Ушел Глеб ПанфиловСнимал сложное, но понятное каждому кино... Народный артист России, режиссер и сценарист Глеб Панфилов умер на 90-м году жизни. Создатель фильмов «Васса», «Начало», «В огне брода нет», «Иван Денисович», «Мать», лауреат всех крупнейших международных смотров (в Локарно, Венецианского, Каннского, Берлинского и Московского кинофестивалей)... Панфилова 11 мая доставили в НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского с инсультом. Несмотря на улучшение состояния (все это время он находился в сознании), ему диагностировали воспаление легких, режиссер находился в больнице. Панфилов лишь на семь месяцев пережил Чурикову, которая была его музой на протяжении полувека и снялась почти во всех его фильмах. Актриса умерла 14 января на 80-м году жизни. Начало карьеры "У меня были замечательные родители. Все то, о чем мы говорили с мамой, с отцом, вошло в меня и стало предметом моих занятий. То, что было в моих родителях, что волновало мою мать и моего отца, то так же сознательно и подсознательно питало и волновало меня. А это драматургия, между прочим, сильная драматургия. Ради этого стоит начинать дело, я имею в виду писать сценарий, потом фильм. Ради этого стоит жить." (Глеб Панфилов, режиссер)
Уже в Свердловске (ныне Екатеринбурге), куда переехала семья, Панфилов увлекся фотографией, но профессионально заниматься этим не стал. После службы в армии он поступил на химический факультет Уральского политехнического института. Окончив в 1957 году вуз, Панфилов успел поработать инженером на химическом заводе, научным сотрудником в НИИ и даже заведующим отделом пропаганды в Свердловском горкоме партии. Казалось, в его карьере четко выстроилась определенная траектория, но решающим в его жизни стал поход на «Летят журавли» Михаила Калатозова в 1958 году.
В 1966 году Панфилов стал штатным режиссером «Ленфильма» и приступил к своему первому полному метру «В огне брода нет». Дебют Панфилова о «святой душе» Тане Теткиной в огне гражданской войны получил главный приз на Международном кинофестивале в Локарно. Критики сравнивали картину с утопическим «Чевенгуром» Андрея Платонова, а ее режиссера поставили в одну линию с отечественными киномэтрами.
Встреча с Чуриковой «Инну увидел в 1966 году по телевизору как лицо девушки, не зная, что за передача, что за девушка. Потом выяснилось, что это Инна Чурикова. Я искал ее — без имени, без отчества и без фамилии. Но не знал, что до этого я прекрасно знал актрису Инну Чурикову: это Марфушка из “Морозко”, это колдунья из фильма “Старшая сестра”. Но у меня не было никакой связи с теми ролями, с теми персонажами, никакой связи с этим лицом девушки, которая меня поразила», — вспоминал он в одном из интервью. «Я только потом оценил ее способность перевоплощаться, полностью меняться, когда и лицо, и глаза — все становится неузнаваемо другим. Она — человек с тысячью лиц», — рассказывал он. После режиссер предложил Чуриковой сыграть главную роль в своем втором фильме «Начало», а вскоре — стать его женой. Чурикова приняла оба предложения.
«Начало» принесло Панфилову в 1971 году «Серебряного льва» — вторую по значимости награду Венецианского кинофестиваля, а также укрепило его репутацию режиссера, снимающего сложное философское кино, но при этом понятное каждому.
Сам Панфилов говорил, что делает только то, что волнует его самого. «Надеюсь, что это может взволновать и зрителя», — в этом, по словам режиссера, и был его секрет успеха.
Работа в театре
Потерей для всего российского кинематографа смерть Панфилова назвали кинематографисты, политики, культурные и общественные деятели. «Пока тяжело поверить», — написала в своем Telegram-канале министр культуры Ольга Любимова, разместив фотографию, на которой она обнимает Панфилова на похоронах Чуриковой в январе.
Вечная и светлая память!..
(По материалам из открытых источников)
© Copyright: Игорь Лебедевъ, 2023.
Другие статьи в литературном дневнике:
|