Три текста БЖ. Март 23 И ещё...
БЖ. Улица для Ренаты
Она выходит на Моховую, будто в последний бой.
Меховое пальто, набекрень берет, шарфик бантиком голубой.
На каждой руке - по вязке браслетов, бус гроздья - на три шеи.
Митенки, туфли на каблуках: в снегу не прорыть траншею.
Она выходит на Моховую, слегка покачиваясь на тонких,
Но слабоватых уже ногах, таскает духи в котомке.
Работа на пенсии - каждый день: в академии, но вахтёром.
Она гарцует в вечернем платье по взмыленным коридорам.
И, пока студенты и профессура мотают в дешёвых джинсах,
Полагая Гегеля и Делёза оптикой смысла жизни,
Она штудирует все афиши в поисках оперы в Мариинке,
Куда можно попасть дешевле, спектакли вызубрив без запинки.
Она - рудимент дорогой эпохи от Брежнева до Горбатого.
Восьмой десяток сквозь крем и пудру бьёт церковным набатом.
Ей бы пройти вдоль по Моховой и вернуться домой живой:
Спецзадание на сегодня, удача - её конвой.
У неё - манеры Литвиновой: злость, изящество, юмор, ласка.
Она ненавидит элиту, зависшую между нирваной и Верхним Ларсом.
Она - сама себе Грузия и Париж, всегда, при любом режиме!
(Она бы уехала, если честно, - просто не предложили).
Она выходит на Моховую - дочь кремлёвская, отпрыск главы обкома.
Она боится, что упадёт на льду и получит кому.
В детстве её возили на партийном автомобиле,
Потом - наркотики, секс и рок, а потом - забыли.
Но она выходит на Моховую, идёт, испуганно озираясь.
Родину жгли в девяностые и нулевые, Родина не сгорает.
Глядя с опаской на новый мир, она не знает, как ей с ним обращаться.
Инструкции к бывшим её мужчинам были огромным счастьем
По сравненью с инструкциями к России. Комкая виновато
Малиновые перчатки, вдоль по миру идёт Рената.
По дороге заходит в скверы, притоны, киоски, салоны, пабы...
А дома воет, - как все, как все, - русские наши бабы.
16 марта 2023 г.
* * *
БЖ. Разбойник с большой дороги
Всё равно ты будешь последним на общей литературной дороге:
Среди идущих в ногу, лижущих ноги, среди ковыляющих.
Потому - экспериментируй: языку-недотроге
Приятно, когда ему лезут в душу. Пока земля ещё
Не достигла уровня Царства Небесного, помни, что ты - в аду:
Его придумали люди для собственного наслаждения.
Играй у прохожих (хоть на виду, хоть не на виду): только их суду
Ты подвергаешься, независимо от своего словесного рукоделия.
Рукоблудие знака - искусство поэзии гневать Господа и молиться.
Сие - страшная смесь гордыни и невротического смирения.
Всё равно ты будешь идти в хвосте, разыгрывая все лица
Из арсенала звериных морд трудно обуздываемого времени.
Твоя поэзия - солнце кубизма в оптике питерского многоугольника:
Она выскакивает внезапно, ощетинившись в стужу гейзером -
Нестерпимо резкая, как оскал сбежавшего с ЕГЭ школьника,
Тяжеловесная, словно контур Сезанна в иллюстрации к "Тангейзеру".
Таким тебя сделали обстоятельства. Таким ты сделал себя сам.
Таким тебя сделали сигареты, смена паспорта, фронт и храм.
Всё равно ты - последний на литдороге, - значит, сбегай в леса:
Там растёт язык, дремучий язык, там корни тянутся к небесам.
18 марта 2023 г.
* * *
БЖ. Вагнер блюз
Из их надушенного мирка, из симулякров Бога,
Из усредненной косности обывательского приличия,
Уходи в барочную тьму парадных, по винтовым закоулкам слога,
В титры неистового Тарковского, в кадр галлюцинирующего Линча.
Главное, уходи. Кури, как нацболы на ми тинге супротив фашиствующей Прибалтики.
Ругайся, как вагнеровец, из Ницше прыгая в ад Арт;мовска.
Ты - лишний на их именинах и в их салонах со сбоку бантиком.
Твоё распятие от Дали, выступая светлой дырой на т;мном
Фоне чужого страха становится Абсолютом.
Люби своё время - эпоху сильных, эпоху выпроставшейся России.
Ты - для них вс; равно уголовник. Ты - посмертная жизнь салюта.
Ты - оголённый нерв красоты и уродства, и ты, как Россия, - сильный.
Не стесняйся вредных привычек: лучше дружить с геранью, чем с героином.
Не подбирай слова: не оценят, объявят истериком и пижоном.
Выходи, если надо к морю: видишь, над ним роится
Семейство атомов бытия, обоженного и обожжённого?
Позывной бродяга, иди впер;д, давай, разведка, не дрейфь.
Поэзия как профессия - удел счастливцев, но ты - не из их числа.
Не вышел мордой, но вышел ярью сердца, взд;рнутого на рее.
Двухсотое твоё сердце, Рихард, да не накроет мгла.
18 марта 2023
- - - - - - -
Хочется поразмышлять над этими текстами, поработать над ними. Хочется понять, что за словами.
= = = = = = =
Ещё вернусь (в апреле, наверное)
БЖ около 2014-2015 года. Но прочла я его (перечитала, конечно) в апреле. Итак:
БЖ (КОЛЫБЕЛЬНАЯ)
Я возьму тебя в Мир: на озёра, в кукушкину тишь,
Вдоль запястий твоих на созвездия бисер дробя.
Я люблю в тебе Миг, когда ты, притворяясь, что спишь,
Смотришь, как, притворяясь, что сплю, я смотрю на тебя.
Я возьму тебя в Сон: в колокольную синюю медь
Василькового поля – зажечь на ромашке свечу.
Я люблю в тебе Миг, когда ты замолкаешь, - пропеть
Мне про то, что пою тебе я, если долго молчу.
Я возьму тебя в Даль: мы пойдем на воздушном челне
По небесной воде – поклониться безродной судьбе.
Я люблю в тебе Миг, когда ты, прижимаясь ко мне,
Ощущаешь, что я, став тобой, прижимаюсь к себе.
Я возьму тебя в Свет: в знаменитый апостольский бой
С темнотой, на котором гранаты цветами дымят.
Я люблю в тебе Миг, когда ты, перестав быть собой,
Прекращаешь быть мной, чтобы сделаться нами двумя.
Я возьму тебя в Жизнь: в баснословную смертную дурь,
Из которой выходишь курить, разрывая кольцо.
Я люблю в тебе Лик, проступающий пеплом на льду
В медальончик с моим изувеченным детским лицом.
Евгения Бильченко
= = = = = = = = =
Это ШЕДЕВР
Другие статьи в литературном дневнике: