Андрей Шигин Я от бабушки громких молитв не слыхал

Марина Юрченко Виноградова: литературный дневник

Я от бабушки громких молитв не слыхал,
да и бога она поминала нечасто.
Был ей чужд богословских дискуссий накал,
и казалось, что к вере она безучастна.


Ну, прошепчет тихонечко что-то к столу
или, хлеб преломив, перекрестится мелко,
кинет взгляд на божницу в переднем углу,
и опять – то за пряжу, то моет тарелки.


А ещё, она лень почитала за срам,
не сидела, надеясь на божию милость,
и совсем не ходила по праздникам в храм.
Да и храмов в ту пору вблизи не водилось.


Был я глуп, если честно, по малости лет,
и частенько, чрезмерно красуясь собою,
ей доказывал: «Бабушка, бога-то нет!»,
а она улыбалась, качнув головою…


Лишь когда те года затянуло быльё,
я, хлебнув этой жизни изрядною мерой,
понимаю, что тихая вера её
и была настоящею, истинной верой.


Нынче люди на улицах и площадях
затевают молебны, таскают иконы,
показательно молятся, лбов не щадя.
Только что в них осталось от веры исконной?


Только шум, только блеск, только вычурный лоск,
только ворох златого церковного хлама…
Разве этого жаждал когда-то Христос,
изгоняя пинками торговцев из храма?


А сойди он с небес и явись к вам опять
в перелатанном рубище, бос, не упитан,
вы же снова его захотите распять!
Чтобы он не мешал вашим звонким молитвам!




Так вышло, что некоторую часть своего детства провёл я в глухой уральской глубинке, в маленькой деревушке, на попечении моей бабушки. Сама она и все её соседки-подруги, плюс/минус ровесницы 20-го века, были очень верующими и набожными.
Строго соблюдали посты и обязательно по-своему отмечали все церковные праздники. А за неимением вблизи храмов (до ближайшего полтора десятка вёрст по бездорожью, не всякая старушка путь осилит) богослужения устраивали самостоятельно, тихонько и без пафоса, по очереди предоставляя для этого свои избы.
К слову, никто и никогда не пытался меня ни малейшим образом приобщить к вере - так атеистом и вырос, имея к данным обрядам интерес, пожалуй, лишь этнографический. И, кстати, никто этих старушек за их действия не то, чтобы не подвергал каким-либо репрессиям, но даже и не порицал. Ну, молятся и молятся себе, никому не мешают...
Так вот, я это к тому, что обитая в той архаичной среде, я ни разу не слышал, что будто бы на Крещение (а в эту пору морозы на Урале особо лютые) следует лезть в прорубь. Оно и понятно - в былые времена, для крестьянина на отшибе цивилизации, серьёзно простудиться в разгар зимы, почти однозначно означало - не дожить до весны.
У нас тут, чай, не Иордан какой. А уж дитё в прорубь тащить, так и вовсе сочли бы за дикость. Кто и откуда вытащил в последние десятилетия в общественный обиход эту, якобы "вековую традицию", решительно непонятно. Ну, разве только если, как говорится, ни что так не сплачивает людей, как совместно совершаемая глупость...



https://psmirnova1.livejournal.com/488532.html



Другие статьи в литературном дневнике: