Самый оболганный царь.

Мила Щербакова: литературный дневник

25 августа у последнего русского царя из рода РЮРИКОВ - Ивана ГРОЗНОГО -
юбилей - 485 лет со дня его рождения. Вспомнилось голосование в рамках проекта
"Имя Россия", куда в первую дюжину претендентов вошёл он - Иван Васильевич Грозный. Его фигура вызывает до сих пор у народа противоречивые мнения. Тогда в 16 веке не существовало термина "информационная война". Этот термин появился недавно. Но как по-другому можно назвать те потоки грязной лжи, которыми обливали первого русского царя. Когда-то я наткнулась на раннего Лихачёва, который тогда почему-то не сомневался в своих словах.



Вот строки из раннего Лихачева, не приправленные еще считающимся обязательным в академической среде скепсисом по поводу личности Царя Иоанна Васильевича и его деяний: "Грозный - политический деятель, тщательно доказывающий разумность и правильность своих поступков, стремящийся действовать силой убеждения не в меньшей степени, чем силой закона и приказа. И в его писательской деятельности не меньше, чем в его деятельности государственной, сказалась его исключительная талантливость.


Грозный был одним из образованнейших людей своего времени. По свидетельству венецианца Фоскарини, Грозный читал "много историю Римского и других государств... и взял себе в образец великих римлян". Грозный заказывал перевести Историю Тита Ливия, биографии цезарей Светония, кодекс Юстиниана. В его сочинениях встречается множество ссылок на произведения древней русской литературы. Он приводил наизусть библейские тексты, места из хронографов и из русских летописей, знал летописи польские и литовские. Он читал "Хронику" Мартина Вольского (данными которой он, по-видимому, пользуется в послании к Курбскому).


По списку Библии, сообщенному Грозным через Михаила Гарабурду князю Острожскому, была напечатана так называемая Острожская Библия - первый в славянских странах полный перевод Библии. Он знал "Повесть о разорении Иерусалима" Иосифа Флавия, философскую "Диоптру" и др. Книги и отдельные сочинения присылали Ивану Грозному из Англии (доктор Яков - изложение учения англиканской церкви), из Польши (Стефан Баторий - книги о Грозном), из Константинополя (архидиакон Геннадий - сочинения Паламы), из Рима (сочинения о Флорентийском соборе), из Троицкого монастыря, из Суздаля и т.д.


Каспар Эберфельд представлял Царю изложение в защиту протестантского учения, и Царь охотно говорил с ним о вере. Отправляя архидиакона Геннадия на Ближний Восток, Грозный приказывал "обычаи в странах тех писати ему". Он заботился о составлении тех или иных новых сочинений и принимал участие в литературных трудах своего сына Царевича Ивана Ивановича. К нему обращались со своими литературными произведениями Максим Грек, князь Курбский, митрополит Макарий, архимандрит Феодосий, игумен Артемий, Иван Пересветов и многие другие.


Это был поразительно талантливый человек. Казалось, ничто не затрудняло его в письме. Речь его текла совершенно свободно. И при этом какое разнообразие лексики, какое резкое смешение стилей, какое нежелание считаться с какими бы то ни было литературными условностями своего времени!..


Никогда еще русская литература до Грозного не знала такой эмоциональной речи, такой блестящей импровизации и, вместе с тем, такого полного нарушения всех правил средневекового писательства: все грани между письменной речью и живой, устной, так старательно возводившиеся в средние века, стерты; речь Грозного полна непосредственности. Грозный - прирожденный писатель, но писатель, пренебрегающий всеми искусственными приемами писательства во имя живой правды. Он пишет так, как говорит, смешивая книжные цитаты с просторечием, то издеваясь, то укоряя, то сетуя, но всегда искренно по настроению. Роль Грозного в историко-литературном процессе древней Руси громадна и далеко еще не оценена".
Однако чёрный пиар махровым цветом разрастался всё больше и больше в угоду тем, кто хотел видеть в лице России грязную, не оправившуюся до сих пор от поры
царствования Грозного. До сих пор нам приходится слышать от русофобов разные байки о его жутком моральном облике, кровавой опричнине, сотнях тысяч казнённых.


Как у всякого человека, особенно на таком посту, у Ивана Грозного были, конечно, ошибки и заблуждения. А опричнина - всякое государство, если это госу-
дарство, а не фикция, защищает свою веру, свою власть. Грозный отказался от оп-
ричнины, как только она стала бесконтрольной.Да, Новгородский поход был кровавым, но опять же не до такой степени, как это представил Карамзин с другими
историками. В Новгороде зрела явная измена, бояре и торговый люд хотели переметнуться на сторону польского короля. Всё это с подачи сектантов. В Новгоро-
де к тому времени опять оживилась так называемая ересь жидовствующих, недобитая
ещё его дедом Иваном 111. Это религиозная ересь, отвергающая Христа как Бога и
считающая его одним из пророков Моисея. Несомненно, она в основе своей имеет от-
ношение к иудаизму, но надо понимать, что любое умаление православной веры, особенно в то время, вело к уничтожению Русского государства и русских как народа
Иван это хорошо понимал, поэтому действовал так жестоко. Хотя, скорее, там было дело в прямой военной измене Новгорода. Что же касается казней, то после того, как опричники перехватили письма изменников и раскрыли довольно обширный
заговор московско-новгородских бояр, виновных действительно наказали. Из 300 человек, выведенных на казнь, были убиты 116, а остальные помилованы и отпущены.
Это описывает иностранец Альберт Шлихтинг, которого такой поворот событий весьма
удручил. Он удивлялся мягкотелости царя и предрекал его свержение не этими, так
другими заговорщиками.
Так что надо очищать итмя Ивана Грозного от всяких наветов злоумышленников и
просто недоумков.



Доктор исторических наук, академик Андрей Гончаров, исследователь В. Манягин и
другие исследователи, скрупулёзно изучившие ту эпоху, объясняют, почему для Европы и русофобов ГРОЗНЫЙ - враг №1. Дело в том, что он создал великое государ-
ство и не собирался отдавать земли и подчинить Русскую Православную церковь
папскому престолу. Из рук в руки передавались трактаты, которые за 400 лет до Гитлера и плана "Ост", объясняли, что нужно сделать с Россией. А не так давно,
помните, Элизабет Тетчер, прорабатывала с Горбачёвым отдачу под мировое прави-
тельство Сибири. А сейчас Украина лелеет взять себе название "Киевская РУСЬ", обозначив таким образом новые свои границы.
Грандиозные вымыслы и мифы в отношении России 16 века живучи. Конечно, Русь
во времена ГРОЗНОГО - это Средневековье со всеми вытекающими отсюда последстви-
ями. По исследованиям профессора Санкт-Петербургского госуниверситета, историка
Руслана Скрынникова, за 50 лет правления Грозного БЫЛО КАЗНЕНО примерно 3200 бояр
и прочей элиты общества. За всё время опричнины Иван Грозный, по скрупулёзным подсчётам современных историков, казнил 37 тысяч человек, среди которых преда-
ттели, убийцы, разбойники. Но ведь были боярские заговоры, рвавшиеся к власти
князьки. В итоге был отравлен и царь, и наследник. Отравление их сулемой документально установили ещё в 1963 году при вскрытии могил в Архангельском соборе Кремля. Содержание ртути в костях царевича и самого Ивана Васильевича во много раз превышает норму. Это долгая и мучительная смерть. Кроме того судмедэксперты чётко заключили, что у царевича, которого якобы убил отец, не было никаких черепно-мозговых травм.
А что до казней, в том же 16 веке в других государствах совершались действи-
тельно чудовищные беззакония. Только за бродяжничество английский король
Генрих V111 приказал уничтожить 72 тыс. человаек. В Германии при подавлении кре-
стьянского восстания 1525 г. казнили более 100 тыс. человек. Герцог Альба уничтожил при взятии Антверпена восемь тысяч и в Гарлеме - двадцать. А всего
испанцы убили около 100 тысяч человек. А этот чёрный пиар пошёл, как утверждают
исследователи, от английской королевы Елизаветы Первой Тюдор, после сватовства
к ней Ивана Васильевича. Но она ему, как и всем прочим монархам и принцам, отказала, сославшись на свой парламент - дескать, я-то не против, да палата общин
не разрешает. Получив гневную отповедь царя:"Видать, не государыня ты никакая, коль мясники да пивники толстозадые смеют указывать, что Её Величеству делать. А
я сам по статусу могу только на ровне жениться. Так что, миль пардон, оферта от-
меняется". Королева испугалась его мести и, чтобы сгладить конфликт, предложила
вместо себя в жёны племянницу Марию Гастингс. Но та не хотела так далеко уезжать. Чтобы остудить пыл жениха вместо её портрета Ивану показали портрет уродливой служанки. Но правда раскрылась, хотя и Гастингс была не лучше.
Иван ответил, что на такой страшиле жениться точно не будет. Это известие пере-
полошило королеву, считающуюся добродетельной. Хотя за ГОДЫ ЕЁ ПРАВЛЕНИЯ казнили
90 тысяч подданных. Вот с тех пор она и начала готовить общественное мнение в свою защиту.
В европейской истории Иван Грозный - чудовище на троне, А Елизавета - великая королева, сумевшая много сделать для своей страны, да ещё и оградить Европу от
происков царя Руси. Оболгание русской истории стало привычкой на Западе. Это только им дозволено иметь доблестных рыцарей Айвенго,королей-Солнце и прочих честных и благородных. А Русь, Россия - скопище негодяев и варваров, кровавых и
жестоких.
Кстати, в 1578 году в окружении графа Эльзасского возник план превратить Русь
в имперскую провинцию. Русских предполагалось выводить на работы "в железных
кандалах, залитых у ног свинцом. По всей стране должны строиться каменные немецкие церкви, а русским следует оставить деревянные. Они скоро сгниют, и в
России останутся только германские. Так произойдёт смена религии." Не правда ли,
что отзвук этого плана есть в сегодняшнем дне?
Перечислять заслуги Ивана ГРОЗНОГО можно долго! Он учредил первое регулярное
войско, систематизировал судебную власть. В 1553 году учредил первую в России
типографию, заложил одно из красивейших зданий мира - Покровский собор - Храм
Василия Блаженного, начал успешную борьбу за Крым. При нём, "авторитарном", впервые были созваны и совещательные органы, Земская дума, всенародный Стоглавый
собор. Многое в истории, названное "первым" связано с именем этого царя.

Царь Иван Васильевич на фоне своих современников выделяется широчайшей эрудицией. Аргументируя свои утверждения, он легко и непринуждённо приводит в доказательство примеры не только из истории древней Иудеи, изложенной в Библии, но и из истории Византии. Он прекрасно знает не только Ветхий и Новый Завет, но и жития святых, труды византийских богословов. Трудами болгарского учёного И. Дуйчева установлено, что Грозный свободно ориентировался в истории и литературе Византии.


Можно только удивляться, какой памятью обладал Иван Васильевич – он явно наизусть приводит в своих сочинениях пространные выдержки из Священного писания. Об этом можно с уверенностью говорить потому, что цитаты в посланиях Грозного даны очень близко к тексту источника, но с характерными разночтениями, которые возникают при воспроизведении текста по памяти. Заклятый враг Грозного, князь Курбский, признавал царя Ивана Васильевича как человека «священнаго писания искуснаго».


В своих посланиях Иван Васильевич попросту взрывает этикет письменной речи, но стилистически его новации безусловно оправданны. Чеканным стилем писано: «Не дожидаются грады Германские бранного бою, но явлением животворящего креста поклоняют главы своя». И вслед за этим мы видим усмешку Великого государя: «А где, по грехом, по случаю, животворящего креста явления не было, тут и бой был. Много отпущено всяких людей: спрося их, уведай».


Этим же своеобразным стилем он ведёт и дипломатическую переписку. Вот он с негодованием пишет английской королеве: «И мы чаяли того, что ты на своём государьстве государыня и сама владееш... Ажно у тебя мимо тебя люди владеют, и не токмо люди, но мужики торговые, и о наших о государских головах и о честех и о землях прибытка не смотрят, а ищут своих торговых прибытков. А ты пребываешь в своем девическом чину, как пошлая девица…»


Уточню, что слово «пошлый» в языке того времени означало «обыкновенный», но, тем не менее, Иван Васильевич королеву здорово уел, назвав великую королеву обычной девицей, к тому же она болезненно воспринимала намёки на своё затянувшееся девство, о чём царю, несомненно, было известно. Так что и в развитии российской словесности заслуги Ивана Васильевича неоспоримы – именно при нём, и благодаря, в значительной степени, ему же, появился на Руси новый жанр – публицистика
В литературе царь, безусловно, был новатором. Он понимал и ценил юмор. Иногда
писал под псевдонимом "Парфений Уродливый".
Можно ли было при таком царе говорить о застое в культурной и духовной жизни?


Идея установки памятника буквально носилась в воздухе – в 2005 году памятник Иоанну IV хотели установить в городе Любиме Ярославской области, совсем рядом с Вологодской областью. Местная администрация уже готова была оплатить расходы, и воплотить памятник в бронзе брался сам Зураб Церетели, идею установки памятника поддержали и жители городка, впервые упоминаемого в летописях с 1546 года.


Но против установки памятника выступила Ярославская епархия РПЦ МП. Архиепископ Ярославский и Ростовский Кирилл обратился с посланием к губернатору, областному прокурору и главному федеральному инспектору с требованием воспрепятствовать установке памятника царю Иоанну IV.


Архиепископ Кирилл утверждал, что установка памятника приведёт «...к самым непредсказуемым последствиям, ухудшит криминогенную ситуацию в районе...» и может стать «дестабилизирующим фактором». Убоявшись жутиков и ужастиков, представив, как население городка числом меньше 7 тысяч человек возбудится от лицезрения памятника человеку, умершему больше 400 лет назад, и пойдёт крушить в округе всё подряд, идею памятника похерили.


Никто не сносит в Европе памятники королям-убийцам, и соотечественники, и наши историки пишут о них, по крайней мере, почтительно, но только речь заходит об Иване Васильевиче... Брызгая слюной, исходя кровавой пеной начинают рассказывать о совершенно уникальном, исключительном, неповторимом злодее , непревзойдённом тиране и палаче!





Другие статьи в литературном дневнике:

  • 02.08.2015. Самый оболганный царь.