Марина Кудимова о верлибре, журнальный зал

Елена Наильевна: литературный дневник

Марина Кудимова о верлибре:


"К верлибру я отношусь равнодушно — он не задевает моих эмоциональных струн. Но писать об этом промежуточном явлении русской поэзии по разным поводам приходилось много. Промежуточном, поскольку, как выражался Вл. Соколов: «Поэзия — вершина прозы». Русский верлибр застрял в расщелине между поэзией и прозой, так и не став ни тем, ни другим. Нобелевский лауреат, физиолог Ш. Рише, утверждал: «Рифма вызывает стихотворение. Ум работает каламбурами». Если сегодня в России верлибр становится массовым явлением, каковым не был никогда, это говорит об упадке общей и литературной культуры — и ни о чем более и громче. У Блока и Цветаевой были верлибры, на которые кивают адепты этой формы, поскольку и тот и другая были отменными знатоками европейской поэзии и решили попробовать себя вне рифмы. Никакой погоды в наследии обоих эти опыты не делают. Я не пишу верлибров, потому что для себя считаю свободный стих путем наименьшего сопротивления, а поэтический сопромат пытаюсь выучить, сдать и пересдать пожизненно".


Опубликовано в журнале Урал, номер 9, 2021



Другие статьи в литературном дневнике: