Федерико Гарсиа Лорка

Марина Юрченко Виноградова: литературный дневник


Есть души, где скрыты
увядшие зори,
и синие звёзды,
и времени листья;
есть души, где прячутся
древние тени,
гул прошлых страданий
и сновидений.

Есть души другие:
в них призраки страсти
живут. И червивы
плоды. И в ненастье
там слышится эхо
сожжённого крика,
который пролился,
как тёмные струи,
не помня о стонах
и поцелуях.

Души моей зрелость
давно уже знает,
что смутная тайна
мой дух разрушает.
И юности камни,
изъедены снами,
на дно размышления
падают сами.
"Далёк ты от бога", -
твердит каждый камень.

Перевод М.Кудинова


ГИТАРА (из "Поэмы о цыганской сигирийе")

Начинается
плач гитары.
Разбивается
чаша утра.
Начинается
плач гитары.
О, не жди от неё
молчанья,
не проси у неё
молчанья!
Неустанно
гитара плачет,
как вода по каналам - плачет,
как ветра над снегами - плачет,
не моли её о молчанье;
Так плачет закат о рассвете,
так плачет стрела без цели,
так песок раскалённый плачет
о прохладной красе камелий.
Так прощается с жизнью птица
под угрозой змеиного жала.
О гитара,
бедная жертва
пяти проворных кинжалов;

Перевод М.Цветаевой


Сегодня день рождения испанского поэта и драматурга Федерико Гарсии Лорки (1898—1936).


«Как бабочка, сердце иглой к памяти пригвождено».


5 июня 1898 года родился ФЕДЕРИКО ГАРСИА ЛОРКА - ярчайший поэт своей эпохи, ставший символом Испании и трагической судьбы поэта.


Лорка – друг С. Дали и Л. Бунюэля - сам был удивительно талантливым человеком. В выборе жизненного пути в какой-то степени он повторил судьбу Б. Пастернака.
С детства жизнь Ф.Г. Лорки была наполнена музыкой: первыми музыкальными впечатлениями он был обязан отцу и матери, которые играли на гитаре и фортепьяно, а также композитору Антонио Сегуре, у которого Лорка обучался игре на рояле. Музыкальным кумиром Ф.Г. Лорки был Мануэль де Фалья: «Маэстро де Фалья – мой учитель. Он не только большой музыкант, он – святой», – говорил Лорка. Первый успех Лорки был успехом музыканта, пианиста, автора музыкальных сочинений. Однако он отказался от карьеры музыканта, не поехал в Париж продолжать музыкальное образование, но его музыкальная импровизация волшебным образом перешла в импровизацию поэтическую. Как позже признавался сам поэт, он сочинял стихи, сидя за фортепиано.
Синтез поэзии и музыки стал определяющей чертой искусства Ф.Г. Лорки. А устойчивой темой – вечное предчувствие поэтом собственной смерти:


...Когда умру,
схороните меня с гитарой
в речном песке.


Когда умру...
В апельсиновой роще старой,
в любом цветке.


Когда умру,
буду флюгером я на крыше,
на ветру.


Тише...
когда умру! "
/Ф.Г.Лорка/..


Ф.Г. Лорка стал жертвой гражданской войны в Испании.
В августе 1936 года он был расстрелян на краю оврага в Виснаре.
"Его смерть символична – поэт является неизбежной жертвой всякого революционного потрясения… Лорка был великим поэтом и личностью, достойной всяческого восхищения, и этого оказалось достаточно, чтобы быть расстрелянным..."


ЕЛЕНА ФЕДЯЕВА



Другие статьи в литературном дневнике: