Фёдор Иванович Тютчев
Умом — Россию не понять, Федор Иванович Тютчев – русский лирик, поэт-мыслитель, дипломат и чиновник, консервативный публицист. Творчество поэта нравилось его современникам и сейчас оно привлекает внимание композиторов, художников и любителей литературы. Дворянский род Тютчевых был хорошо известен в России. Из этой семьи вышли многие государственные деятели, военные, посланники. 5 декабря 1803 года родился будущий поэт. Детство его прошло в родовом имении – Овстуг Орловской губернии, юношеские годы – в Москве. Его воспитателем и первым учителем был поэт и переводчик С.Е. Раич. В 1818 году Тютчев поступает в Московский университет и оканчивает его ранее положенного срока – в день 18-летия, в 1821 году. Окончив университет, поступил на службу в Коллегию иностранных дел. В 1821 году состоялась первая поездка Тютчева за границу. В качестве внештатного атташе он был командирован в Мюнхен. Там он не только познакомился с Гейне и Шеллингом, но и встретил свою будущую супругу Элеонору Петерсон, от которой впоследствии имел трех дочерей. Тютчев сам себя поэтом вовсе не считал. Он был государственным чиновником, служил России. Служил верой и правдой, и всю жизнь был пламенным русским патриотом. Но еще – и тонким дипломатом, а, следовательно, разведчиком и очень осторожным человеком. Неслучайно именно он написал: Тютчев мечтал о создании под эгидой России православно-славянской державы и считал, что «русское царство должно простираться от Нила до Невы, от Эльбы до Китая». Причем не только мечтал, но и активно этому содействовал, упорно боролся против антирусских сил, был убежден во всемирной судьбе России, верил в ее особый путь развития. Неустанно разоблачал коварные происки иезуитов и папства, критиковал политику поднимающихся США. По его мнению, Россия «самим фактом своего существования отрицает будущее Запада». А потому он был убежденным противником слепого заимствования иностранного опыта, переноса на русскую почву европейских учреждений и институтов. Он считал, что «необходимо оставаться там, где нас поставила судьба. Но таково роковое стечение обстоятельств, вот уже несколько поколений отягощающих наши умы, что вместо сохранения у нашей мысли относительно Европы естественно данной ей точки опоры мы ее волей-неволей привязали, так сказать, к хвосту Запада». Вопреки мнению тогдашнего канцлера Германии Бисмарка, заявившего, что единство наций достигается только «железом и кровью», Тютчев написал: Он пророчески сознавал, что под лозунгами свободы и западноевропейских «демократических» революций для России подготавливается страшная судьба, ее ждут суровые испытания. Он писал: Осьмой уж месяц длятся эти битвы И целый мир, как опьяненный ложью, И этот клич сочувствия слепого, О край родной! – такого ополченья Предвидя события, Тютчев отмечал: «Революция и Россия. Эти две силы сегодня стоят друг против друга, а завтра, быть может, схватятся между собой. Между ними невозможны никакие соглашения и договоры. Жизнь одной из них означает смерть другой. От исхода борьбы между ними, величайшей борьбы, когда-либо виденной миром, зависит на века вся политическая и религиозная будущность человечества». И Тютчев оказался прав – так и произошло. Революция в России не только разрушила вековые устои страны и залила ее кровью, но и изменила облик мира, последствия продолжают ощущаться до сих пор. А ненависть адептов к исторической России он объяснял тем, что Россия, прежде всего, «христианская держава, а русский народ является христианским не только вследствие православия своих верований, но и благодаря чему-то еще более задушевному… Революция же, прежде всего – враг христианства. Антихристианский дух есть душа революции, ее сущностное, отличительное свойство. В своей статье «Россия и революция» он утверждал, что если страна нравственно и духовно преобразится, то одержит победу над революционной заразой: «И когда еще призвание России было более ясным и очевидным? Можно сказать, что Господь начертал его огненными стрелами на помраченных от бурь Небесах. Запад уходит со сцены, все рушится и гибнет во всеобщем мировом пожаре… И когда над столь громадным крушением мы видим еще более громадную Империю, всплывающую подобно Святому Ковчегу, кто дерзнет сомневаться в ее призвании, и нам ли, ее детям, проявлять неверие и малодушие?» Лирические шедевры о природе Тютчева появились на рубеже 1820–1830;х годов. К ним относятся «Летний вечер», «Осенний вечер», «Листья», «Весенние воды», «Бессонница» и многие другие поэмы. Поэт провел более 20 лет в чужих краях, но при этом не терял связи с Россией и часто её навещал. Дипломатическая карьера писателя закончилась в 1839 году, и вскоре он вернулся на родину. Здесь он поступил на службу в Министерство иностранных дел. Параллельно он активно участвовал в деятельности кружка Белинского. С 1858 года и до конца жизни поэт возглавлял Комитет иностранной цензуры. В качестве выдающегося поэта Тютчев состоялся ещё в 1836 году, когда восхищенный его работами Пушкин, опубликовал его в своем журнале «Современник». Однако общественное признание пришло к Тютчеву в 1854 году, когда был выпущен отдельный сборник его стихов. В 1867 году Тютчев пишет коротенькое стихотворение о Европе и ее вечном, неизменном отношении к России, трезвое, мудрое, пророческое. Напрасный труд – нет, их не вразумишь, – Как перед ней ни гнитесь, господа, Но нелегка была судьба пророка в своем Отечестве. Последние годы жизни Тютчева были омрачены тяжелыми утратами. Умер его старший сын, брат, дочь Мария. От чахотки умерла его возлюбленная Елена Денисьева, а через год – двое их детей, его мать. Сам он тяжело болел, и умер в 1873 году в Царском Селе. Но до последнего дня своей жизни он верил в торжество правды и справедливости, упорно боролся за интересы России. Это же завещал и нам, потомкам: Мужайтесь, боритесь, #Тютчев #ФедорТютчев #стихи © Copyright: Ирина Манырина, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|