Ушел Глеб Панфилов

Игорь Лебедевъ: литературный дневник

Снимал сложное, но понятное каждому кино...


Народный артист России, режиссер и сценарист Глеб Панфилов умер на 90-м году жизни. Создатель фильмов «Васса», «Начало», «В огне брода нет», «Иван Денисович», «Мать», лауреат всех крупнейших международных смотров (в Локарно, Венецианского, Каннского, Берлинского и Московского кинофестивалей)...


Панфилова 11 мая доставили в НИИ скорой помощи имени Н. В. Склифосовского с инсультом. Несмотря на улучшение состояния (все это время он находился в сознании), ему диагностировали воспаление легких, режиссер находился в больнице.


Панфилов лишь на семь месяцев пережил Чурикову, которая была его музой на протяжении полувека и снялась почти во всех его фильмах. Актриса умерла 14 января на 80-м году жизни.


Начало карьеры

Глеб Панфилов родился 21 мая 1934 года в Магнитогорске в семье журналиста (в дальнейшем — преподавателя истории партии в Щепкинском театральном училище) и научной сотрудницы. По словам Панфилова, семья жила скромно, но отец и мать очень любили своих детей. Родительскими «коллизиями и жертвенностью», рассказывал режиссер, было в дальнейшем пропитано и его творчество.


"У меня были замечательные родители. Все то, о чем мы говорили с мамой, с отцом, вошло в меня и стало предметом моих занятий. То, что было в моих родителях, что волновало мою мать и моего отца, то так же сознательно и подсознательно питало и волновало меня. А это драматургия, между прочим, сильная драматургия. Ради этого стоит начинать дело, я имею в виду писать сценарий, потом фильм. Ради этого стоит жить."


(Глеб Панфилов, режиссер)



Уже в Свердловске (ныне Екатеринбурге), куда переехала семья, Панфилов увлекся фотографией, но профессионально заниматься этим не стал. После службы в армии он поступил на химический факультет Уральского политехнического института. Окончив в 1957 году вуз, Панфилов успел поработать инженером на химическом заводе, научным сотрудником в НИИ и даже заведующим отделом пропаганды в Свердловском горкоме партии. Казалось, в его карьере четко выстроилась определенная траектория, но решающим в его жизни стал поход на «Летят журавли» Михаила Калатозова в 1958 году.
Режиссер признавался, смена профессии случилась «как в романе». После просмотра экранизации пьесы Виктора Розова Панфилов вышел из кинотеатра «оглушенный» и решил, что будет заниматься кино. Далее последовали создание любительской киностудии — еще в Свердловске, операторский факультет ВГИКа заочно, поступление на высшие режиссерские курсы в Москве.



В 1966 году Панфилов стал штатным режиссером «Ленфильма» и приступил к своему первому полному метру «В огне брода нет». Дебют Панфилова о «святой душе» Тане Теткиной в огне гражданской войны получил главный приз на Международном кинофестивале в Локарно. Критики сравнивали картину с утопическим «Чевенгуром» Андрея Платонова, а ее режиссера поставили в одну линию с отечественными киномэтрами.



Встреча с Чуриковой

«Когда я задумал свой первый фильм — “В огне брода нет” — то никаких глобально-эпохальных задач себе не ставил. Боже упаси! Меня волновала эта девчонка, Таня Теткина», — вспоминал режиссер.
Волновала Панфилова и исполнительница главной роли. С Инной Чуриковой 32-летний Панфилов познакомился, когда искал актрису на роль Тани. В одной из телепередач он заметил девушку с поразительным взглядом и понял, что она идеально подходит. Однако тогда Панфилов не признал в ней актрису Чурикову, которая на тот момент уже заявила о себе.


«Инну увидел в 1966 году по телевизору как лицо девушки, не зная, что за передача, что за девушка. Потом выяснилось, что это Инна Чурикова. Я искал ее — без имени, без отчества и без фамилии. Но не знал, что до этого я прекрасно знал актрису Инну Чурикову: это Марфушка из “Морозко”, это колдунья из фильма “Старшая сестра”. Но у меня не было никакой связи с теми ролями, с теми персонажами, никакой связи с этим лицом девушки, которая меня поразила», — вспоминал он в одном из интервью.
Как шутил Панфилов, тогда он впервые «попался» в ловушку таланта Чуриковой перевоплощаться до неузнаваемости.


«Я только потом оценил ее способность перевоплощаться, полностью меняться, когда и лицо, и глаза — все становится неузнаваемо другим. Она — человек с тысячью лиц», — рассказывал он. После режиссер предложил Чуриковой сыграть главную роль в своем втором фильме «Начало», а вскоре — стать его женой. Чурикова приняла оба предложения.



«Начало» принесло Панфилову в 1971 году «Серебряного льва» — вторую по значимости награду Венецианского кинофестиваля, а также укрепило его репутацию режиссера, снимающего сложное философское кино, но при этом понятное каждому.



Сам Панфилов говорил, что делает только то, что волнует его самого. «Надеюсь, что это может взволновать и зрителя», — в этом, по словам режиссера, и был его секрет успеха.



В конце 1970-х Панфилов перешел на киностудию «Мосфильм», где снял фильм «Тема». Картина затрагивала проблему эмиграции из СССР и долгое время была запрещена к показу. В 1986 году фильм показали и в стране, и за ее пределами. Итогом стал «Золотой медведь» — главный приз Берлинского кинофестиваля. Далее были мелодрама «Валентина» по пьесе Александра Вампилова «Прошлым летом в Чулимске», обладательница золотого приза Московского международного кинофестиваля «Васса» и драматичная «Мать» — последние сняты по произведениям Максима Горького. В 1990 году режиссер получил награду Каннского кинофестиваля за художественный вклад в кинематограф.



Работа в театре

В конце 1980-х Панфилов пришел в театр, поставив «Гамлета» в «Ленкоме». Тут же в 1990-е он поставил пьесы «…Sorry» с Чуриковой, в 2010-е — «Аквитанскую львицу» и «Ложь во спасение». В 2017 году Панфилов сделал Чурикову королевой в Театре Наций — здесь состоялась премьера спектакля «Аудиенция» по пьесе Питера Моргана. Супруга режиссера сыграла в постановке роль британской королевы Елизаветы II.



Последним фильмом Глеба Панфилова стала драма «Иван Денисович», снятая по мотивам рассказа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича». Мировая премьера состоялась на 74-м Международном кинофестивале в Локарно в 2021 году. Исполнитель главной роли бывшего советского военнослужащего, сбежавшего из германского плена и отправленного в ГУЛАГ по обвинению в шпионаже в пользу немецкой разведки, Филипп Янковский получил приз международных независимых кинокритиков. В 2022 году фильм получил приз фестиваля «Золотой эфеб» в Палермо за лучший фильм по мотивам литературного произведения.


Потерей для всего российского кинематографа смерть Панфилова назвали кинематографисты, политики, культурные и общественные деятели. «Пока тяжело поверить», — написала в своем Telegram-канале министр культуры Ольга Любимова, разместив фотографию, на которой она обнимает Панфилова на похоронах Чуриковой в январе.



«Надо помнить — и это главное. Потому что если будем помнить, они будут живы. Это даже не вера — это очевидно. Тут есть что и помнить, и вспомнить», — сказал СМИ народный артист РФ, кинорежиссер Владимир Хотиненко.


Вечная и светлая память!..



(По материалам из открытых источников)




Другие статьи в литературном дневнике: