Н. Подвальный)
Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн-Иоанн
Метод 3. Графический
Этот метод требует больше всего времени, зато он самый наглядный и точный.


Для наиболее точного определения стихотворного размера рекомендуется брать отрывки не менее 6-8 строк.


Допустим, нужно определить размер следующих стихотворных строк:


Я вернулся в мой город, знакомый до слёз,
До прожилок, до детских припухлых желёз.
Ты вернулся сюда, так глотай же скорей
Рыбий жир ленинградских речных фонарей.
О.Э. Мандельштам, «Ленинград», 1930
Распечатаем или перепишем текст на бумагу, после чего карандашом разделим его на слоги, расставим ударения и нарисуем схему:


Я| ве|рну|лся| в мой| го|род|, зна|ко|мый| до| слёз|,
;—U—UU—UU—UU—


До| про|жи|лок|, до| де|тских| при|пу|хлых| же|лёз|.
;UU—UU—UU—UU—


Ты| ве|рнул|ся| сю|да|, так| гло|тай| же| ско|рей|
—U—UU—UU—UU—


Ры|бий| жир| ле|ни|нгра|дских| ре|чных| фо|на|рей|.
—U—UU—UU—UU—


Внимательно посмотрим на схему. В большинстве случаев ударные слоги разделяются двумя безударными. Значит, перед нами трёхсложный размер. Попробуем разделить его на стопы по три слога:


—U—|UU—|UU—|UU—|
UU—|UU—|UU—|UU—|
—U—|UU—|UU—|UU—|
;—U—|UU—|UU—|UU—|


Большинство ударений в стопах падает на третий слог. Следовательно, это анапест.


Как не путать стихотворные размеры
Зачастую школьники легко определяют ударения и число стоп в стихах, но путаются в названиях размеров. Чтобы запомнить их, существуют мнемонические правила. Например, слово «Ямб» начинается на букву Я. Это последняя буква алфавита, а значит, и ударение в ямбе — на последний (второй) слог. По этой логике в хорее ударение падает на первый слог.


А чтобы не путаться в трёхсложных размерах, запомните слово «ДАМА»:


Д — дактиль;
АМ — амфибрахий;
А — анапест.


Размеры перечислены в той же последовательности, что и ударные слоги в стопе.


Кроме того, можно запомнить мнемоническое стихотворение В.В. Онуфриева. В нём строчка, посвящённая каждому из метров, им же и написана:


Вовсе не сложные
Размеры трёхсложные,
Всё зависит от сильных в них мест.


Дактиль — он первый,
Второй — амфибрахий,
Ну а третий уже анапест!



Энциклопедия ЭДШ



Экстернат и домашняя Онлайн-Школа «Фоксфорда»





Другие статьи в литературном дневнике: