Это нужно знать всем, кто пишет стихиАвтор: Алекс Фо Фонологические (звукосмысловые) ошибки – напротив, могут нисколько не мешать гладкости прочтения, но искажают смысл и логику, вплоть до полной непонятности текста. Они встречаются реже.
1.1. ЖЕСТКОЕ ЗВУКОСОЧЕТАНИЕ – это консонантное скопление, т.е. скопление согласных звуков (разных или одинаковых). Вообще, согласные в принципе не способствуют плавности речи, поэтому желательно перемежать их гласными, чередуя согласные и гласные таким образом, чтобы сочетание двух и более согласных встречалось пореже. Особенно бросается в глаза скопление более чем трех согласных на стыке слов: Мост качается дрожит Вторая строка явно перегружена согласными, и создается ощущение, что поезд таки не мчится вовсе, а ковыляет, спотыкаясь. Рекордное количество согласных на стыке слов, которое мне удалось обнаружить – целых шесть:)) Пучины вод, богатств прекрасных, Русский язык (как орган)) категорически восстает против таких испытаний. При произношении слов, содержащих несколько согласных подряд, мы либо «разрыхляем» скопление гласными («октябырь», «оркестор»), либо просто «глотаем» часть из них – например, кто-нибудь произносит «агенТство»? Да, встречаются такие каверзные слова, которые сами по себе артикуляционно неблагозвучны, но зачем же еще и стыковать их друг с другом? В качестве общей рекомендации процитирую такую: «Если слово заканчивается кратким согласным (Д, Т, К, Г, Б, П), то следующее за ним должно начинаться либо гласным (А, О, У, Ы, И, Э, Я, Ё, Ю, Е), либо протяжным согласным (Р, Л, З, М, Н, С, Х, В, Ш, Щ, Ф, Ж, Ч). И наоборот, если второе слово начинается с краткого согласного, то первое должно заканчиваться гласным или согласным протяжным.»
Мысли и идеи все Под утро снились эти строки, и их сейчас я здесь пишу... © Ииииих! Напишу, так напишу… держите меня семеро… 1.3. Более широким понятием по сравнению со скоплением и зиянием можно считать ЗВУКОВУЮ ТАВТОЛОГИЮ (ТАВТОФОНИЮ) – «вид неблагозвучия, состоящий в случайном или вынужденном повторе звуков и звукосочетаний с определенным интервалом. З.т. становится заметнее в следующих случаях: 1) уменьшение интервала между нагнетаемыми звуками, 2) увеличение количества повторов, 3) позиционная симметризация (наиболее заметны повторы в начале и в конце строк).» © Москвин Если повторяющиеся звуки (слоги) непосредственно стыкуются друг с другом, такой вид тавтофонии носит название БАТТОЛОГИЯ (греч. ;;;;;;;;; – быть косноязычным, заикаться, ;;;;; – слово). На слух он действительно воспринимается как заикающаяся речь: Ребята, взявши в оборот Ей-богу, как в тазике по шпалам – бы-бы-бых… И Вы б согрели б мне кровь бы, Следует учитывать, что слова состоят из букв только на бумаге). А в звучащей речи (которой являются стихи), слова состоят из звуков! Поэтому обязательно произносите то, что пишете, – может обнаружиться (или усугубиться) незаметная визуально тавтофония: И пускай я являюсь всего лишь дождём, Ай-йа-йа-йя-йа-йа-йай, убили негра… Это сладкое слово "свобода"! Очень осторожно надо использовать слоги с Л, а то частенько встречаются сочетания, на которые у меня лично сразу всплывает ассоциация «ой люли, люли…» – и все, стихотворение испорчено. Тем более, «ли» и «и» очень нравятся многим сочинителям своей краткостью – так удобно затыкать дырки в размере)) Люблю ли иль ненавижу? лил лелеющей росой, В следующем примере не просто люли, но еще и многократно тиражированные – типичная тавтофония, которая по совместительству еще и обычная тавтология: Люблю ли, я её не знаю, Приведенные примеры представляют собой иллюстрации т.н. акустического неблагозвучия – т.е. произносятся строки, в принципе, без проблем, а вот на слух – вышеупомянутый ;;;о;. Однако если звуковая тавтология чрезмерно запущенная, может проявляться эффект скороговорки, и неблагозвучие становится еще и артикуляционным (проблемным для произношения). Наконец-то мы с милым женаты,
Распускает руки тишина. Речь ведется о тишине, слабости, ожидании сна – а фонетическая картина совсем иная: прямо-таки засилье агрессивно-грубых сочетаний РД, ПР, ТР, ЖД, РС… Совсем не вяжется с предсонной тишиной.
4. СДВИГ (переразложение, какоэмфатон (;;;о; – «плохой», ;;;;;;;о; – выразительный), какология (;о;;; – «слово») – «акустико-фонетическое явление в художественной речи, преимущественно в стихе, когда конец одного слова и начало следующего за ним или два стоящих рядом коротких слова образуют как бы новое слово, изменяющее смысл фразы; происходит лексическая деформация фразы.» © Квятковский Проще говоря, при сдвиге можно прочитать рядом стоящие слова или их части как новые слова, либо разложить слово на несколько слов с другим значением. В половодье новых чувств, Особенно внимательно нужно относиться к возможным сдвигам в тех случаях, когда стихи готовятся для чтения вслух. Но об этом явно думают редко)) Вот очень яркий примерчик прямо с «фабрики звезд»: В небе над городом В небе над городом – вобла Китая… неплохая тренировка воображения! - Постой, родной, не уходи, Или даже так: И бал ее нежно и страстно Думаю, тут сами догадаетесь, а я вроде как буду соблюдать приличия (хотя бы в серьезных статьях)))
Обычно омофония наблюдается, когда написание слов отличается одной буквой, но это различие практически полностью исчезает при произнесении. Например, всем известную строчку из романса можно воспринимать как кулинарное извращение – «отвари потихоньку калитку…» Люблю поесть, люблю поспать, Розовые ставни скрыли до рассвета и качаясь бегут валы от Баку до Махачкалы… © Ладно, если значение слова хорошо понятно из контекста. Вот как в предыдущем примере – там было предельно ясно, что стихотворение о море и волнах (валах), а не о бедном воловьем караване, измученном долгой перебежкой. Поймешь ли ты, который сыт всегда, В принципе, ничего криминального. Тот кто сыт, не будет драться. Логика железная! Кто ссыт, тот в драку не полезет, ясен пень))) Он сыт.. Душа его урчит в нирване. Случается, что авторы сами путают написание омофонов, так что достаточно просто прочесть, чтобы увидеть иной смысл: Я рот поласкаю корой умерщвленного дуба, Да, умилительно зрелище ЛГ, нежно присосавшегося к дубовому полену…
Школа Поэзии. Лекция 4. Благозвучие и звукопись http://www.stihi.ru/2006/07/14-89 P.S. Авторство приводимых примеров не указывается, чтобы не создавать антирекламы, но если авторы пожелают, это будет сделано по первому требованию) © Copyright: Ангелиночка Иванова, 2021.
Другие статьи в литературном дневнике:
|