Фёдор Иванович Тютчев

Ирина Манырина: литературный дневник


220 лет со дня рождения русского поэта, дипломата, публициста Федора Ивановича Тютчева (1803 – 1873).


Умом — Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.
1866 г.


Федор Иванович Тютчев – русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат и чиновник, консервативный публицист. Творчество поэта нравилось его современникам и сейчас оно привлекает внимание композиторов, художников и любителей литературы.


Дворянский род Тютчевых был хорошо известен в России. Из этой семьи вышли многие государственные деятели, военные, посланники. 5 декабря 1803 года родился будущий поэт. Детство его прошло в родовом имении – Овстуг Орловской губернии, юношеские годы – в Москве. Его воспитателем и первым учителем был поэт и переводчик С.Е. Раич. В 1818 году Тютчев поступает в Московский университет и оканчивает его ранее положенного срока – в день 18-летия, в 1821 году.


Окончив университет, поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В 1821 году состоялась первая поездка Тютчева за границу. В качестве внештатного атташе он был командирован в Мюнхен. Там он не только познакомился с Гейне и Шеллингом, но и встретил свою будущую супругу Элеонору Петерсон, от которой впоследствии имел трех дочерей.


Тютчев сам себя поэтом вовсе не считал. Он был государственным чиновником, служил России. Служил верой и правдой, и всю жизнь был пламенным русским патриотом. Но еще – и тонким дипломатом, а, следовательно, разведчиком и очень осторожным человеком. Неслучайно именно он написал:
Молчи, скрывайся и таи,
И мысли и мечты свои…
Лишь жить в самом себе умей,
Есть целый мир в душе твоей…


Тютчев мечтал о создании под эгидой России православно-славянской державы и считал, что «русское царство должно простираться от Нила до Невы, от Эльбы до Китая». Причем не только мечтал, но и активно этому содействовал, упорно боролся против антирусских сил, был убежден во всемирной судьбе России, верил в ее особый путь развития. Неустанно разоблачал коварные происки иезуитов и папства, критиковал политику поднимающихся США.


По его мнению, Россия «самим фактом своего существования отрицает будущее Запада». А потому он был убежденным противником слепого заимствования иностранного опыта, переноса на русскую почву европейских учреждений и институтов. Он считал, что «необходимо оставаться там, где нас поставила судьба. Но таково роковое стечение обстоятельств, вот уже несколько поколений отягощающих наши умы, что вместо сохранения у нашей мысли относительно Европы естественно данной ей точки опоры мы ее волей-неволей привязали, так сказать, к хвосту Запада».


Вопреки мнению тогдашнего канцлера Германии Бисмарка, заявившего, что единство наций достигается только «железом и кровью», Тютчев написал:
«Единство, - возвестил оракул наших дней, –
Быть может спаяно железом лишь и кровью…»
Но мы попробуем спаять его любовью, -
А там увидим, что прочней…


Он пророчески сознавал, что под лозунгами свободы и западноевропейских «демократических» революций для России подготавливается страшная судьба, ее ждут суровые испытания. Он писал:
Ужасный сон отяготел над нами,
Ужасный, безобразный сон:
В крови до пят, мы бьемся с мертвецами,
Воскресшими для новых похорон.


Осьмой уж месяц длятся эти битвы
Геройский пыл, предательство и ложь,
Притон разбойничий в дому Молитвы,
В одной руке распятие и нож.


И целый мир, как опьяненный ложью,
Все виды зла, все ухищренья зла!..
Нет, никогда так дерзко правду божью
Людская кривда к бою не звала!..


И этот клич сочувствия слепого,
Всемирный клич к неистовой борьбе,
Разврат умов и искаженье слова-
Все поднялось и все грозит тебе,


О край родной! – такого ополченья
Мир не видал с первоначальных дней…
Велико, знать, о Русь, твое значенье!
Мужайся, стой, крепись и одолей!


Предвидя события, Тютчев отмечал: «Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества».


И Тютчев оказался прав – так и произошло. Революция в России не только разрушила вековые устои страны и залила ее кровью, но и изменила облик мира, последствия продолжают ощущаться до сих пор. А ненависть адептов к исторической России он объяснял тем, что Россия, прежде всего, «христианская держава, а русский народ является христианским не только вследствие православия своих верований, но и благодаря чему-то еще более задушевному…


Революция же, прежде всего – враг христианства. Антихристианский дух есть душа революции, ее сущностное, отличительное свойство.


В своей статье «Россия и революция» он утверждал, что если страна нравственно и духовно преобразится, то одержит победу над революционной заразой: «И когда еще призвание России было более ясным и очевидным? Можно сказать, что Господь начертал его огненными стрелами на помраченных от бурь Небесах. Запад уходит со сцены, все рушится и гибнет во всеобщем мировом пожаре… И когда над столь громадным крушением мы видим еще более громадную Империю, всплывающую подобно Святому Ковчегу, кто дерзнет сомневаться в ее призвании, и нам ли, ее детям, проявлять неверие и малодушие?»


Лирические шедевры о природе Тютчева появились на рубеже 1820–1830;х годов. К ним относятся «Летний вечер», «Осенний вечер», «Листья», «Весенние воды», «Бессонница» и многие другие поэмы. Поэт провел более 20 лет в чужих краях, но при этом не терял связи с Россией и часто её навещал.


Дипломатическая карьера писателя закончилась в 1839 году, и вскоре он вернулся на родину. Здесь он поступил на службу в Министерство иностранных дел. Параллельно он активно участвовал в деятельности кружка Белинского. С 1858 года и до конца жизни поэт возглавлял Комитет иностранной цензуры. В качестве выдающегося поэта Тютчев состоялся ещё в 1836 году, когда восхищенный его работами Пушкин, опубликовал его в своем журнале «Современник». Однако общественное признание пришло к Тютчеву в 1854 году, когда был выпущен отдельный сборник его стихов.


В 1867 году Тютчев пишет коротенькое стихотворение о Европе и ее вечном, неизменном отношении к России, трезвое, мудрое, пророческое.


Напрасный труд – нет, их не вразумишь, –
Чем либеральней, тем они пошлее,
Цивилизация – для них фетиш,
Но недоступна им ее идея.


Как перед ней ни гнитесь, господа,
Вам не снискать признанья от Европы:
В ее глазах вы будете всегда
Не слуги просвещенья, а холопы.
(1867)


Но нелегка была судьба пророка в своем Отечестве. Последние годы жизни Тютчева были омрачены тяжелыми утратами. Умер его старший сын, брат, дочь Мария. От чахотки умерла его возлюбленная Елена Денисьева, а через год – двое их детей, его мать. Сам он тяжело болел, и умер в 1873 году в Царском Селе. Но до последнего дня своей жизни он верил в торжество правды и справедливости, упорно боролся за интересы России. Это же завещал и нам, потомкам:


Мужайтесь, боритесь,
О славные други,
Как бой ни жесток,
Ни упорна борьба.


#Тютчев #ФедорТютчев #стихи
Источник: https://vk.com/sretenie_portal



Другие статьи в литературном дневнике: