Как Гумилёв Архангельского уделал

Алваст Маэстро Экспромто: литературный дневник

Это письмо Николая Степановича Гумилёва может послужить многим уроком чего нужно избегать при написании стихов.
*************
20 сентября 1910 года, Петербург
версия для печати


* Автор:
Николай Гумилёв
* Адресат:
Александр Архангельский
* Дата:
20 сентября 1910 года


М"илостивый" Г"осударь" Исполняя Вашу просьбу, пишу Вам о Ваших стихах. По моему мненью, они несколько ходульны по мысли, не оригинальны по построенью, эпитеты в них случайны, выраженья и образы неточны. От всех этих недостатков, конечно, легко отделаться, серьезно работая над собой и изучая других поэтов, лучше всего классиков,—но пока Вы не совершили этой работы, вступленье Ваше в печать было бы опасно прежде всего для Вас самих как для начинающего поэта. При сем я посылаю Вам Ваше стихотворенье с детальными примечаньями, которые должны пояснить Вам мою мысль.


В надежде на Ваши будущие успехи


Н. Гумилев


Он стал над землей и горами1
И глянул в бездонную высь.
И Солнце, сжигая лучами2,
Ему прошептало: Молись!


Он ринулся в бездну немую3,
Где змеи в изгибах свились4,
И слышал Он просьбу глухую,
Тревожную просьбу: Молись!


И крикнул Он голосом диким:5
Зачем же мы жить родились?6
Чтоб только молиться безликим?7
— Да! Только молиться. Молись!


1 Земля и горы в данном случае одно и то же.
2 Сжигая кого? Кроме того, на высотах холоднее, чем в низинах.
2 "Немая бездна" — банальна. Вся строчка напыщена.
4 Какие змеи? Почему? Как можно свиваться в изгибах?
5 Дикий голос—заезженный романтизм.
6 "Жить родились" — плеоназм,
7 Великое-Безликое — у Бальмонта. Вряд ли безликих несколько, ведь тогда бы они имели "лик", как различье.
По построению стихотворенье напоминает Бальмонта: "Я спросил у свободного ветра…" и Тютчева: "Восток бледнел…".
*************
20 сентября 1910 года, Петербург
Анатомия стихотворения - это тоже полезно почитать.



Другие статьи в литературном дневнике: